kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Макроэволюция, ее доказательства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок представлен в презентации, достаточно красочно и информативно.

      Задачи урока:

l сформировать понятие макроэволюция;

l углубить и расширить знания  о прямых и косвенных доказательствах эволюции;

l сформировать умение использовать данные разных наук для доказательства эволюции;

l убедиться  в необходимости комплексного использования всех групп доказательств  для изучения подлинной эволюции живого мира на Земле.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Макроэволюция, ее доказательства" »

Тема: Макроэволюция, её доказательства 11 класс

Тема: Макроэволюция, её доказательства

11 класс

Цель урока: Доказать, что эволюционные изменения реально происходили в органическом мире на нашей планете, используя данные полученные разными естественными науками  Задачи урока:  сформировать понятие макроэволюция;  углубить и расширить знания о прямых и косвенных доказательствах эволюции;  сформировать умение использовать данные разных наук для доказательства эволюции;  убедиться в необходимости комплексного использования всех групп доказательств для изучения подлинной эволюции живого мира на Земле.

Цель урока: Доказать, что эволюционные изменения реально происходили в органическом мире на нашей планете, используя данные полученные разными естественными науками

Задачи урока:

  • сформировать понятие макроэволюция;
  • углубить и расширить знания о прямых и косвенных доказательствах эволюции;
  • сформировать умение использовать данные разных наук для доказательства эволюции;
  • убедиться в необходимости комплексного использования всех групп доказательств для изучения подлинной эволюции живого мира на Земле.

Сравнение понятий «макроэволюция» и «микроэволюция» Различие макроэволюции и микроэволюции: Макроэволюция – надвидовая эволюция, приводит к образованию таксонов более высокого ранга, чем вид (родов, семейств, отрядов, классов, типов и т. д.) Микроэволюция – происходит внутри вида, внутри его популяции. Макроэволюция происходит в исторически грандиозные промежутки времени и недоступна непосредственному изучению.

Сравнение понятий «макроэволюция» и «микроэволюция»

  • Различие макроэволюции и микроэволюции:
  • Макроэволюция – надвидовая эволюция, приводит к образованию таксонов более высокого ранга, чем вид (родов, семейств, отрядов, классов, типов и т. д.)
  • Микроэволюция – происходит внутри вида, внутри его популяции.
  • Макроэволюция происходит в исторически грандиозные промежутки времени и недоступна непосредственному изучению.

Сходство макроэволюции и микроэволюции:  В основе лежат процессы: 1. наследственная изменчивость; 2. борьба за существование; 3. естественный отбор; 4. изоляции.  Носят дивергентный характер.

Сходство макроэволюции и микроэволюции:

  • В основе лежат процессы:

1. наследственная изменчивость;

2. борьба за существование;

3. естественный отбор;

4. изоляции.

  • Носят дивергентный характер.

Группы доказательств эволюционного процесса Сравнительно- анатомические (Морфологические)  Эмбриологические Палеонтологические Молекулярно-биологические  и цитологические Биогеографические 5

Группы доказательств эволюционного процесса

Сравнительно-

анатомические

(Морфологические)

Эмбриологические

Палеонтологические

Молекулярно-биологические

и цитологические

Биогеографические

5

Что изучают науки? Палеонтология Палеонтология изучает ископаемые остатки древних организмов, сохранившихся в земной коре, и дает возможность устанавливать изменения органического мира во времени Эмбриология Эмбриология - наука, изучающая строение и развитие зародышей различных организмов Сравнительная анатомия Сравнительная анатомия изучает строение организмов разных видов. На основании их сходства устанавливает родство организмов Молекулярная биология Молекулярная биология изучает строение и функционирование макромолекул, входящих в состав особей разных видов Биогеография Биогеография – наука о закономерностях распространения организмов на Земле.    5

Что изучают науки?

  • Палеонтология
  • Палеонтология изучает ископаемые остатки древних организмов, сохранившихся в земной коре, и дает возможность устанавливать изменения органического мира во времени
  • Эмбриология
  • Эмбриология - наука, изучающая строение и развитие зародышей различных организмов
  • Сравнительная анатомия
  • Сравнительная анатомия изучает строение организмов разных видов. На основании их сходства устанавливает родство организмов
  • Молекулярная биология
  • Молекулярная биология изучает строение и функционирование макромолекул, входящих в состав особей разных видов
  • Биогеография
  • Биогеография – наука о закономерностях распространения организмов на Земле.

5

Что обозначают термины? Онтогенез Филогенез Дивергенция Конвергенция Гомологичные органы Аналогичные органы Рудименты Атавизмы Эндемики Реликты

Что обозначают термины?

