kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока биологии на тему «Охрана растений в Курской области»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Охрана растений в Курской области»

Задачи:

 1. Познакомить учащихся с редкими и исчезающими растениями                   своего края, с мерами по их охране; рассмотреть основные направления охраны растительного мира.

            2. Воспитать у учащихся чувство любви к родной природе, бережноё           отношение к её богатствам.

             3. Продолжить формирование умения соблюдать правила поведения в природе.

Методы работы:

Индивидуальная, работа в группах; работа с классом.

Оборудование: Схема-карта Курской области, таблицы: редкие растения курской области, «Растения из красной книги», «Охраняемые территории»; рисунки редких и охраняемых растений Курской области, «красная книга», «Правила поведения в природе», открытки редких растений на цветном принтере, схема строения листа.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии на тему «Охрана растений в Курской области»»

Тема: «Охрана растений в Курской области»

Задачи:

1. Познакомить учащихся с редкими и исчезающими растениями своего края, с мерами по их охране; рассмотреть основные направления охраны растительного мира.

2. Воспитать у учащихся чувство любви к родной природе, бережноё отношение к её богатствам.

3. Продолжить формирование умения соблюдать правила поведения в природе.

Методы работы:

Индивидуальная, работа в группах; работа с классом.

Оборудование: Схема-карта Курской области, таблицы: редкие растения курской области, «Растения из красной книги», «Охраняемые территории»; рисунки редких и охраняемых растений Курской области, «красная книга», «Правила поведения в природе», открытки редких растений на цветном принтере, схема строения листа.

Ход работы



I Организация класса на урок

II Изучение нового материала

Цель урока: Сегодня на уроке, ребята, мы познакомимся с основными мероприятиями по охране растительного мира в Курской области; с редкими и исчезающими растениями своего края, которым необходимо чуткое и бережное отношение человека.

Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие. Вернуться домой вы сможете после того как ответите на вопросы, записанные на лепестках ромашки. Итак, не задерживаясь, в путь!

Эпиграфом к нашему уроку является четверостишье М. Пляцковского:

«Не рвите цветы, не рвите…,

Пусть будет нарядной Земля.

А вместо букетов дарите

Васильковые, незабудковые и ромашковые поля».

Наша первая станция – станция «Проверяйка»

Класс делится на несколько групп, которые получают задания. Вам, ребята; необходимо внимательно послушать сообщение, использовать ранее полученные знания и выполнить задания.

«В настоящее время учёными убедительно доказано, что само существование биосферы – живой оболочки Земли теснейшим образом связано и зависит от зелёных растений. Растения в процессе фотосинтеза осуществляют так называемую космическую функцию, которая заключается в консервировании зелёными растениями лучистой энергии солнца в виде богатых энергией органических веществ – углеводов, жиров и белков. А атмосфера – воздушная оболочка Земли появилась и существует тоже благодаря зелёным растениям, выделяющим кислород. Оценивая значение растений, замечательный учёный – физиолог Климент Аркадьевич Тимерязев указывал, что «Растения – посредник между небом и землёй. Он истинный Прометей, похитивший огонь с неба».

I группа: Напомните всем, что такое:

-Биосфера

-Атмосфера

-Какова их роль на планете «Земля»

II группа:

Что подразумевает К.А. Тимирязев под словосочетанием «космическая роль растений»?

III группа:

Почему растения окрашены в зелённый цвет?

Как растения приспособились улавливать солнечный свет?

IV группа: Что такое фотосинтез? По таблице «строения листа» расскажите о нём.

V группа: Какова роль растений в процессе почвообразования и пищевых цепях?

Станция «А знаете ли вы что…»

-Почти миллион лет человечество живёт на планете Земля. Но до последнего времени люди мало задумывались, что все её богатства не вечны, что они нуждаются в защите и бережном отношении. И так хочется сейчас сказать: остановись человек! Хватит безумно, хищнически относится к земле, воде, растениям, животным. Это высшая степень безнравственности – губить мать – природу, которая дала жизнь человечеству.

-Какое же влияние оказывает человек на растения?

-Какой вред наносит человек растениям?

Да, ребята, это проблема очень злободневна. Ведь:

Кромсаем лёд, меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот…

Но мы ещё придём просить прощенья

У этих рек, барханов и болот

У самого гигантского восхода

У самого мельчайшего малька

Пока об этом думать неохото

Пока нам не до этого, пока,

Аэродромы, пирсы и перроны

Леса без птиц и земли без воды

Всё меньше окружающей природы

Всё больше окружающей среды

Оставшись одни, мы не сможем жить. Ведь всё в природе взаимосвязано. Из всего сказанного следует вывод, что необходима система мероприятий по охране природы. Можно говорить об охране растений вообще. Но я считаю, что мы должны хорошо знать родной край, в котором мы живём.

Потому и будем говорить об охране растений в Курской области.

