Конспект урока биологии на тему «Охрана растений в Курской области»
Конспект урока биологии на тему «Охрана растений в Курской области»
Тема: «Охрана растений в Курской области»
Задачи:
1. Познакомить учащихся с редкими и исчезающими растениями своего края, с мерами по их охране; рассмотреть основные направления охраны растительного мира.
2. Воспитать у учащихся чувство любви к родной природе, бережноё отношение к её богатствам.
3. Продолжить формирование умения соблюдать правила поведения в природе.
Методы работы:
Индивидуальная, работа в группах; работа с классом.
Оборудование: Схема-карта Курской области, таблицы: редкие растения курской области, «Растения из красной книги», «Охраняемые территории»; рисунки редких и охраняемых растений Курской области, «красная книга», «Правила поведения в природе», открытки редких растений на цветном принтере, схема строения листа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии на тему «Охрана растений в Курской области»»
Тема: «Охрана растений в Курской области»
Задачи:
1. Познакомить учащихся с редкими и исчезающими растениями своего края, с мерами по их охране; рассмотреть основные направления охраны растительного мира.
2. Воспитать у учащихся чувство любви к родной природе, бережноё отношение к её богатствам.
3. Продолжить формирование умения соблюдать правила поведения в природе.
Методы работы:
Индивидуальная, работа в группах; работа с классом.
Оборудование: Схема-карта Курской области, таблицы: редкие растения курской области, «Растения из красной книги», «Охраняемые территории»; рисунки редких и охраняемых растений Курской области, «красная книга», «Правила поведения в природе», открытки редких растений на цветном принтере, схема строения листа.
Ход работы
I Организация класса на урок
II Изучение нового материала
Цель урока: Сегодня на уроке, ребята, мы познакомимся с основными мероприятиями по охране растительного мира в Курской области; с редкими и исчезающими растениями своего края, которым необходимо чуткое и бережное отношение человека.
Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие. Вернуться домой вы сможете после того как ответите на вопросы, записанные на лепестках ромашки. Итак, не задерживаясь, в путь!
Эпиграфом к нашему уроку является четверостишье М. Пляцковского:
«Не рвите цветы, не рвите…,
Пусть будет нарядной Земля.
А вместо букетов дарите
Васильковые, незабудковые и ромашковые поля».
Наша первая станция – станция «Проверяйка»
Класс делится на несколько групп, которые получают задания. Вам, ребята; необходимо внимательно послушать сообщение, использовать ранее полученные знания и выполнить задания.
«В настоящее время учёными убедительно доказано, что само существование биосферы – живой оболочки Земли теснейшим образом связано и зависит от зелёных растений. Растения в процессе фотосинтеза осуществляют так называемую космическую функцию, которая заключается в консервировании зелёными растениями лучистой энергии солнца в виде богатых энергией органических веществ – углеводов, жиров и белков. А атмосфера – воздушная оболочка Земли появилась и существует тоже благодаря зелёным растениям, выделяющим кислород. Оценивая значение растений, замечательный учёный – физиолог Климент Аркадьевич Тимерязев указывал, что «Растения – посредник между небом и землёй. Он истинный Прометей, похитивший огонь с неба».
I группа: Напомните всем, что такое:
-Биосфера
-Атмосфера
-Какова их роль на планете «Земля»
II группа:
Что подразумевает К.А. Тимирязев под словосочетанием «космическая роль растений»?
III группа:
Почему растения окрашены в зелённый цвет?
Как растения приспособились улавливать солнечный свет?
IV группа: Что такое фотосинтез? По таблице «строения листа» расскажите о нём.
V группа: Какова роль растений в процессе почвообразования и пищевых цепях?
Станция «А знаете ли вы что…»
-Почти миллион лет человечество живёт на планете Земля. Но до последнего времени люди мало задумывались, что все её богатства не вечны, что они нуждаются в защите и бережном отношении. И так хочется сейчас сказать: остановись человек! Хватит безумно, хищнически относится к земле, воде, растениям, животным. Это высшая степень безнравственности – губить мать – природу, которая дала жизнь человечеству.
-Какое же влияние оказывает человек на растения?
-Какой вред наносит человек растениям?
Да, ребята, это проблема очень злободневна. Ведь:
Кромсаем лёд, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот…
Но мы ещё придём просить прощенья
У этих рек, барханов и болот
У самого гигантского восхода
У самого мельчайшего малька
Пока об этом думать неохото
Пока нам не до этого, пока,
Аэродромы, пирсы и перроны
Леса без птиц и земли без воды
Всё меньше окружающей природы
Всё больше окружающей среды
Оставшись одни, мы не сможем жить. Ведь всё в природе взаимосвязано. Из всего сказанного следует вывод, что необходима система мероприятий по охране природы. Можно говорить об охране растений вообще. Но я считаю, что мы должны хорошо знать родной край, в котором мы живём.
Потому и будем говорить об охране растений в Курской области.
Следующая станция «Географическая»
-Курская область расположена в лесостепной зоне умеренного пояса в центре России. Около 20% её территории занимают естественные природные комплексы – луга, леса, болота, степи. Такое количество природных комплексов может обеспечить нормальную среду для жизни человека. Но вместе с тем 80% территории используется человеком, т.е. процент влияния человека на природу, очень велик. Поэтому проблема охраны окружающей среды в Курской области – одна из самых злободневных. На схеме показаны территории и объекты, охраняемые в Курской области.
А всего подлежит охране 178 видов из 1442 ( по данным красной книги Курской области на 2001 год)
«Красная книга – документ совести человека. Каждая нация перед лицом мира несёт ответственность за сокровища своей природы.» (из международной красной книги)
(Демонстрация Красной книги Курской области и других изданий «По страницам красной книги»)
Наиболее редкие и вымирающие виды растений нуждаются в особом внимании. И роль «Красной книги» огромна. Это сигнал тревоги, призыва к активному действию в защиту редких видов. Она стала символом борьбы за их спасение. А что можете делать Вы – дети. Как вы думаете?
(-Соблюдать правила поведения в природе.
- Всегда помнить слова Радовича:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
-Каждый из вас может создать свою «Красную книгу». Начинается весна(пролеско сибирская, первоцвет весенний, медуница, ландыш майский
Благородное дело охраны национального достояния не прекращалось и в самые тяжёлые годы.
Станция «Историческая»
-Понимание необходимости бережного отношения к природе родной земли присуще человеку издавна. Недаром многие из нынешних особо охраняемых природных территорий включают в себя древние «заповедные» земли. Стрелецкая и Казацкая Степи в конце XVI века были приписаны стрельцам и казакам города Курска, расположенного на границе Русского государства. Они были пожалованы им за верную сторожевую службу и оставались у потомков стрельцов и казаков, когда город уже утратил военное значение, крепость была разобрана, а слободы получили название мещанских. Эти степи всё время использовались под выпас и сенокосные угодья.
Старооскольская Ямская слобода также имела собственные жалованные угодья, которые использовались под выпас и сенокошение. Общинное пользование этими угодьями предотвратило их распашку и способствовало сохранению целины. Благодаря этому в 1935г. был образован Центрально-чернозёмный государственный биосферный заповедник имени Василия Васильевича Алёхина, широко известен как единственный сохранившейся кусочек ландшафта лесостепи Европейского центра России. Позже в состав заповедника были включены с реликтовой растительностью – Баркаловка и Букреевы Бармы и Зоринские болота – где гнездятся водоплавающие и останавливаются перелётные птицы.
Интересным является то обстоятельство, что Центрально-чернозёмный заповедник – единственный в мире, имеющий под охраной и изучением целинные чернозёмы. «Чернозём, взятый не из под плуга или сохи, а в действенной степи, отличается зернистой структурой, он представляет из себя как бы самую лучшую губку, пронизанную мельчайшими порами и пропускающую через себя воздух и воду. В этой-то структуре чернозёма и его главное достоинство» - писал В.В. Докучаев в книге «Русский чернозём».
Основное богатство заповедника – целинные луговые степи, занимающие половину площади. Степи заповедника относятся к типу северных луговых степей и резко отличаются от сухих степей юга. Степная растительность зеленеет и развивается в течение всего лета и не имеет периода покоя, как в южных степях.
Несмотря на то, что площадь заповедника невелика, флора растений превышает 80% флоры курской области. 86 видов растений особенно редки в заповеднике. Из них 5 занесены в Международную красную книгу: - Проломник Козо-Полянского
Заповедник – это территория или акватория (как Зоринские болота), где полностью запрещена хозяйственная деятельность человека. Всё что находится на территории заповедника строго охраняется.
Гордость нашего края – Центрально-чернозёмный заповедник имени Алёхина, созданный в 1935г.. Как вы думаете почему?
Станция «Экологическая»
1.Сценка
Инсценировка по картине В.М. Васнецова «Три Богатыря»
Алёша Попович(кивая на камень). Тут что-то написано.(Читает). Налево пойдёшь – на химзавод попадёшь… Направо пойдёшь – на свалке пропадёшь… Прямо поедешь – на бездорожье костей не соберешь… Ну и заехали мы! (Снимает шлем, вытирает испарины со лба).
Добрыня Никитич (тревожно). Глядите, туча чёрная над степью стелется – не к добру все это! Неужто силы тёмные, поганые, снова на Русь напасть хотят?! Защитим, братцы, землю-матушку от ворогов! Не пощадим живота своего!
Илья Муромец Погоди, не горячись, Добрыня. То не туча ворогов застит небо, а дым из труб химзавода валит.
Алёша Попович А скажи, Илья Муромец, отчего так мертво это поле? Отчего трава на нем пожухла, а птицы улетели?
Илья Муромец Оттого что много лет шла на этом поле битва за урожай. И так за него бились друг с другом нерадивые, что теперь на поле даже бурьян не растёт: всю-то её замучили, землю-матушку, пестицидами да нитратами.
Добрыня Никитич Это что же, зря, значит, мы, богатыри русские, поля да степи эти у ворогов отбивали, кровушкой своей поливали?!
Илья Муромец Нет, не зря, Никитич! А ну-ка, поворачивайте своих коней, поедем к мэру, вече соберем! Видать, опять наше время пришло, богатырское!..
2. Мой проект «Прогулка в лес»
III. Закрепление изученного материала.
Тест №1
Закончите предложения
Редкие и исчезающие растения нашего края…
Заповедники – это…
Центрально-чернозёмный заповедник был образован(когда и кем)…
Роль красной книги заключается в…
О каком цветке идёт речь…
Весёлая…
Невеста молодая
Её одежда белая,
Головка золотая.
Тест №2
Закончите предложения
Заповедник в Курской области(…правильное название).
Многие растения стали редкими потому что…
Заказники – это…
Только наблюдайте за красотой природы, почему?...
Отгадай загадку:
Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный
Из кисти белоснежной…
Ребята, теперь вы знаете, что надо бережно и внимательно относится ко всем растениям, которые нас окружают. И теперь вы мне сами сможете ответить:
Почему эпиграфом к этому уроку послужили слова М. Пляцковского?
Описание – пояснение к редким растениям
Шпажник – редкий вид. Лилово-розовые цветки собраны в однобокие многоцветковые соцветия, грациозно раскачивающиеся на длинных цветоносах среди пёстрого летнего разнотравья. Дикий гладиолус от латинского «малый меч», указывающий на форму листьев.
Венерин башмачок – исчезающий вид. Род венерин башмачок является самым древним в семействе орхидных. О башмачках сложены легенды, связанные с богиней красоты – Венеры. Не опылённые цветки сохраняют свою яркость и свежесть в течение месяца. Как и у всех орхидей очень сложная биология развития. Цветение наступает только через 15-17 лет.
Прострел луговой (семейство лютиковые), по – видимому, исчезнувший вид. Стебли и листья с нижней стороны сильно опушенные. Цветки и листья появляются одновременно. Может цвести дважды – в июне и осенью.
Ятрышник – растение, под угрозой исчезновения. Это наша северная орхидея. Цветки светло-фиолетовые или розово-пурпурные, душистые. Цветки напоминают старинный шлем война. Растёт на сырых лугах, опушках, по берегам рек и лесных полянах.
Лук медвежий – редкий реликтовый вид. Удивительно и красива черемша. Медвежий Лук образует настоящие заросли, увидеть их можно только в мае-июне. Это недолговечное растение, которое само себя охраняет. Листья рано отмирают, а луковицы остаются в почве.
В красе цветочного убора,
Когда вокруг весна царит,
Среди других цветов нам Флора
Тебя, купальница, дарит.
Простой, хорошенький дичок,
Ты деревенская простушка,
Но, всё же миленький цветок.
Волчеягодник боровой – редкий реликтовый вид. Зимне-зелёный карликовый кустарничек, деревянистые веточки которого усажены узкими жёсткими листьями. Цветки душистые, сиренево-розовые. Живёт свыше 200 лет.