kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока «Размножение. Половая система. Половые железы и их функции»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Размножение. Половая система. Половые железы и их функции"  разработан с применением мультимедийного приложения к учебнику Сонина за курс 8 класса.  К конспекту урока приложены тесты для проверки домашнего задания, текст для смыслового чтения, информационный лист по типам размножения организмов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лабко СЛ Урок Размножение»


Тема урока: «Размножение. Половая система. Половые железы и их функции»


Целевые ориентации урока

Личностные:

Осознание ценности репродуктивного здоровья человека как важнейшего компонента биосферы.

Формирование целесообразного и безопасного здорового образа жизни

Метапредметные:

Развитие универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных действий

Предметные:

Формирование знаний о строение и функции органов половой системы человека

Планируемые результаты

Личностные умения:

- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программы;

- владение коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности


Метапредметные умения:

Познавательные:

общеучебные – владеть приемами работы с информацией; осуществлять поиск, отбор источников необходимой информации и ее систематизацию; формулировать проблему; организовывать свою учебную деятельность; участвовать в групповой работе; развивать навыки смыслового чтения как осмысление цели чтения и извлечение необходимой информации из прочитанного текста.

логические – осуществлять поиск существенной информации (по материалам учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о биологических объектах

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя; составлять план ответа; осуществлять учебные действия – отвечать на поставленные вопросы

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.


Предметные умения:

Ученик должен знать:

Особенности строения женской и мужской половой систем; функции половых желез

Ученик должен уметь: распознавать и называть органы женской и мужской половых систем;


Средства обучения:

Информационный материал: презентация «Размножение человека», раздаточный материал, рисунки учебника.

Демонстрационный материал: таблицы по теме «Строение мужской и женской половой системы»

Интерактивный материал: Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина "Биология. Человек" (издательство ООО "Дрофа", 2011 год).

Раздаточный материал: тексты для смыслового чтения, тесты для проверки домашнего задания


Тип урока: комбинированный


Формы работы


  1. Работа в группах / парах

  2. Индивидуальная работа

  3. Коллективная работа

Основное содержание темы: размножение, мужские и женские половые органы, половые железы


Термины и понятия: предстательная железа, семявыносящие протоки, половой член, яичко, мочеиспускательный канал, влагалище, матка, яичник, маточные трубы, половые X и Y хромосомы.


Технология урока, направленная на реализацию

системно-деятельностного подхода


  1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку)

  2. Воспроизведение изученного материала:

Тест «Кожа» (приложение №1)


А 1. Где расположены сальные, потовые, железы и корни волос?

  1. в дерме

  2. в гиподерме

  3. в эпидермисе

  4. в эпителии


А 2. Какая температура тела человека считается нормальной?

1) 36,5о С

2) 36,6о С

3) 37о С

4) 37,6о С


А 3. Почему при растирании нельзя массировать подколенные, подмышечные и паховые впадины?


1) там близко подходят кровеносные сосуды

2) там расположены потовые железы

3) там отсутствуют сальные железы

4) там много лимфатических узлов


А 4. Как называется уравновешивание процессов теплообразования и теплоотдачи?

  1. адаптация

  2. приспособление к условиям жизни

  3. теплорегуляция

  4. акклиматизация


В 1. Как называется наружный слой кожи?


В 2. Что защищает кожу от лучей солнца и определяет ее цвет?


С 1. Каковы основные функции кожи?


Критерии оценивания:


Общее количество баллов за работу: 9 баллов


Перевод баллов отметку:


«5» – 8-9 баллов;

«4» – 6-7 баллов;

«3» – 4-5 баллов

«2» – 3 и менее баллов


Ответы:

Блок А: за каждый правильный ответ – 1 балл


А1.1, А2.2, А3.4, А4.3


Блок В: за каждый правильный ответ – 1 балл


В1. Эпидермис

В2. Пигмент меланин


Блок С. ­– за каждый правильный ответ – 1 балл, всего 3 балла


Основные функции кожи:

  1. Защитная

  2. Выделительная

  3. Терморегуляция

Взаимопроверка: работа в парах (демонстрация ответов домашнего задания на слайдах)


  1. Мотивация к деятельности и целеполагание


Ситуативное задание: «Подумайте? Ответьте на вопрос» (слайд № 1 – с изображением аиста с ребенком в клюве и стихотворением Л. Барышева)


Два сердца бьются как одно,

Чтоб третье скоро застучало,

И где-то в будущем оно,

Тепла и радости полно,

Другое сердце повстречало.

