kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока природоведения в 5 классе "Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование  разработки возможно в любом образовательном учреждении, где преподавание курса «Природоведение» в 5 классе ведется по учебнику Суховой Т.С., Строганова В.И.

Актуальность данной темы заключается в том, что процессы фотосинтеза и дыхания, а также круговорот веществ в природе – это основные процессы жизнедеятельности живых организмов. Данный вопросы рассматривается в курсе «Ботаника» (6 класс), «Зоология» (7 класс) , «Человек» (8 класс), а также в курсе «Общая биология».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока природоведения в 5 классе "Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?"»

Конспект урока природоведения в 5 классе

Садиева Светлана Александровна МАОУ «Дятьковская городская гимназия»



Тема: Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?


Описание материала: Использование разработки возможно в любом образовательном учреждении, где преподавание курса «Природоведение» в 5 классе ведется по учебнику Суховой Т.С., Строганова В.И.

Актуальность данной темы заключается в том, что процессы фотосинтеза и дыхания, а также круговорот веществ в природе – это основные процессы жизнедеятельности живых организмов. Данный вопросы рассматривается в курсе «Ботаника» (6 класс), «Зоология» (7 класс) , «Человек» (8 класс), а также в курсе «Общая биология».


Цель: Выяснить возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?


Задачи урока:

Воспитательные: содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих идей (познаваемости мира, причинно-следственных связей между явлениями), обеспечить нравственное восприятие учащихся для воспитания в них гуманизма и бережного отношения к природе.

Образовательные: расширить и углубить знания учащихся о дыхании и фотосинтезе, круговороте веществ, как жизненно необходимых процессах всех живых организмов

Развивающие: способствовать развитию самостоятельности учащихся, развивать следующие интеллектуальные умения и приёмы умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнивание), умения работать в группе.

Воспитательные: способствовать формированию понятия здорового образа жизни;


Тип урока – комбинированный, традиционный

Форма урока – групповая

Методы, используемые на уроке: репродуктивные, частично-поисковые, аудиальные (беседа, рассказ), визуальные (работа с учебником)


Этапы урока:

  1. Организационный момент (3 мин)

  2. Актуализация знаний (7 мин)

  3. Изучение нового материала (20 мин)

  4. Закрепление изученного материала.(5 мин)

  5. Рефлексия (3 мин)

  6. Постановка домашнего задания (2 мин)


Ход урока:


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Приветствует учащихся. Предлагает учащимся занять свои места, проверить готовность рабочего места. Отмечает отсутствующих в журнале.

Приветствуют учителя.

ЗДРАВСТВУЙТЕ РЕБЯТА. СЕГОДНЯ У НАС НЕОБЫЧНЫЙ УРОК, СЕГОДНЯ У НАС ГОСТИ. ЭТО ДОЛЖНО ЕЩЁ БОЛЬШЕ СТИМУЛИРОВАТЬ ВАС АКТИВНО РАБОТАТЬ НА СЕГОДНЯШНЕМ УРОКЕ. ВЫ ГОТОВЫ? ГЛУБОКО ВЗДОХНУЛИ, ВЫДОХНУЛИ … И НАЧАЛИ РАБОТУ.

Дежурный называет отсутствующих.

2. Актуализация знаний

Фронтальный опрос.

МОЖНО ЛИ ЖИТЬ И НЕ ДЫШАТЬ?

  1. Дыхание – это … процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа живым организмом.

  2. В процессе дыхания вдох сменяется ….выдохом.

  3. В организме расходуется ….кислород, а образуется …углекислый газ.

  4. Процесс обмена газами - …газообмен.

  5. Помощники в процессе дыхания у животных и человека это ….органы дыхания и кровь.

  6. Амёба дышит …всей поверхностью тела.

  7. Жук плавунец дышит …через дыхательные отверстия.

  8. Рыба…жабрами.

  9. Лягушка….влажная кожа и лёгкие.

  10. Растения….устьица, чечевички, корень.


  1. Схема дыхания клетки.(таблички)


3. Изучение нового материала

ВОЗВРАЩАЮТ ЛИ ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ ВЕЩЕСТВА В ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ?

Представь себе наш земной шар в космическом пространстве. Для всех живых организмов (от амёбы до человека) Земля наш общий космический дом.

! Миллиарды лет продолжалась жизнь на Земле, миллиарды лет живые организмы питаются, размножаются, расселяются, отмирают, воздействуют на окружающую среду.

НАЗВАТЬ ПРИЗНАКИ ЖИВОГО.

Всем живым существам и их потомкам всегда были и будут нужны вода, питательные вещества, а большинству из них и кислород. Всё живое вокруг нас, всё то, что движется, питается, размножается на Земле, требует для жизнедеятельности громадного количества энергии.

Как же наша Земля справляется с такой трудной задачей – обеспечивать живые существа всем необходимым для жизни?

Ты уже знаешь, что эту задачу решают сами живые организмы. Рассмотрим, каким же образом.

Кислород необходим живым организмам для дыхания, то есть для получения каждой клеткой энергии для жизни.

Растения выделяют на свету кислород. Вместе с тем, являясь живым организмом, каждое растение само нуждается в кислороде для дыхания. Следовательно, растение и поглощает кислород и выделяет его.(КАК НАЗЫВАЮТСЯ ДВА ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ ПРОЦЕССА ПОГЛОЩЕНИЯ И ВЫДЕЛЕНИЯ КИСЛОРОДА РАСТЕНИЯМИ.?ХАРАКТЕРНЫ ЛИ ЭТИ ПРОЦЕССЫ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ?)

Миллиарды лет живые организмы поглощают кислород, а выделяют в окружающую среду углекислый газ. Но жизнь продолжается. Как же восполняется запас кислорода на Земле?


Опыт.

Водное растение элодею поставим на яркий свет. Через некоторое время на освещённых листьях появятся пузырьки. Соберём пузырьки в пробирку и затем опустим в неё тлеющую лучину. Лучина вспыхнет. Какой вывод из этого следует?

На свету растения выделяют в окружающую среду кислород.


СЕЙЧАС ВЫ ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ФРАГМЕНТ И СКАЖЕТЕ, ЧТО НА НЁМ ПРОИСХОДИТ.

ВИДЕО С ЭЛОДЕЕЙ.

Один английский физик в прошлом веке подсчитал, что через 500 лет кислород будет полностью поглощен и все погибнут, потому что дышать будет нечем. Согласись, было о чём тревожиться.

Однако когда вспомнили об открытии химика Джосефа Пристли, то стало ясно: человечеству нечего беспокоится до тех пор, пока на земле существуют растения.

ДОКЛАД О ПРИСЛИ.

Сегодня на уроке вы услышите ещё одну фамилию и узнаете о ещё одном учёном.

ДОКЛАД О ИНГЕНХАУЗЕ.

Какой опыт провёл Пристли?

Опыт

Под один стеклянный колпак он поместил мышь вместе с растением, под другой одну мышь. В первом случае мышь осталась жива, во втором – погибла, так как ей нечем было дышать.

Этот опыт подтверждает сделанный нами вывод о том, что на свету растения выделяют кислород, необходимый для дыхания другим живым организмам.

ВИДЕО ПРИСТЛИ И ИНГЕНХАУЗ.

Растение образует органические вещества, поглощая углекислый газ и выделяя кислород на свету (днём). При дыхании растения происходит поглощение кислорода и выделение углекислого газа. Однако при образовании органических веществ в результате фотосинтеза растение выделяет кислорода больше, чем поглощает его при дыхании.

Миллиарды лет растения выделяют в окружающую среду кислород и снабжают живые организмы органическими веществами и энергией. Исчезнут растения – исчезнет жизнь на Земле.

Но, может быть, растения могут жить сами по себе, без животных, микроорганизмов, а тем более, человека который не только питается, но и рубит, полит, ломает, сжигает их? Да, без человека растения жить смогут, это человек без них погибнет.

ФИЗМИНУТКА

ОТЛОЖИЛИ РУЧКИ В СТОРОНУ, ПОЛОЖИЛИ РУКИ ПЕРЕД СОБОЙ, НА СЧЁТ РАЗ - ЗАКРЫЛИ ГЛАЗА, НА ДВА – ОТКРЫЛИ.

ЕЩЁ РАЗ, ДВА. ЗАКОНЧИЛИ.

ПРОДОЛЖАЕМ.

Мы уже говорили о том, какую роль в размножении и расселении растений играют животные. А зависит ли жизнь растений от микроорганизмов?

Неужели от каких-то крошечных бактерий, которых и разглядеть можно только в микроскоп, зависит жизнь мощных дубов и елей, сосен? Ученые подсчитали, что если бы опавшая листва деревьев оставалась бы из года в год нетронутой, то через несколько лет леса засыпали бы сами себя опавшими листьями и погибли бы. Да и запас питательных веществ в почве постепенно бы истощился.

ЗАДАЧА

КАКИМ ЖЕ ОБРАЗОМ ПРОСТЕЙШИЕ ОКАЗЫВАЮТ ТАКОЕ ВЛИЯНИЕ ЕСЛИ ОНИ МИКРОСКОПИЧЕСКИЕ.


Задача:

Подсчитайте общую

биомассу почвенных

простейших на 1 га, если

биомасса их достигает 7,8 г

на 1 м2.

РЕШЕНИЕ.

  1. РАБОТА С ЕДИНИЦАМИ ИЗМЕРЕНИЯ

1 ГА = 10 000 М2

  1. РАСЧЁТ МАССЫ МИКРООРГАНИЗМОВ

7,8 г * 10 000м2 = 7800 г/м2

  1. Работа с единицами измерения

7800 г/м2=780 г/га= 0,78 к г/м2


Вспомни, сколько листьев шуршало под ногами осенью, а весной растаял снег, и опять молодая зелень покрывает землю. Об опавшей листве никто уже не вспоминает.

Куда же деваются опавшие листья?

Опавшие листья и мертвую древесину потребляют бактерии, грибы, дождевые черви, личинки насекомых, превращая их в питательные вещества, необходимые для питания растений.

Следовательно, растения без животных, микроорганизмов, грибов жить не могут.

Живые организмы возвращают в окружающую среду вещества, заключённые в опавших листьях, выделениях из кишечника животных. Даже вещества, оставшиеся после смерти животных, растений, людей, не теряются, а используются другими живыми организмами.


ПОВТОРИМ СХЕМУ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ.


Живые организмы не только берут из окружающей среды всё необходимое для своей жизнедеятельности, но и возвращают в окружающую среду вещества, необходимые для жизни других организмов.

4. закрепление изученного материала.

Отгадай загадки. Нарисуй рисунок на котором окажутся все отгадки сразу. Что получилось?

1. Кто в году четыре раза переодевается? дерево

2. У безногой табуретки раньше были ствол и ветки. дерево

3. Рыжий Егорка. Упал на озерко. Сам не утонул. И воды не всколыхнул. лист

4. Сидит – зеленеет, Падает – желтеет, Лежит – чернеет. лист

5. Его весной и летом. Мы видели одетым. А осенью с бедняжки. Сорвали все рубашки. дерево

6. Весной одевается, зимой раздевается. дерево

7. Ветки в парке шелестят, Сбрасывают свой наряд. Он у дуба и березки. Разноцветный, яркий, броский. листопад

8. Сердитый недотрога. Живёт в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки не одной. ёжик

9. То рыжая, то серая, А по названью белая. Белка


Если у тебя дома есть аквариум попробуй ответить на следующие вопросы.

  1. Нужны ли в аквариуме растения?

  2. Почему всегда рядом с аквариумом ставят лампу?

  3. Улитки – непременные соседи рыб в аквариуме. Какую роль они играют?



5.Рефлексия.

Если вам понравился наш урок, то приклейте к нашему деревцу зелёные листочки, а если вы считаете , что урок не удался – то красные.

6.Итог урока.

Постановка домашнего задания

Оценки за урок.

Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе, повторить параграфы 46-49.

















Домашнее задание 1. Если у тебя дома есть аквариум, попробуй самостоятельно понаблюдать, как листья элодеи будут выделять на свету кислород. Зарисуй, как выглядит такой лист.


Домашнее задание 2. Обратись к домашнему заданию § 49 и поясни, какую роль играют в жизни обитателей аквариума:

растения — кислород для дыхания, пища для улиток и рыб.
свет — способствует образованию кислорода растениями.
улитки — «санитары» аквариума — поедают ил, остатки пищи, растений.






































Карточка № 1.


  1. Нужны ли в аквариуме растения?___________________________

__________________________________________________________

  1. Почему всегда рядом с аквариумом ставят лампу?____________

__________________________________________________________

  1. Улитки – непременные соседи рыб в аквариуме. Какую роль они играют?___________________________________________________

___________________________________________________________

Карточка № 1.


  1. Нужны ли в аквариуме растения?___________________________

__________________________________________________________

  1. Почему всегда рядом с аквариумом ставят лампу?____________

__________________________________________________________

  1. Улитки – непременные соседи рыб в аквариуме. Какую роль они играют?___________________________________________________

___________________________________________________________

Карточка № 1.


  1. Нужны ли в аквариуме растения?___________________________

__________________________________________________________

  1. Почему всегда рядом с аквариумом ставят лампу?____________

__________________________________________________________

  1. Улитки – непременные соседи рыб в аквариуме. Какую роль они играют?___________________________________________________

___________________________________________________________

Карточка № 1.


  1. Нужны ли в аквариуме растения?___________________________

__________________________________________________________

  1. Почему всегда рядом с аквариумом ставят лампу?____________

__________________________________________________________

  1. Улитки – непременные соседи рыб в аквариуме. Какую роль они играют?___________________________________________________

___________________________________________________________



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Садиева Светлана Александровна

Дата: 12.11.2015

Номер свидетельства: 251987


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства