Конспект урока с элементом ролевых игр на тему "Фотосинтез" 6класс. ФГОС,
Конспект урока с элементом ролевых игр на тему "Фотосинтез" 6класс. ФГОС,
Задачи урока:
продолжить формирование понятия о способах питания растений;
познакомить учащихся с воздушным питанием растений;
раскрыть понятие «фотосинтез»; показать, что свет — необходимое условие протекания фотосинтеза, раскрыть роль хлоропластов и хлорофилла в образовании органических веществ;
выявить приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза;
сформировать знания об условиях протекания фото синтеза, опытным путём доказать способность листьев поглощать углекислый газ и выделять кислород на свету.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: учащиеся знакомятся со способом получения растением веществ, необходимых для питания, из воздуха; с условиями протекания фотосинтеза, ролью хлоропластов и хлорофилла в образовании органических веществ.
Метапредметные: учащиеся учатся проводить простейшие биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности в клетках растений, фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов.
Личностные: у учащихся формируется научное миро воззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений.
Основные понятия урока: фотосинтез, хлорофилл, хлоропласты, органические вещества.
Деятельность учащихся: сотрудничество с одноклассниками при обсуждении виртуального опыта, решение проблемных вопросов, работа в тетради, работа в парах при составлении схемы, работа в группах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока с элементом ролевых игр на тему "Фотосинтез" 6класс. ФГОС,»
Урок: биология.
Учитель: Киржаева И.А.
Тема: Фотосинтез
Задачи урока:
продолжить формирование понятия о способах питания растений;
познакомить учащихся с воздушным питанием растений;
раскрыть понятие «фотосинтез»; показать, что свет — необходимое условие протекания фотосинтеза, раскрыть роль хлоропластов и хлорофилла в образовании органических веществ;
выявить приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза;
сформировать знания об условиях протекания фото синтеза, опытным путём доказать способность листьев поглощать углекислый газ и выделять кислород на свету.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: учащиеся знакомятся со способом получения растением веществ, необходимых для питания, из воздуха; с условиями протекания фотосинтеза, ролью хлоропластов и хлорофилла в образовании органических веществ.
Метапредметные: учащиеся учатся проводить простейшие биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности в клетках растений, фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов.
Личностные: у учащихся формируется научное миро воззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений.
Основные понятия урока: фотосинтез, хлорофилл, хлоропласты, органические вещества.
Деятельность учащихся: сотрудничество с одноклассниками при обсуждении виртуального опыта, решение проблемных вопросов, работа в тетради, работа в парах при составлении схемы, работа в группах.
Ход урока
1. Проверка знаний тестовая работа на диске.
2. Изучение нового материала
Мотивационно – целевой этап. Звучит музыка.
“Вспомни тихий шёпот леса
Вспомни, как шумят берёзы”
-В этот удивительный мир листьев мы совершим путешествие и познакомимся с чудесами, которые происходят в них.
Актуализация знаний. Определение темы урока.
-Природа любит загадывать загадки. Вот обычный лист растения. Что в нём интересного?
400 лет учёные изучают процессы в нём происходящие, и до сих пор не всё ясно. Что такое корень, каково его значение понятно. А какова роль листа? Листья называли по-разному: «дети солнца», покорившие солнце», «утеха взора». Человек пытался понять, почему они тянутся к солнцу, их обрывали, и растение погибало. Но значение листа так и не удавалось выявить. Уже в Древней Греции ученые пытались ответить на вопрос: как питаются растения? Они видели, что человек и животные существуют за счет потребляемой пищи. Но какую пищу поглощает растение и как оно это делает?
Ещё в 6 веке встал вопрос о том, как питается растение. Казалось бы просто: растение корнями из земли берёт всё, что ему необходимо.
Голландский учёный Ван-Гельмонт решил проверить это на практике.
Более четырехсот лет назад бельгийский естествоиспытатель Ян Ван – Гельмонт поставил опыт – поместил в горшок 80 килограмм земли и посадил в него ветку ивы, предварительно взвесив ее. Растущему в горшке растению в течении пяти лет не давали ни какого питания, а только поливали дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву, через пять лет, ученый обнаружил, что ее вес увеличился на 65 килограмм, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50 граммов. Откуда растение добыло 64 кг 950 гр питательных веществ для Ван – Гельмонта осталось загадкой.
Вывод: учёный думал, что растение растёт и развивается с помощью воды. Растение строит своё тело с участием воды.
Гельмонт не знал откуда берётся пища для растения. Сегодня мы ответим на вопрос, на который в свое время не смог ответить известный ученый.
Вывод: листья – это своеобразные лаборатории, в которых на свету образуются органические вещества. Благодаря этому биологическому явлению существует всё живое на Земле. На сегодняшнем уроке нам предстоит раскрыть механизмы этого биологического процесса. Как вы догадались, речь пойдёт о фотосинтезе.
Тема сегодняшнего урока «Воздушное питание растений. Фотосинтез».
Проблемный вопрос: Где, из каких веществ, при каких условиях образуются органические вещества?
- Используя получившуюся схему, попробуйте дать определение процесса фотосинтеза.
Расшифровку термина, определение записываем в тетрадях, используя учебник стр. 96.Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды при участии энергии солнечного света. ( от греч. «фото» - свет, «синтез» - образование).
-Раз мы разговариваем о воздушном питании. Как вы думаете, можно ли питаться воздухом? Чем питаются живые организмы?
Проверим ваше предположение: Давайте мы с вами откроем дверь в нашу воображаемую лабораторию и послушаем опыты, которые впервые поставил немецкий учёный Юлиус Сакс в 1864 году.
Какое вещество образовалось в листьях? Какое вещество при обработке раствором йода даёт синий окрас?(крахмал)
При каком условии образуется крахмал в листьях? (солнечный свет)
Какие вещества необходимы для образования крахмала? (углекислый газ и вода)
Как углекислый газ проникает в лист? (через устьица).
Образуется ли крахмал в листьях растений, находящегося 3 дня в тёмном помещении? (в темноте крахмал не образуется).
Все ли клетки листа образуют крахмал?
Сценка «Чудо из чудес»
Ведущий:
Чудо – чудо из чудес приходи, нам своё чудо – чудо из чудес покажи. (Выходит зелёное зёрнышка)
Зелёное зёрнышко:
Вы меня звали?
Ведущий:
Зелёное зёрнышко покажи, пожалуйста, чудо.
Зелёное зёрнышко:
Чудо это может совершиться при одном условии, отгадайте загадку Голубой платок, алый клубок по плату катается, людям улыбается.
(Солнце)
Ведущий:
Это чудо происходит только днем, так позовем солнце! Солнце, солнце приходи зелёному зёрнышку помоги. (Выходит солнце)
Солнце: Знаю, знаю, ждут меня повсюду. Всем на свете солнышко нужно – солнышко яркое, солнышко жаркое.
Ведущий:
Зелёное солнышко, ты готово показать детям чудо?
Зелёное зёрнышко:
Углекислый газ, ты здесь
Углекислый газ:
Я здесь, меня здесь много. Всё живое: растения, животные, человек вдыхают кислород, а выдыхают углекислый газ.
Ведущий:
Значит ты, никому не нужен?
Зелёное зёрнышко:
Нужен, нужен всем растениям, чтобы свершилось наше чудо. Чтоб свершилось чудо, нужна и вода, и солнце, и углекислый газ.
Ведущий:
Всё ли готово чтобы произошло чудо?
Зелёное зёрнышко:
Чтоб свершилось чудо, нужна и вода - Вода всему госпожа!
Ведущий: А зачем нужна вода?
Вода: Я вам помогу соединиться!
Ведущий:
Всё ли теперь готово чтобы произошло чудо?
Зелёное зёрнышко:
Готово. Углекислый газ ко мне иди и меня ты подкорми. Вода – водица, дай напиться, солнце лучик не жалей ты листочек обогрей. Мы соприкасаемся, растворяемся, мы превращаемся.
Ведущий:
Во что же они превратились?
Зелёное зёрнышко:
В сахар, крахмал, белки, жиры и кислород.
Ну, мне пара в зелёный листочек. Я ухожу, но вас запомнить прошу, что жизнью на земле управляет воздух да вода, солнышко да зелёное зёрнышко берегите их!
Составление схемы: «Питание растений»( работа в парах).
Питание растений
Почвенное Воздушное
Орган Корень Лист
Клетки Корневые волоски Устьица
Вещества Вода + минеральные соли Углекислый газ + солн.эн.
Хлоропласты
Органические вещества
4. Рефлексия.
решить познавательные задачи.
Сегодня у нас работают группы “математиков”, “фантазеров”, “натуралистов”, “историков”. У каждой группы – свое задание. Надеюсь, что вы справитесь с ним. После выполнения – 1 человек от команды оглашает результат вашей работы.
Работа в группах
“Фантазеры”.
1.Вспомните сказку. К Чуковского “ Как крокодил солнце проглотил”. Представьте, что так случилось. К чему это может привести?
(Энергию растение получает от Солнца. Вот почему фотосинтез возможен только на свету. Свет - это один из видов энергии, или одна из её форм существования. Ни человек, ни животное, ни грибы, ни растения, лишенные хлорофилла не могут усвоить энергию от солнца, хотя для жизни энергия необходима. Это может сделать только зеленое растение. На Земле благодаря зеленому растению накапливается энергия, которая поступила из космоса от Солнца.)
2. “Математики” Решите задачу: Корневая масса небольшого дерева 5 кг. Один кг корневой массы потребляет в сутки 1 г кислорода. Какую массу кислорода потребляют корни дерева за месяц и год?
(ответ: за 30 дней – 150 г; за 365 дне – 1825 г)
3. “Натуралисты” На Крайнем Севере, в условиях полярной ночи и вечной мерзлоты, в теплицах выращивают огурцы и помидоры. Кругом снег, а в теплице зреют плоды. Каким образом создаются необходимые условия для выращивания данных овощей?
(Для более быстрого роста и развития растений, образования плодов и семян.
В теплицах и парниках человек создает определенные условия – освещенность, температурный режим, минеральное питание растений, концентрация углекислого газа. Все эти условия увеличивают скорость фотосинтеза. )
4. “Историки”
В опыте лист растения смазали вазелином. Несмотря на то, что этот лист хорошо освещался солнцем, органические вещества в нём не образовались. Объясните результаты опыта.
(Органические вещества не образовались, так как вазелин затрудняет газообмен через устьица, закупоривает устьица. Значит поступление углекислого газа не может произойти, что не позволяет протеканию фотосинтезу.)