И так-же искренно и нежно

С другим забилось, как одно,

Чтоб счастье было рождено,

И, в распашонке белоснежной,

Взглянуло вновь на нас оно!

(Л. Барышев)


Вопрос учителя: Надеюсь, у вас нет сомнений, что тема нашего урока – …


Предполагаемый ответ обучающихся: размножение человека (слайд № 2 – тема урока)


Целеполагание (озвучивают обучающиеся, комментирует и корректирует учитель)


  1. Учебно-познавательная деятельность

Актуализация знаний о понятии размножение, видах размножения в живой природе

  1. Коллективная работа с диском: просмотр слайдов темы «Способы размножения в органическом мире». Организация беседы по просмотренным слайдам.

  2. Коллективная работа со схемой «Классификация способов размножения» (слайд № 3 – с изображением схемы)

Необходимо выделить два принципиально отличающихся типа размножения организмов – бесполое и половое (рис. 1).

Рис. 1. Сравнительные схемы двух основных типов размножения: à — бесполое размножение (одна особь производит двух или большее число потомков); б — половое размножение (две гаметы от двух родительских особей, соединяясь, дают начало новому организму)

Усвоение новой информации

1) Вопрос учителя: А каким способом происходит размножение человека?


Предполагаемый ответ обучающихся: размножение человека происходит половым путем


2) Проблемный вопрос: Чем женский организм отличается от мужского?

Индивидуальная работа с текстом учебника.


Предполагаемый ответ обучающихся: Половые хромосомы женщины одинаковые – XX, хромосомы мужчины разные – XY.


3) Коллективная работа с диском: просмотр слайдов темы «Размножение. Мужская половая система». Организация беседы по просмотренным слайдам.


4) Коллективная работа с диском: просмотр слайдов темы «Размножение. Женская половая система». Организация беседы по просмотренным слайдам.


5) Групповая работа обучающихся с текстом учебника: «Половые железы и их функции». I группа – «Женские половые железы и их функции», II группа – «Мужские половые железы и их функции». После изучения вопроса организуется беседа по обмену найденной информацией.


Физкультминутка


  1. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

1. Работа с текстом «Яйцеклетки и сперматозоиды» (смысловое чтение и выполнение заданий)

Прочитайте текст, останавливаясь на значках /, осмысливая прочитанное, выполните задания (1-4) на предложенном листе (приложение № 2)

Яйцеклетки и сперматозоиды

Сперматозоиды были открыты в 1677 г. Учеником изобретателя первого микроскопа Антони ван Левенгука Людвигом ван Хаммом. Именно он принес учителю емкость со спермой, утверждая, что увидел в сперме под микроскопом маленькие движущиеся существа. /

Строение сперматозоида и яйцеклетки изучали достаточно долго и не сразу поняли, как они устроены. Первые ученые-микроскописты даже разделились на два лагеря: одни считали, что в яйцеклетке спрятан мельчайший человечек, который может начать развиваться только после того, как яйцеклетка будет простимулирована сперматозоидом. Другие уверяли, что яйцеклетка – это что-то вроде инкубатора, а маленький человечек находится в сперматозоиде, который и приносит его в яйцеклетку для роста и развития. Тот факт, что сперматозоиды нужны для оплодотворения яйцеклетки, был окончательно установлен только в XIX. /

Образованные в семенниках сперматозоиды, уже готовые к оплодотворению, собираются здесь же – в семенниках (яичках) и могут около месяца дожидаться своего часа. Зрелые сперматозоиды выталкиваются сокращением гладких мышц из семенника в семявыносящий проток, а затем смешиваются с секретами простаты и семенных пузырьков, образуя сперму, или семенную жидкость. Наружу сперма поступает по мочеиспускательному каналу, проходящему внутри полового члена. /

А вот в организме женщины за тот период, когда она способна выносить ребенка, созревает всего 250-300 яйцеклеток. Созревающая яйцеклетка, которая образуется в яичниках, не способна самостоятельно двигаться по маточным трубам яйцевода, ее проталкивают по направлению к матке ворсинки ресничного эпителия, выстилающего маточные трубы изнутри. Иногда, на ранних стадиях развития, зародыш разделяется на две половинки, состоящие всего из нескольких клеток, в этом случае из каждой половинки разовьется полноценный зародыш. Затем родятся два однояйцовых близнеца одного пола и очень похожие внешне и внутренне.


Задание №1

Выберите правильный ответ:

Кто открыл сперматозоиды?

А. Левенгук

Б. Павлов

В. Людвиг ван Хамм

Г. Вернадский


Задание №2 Переведите текст в таблицу:


Название половых клеток

Женская или мужская

Где образуется

Значение

1.




2.





Задание №3

Как образуется семенная жидкость?


Задание №4

В каком случае рождаются однояйцовые близнецы?

Деятельность учеников по работе с текстом и критерии оценивания

Деятельность учеников

Критерии оценивания

Задание № 1

Деятельность: Выявление информации в тексте и сопоставление ее с предложенными вариантами ответов

Ответ: В

1 балл – правильный ответ.

Комментарий: В первом абзаце текста есть правильный ответ – Людвиг ван Хамм

Задание 2

Деятельность: Поиск информации по тексту и перевод текста в таблицу

Ответ: 1. Сперматозоид. Мужская клетка. В семенниках (яичках). Для оплодотворения яйцеклетки. 2. Яйцеклетка. Женская клетка. Яичники. Для развития организма.

1 балл - текст переведен в таблицу

Комментарий: Сперматозоид. Во втором абзаце текста описывается значение, в третьем абзаце указывается место образования сперматозоида. Яйцеклетка. В четвертом абзаце указывается место образования и значение. Это становится понятно при внимательном прочтении текста.

Задание № 3.

Деятельность: Высказать предположение и обосновать его.

Ответ: Образованные в семенниках сперматозоиды, уже готовые к оплодотворению, собираются здесь же – в семенниках (яичках) и могут около месяца дожидаться своего часа. Зрелые сперматозоиды выталкиваются сокращением гладких мышц из семенника в семявыносящий проток, а затем смешиваются с секретами простаты и семенных пузырьков, образуя сперму, или семенную жидкость.

1 балл – названо место хранения сперматозоидов.

2 балла – указано описание всех составляющих системы

3 балла – полный правильный ответ, согласно эталону.

Комментарии: В третьем абзаце текста говорится об образовании семенной жидкости.

Задание № 4

Деятельность: Высказать предположение и обосновать его.

Ответ: Иногда, на ранних стадиях развития, зародыш разделяется на две половинки, состоящие всего из нескольких клеток, в этом случае из каждой половинки разовьется полноценный зародыш. Затем родятся два однояйцовых близнеца одного пола и очень похожие внешне и внутренне.


1 баллответ однозначный.

2 балла - ответ полный.

Комментарии: при анализе текста четвертого абзаца можно сделать вывод о том, каком случае рождаются однояйцовые близнецы.


Общее количество баллов за работу с текстом: 7 баллов


Перевод баллов отметку

« 5» - 6- 7 баллов;

« 4» - 4- 5 баллов;

« 3» - 3 баллов


2 Индивидуальная работа обучающихся с диском (на каждого обучающегося – ПК)


Вы изучили строение мужской и женской половой системы. Проверьте свои знания:


А) Интерактивный тест «Размножение» включает в себя 10 вопросов базового уровня, которые проверяются автоматически


Б) Задание по выбору. Подпишите названия органов, входящих в женскую и мужскую половые системы (два интерактивных плаката, включающие задания повышенного уровня сложности). Оценивание производится автоматически, можно просмотреть и исправить неверные ответы.