Следующая станция «Географическая»

-Курская область расположена в лесостепной зоне умеренного пояса в центре России. Около 20% её территории занимают естественные природные комплексы – луга, леса, болота, степи. Такое количество природных комплексов может обеспечить нормальную среду для жизни человека. Но вместе с тем 80% территории используется человеком, т.е. процент влияния человека на природу, очень велик. Поэтому проблема охраны окружающей среды в Курской области – одна из самых злободневных. На схеме показаны территории и объекты, охраняемые в Курской области.

Охраняемые территории Курской области.

Памятники природы – 57

  1. Геологические

Отложение морены – Сеймский ледниковый язык – валуны суглинок – Коренево

  1. Степи с реликтовыми растениями

Урочище Сурчины – Горшечное; гладиолусовые луга – с.Карых – Глушково

  1. Леса и лесные культуры

Корыжский и Заболотовский лес – Глушково; Мининская дубрава – Железногорск.

  1. Озёра и болота

оз. Маковье – Коренево; Клюквенник – Суджа; Зоринские болота – Обоянь.

Сады и парки

  1. Дворцово – парковый ансамбль «Марьино»

  2. Парк у с. Воробьёвка – бывшая усадьба Фета – Золотухино.

  3. Парк Лебяжье – Курский район.

Заповедники

Центрально-Чернозёмный имени Алёхина - биосферный; создан в 1935г.

Участки: Стрелецкий, Казацкий, Ямской, Бархаловка, Зоринские болота, Букреевы Бармы.

Красная книга Курской области (178 видов)

  1. Купальница европейская

  2. Венерин башмачок

  3. Ковыль перистый

  4. Медвежий лук

  5. Купена лекарственная

  6. Шпажник

  7. Волчеягодник Юлии

  8. Прострел луговой

А всего подлежит охране 178 видов из 1442 ( по данным красной книги Курской области на 2001 год)

«Красная книга – документ совести человека. Каждая нация перед лицом мира несёт ответственность за сокровища своей природы.» (из международной красной книги)

(Демонстрация Красной книги Курской области и других изданий «По страницам красной книги»)

Наиболее редкие и вымирающие виды растений нуждаются в особом внимании. И роль «Красной книги» огромна. Это сигнал тревоги, призыва к активному действию в защиту редких видов. Она стала символом борьбы за их спасение. А что можете делать Вы – дети. Как вы думаете?

(-Соблюдать правила поведения в природе.

- Всегда помнить слова Радовича:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

-Каждый из вас может создать свою «Красную книгу». Начинается весна(пролеско сибирская, первоцвет весенний, медуница, ландыш майский

Благородное дело охраны национального достояния не прекращалось и в самые тяжёлые годы.

Станция «Историческая»

-Понимание необходимости бережного отношения к природе родной земли присуще человеку издавна. Недаром многие из нынешних особо охраняемых природных территорий включают в себя древние «заповедные» земли. Стрелецкая и Казацкая Степи в конце XVI века были приписаны стрельцам и казакам города Курска, расположенного на границе Русского государства. Они были пожалованы им за верную сторожевую службу и оставались у потомков стрельцов и казаков, когда город уже утратил военное значение, крепость была разобрана, а слободы получили название мещанских. Эти степи всё время использовались под выпас и сенокосные угодья.

Старооскольская Ямская слобода также имела собственные жалованные угодья, которые использовались под выпас и сенокошение. Общинное пользование этими угодьями предотвратило их распашку и способствовало сохранению целины. Благодаря этому в 1935г. был образован Центрально-чернозёмный государственный биосферный заповедник имени Василия Васильевича Алёхина, широко известен как единственный сохранившейся кусочек ландшафта лесостепи Европейского центра России. Позже в состав заповедника были включены с реликтовой растительностью – Баркаловка и Букреевы Бармы и Зоринские болота – где гнездятся водоплавающие и останавливаются перелётные птицы.

Интересным является то обстоятельство, что Центрально-чернозёмный заповедник – единственный в мире, имеющий под охраной и изучением целинные чернозёмы. «Чернозём, взятый не из под плуга или сохи, а в действенной степи, отличается зернистой структурой, он представляет из себя как бы самую лучшую губку, пронизанную мельчайшими порами и пропускающую через себя воздух и воду. В этой-то структуре чернозёма и его главное достоинство» - писал В.В. Докучаев в книге «Русский чернозём».

Основное богатство заповедника – целинные луговые степи, занимающие половину площади. Степи заповедника относятся к типу северных луговых степей и резко отличаются от сухих степей юга. Степная растительность зеленеет и развивается в течение всего лета и не имеет периода покоя, как в южных степях.

Несмотря на то, что площадь заповедника невелика, флора растений превышает 80% флоры курской области. 86 видов растений особенно редки в заповеднике. Из них 5 занесены в Международную красную книгу: - Проломник Козо-Полянского

- Волчеягодник Юлии - Ятрышник шлемоносный - Шиверекия подольская - Пион тонколистный.

Заповедник – это территория или акватория (как Зоринские болота), где полностью запрещена хозяйственная деятельность человека. Всё что находится на территории заповедника строго охраняется.

Гордость нашего края – Центрально-чернозёмный заповедник имени Алёхина, созданный в 1935г.. Как вы думаете почему?

Станция «Экологическая»

1.Сценка

Инсценировка по картине В.М. Васнецова «Три Богатыря»

Илья Муромец(глядя вперед из-под ладони). Эх, полюшко-поле!

Ни живо ни мертво ты стоишь, будто после побоища…

Алёша Попович(кивая на камень). Тут что-то написано.(Читает). Налево пойдёшь – на химзавод попадёшь… Направо пойдёшь – на свалке пропадёшь… Прямо поедешь – на бездорожье костей не соберешь… Ну и заехали мы! (Снимает шлем, вытирает испарины со лба).

Добрыня Никитич (тревожно). Глядите, туча чёрная над степью стелется – не к добру все это! Неужто силы тёмные, поганые, снова на Русь напасть хотят?! Защитим, братцы, землю-матушку от ворогов! Не пощадим живота своего!

Илья Муромец Погоди, не горячись, Добрыня. То не туча ворогов застит небо, а дым из труб химзавода валит.

Алёша Попович А скажи, Илья Муромец, отчего так мертво это поле? Отчего трава на нем пожухла, а птицы улетели?

Илья Муромец Оттого что много лет шла на этом поле битва за урожай. И так за него бились друг с другом нерадивые, что теперь на поле даже бурьян не растёт: всю-то её замучили, землю-матушку, пестицидами да нитратами.

Добрыня Никитич Это что же, зря, значит, мы, богатыри русские, поля да степи эти у ворогов отбивали, кровушкой своей поливали?!

Илья Муромец Нет, не зря, Никитич! А ну-ка, поворачивайте своих коней, поедем к мэру, вече соберем! Видать, опять наше время пришло, богатырское!..

2. Мой проект «Прогулка в лес»

III. Закрепление изученного материала.



Тест №1

Закончите предложения

  1. Редкие и исчезающие растения нашего края…

  2. Заповедники – это…

  3. Центрально-чернозёмный заповедник был образован(когда и кем)…

  4. Роль красной книги заключается в…

  5. О каком цветке идёт речь…

Весёлая…

Невеста молодая

Её одежда белая,

Головка золотая.

Тест №2

Закончите предложения

  1. Заповедник в Курской области(…правильное название).

  2. Многие растения стали редкими потому что…

  3. Заказники – это…

  4. Только наблюдайте за красотой природы, почему?...

  5. Отгадай загадку:

Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный

Из кисти белоснежной…



Ребята, теперь вы знаете, что надо бережно и внимательно относится ко всем растениям, которые нас окружают. И теперь вы мне сами сможете ответить:

Почему эпиграфом к этому уроку послужили слова М. Пляцковского?

Описание – пояснение к редким растениям

Шпажник – редкий вид. Лилово-розовые цветки собраны в однобокие многоцветковые соцветия, грациозно раскачивающиеся на длинных цветоносах среди пёстрого летнего разнотравья. Дикий гладиолус от латинского «малый меч», указывающий на форму листьев.



Венерин башмачок – исчезающий вид. Род венерин башмачок является самым древним в семействе орхидных. О башмачках сложены легенды, связанные с богиней красоты – Венеры. Не опылённые цветки сохраняют свою яркость и свежесть в течение месяца. Как и у всех орхидей очень сложная биология развития. Цветение наступает только через 15-17 лет.

Прострел луговой (семейство лютиковые), по – видимому, исчезнувший вид. Стебли и листья с нижней стороны сильно опушенные. Цветки и листья появляются одновременно. Может цвести дважды – в июне и осенью.

Ятрышник – растение, под угрозой исчезновения. Это наша северная орхидея. Цветки светло-фиолетовые или розово-пурпурные, душистые. Цветки напоминают старинный шлем война. Растёт на сырых лугах, опушках, по берегам рек и лесных полянах.

Лук медвежий – редкий реликтовый вид. Удивительно и красива черемша. Медвежий Лук образует настоящие заросли, увидеть их можно только в мае-июне. Это недолговечное растение, которое само себя охраняет. Листья рано отмирают, а луковицы остаются в почве.

В красе цветочного убора,

Когда вокруг весна царит,

Среди других цветов нам Флора

Тебя, купальница, дарит.

Простой, хорошенький дичок,

Ты деревенская простушка,

Но, всё же миленький цветок.

Волчеягодник боровой – редкий реликтовый вид. Зимне-зелёный карликовый кустарничек, деревянистые веточки которого усажены узкими жёсткими листьями. Цветки душистые, сиренево-розовые. Живёт свыше 200 лет.

На изумрудном коромысле,

В тени берёз, осин иль ив,

Кувшины белые повисли,

Светло-зелёный рай склонив.

Листами длинными покрыты,

Струя миндальный аромат

Из-под тенистой их защиты

Они задумчиво глядят.

В своей мечтательности скромной

Купена, неги ты полна!

В тебе со всей любовью томной

Краса вечны отражена.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока биологии на тему «Охрана растений в Курской области»

Автор: Иванова Людмила Евгеньевна

Дата: 13.11.2016

Номер свидетельства: 358345

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства