Тема урока: «Размножение. Половая система. Половые железы и их функции»
Целевые ориентации урока
Личностные:
Осознание ценности репродуктивного здоровья человека как важнейшего компонента биосферы.
Формирование целесообразного и безопасного здорового образа жизни
Метапредметные:
Развитие универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных действий
Предметные:
Формирование знаний о строение и функции органов половой системы человека
Планируемые результаты
Личностные умения:
- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программы;
- владение коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности
Метапредметные умения:
Познавательные:
общеучебные – владеть приемами работы с информацией; осуществлять поиск, отбор источников необходимой информации и ее систематизацию; формулировать проблему; организовывать свою учебную деятельность; участвовать в групповой работе; развивать навыки смыслового чтения как осмысление цели чтения и извлечение необходимой информации из прочитанного текста.
логические – осуществлять поиск существенной информации (по материалам учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о биологических объектах
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя; составлять план ответа; осуществлять учебные действия – отвечать на поставленные вопросы
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Предметные умения:
Ученик должен знать:
Особенности строения женской и мужской половой систем; функции половых желез
Ученик должен уметь: распознавать и называть органы женской и мужской половых систем;
Средства обучения:
Информационный материал: презентация «Размножение человека», раздаточный материал, рисунки учебника.
Демонстрационный материал: таблицы по теме «Строение мужской и женской половой системы»
Интерактивный материал: Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина "Биология. Человек" (издательство ООО "Дрофа", 2011 год).
Раздаточный материал: тексты для смыслового чтения, тесты для проверки домашнего задания
Тип урока: комбинированный
Формы работы
Работа в группах / парах
Индивидуальная работа
Коллективная работа
Основное содержание темы: размножение, мужские и женские половые органы, половые железы
Термины и понятия: предстательная железа, семявыносящие протоки, половой член, яичко, мочеиспускательный канал, влагалище, матка, яичник, маточные трубы, половые X и Y хромосомы.
Технология урока, направленная на реализацию
системно-деятельностного подхода
Организационный момент (приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку)
Воспроизведение изученного материала:
Тест «Кожа» (приложение №1)
А 1. Где расположены сальные, потовые, железы и корни волос?
в дерме
в гиподерме
в эпидермисе
в эпителии
А 2. Какая температура тела человека считается нормальной?
1) 36,5о С
2) 36,6о С
3) 37о С
4) 37,6о С
А 3. Почему при растирании нельзя массировать подколенные, подмышечные и паховые впадины?
1) там близко подходят кровеносные сосуды
2) там расположены потовые железы
3) там отсутствуют сальные железы
4) там много лимфатических узлов
А 4. Как называется уравновешивание процессов теплообразования и теплоотдачи?
адаптация
приспособление к условиям жизни
теплорегуляция
акклиматизация
В 1. Как называется наружный слой кожи?
В 2. Что защищает кожу от лучей солнца и определяет ее цвет?
С 1. Каковы основные функции кожи?
Критерии оценивания:
Общее количество баллов за работу: 9 баллов
Перевод баллов отметку:
«5» – 8-9 баллов;
«4» – 6-7 баллов;
«3» – 4-5 баллов
«2» – 3 и менее баллов
Ответы:
Блок А: за каждый правильный ответ – 1 балл
А1.1, А2.2, А3.4, А4.3
Блок В: за каждый правильный ответ – 1 балл
В1. Эпидермис
В2. Пигмент меланин
Блок С. – за каждый правильный ответ – 1 балл, всего 3 балла
Основные функции кожи:
Защитная
Выделительная
Терморегуляция
Взаимопроверка: работа в парах (демонстрация ответов домашнего задания на слайдах)
Мотивация к деятельности и целеполагание
Ситуативное задание: «Подумайте? Ответьте на вопрос» (слайд № 1 – с изображением аиста с ребенком в клюве и стихотворением Л. Барышева)
Два сердца бьются как одно,
Чтоб третье скоро застучало,
И где-то в будущем оно,
Тепла и радости полно,
Другое сердце повстречало.
И так-же искренно и нежно
С другим забилось, как одно,
Чтоб счастье было рождено,
И, в распашонке белоснежной,
Взглянуло вновь на нас оно!
(Л. Барышев)
Вопрос учителя: Надеюсь, у вас нет сомнений, что тема нашего урока – …
Предполагаемый ответ обучающихся: размножение человека (слайд № 2 – тема урока)
Целеполагание (озвучивают обучающиеся, комментирует и корректирует учитель)
Учебно-познавательная деятельность
Актуализация знаний о понятии размножение, видах размножения в живой природе
Коллективная работа с диском: просмотр слайдов темы «Способы размножения в органическом мире». Организация беседы по просмотренным слайдам.
Коллективная работа со схемой «Классификация способов размножения» (слайд № 3 – с изображением схемы)
Необходимо выделить два принципиально отличающихся типа размножения организмов – бесполое и половое (рис. 1).
Рис. 1. Сравнительные схемы двух основных типов размножения: à — бесполое размножение (одна особь производит двух или большее число потомков); б — половое размножение (две гаметы от двух родительских особей, соединяясь, дают начало новому организму)
Усвоение новой информации
1) Вопрос учителя: А каким способом происходит размножение человека?
Предполагаемый ответ обучающихся: размножение человека происходит половым путем
2) Проблемный вопрос: Чем женский организм отличается от мужского?
Индивидуальная работа с текстом учебника.
Предполагаемый ответ обучающихся: Половые хромосомы женщины одинаковые – XX, хромосомы мужчины разные – XY.
3) Коллективная работа с диском: просмотр слайдов темы «Размножение. Мужская половая система». Организация беседы по просмотренным слайдам.
4) Коллективная работа с диском: просмотр слайдов темы «Размножение. Женская половая система». Организация беседы по просмотренным слайдам.
5) Групповая работа обучающихся с текстом учебника: «Половые железы и их функции». I группа – «Женские половые железы и их функции», II группа – «Мужские половые железы и их функции». После изучения вопроса организуется беседа по обмену найденной информацией.
Физкультминутка
Интеллектуально-преобразовательная деятельность
1. Работа с текстом «Яйцеклетки и сперматозоиды» (смысловое чтение и выполнение заданий)
Прочитайте текст, останавливаясь на значках /, осмысливая прочитанное, выполните задания (1-4) на предложенном листе (приложение № 2)
Яйцеклетки и сперматозоиды
Сперматозоиды были открыты в 1677 г. Учеником изобретателя первого микроскопа Антони ван Левенгука Людвигом ван Хаммом. Именно он принес учителю емкость со спермой, утверждая, что увидел в сперме под микроскопом маленькие движущиеся существа. /
Строение сперматозоида и яйцеклетки изучали достаточно долго и не сразу поняли, как они устроены. Первые ученые-микроскописты даже разделились на два лагеря: одни считали, что в яйцеклетке спрятан мельчайший человечек, который может начать развиваться только после того, как яйцеклетка будет простимулирована сперматозоидом. Другие уверяли, что яйцеклетка – это что-то вроде инкубатора, а маленький человечек находится в сперматозоиде, который и приносит его в яйцеклетку для роста и развития. Тот факт, что сперматозоиды нужны для оплодотворения яйцеклетки, был окончательно установлен только в XIX. /
Образованные в семенниках сперматозоиды, уже готовые к оплодотворению, собираются здесь же – в семенниках (яичках) и могут около месяца дожидаться своего часа. Зрелые сперматозоиды выталкиваются сокращением гладких мышц из семенника в семявыносящий проток, а затем смешиваются с секретами простаты и семенных пузырьков, образуя сперму, или семенную жидкость. Наружу сперма поступает по мочеиспускательному каналу, проходящему внутри полового члена. /
А вот в организме женщины за тот период, когда она способна выносить ребенка, созревает всего 250-300 яйцеклеток. Созревающая яйцеклетка, которая образуется в яичниках, не способна самостоятельно двигаться по маточным трубам яйцевода, ее проталкивают по направлению к матке ворсинки ресничного эпителия, выстилающего маточные трубы изнутри. Иногда, на ранних стадиях развития, зародыш разделяется на две половинки, состоящие всего из нескольких клеток, в этом случае из каждой половинки разовьется полноценный зародыш. Затем родятся два однояйцовых близнеца одного пола и очень похожие внешне и внутренне.
Задание №1
Выберите правильный ответ:
Кто открыл сперматозоиды?
А. Левенгук
Б. Павлов
В. Людвиг ван Хамм
Г. Вернадский
Задание №2 Переведите текст в таблицу:
Название половых клеток | Женская или мужская | Где образуется | Значение |
1. | | | |
2. | | | |
Задание №3
Как образуется семенная жидкость?
Задание №4
В каком случае рождаются однояйцовые близнецы?
Деятельность учеников по работе с текстом и критерии оценивания
Деятельность учеников | Критерии оценивания |
Задание № 1 Деятельность: Выявление информации в тексте и сопоставление ее с предложенными вариантами ответов Ответ: В | 1 балл – правильный ответ. Комментарий: В первом абзаце текста есть правильный ответ – Людвиг ван Хамм |
Задание 2 Деятельность: Поиск информации по тексту и перевод текста в таблицу Ответ: 1. Сперматозоид. Мужская клетка. В семенниках (яичках). Для оплодотворения яйцеклетки. 2. Яйцеклетка. Женская клетка. Яичники. Для развития организма. | 1 балл - текст переведен в таблицу Комментарий: Сперматозоид. Во втором абзаце текста описывается значение, в третьем абзаце указывается место образования сперматозоида. Яйцеклетка. В четвертом абзаце указывается место образования и значение. Это становится понятно при внимательном прочтении текста. |
Задание № 3. Деятельность: Высказать предположение и обосновать его. Ответ: Образованные в семенниках сперматозоиды, уже готовые к оплодотворению, собираются здесь же – в семенниках (яичках) и могут около месяца дожидаться своего часа. Зрелые сперматозоиды выталкиваются сокращением гладких мышц из семенника в семявыносящий проток, а затем смешиваются с секретами простаты и семенных пузырьков, образуя сперму, или семенную жидкость. | 1 балл – названо место хранения сперматозоидов. 2 балла – указано описание всех составляющих системы 3 балла – полный правильный ответ, согласно эталону. Комментарии: В третьем абзаце текста говорится об образовании семенной жидкости. |
Задание № 4 Деятельность: Высказать предположение и обосновать его. Ответ: Иногда, на ранних стадиях развития, зародыш разделяется на две половинки, состоящие всего из нескольких клеток, в этом случае из каждой половинки разовьется полноценный зародыш. Затем родятся два однояйцовых близнеца одного пола и очень похожие внешне и внутренне. | 1 балл – ответ однозначный. 2 балла - ответ полный. Комментарии: при анализе текста четвертого абзаца можно сделать вывод о том, каком случае рождаются однояйцовые близнецы. |
Общее количество баллов за работу с текстом: 7 баллов
Перевод баллов отметку
« 5» - 6- 7 баллов;
« 4» - 4- 5 баллов;
« 3» - 3 баллов
2 Индивидуальная работа обучающихся с диском (на каждого обучающегося – ПК)
Вы изучили строение мужской и женской половой системы. Проверьте свои знания:
А) Интерактивный тест «Размножение» включает в себя 10 вопросов базового уровня, которые проверяются автоматически
Б) Задание по выбору. Подпишите названия органов, входящих в женскую и мужскую половые системы (два интерактивных плаката, включающие задания повышенного уровня сложности). Оценивание производится автоматически, можно просмотреть и исправить неверные ответы.
Рефлексивная деятельность
Обучающимся предлагается небольшая анкета (на слайде № 4 – на экране), которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Прощу обучающихся аргументировать свой ответ.
1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был
| активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен
|
Домашнее задание
Обязательно для всех - § 28, вопросы, задания рабочей тетради
Задания по выбору:
Составить кроссворд по изученной теме
Подготовить буклет или презентацию на темы «Методы контрацепции», «Гигиена половых органов», «Болезни, передаваемые половым путем»
Составить синквейн по теме «Размножение»
Лабко С.Л., учитель химии и биологии
МБОУ «Гамалеевская СОШ № 2»
Сорочинского района Оренбургской области