  1. Рефлексивная деятельность


Обучающимся предлагается небольшая анкета (на слайде № 4 – на экране), которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Прощу обучающихся аргументировать свой ответ.


1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был



активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен


Домашнее задание

  1. Обязательно для всех - § 28, вопросы, задания рабочей тетради

  2. Задания по выбору:

  • Составить кроссворд по изученной теме

  • Подготовить буклет или презентацию на темы «Методы контрацепции», «Гигиена половых органов», «Болезни, передаваемые половым путем»

  • Составить синквейн по теме «Размножение»


Лабко С.Л., учитель химии и биологии

МБОУ «Гамалеевская СОШ № 2»

Сорочинского района Оренбургской области


Просмотр содержимого документа
«Приложение 2 Текст для смылового чтения Лабко С Л»


Работа с текстом «Яйцеклетки и сперматозоиды»

(смысловое чтение и выполнение заданий)

Прочитайте текст, останавливаясь на значках /, осмысливая прочитанное, выполните задания (1-4)

Сперматозоиды были открыты в 1677 г. учеником изобретателя первого микроскопа Антони ван Левенгука Людвигом ван Хаммом. Именно он принес учителю емкость со спермой, утверждая, что увидел в сперме под микроскопом маленькие движущиеся существа. /

Строение сперматозоида и яйцеклетки изучали достаточно долго и не сразу поняли, как они устроены. Первые ученые-микроскописты даже разделились на два лагеря: одни считали, что в яйцеклетке спрятан мельчайший человечек, который может начать развиваться только после того, как яйцеклетка будет простимулирована сперматозоидом. Другие уверяли, что яйцеклетка – это что-то вроде инкубатора, а маленький человечек находится в сперматозоиде, который и приносит его в яйцеклетку для роста и развития. Тот факт, что сперматозоиды нужны для оплодотворения яйцеклетки, был окончательно установлен только в XIX. /

Образованные в семенниках сперматозоиды, уже готовые к оплодотворению, собираются здесь же – в семенниках (яичках) и могут около месяца дожидаться своего часа. Зрелые сперматозоиды выталкиваются сокращением гладких мышц из семенника в семявыносящий проток, а затем смешиваются с секретами простаты и семенных пузырьков, образуя сперму, или семенную жидкость. Наружу сперма поступает по мочеиспускательному каналу, проходящему внутри полового члена. /

А вот в организме женщины за тот период, когда она способна выносить ребенка, созревает всего 250-300 яйцеклеток. Созревающая яйцеклетка, которая образуется в яичниках, не способна самостоятельно двигаться по маточным трубам яйцевода, ее проталкивают по направлению к матке ворсинки ресничного эпителия, выстилающего маточные трубы изнутри. Иногда, на ранних стадиях развития, зародыш разделяется на две половинки, состоящие всего из нескольких клеток, в этом случае из каждой половинки разовьется полноценный зародыш. Затем родятся два однояйцовых близнеца одного пола и очень похожие внешне и внутренне.


Задание № 1.

Выберите правильный ответ: Кто открыл сперматозоиды?

А. Левенгук

Б. Павлов

В. Людвиг ван Хамм

Г. Вернадский


Задание № 2. Переведите текст в таблицу:


Название половых клеток

Женская или мужская

Где образуется

Значение

1.




2.





Задание № 3.

Как образуется семенная жидкость?


Задание № 4.

В каком случае рождаются однояйцовые близнецы?

Лабко С.Л., учитель химии и биологии

МБОУ «Гамалеевская СОШ № 2»

Сорочинского района Оренбургской области


Просмотр содержимого документа
«Приложение 1 тест Кожа Лабко С Л»


Тест по теме

«КОЖА»





Фамилия, имя ученика _____________________________



А 1. Где расположены сальные, потовые, железы и корни волос?

  1. в дерме

  2. в гиподерме

  3. в эпидермисе

  4. в эпителии

А 2. Какая температура тела человека считается нормальной?

1) 36,5о С

2) 36,6о С

3) 37о С

4) 37,6о С


А 3. Почему при растирании нельзя массировать подколенные, подмышечные и паховые впадины?

1) там близко подходят кровеносные сосуды

2) там расположены потовые железы

3) там отсутствуют сальные железы

4) там много лимфатических узлов


А 4. Как называется уравновешивание процессов теплообразования и теплоотдачи?

  1. адаптация

  2. приспособление к условиям жизни

  3. теплорегуляция

  4. акклиматизация

В 1. Как называется наружный слой кожи?

В 2. Что защищает кожу от лучей солнца и определяет ее цвет?

С 1. Каковы основные функции кожи?

Лабко С.Л., учитель химии и биологии

МБОУ «Гамалеевская СОШ № 2»

Сорочинского района Оренбургской области


Просмотр содержимого документа
«Приложение размножение Лабко СЛ»




Типы размножения организмов, их классификация




Размножение, или воспроизведение себе подобных, — специфическое и обязательное свойство всех живых существ. Время индивидуальной жизни отдельных организмов весьма ограничено. Но благодаря их самовоспроизведению обеспечивается длительное существование как конкретных видов, так и живого в целом. Размножение, компенсируя процесс естественного отмирания особей, сохраняет вид в бесчисленном ряду поколений.

Самовоспроизведение основано на передаче от родителей к потомкам наследственной информации о совокупности признаков, свойств и качеств, присущих представителям данного вида. В ходе развития происходила эволюция и форм размножения, разнообразием которых отличаются современные живые организмы.

Классификация способов размножения. Прежде всего необходимо выделить два принципиально отличающихся типа размножения организмов — бесполое и половое (рис. 1).


Рис. 1. Сравнительные схемы двух основных типов размножения: à — бесполое размножение (одна особь производит двух или большее число потомков); б — половое размножение (две гаметы от двух родительских особей, соединяясь, дают начало новому организму)

При бесполом размножении из одной клетки (или группы клеток у многоклеточных) родительского организма при ее миотическом делении образуется новая особь. Поэтому образующиеся дочерние организмы сходны друг с другом и со своим родителем по всем признакам. Образно говоря, в процессе бесполого размножения осуществляется «тиражирование» множества генетических копий родительского организма.

В половом размножении участвуют две родительские особи. Они образуют специализированные половые клетки — гаметы, в результате слияния которых (оплодотворения) возникает зигота (Z), дающая начало дочернему организму.

При образовании зиготы происходит комбинирование наследственной информации (объединение хромосомных наборов родителей). Следовательно, развивающийся из зиготы дочерний организм обладает новым сочетанием признаков. Таким образом, половое размножение обеспечивает разнообразие особей данного вида, что способствует освоению ими различных условий обитания, определяет комбинативную изменчивость. Именно этим объясняется преимущественное распространение полового процесса в разных царствах живых существ. Тем не менее у многих видов организмов при наличии полового процесса в ходе их жизненного цикла сохраняются и разные формы бесполого размножения. Это объясняется тем, что последнее может обеспечить быстрое и существенное увеличение численности особей при благоприятных условиях среды. Успех существования многих видов организмов обусловлен сочетанием разных способов их размножения (схема 1).

Схема 1. Способы размножения организмов



Источник: Краснодембский Е. Г. "Общая биология: Пособие для старшеклассников и поступающих в вузы"

Т.Л. Богданова  "Пособие для поступающих в вузы"


Лабко С.Л., учитель химии и биологии

МБОУ «Гамалеевская СОШ № 2»

Сорочинского района Оренбургской области




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока «Размножение. Половая система. Половые железы и их функции»

Автор: Лабко Сергей Леонидович

Дата: 15.06.2014

Номер свидетельства: 105207


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства