Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии "Его величество корень"»
План-конспект урока
по дисциплине «Биология» (6 класс)
Урок – исследование «Его величество КОРЕНЬ»
Цель урока:
образовательная:
- сформировать представление о функциях корня, видах корней, строении и образовании корневых систем;
воспитательная:
- формирование навыков организации своей работы и сотрудничества;
развивающая:
- развитие познавательных интересов, практических умений применять на практике полученные теоретические знания по распознаванию и определению корней, корневых систем и корнеплодных растений, умения анализировать, обобщать, делать выводы.
Задачи урока:
- овладеть новыми понятиями и терминами;
- развивать практические умения работы со схемами, рисунками, моделями, гербариями и живыми объектами.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Методы:
репродуктивный, объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, исследовательский
лабораторное - проростки фасоли и луковицы репчатого лука с развитыми корнями, модели корневой системы одуванчика (на каждый стол), гербарий “Типы корневых систем”, салфетки.
Межпредметные связи:
литература, русский язык, информатика, физкультура.
Образовательные результаты, которые буду достигнуты учащимися
Личностные:
- целостное представление понятий "корень - орган", "корневая система",
- формирование практических навыков в ходе работы с раздаточным материалом,
- формирование навыков сотрудничества.
Предметные:
- освоение доступных способов изучения строения органов растения с получением информации из разных источников.
Метапредметные:
познавательные:
- умение работать со схемами, таблицами,
- умение анализировать, обобщать, делать выводы;
коммуникативные:
- умение работать в парах;
регулятивные:
- умение организовывать свою работу, оценивать учебные результаты.
Ход урока.
1.Орг. момент.
-Здраствуйте, я рада приветствовать вас и гостей на нашем уроке. «Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» сказал однажды французский писатель Анатоль Франс. Давайте сегодня на уроке мы будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, с большим желанием поглощать знания, ведь они пригодятся в вашей дальнейшей жизни.
Девиз урока: “Поменьше учителя – побольше ученика”. Как вы понимаете эти слова?
2.Изучение нового материала.
Ребята! Сегодня у нас необычный урок, в ходе которого вы будете выступать в роли исследователей. А что будет объектом нашего исследования, мы узнаем из видеофрагмента фильма.
Маршрут выбран не случайно, нас на него подтолкнул учитель литературы. Которая задала нам вопрос, а мы попробуем на него ответить
Я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент, а далее будем беседовать по его содержанию. (Демонстрация видеофрагмента Ивана Андреевича Крылова «Свинья под дубом»). Вы узнали это произведение?
Тема нашего урока «Его величество корень». Цель урока – познакомиться с корнем как функциональной системой»
Прав ли ворон, утверждая, что свинья вредит дереву? Почему растение не может существовать без корней? Какова роль корня в жизни растения? (Обсуждение с обучающимися)
Расскажите мне, что вы уже знаете о корнях и что нам пригодится из имеющихся знаний
для их изучения.
Используя ваши знания, давайте определим функции, который выполняет корень? Я вам дам несколько подсказок:
- У меня в руках комнатное растение в цветочном горшке. Я хочу его убрать из цветочного горшка, но мне очень трудно. Почему?
- Назовите функцию корня, помешавшую деду из сказки «Репка» вырвать репку из почвы. Ради какой функции корня дед выращивал репку?( (Закрепление растений в почве)
- Без корней расти и жить не станут
Как ни тонок, не приметен
Под землею корешок
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!
- Какую функцию корня можно выделить? (питание)
- Народная мудрость гласит «Кто хочет победить сорняки, должен воевать с корнями». Почему так говорят? (если мы не вырвем корень полностью, вместо одного растения может появиться несколько).
Следующая функция корня -вегетативное размножение)
- На столах морковь, попробуйте на вкус. Она сладкая, сочная. Какую еще функцию выполняет корень?
(запас питательных веществ).
Учитель: - А сейчас, я вам задаю проблемный вопрос: Почему человек при строительстве дома, много внимания уделяет закладке фундамента, делая его глубоким и крепким?
Ответы учащихся: Фундамент в доме выполняет функцию корня в растении, чем он глубже и прочнее, тем будет устойчивее дом.
Учитель. Какой вывод напрашивается сам собой?
Верно! Корень - это важный орган. Запишем в тетрадь его основные функции (работа с тетрадью и текстом учебника)
Функции корней
Почвенное питание
Закрепление
Накопление веществ
Вегетативное размножение
Корень обеспечивает почвенное питание, растение получает воду и растворённые в ней минеральные вещества.
Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его.
В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества (например, корнеплоды).
Корни могут выполнять функцию вегетативного размножения (например, корнеотпрысковые растения).
-А что же такое корень? Как вы объясните?
КОРЕНЬ - Это осевой орган высшего растения (в отличие от побега на корне никогда не возникает листьев). С помощью этого органа происходит минеральное питание. Корень необходим для закрепления растения в почве, для хранения питательных веществ и вегетативного размножения. От побега корень отличается отсутствием листьев и почек.
3. – Как должен быть устроен корень, чтобы выполнить эти функции?
Проверка домашнего задания Внутреннее строение корня. Поглощение воды, воздуха и минеральных веществ осуществляется не всей поверхностью корня.
Видео
Виды корней
В состав корневой системы входят корни разной морфологической природы: главный, боковые и придаточные..
Корни, образующиеся на стеблях, а у некоторых растений и на листьях, называют придаточными.
От главного и придаточных корней отходят боковые корни.
При прорастании семени первым развивается зародышевый корешок. Он превращается в главный корень.
Главный корень развивается из корешка зародыша. В течение жизни от главного корня отходят боковые корни, приблизительно сходные между собой по строению.
В состав корневой системы входят также придаточные корни, развивающиеся из основания побега, они тоже могут давать боковые корни. Корни растут в течение всей жизни растения. Рост корня осуществляется посредством деления и растяжения клеток, находящихся на верхушке (кончике) корня. Все корни нарастают верхушкой. Рост корня всегда направлен вниз. В этом выражается чувствительность растения к земному притяжению. Такое явление получило название геотропизм – “тяга, поворот к земле”. Поворот корня в сторону нужных ему минеральных веществ называется хемотропизмом
Лабораторная работа № 1 «Виды корней»
1 ученик. Работа с электронным микроскопом (Рассматривают корень семени фасоли, делают фото)
2 ученик Работа с раздаточным материалом (гербарий, натуральные объекты)
Далее учитель предлагает рассмотреть типы корней на живых экземплярах и найти главный корень, придаточные корни, боковые. Рассказывает, что придаточные корни развиваются от стебля, боковые корни от главного корня. Ученики рассматривают живые экземпляры растений: луковицу лука репчатого, черенки традесканции, а также выкопанные из горшочков молодые растения герани.
Вопрос классу: Чем отличаются корни друг от друга? Откуда отрастают придаточные и боковые корни? Из чего развивается главный корень? (это промежуточный контроль знаний).
Ребята! Подумайте! Ребята, что произойдёт с растением, если повредить кончик корня и как можно увеличить число корней у растения? С какой целью проводят окучивание некоторых сельскохозяйственных культур? Например, таких как капуста, картофель. (Вопрос способствует развитию мышления)
Окучивание – присыпание землей нижней части стебля
Пикировка- это отщипывание кончика главного корня с помощью специальной палочки «пики
Учитель продолжает вести урок, рассказывает о размерах корней, обращая внимание учащихся на гербарные экземпляры растений, рисунки в учебнике (верблюжья колючка, цикорий, овес). (Рисунок 2)
Учитель. В зависимости от местных условий корневые системы растений располагаются по-разному. На равнине корни обычно растут в глубину. У горных растений - проникают в трещины, расширяют их и разрушают скалы. В песчаной пустыне вместо земли песок, но и к этим условиям приспособились растения. У кустарника джузгуна корни тянутся вдоль поверхности песков на 20 м. Как бы ни бушевала буря, корневая система держит растение, как якорь. А ещё корень ищет в почве и доставляет растению необходимые вещества. У верблюжьей колючки в пустыне корни уходят на глубину до 15 м., достигая грунтовых вод.
На протяжении всей жизни у растения образуются новые корни и растут старые.
Совокупность всех корней растения называется корневой системой
Ребята, посмотрите на корни растений и ответьте на вопрос, все ли корневые системы одинаковы?
Нет, конечно. Корневая система бывает двух типов: стержневая и мочковатая.
Корневую систему, в которой сильнее всех развит похожий на стержень главный корень, называют стержневой. Она состоит из главного и боковых корней. Стержневую корневую систему имеет большинство двудольных растений, например, щавель, морковь, свёкла и др. Обычно стержневая корневая система хорошо видна только у молодых, выросших из семян двудольных растений. У многолетних растений часто главный корень отмирает, а от стебля отрастают придаточные корни.
У растений с мочковатой корневой системой невозможно выделить главный корень. Он недостаточно развит или рано отмирает. Мочковатая корневая система состоит из придаточных и боковых корней. Она характерна для однодольных растений: пшеницы, ячменя, лука, чеснока и др.
С целью выработки практических умений закрепления и углубления знаний по теме “Виды корней и типы корневых систем” проводится лабораторная работа №2.
Лабораторная работа №2
“Изучение строения стержневой и мочковатой корневой системы”
Задание.
Рассмотреть предложенные гербарии корневых систем растений, найти: главный, придаточные, боковые корни.
Отобрать гербарии растений со стержневой, а затем с мочковатой корневой системой. Сравнить их, найти черты сходства и различия.
Зарисуйте растения, имеющие стержневую и мочковатую корневые системы. Подпишите названия типов корней и корневых систем. (Учащиеся зарисовывают увиденные на гербарии растения)
Приведите свои примеры растений имеющие стержневую и мочковатую корневую систему.
Сделайте вывод о видах корней и типах корневых систем.
Закрепление В некотором царстве, в растительном государстве в деревеньке «Одуванчиково» жил был паренек по имени Корешок. Жил - не тужил, вместе со своей семьей корневой системой. Но пришёл в деревню сильный ветер, который перепутал корешки и разбросал их по всему свету.
Вспомните, какую роль выполняет корень?
- корень удерживает растение в вертикальном положении;
-запасает вещества;
- добывает из почвы растворенные в воде минеральные вещества
Ребята, при изучении корневых систем растений мы выделили две основные, вспомните, какие?
-Мочковатую и стержневую.
Хорошо. А кто может сказать, что явилось основной причиной изменения строения корня?
- Я думаю почва.
- Я считаю, что основным изменением корня и егоусложнением стали условия, в которых растет растение.
Все верно. Вот такие изменения, которые влияют на корень, ведут к его внешнему изменению, получили название – видоизменений. Таким образом, тема нашего урока будет называться «Видоизменения корней».
Раз на корень влияют различные факторы среды, то внешнее и внутренне строение корня будет изменяться, он будет длиннее в засушливых пустынях, короче во влажной почве.
Сейчас мы с вами рассмотрим, как же изменились корни некоторых растений. Учащиеся самостоятельно работают с учебником. Их задачей является: найти виды видоизмененных корней. На выполнение задачи учащимся дается не более пяти минут.
После самостоятельной работы с учебником, учащимся предлагается в очередном порядке выписать виды корней на доску.
Разросшийся главный корень с запасом питательных веществ
Морковь, свекла, репа
Ребята, мы с вами исследовали очень много материала. Теперь нам необходимо его закрепить. Я предлагаю выполнить задания из КИМа ОГЭ
Первичное закрепление знаний, Задания ОГЭ
1 вариант.
1.Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.
1. У одуванчика корневая система стержневая.
2. Главный корень развивается из корешка зародыша.
3. У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень.
4. Всё, что у растения находится в почве, - это корни.
5. Придаточные корни образуются не только на стеблях, но и на листьях некоторых растений.
6. У пшеницы корневая система мочковатая.
2. Закончите предложения.
1. Через корень растение получает из почвы … и ….
2. Если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных других корней, то корневая система называется….
3. Все корни растения составляют его ….
4. На главном корне и придаточных корнях развиваются … корни.
5. Корень растёт в длину своей ….
2 вариант.
1. Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.
1. Боковые корни развиваются на нижней части стебля.
2. На черенке тополя, поставленном в воду, развиваются придаточные корни.
3. Боковые корни, в отличие от главного, не ветвятся.
4. У одуванчика корневая система стержневая.
5. Придаточные корни образуются только на главном корне.
6. Главный корень хорошо заметен в корневой системе фасоли.
2. Закончите предложения.
1. В корневой системе одуванчика хорошо выражен … корень.
2. Кончик корня покрыт ….
3. Корневая система пшеницы называется….
4. Боковые корни развиваются как на … корне, так и на … корнях.
5. Главный корень развивается из…….
Затем учитель собирает тесты. Каждый ученик получает индивидуальную оценку. Учитель проверяет тесты и сообщает оценки на следующем уроке, объясняет ошибки и корректирует знания учащихся.
ВЫВОД Не имеет хлоропластов, нет листьев;
Закрепляет растение в почве;
Имеет неограниченный рост;
Доставляет воду и растворенные минеральные вещества из почвы к стеблю и листьям ( это называется восходящий поток веществ);
Запасает питательные вещества;
Вегетативное размножение растения;
Учитель даёт анализ и оценку успешности деятельности учащихся на уроке, сообщает оценки за работу наиболее активных учащихся, выставляет их в журнал и дневники учащихся.
Учитель подводит итоги урока:
-Ребята, мы выполнили задачу урока?
-Всё ли нам удалось сделать сегодня на уроке?
- Было ли вам интересно?
6. Домашнее задание – 2 мин.
1. Изучить параграф 13, знать основные понятия.
2. Написать эссе на тему:
“Как ни тонок, неприметен Под землёю корешок, Но не может жить на свете Без него любой цветок!”
3. Вырастить несколько растений фасоли и провести пикировку, а 3 растения оставить без изменений.
Посадить растения в ящик для рассады, поставить на подоконник и поливать. Через 2 недели выкопать растения и сравнить их корневую систему. Какие изменения произошли с корневой системой пикированной рассады? Как вы это объясните? Загербаризировать результат опыта и отдать учителю для кабинета биологии.
Оценка
Учитель даёт анализ и оценку успешности деятельности учащихся на уроке, сообщает оценки за работу наиболее активных учащихся. Каждый ученик получает индивидуальную оценку, которая выставляется в журнал и дневники учащихся.
И в завершении урока, я хотела бы вам прочитать стихотворение о важности корней.
М. Голицын КОРНИ.
Вспомни, мой друг, как по лесу шагая Торной тропинкой средь тихих берез, Сам того часто не замечая, Топчешь ты корни. Мне жаль их до слез.
Корни, как речки, ручьи дождевые, Влагу несущие морю листвы, Корни, как руки, как пальцы живые Держат мать-землю в объятьях своих.
Корни, как вены, набухшие соком, Жизнь сердцевине деревьев несут, Корни, как мысли, что огненным током Вечно штурмуют познанья редут.
...Коль ты далек от таких рассуждений И сантиментам таким не сродни, Вспомнив, однажды, про корни растений, Не забывай, что живые они.
И никогда не топчи эти корни - Корни деревьев и корни морей, Корни традиции и силы народной, Корни России - моей и твоей.
ПРИЛОЖЕНИЕ
СКАЗКА О СКРОМНОЙ ПШЕНИЦЕ. Прочитайте сказку ответе на вопросы.
Однажды в солнечный денек в огород к одной хозяйке залетели два зернышка: пшеницы и лютика. Они укрепились в земле и начали потихоньку расти. Дождик их поливал, а солнышко согревало. Все было хорошо до тех пор, пока лютика не появилась желтая шапочка с блестящими лепесточками. Лютик возомнил, что ему по красоте нет равных, и начал обижать пшеницу. У лютика был длинный в толстый главный корень, похожий на стержень, который отбирал пшеницы воду и минеральные вещества. Листья лютика выросли большие и стали загораживать пшенице свет. Скромная пшеница, молча, терпела обиду соседа-выскочки. Корешки у нее были тонкими и маленькими, но благодаря их большому количеству она успевала набирать немного воды. Лишь бы дождь поливал. Ее корешки постепенно расползлись по поверхности почвы и стали похожи на мочалку.
“Ах, как же я не заметила такой огромный сорняк!” — воскликнула хозяйка огорода и выдернула лютик из почвы вместе с его большим корнем. А пшеницу оставила. Расправила пшеница свой стебелек, причесалась, заплела косичку и заколосилась, вытягиваясь к ласковому солнышку.
Какой тип корневой системы у лютика?
В чем его преимущество?
Какой тип корневой системы имеет пшеница?
Прочитайте сказку «Дружное семейство», ответьте на вопросы.
Жил-был один корень-старик по имени Главный. Звали его так потому, что он был толстый и крепкий, выделялся на фоне своих родственников, которых было много. Те, что росли от стебля, называли себя Придаточными. Те, что отходили от Главного корня, составляли семью корней Боковых. У всех корешков на голове была каска, которая называлась чехликом. И когда корешки пробирались глубже в землю, чехлик предохранял их от повреждений. Под чехликом корешки прятали свой самый нежный участок зону деления. Клетки здесь все время делятся пополам, и их количество увеличивается. Затем, в следующей зоне — зоне роста
— они вытягиваются в длину. Вот так: головой вниз и вперед двигаются все родственники Главного корня, да и он сам тоже. Благодаря такому строению корень все время продвигается в почве в поисках воды и минеральных веществ. А попадают они в корень через зону всасывания самую красивую, зону. Здесь находятся тоненькие ручки корней — корневые волоски. Их насчитывается огромное количество, ведь воды растениям требуется много. Все, что добывают корневые волоски, поступает через зону проведения ко всем органам растения. Так и живут дружные родственники корни.
Вопросы. а) Что автор сказки называет «каской»? Каково ее значение?
б) Какая зона корня прячется под чехликом? Что происходит с ее клетками?
в) Назовите по порядку другие зоны корня. Какую из них и почему называют «пушистой»?
г) Объясните, как вы понимаете название сказки «дружное семейство».