  • Онтогенез
  • Филогенез
  • Дивергенция
  • Конвергенция
  • Гомологичные органы
  • Аналогичные органы
  • Рудименты
  • Атавизмы
  • Эндемики
  • Реликты

Задания группам 1. Найти факты, доказывающие существование  эволюционного процесса на нашей планете  (Используя учебники и материалы лежащие на столах) I группа- палеонтологические доказательства эволюции; II группа – эмбриологические доказательства эволюции; III группа – сравнительно-анатомические  (морфологические) доказательства эволюции; IV группа – молекулярно-биологические и цитологические доказательства эволюции; V группа – биогеографические доказательства эволюции.  2. Лидер каждой группы представляет наработки группы классу.

Задания группам

1. Найти факты, доказывающие существование эволюционного процесса на нашей планете

(Используя учебники и материалы лежащие на столах)

  • I группа- палеонтологические доказательства эволюции;
  • II группа – эмбриологические доказательства эволюции;
  • III группа – сравнительно-анатомические

(морфологические) доказательства эволюции;

  • IV группа – молекулярно-биологические и цитологические доказательства эволюции;
  • V группа – биогеографические доказательства эволюции.

2. Лидер каждой группы представляет наработки группы классу.

Таблица №1  Доказательства эволюции органического мира  Группы доказательств эволюционного процесса Факты, доказывающие существование эволюционного процесса 1. Палеонтологические 2. Эмбриологические 3. Сравнительно-анатомические (морфологические) 4. Молекулярно-биологические и цитологические 5. Биогеографические

Таблица №1 Доказательства эволюции органического мира

Группы доказательств эволюционного процесса

Факты, доказывающие существование эволюционного процесса

1. Палеонтологические

2. Эмбриологические

3. Сравнительно-анатомические (морфологические)

4. Молекулярно-биологические и цитологические

5. Биогеографические

Эмбриологические доказательства эволюции  В пользу эволюционного происхождения органического мира говорят данные эмбриологии  К. Бер сформулировал закон зародышевого сходства: « В пределах типа эмбрионы, начиная с самых ранних стадий, обнаруживают общее сходство» Стадии эмбрионального развития позвоночных.

Эмбриологические доказательства эволюции

В пользу эволюционного происхождения органического мира говорят данные эмбриологии

К. Бер сформулировал закон зародышевого сходства: « В пределах типа эмбрионы, начиная с самых ранних стадий, обнаруживают общее сходство»

Стадии эмбрионального развития позвоночных.

Эмбриологическое доказательство эволюции Ф. Мюллер и Э. Геккель сформулировали биогенетический закон: «Индивидуальное развитие особи (онтогенез) повторяет кратко и быстро историческое развитие вида (филогенез) А.Н. Северцев установил, что в эмбриогенезе повторяются признаки зародышей, а не взрослых особей

Эмбриологическое доказательство эволюции

  • Ф. Мюллер и Э. Геккель сформулировали биогенетический закон: «Индивидуальное развитие особи (онтогенез) повторяет кратко и быстро историческое развитие вида (филогенез)
  • А.Н. Северцев установил, что в эмбриогенезе повторяются признаки зародышей, а не взрослых особей

Сравнительно- анатомические (морфологические) доказательства эволюции Общий план строения позвоноч-ных

Сравнительно- анатомические (морфологические) доказательства эволюции

Общий план

строения

позвоноч-ных

Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции Наличие в современной флоре и фауне переходных форм (эвглена зеленая , латимерия, утконос, ехидна, асцидия)

Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции

Наличие в современной флоре и фауне переходных форм (эвглена зеленая , латимерия, утконос, ехидна, асцидия)

Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции Гомологичные органы-образования, сходные друг с другом по общему плану строения, положению в теле и возникновению в процессе онтогенеза. Гомология передних конечностей наземных позвоночных

Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции

Гомологичные органы-образования, сходные друг с другом по общему плану строения, положению в теле и возникновению в процессе онтогенеза.

Гомология передних конечностей наземных позвоночных

Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции  Аналогичные органы - не имеющие общего плана строения и происхождения, но выполняющие одинаковые функции.

Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции

Аналогичные органы - не имеющие общего плана строения и происхождения, но выполняющие одинаковые функции.

Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции Наличие  рудиментов – недоразвитых органов, утративших свое основное значение в ходе эволюции. Рудимент задних конечностей питона

Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции

Наличие рудиментов – недоразвитых органов, утративших свое основное значение в ходе эволюции.

Рудимент задних конечностей питона

Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции Наличие атавизмов признаков появляющихся у отдельных особей, существовавших у отдаленных предков и утраченных в процессе эволюции.

Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции

Наличие атавизмов признаков появляющихся у отдельных особей, существовавших у отдаленных предков и утраченных в процессе эволюции.

Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции

Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции

Атавизмы- признаки свойственные далеким предкам

Атавизмы- признаки свойственные далеким предкам

Молекулярно-биологические и цитологические доказательства эволюции  Клеточное строение организмов   Сходный элементарный химический состав живых организмов (98% приходится на четыре элемента- С,О, H , N )   Одинаковое строение и функционирование органических молекул (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот )

Молекулярно-биологические и цитологические доказательства эволюции

Клеточное строение организмов

Сходный элементарный химический состав живых организмов (98% приходится на четыре элемента- С,О, H , N )

Одинаковое строение и функционирование органических молекул (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот )

Молекулярно-биологические и цитологические доказательства эволюции Аккумулятором энергии во всех живых организмах являются молекулы АТФ Генетический код универсален для всех живых организмов от бактерий до человека Одинаково происходит процесс биосинтеза белка во всех живых организмах Деление клеток (митоз, мейоз) протекает сходно у животных и растений

Молекулярно-биологические и цитологические доказательства эволюции

  • Аккумулятором энергии во всех живых организмах являются молекулы АТФ
  • Генетический код универсален для всех живых организмов от бактерий до человека
  • Одинаково происходит процесс биосинтеза белка во всех живых организмах
  • Деление клеток (митоз, мейоз) протекает сходно у животных и растений

Палеонтологические доказательства  эволюции  Ископаемые формы

Палеонтологические доказательства эволюции Ископаемые формы

Археоптерикс Ископаемые переходные формы Палеонтологические доказательства эволюции

Археоптерикс

Ископаемые переходные формы

Палеонтологические доказательства эволюции

Филогенетический ряд лошади  (Воссоздал В.О.Ковалевский)

Филогенетический ряд лошади (Воссоздал В.О.Ковалевский)

Биогеографические доказательства эволюции А. Уоллес выделил 6 зоогеографических областей по распространению животных и растений на нашей планете

Биогеографические доказательства эволюции

А. Уоллес выделил 6 зоогеографических областей по распространению животных и растений на нашей планете

Биогеографические доказательства эволюции Почему флора и фауна Неарктической области (Северная Америка) и Палеоарктической области (Евразия) имеют много общего, хотя изолированы Беринговым проливом? Почему флора и фауна Неарктической области (Северная Америка) отличается от Неотропической области (Южная Америка), хотя они соединены Панамским перешейком?

Биогеографические доказательства эволюции

  • Почему флора и фауна Неарктической области (Северная Америка) и Палеоарктической области (Евразия) имеют много общего, хотя изолированы Беринговым проливом?
  • Почему флора и фауна Неарктической области (Северная Америка) отличается от Неотропической области (Южная Америка), хотя они соединены Панамским перешейком?

Биогеографические доказательства эволюции Почему флора и фауна Неотропической области (Южная Америка) и Эфиопской области (Африка) имеют много общего?

Биогеографические доказательства эволюции

  • Почему флора и фауна Неотропической области (Южная Америка) и Эфиопской области (Африка) имеют много общего?

Биогеографические доказательства эволюции Современные континенты возникли из единого массива суши - Пангеи, существовавшей в палеозое, в результате дрейфа континентов А. Пангея; конец палеозоя, 230 млн. лет назад Б. Лавразия и Гондвана; мезозой, 180 млн. лет назад Нынешние континенты сформировались в конце мезозоя, 110 млн. лет назад

Биогеографические доказательства эволюции

  • Современные континенты возникли из единого массива суши - Пангеи, существовавшей в палеозое, в результате дрейфа континентов
  • А. Пангея; конец палеозоя, 230 млн. лет назад
  • Б. Лавразия и Гондвана; мезозой, 180 млн. лет назад
  • Нынешние континенты сформировались в конце мезозоя, 110 млн. лет назад

Биогеографические доказательства эволюции Почему только в Австралии существуют сумчатые животные?

Биогеографические доказательства эволюции

  • Почему только в Австралии существуют сумчатые животные?

Особенность фауны и флоры островов свидетельствуют в пользу эволюции Почему на Британских островах флора и фауна близка к материковой, а на острове Мадагаскар нет типичных для Африки крупных копытных (быков, антилоп, носорогов, зебр), крупных хищников (львов, леопардов, гиен), высших обезьян (павианов, мартышек)? Однако там много низших обезьян – лемуров, которые нигде больше не встречаются (эндемики)

Особенность фауны и флоры островов свидетельствуют в пользу эволюции

  • Почему на Британских островах флора и фауна близка к материковой, а на острове Мадагаскар нет типичных для Африки крупных копытных (быков, антилоп, носорогов, зебр), крупных хищников (львов, леопардов, гиен), высших обезьян (павианов, мартышек)?
  • Однако там много низших обезьян – лемуров, которые нигде больше не встречаются (эндемики)

Заселение островов  Почему океанические острова очень бедны по сравнению с материковыми островами?

Заселение островов

Почему океанические острова очень бедны по сравнению с материковыми островами?

Биогеографические доказательства эволюции Виды животных и растений, попавшие на океанические острова, получают широкие возможности для размножения. Например, на Галапагосских островах из 108 видов птиц 82 вида эндемичны и 8 видов рептилий(нигде больше не встречающихся) На Гавайских островах 300 эндемичных видов улиток

Биогеографические доказательства эволюции

  • Виды животных и растений, попавшие на океанические острова, получают широкие возможности для размножения.
  • Например, на Галапагосских островах из 108 видов птиц 82 вида эндемичны и 8 видов рептилий(нигде больше не встречающихся)
  • На Гавайских островах 300 эндемичных видов улиток

Вывод:   Чтобы доказать, подлинность эволюции живого мира на Земле, необходимо использовать данные разных наук.  Это данные генетики, палеонтологии, молекулярной биологии, селекции, эмбриологии, биогеографии, экологии, цитологии, сравнительной анатомии и других наук.

Вывод:

Чтобы доказать, подлинность эволюции живого мира на Земле, необходимо использовать данные разных наук.

Это данные генетики, палеонтологии, молекулярной биологии, селекции, эмбриологии, биогеографии, экологии, цитологии, сравнительной анатомии и других наук.

Тест по теме: «Доказательства эволюции органического мира» 1. Макроэволюция: а) совокупность эволюционных процессов, происходящих внутри вида б) происходит быстро и внезапно в) надвидовая эволюция г) доступна для наблюдения Надвидовая эволюция  2.  Органы, утратившие в ходе эволюции свое биологическое значение: а) аналогичные б) гомологичные в) атавизмы г) рудименты Рудименты

Тест по теме: «Доказательства эволюции органического мира»

1. Макроэволюция:

а) совокупность эволюционных

процессов, происходящих внутри вида

б) происходит быстро и внезапно

в) надвидовая эволюция

г) доступна для наблюдения

Надвидовая эволюция

2. Органы, утратившие в ходе эволюции свое биологическое значение:

а) аналогичные

б) гомологичные

в) атавизмы

г) рудименты

Рудименты

Тест  3. Какой из факторов доказывает единство органического мира? а) наличие ископаемых форм животных и растений б) универсальность генетического кода в) сходство между человеком и человекообразными обезьянами г) способность к полету насекомых и птиц универсальность генетического кода   4. Решающим эмбриологическим доказательством эволюции является : а)  сходство деления клеток у всех организмов б) сходство в строении скелетов млекопитающих разных отрядов в) сходство ранних стадий развития зародышей разных классов г) общность строения кровеносной системы млекопитающих сходство ранних стадий развития зародышей разных классов

Тест

3. Какой из факторов доказывает единство органического мира?

а) наличие ископаемых форм животных и растений

б) универсальность генетического кода

в) сходство между человеком и человекообразными обезьянами

г) способность к полету насекомых и птиц

универсальность генетического кода

4. Решающим эмбриологическим доказательством эволюции является :

а) сходство деления клеток у всех организмов

б) сходство в строении скелетов млекопитающих разных отрядов

в) сходство ранних стадий развития зародышей разных классов

г) общность строения кровеносной системы млекопитающих

сходство ранних стадий развития зародышей разных классов

Тест  5. Чем объяснить значительные различия между фаунами Африка и Мадагаскара? а) различиями в климате б) размерами территории в) давней обособленностью территорий г) форма естественного отбора давней обособленностью территорий   6. Признаки, каких классов сочетает в себе утконос? а) рептилий и млекопитающих б) птиц и рептилий в) птиц и млекопитающих г) амфибий и рептилий рептилий и млекопитающих

Тест

5. Чем объяснить значительные различия между фаунами Африка и Мадагаскара?

а) различиями в климате

б) размерами территории

в) давней обособленностью территорий

г) форма естественного отбора

давней обособленностью территорий

6. Признаки, каких классов сочетает в себе утконос?

а) рептилий и млекопитающих

б) птиц и рептилий

в) птиц и млекопитающих

г) амфибий и рептилий

рептилий и млекопитающих

Тест  7. Какой из фактов доказывает происхождение насекомых от кольчатых червей? а) способность к откладыванию яиц б) общность строения кровеносной систем в) наличие червеобразной личинки у бабочек г) строение конечностей наличие червеобразной личинки у бабочек    8. Какие из перечисленных органов являются гомологичными? а) жабры рака и легкие кошки б) хобот слона и рука человека в) лапа крота и лапа обезьяны г) глаз кальмара и глаз млекопитающего  лапа крота и лапа обезьяны

Тест

7. Какой из фактов доказывает происхождение насекомых от кольчатых червей?

а) способность к откладыванию яиц

б) общность строения кровеносной систем

в) наличие червеобразной личинки у бабочек

г) строение конечностей

наличие червеобразной личинки у бабочек

8. Какие из перечисленных органов являются гомологичными?

а) жабры рака и легкие кошки

б) хобот слона и рука человека

в) лапа крота и лапа обезьяны

г) глаз кальмара и глаз млекопитающего

лапа крота и лапа обезьяны

Тест  9. Различие в фауне Северной и Южной Америки объясняется: а) разной степенью влияния естественного отбора б) их а разобщенностью в течении миллионов лет в) различным влиянием полюсов г) различным климатом  их разобщенностью в течении миллионов лет   10. Биогенетический закон гласит: а) органический мир развивается б) движущей силой эволюции является естественный отбор в) онтогенез кратко повторяет филогенез г) материальными носителями наследственной информации являются гены, локализованные в хромосомах онтогенез кратко повторяет филогенез

Тест

9. Различие в фауне Северной и Южной Америки объясняется:

а) разной степенью влияния естественного отбора

б) их а разобщенностью в течении миллионов лет

в) различным влиянием полюсов

г) различным климатом

их разобщенностью в течении миллионов лет

10. Биогенетический закон гласит:

а) органический мир развивается

б) движущей силой эволюции является естественный отбор

в) онтогенез кратко повторяет филогенез

г) материальными носителями наследственной информации являются гены, локализованные в хромосомах

онтогенез кратко повторяет филогенез

Тест  11. Аналогичные органы: а) передняя конечность летучей мыши и кита б) передняя конечность лягушки и крыло птицы в) крыло бабочки и крыло птицы г) усики гороха и колючки кактуса крыло бабочки и крыло птицы   12. Биогенетический закон был сформулирован а) Шлейденом и Шванном б) Морганом в) Геккелем и Мюллером г) Опариным и Холдейном Геккелем и Мюллером

Тест

11. Аналогичные органы:

а) передняя конечность летучей мыши и кита

б) передняя конечность лягушки и крыло птицы

в) крыло бабочки и крыло птицы

г) усики гороха и колючки кактуса

крыло бабочки и крыло птицы

12. Биогенетический закон был сформулирован

а) Шлейденом и Шванном

б) Морганом

в) Геккелем и Мюллером

г) Опариным и Холдейном

Геккелем и Мюллером

Тест  13. Дивергенцией называется а) расхождение признаков в процессе эволюции б) схождение признаков в процессе эволюции в) объединение нескольких популяций в одну г) образование изолированной группы внутри популяции  расхождение признаков в процессе эволюции   14. Микроэволюция приводит к образованию новых а) семейств б) подвидов и видов в) родов г) классов подвидов и видов   15. Укажите факт, который доказывает существование эволюции органического мира и, в частности, изменчивость органического мира во времени а) ископаемые формы б) островные формы в) реликты - существующие ныне виды с признаками давно вымерших групп организмов г) гомология органов ископаемые формы

Тест

13. Дивергенцией называется

а) расхождение признаков в процессе эволюции

б) схождение признаков в процессе эволюции

в) объединение нескольких популяций в одну

г) образование изолированной группы внутри популяции

расхождение признаков в процессе эволюции

14. Микроэволюция приводит к образованию новых

а) семейств

б) подвидов и видов

в) родов

г) классов

подвидов и видов

15. Укажите факт, который доказывает существование эволюции органического мира и, в частности, изменчивость органического мира во времени

а) ископаемые формы

б) островные формы

в) реликты - существующие ныне виды с признаками давно вымерших групп организмов

г) гомология органов

ископаемые формы

Рефлексия  Вопросы:  Задачи урока: Выполнили мы все поставленные задачи? Что нового узнали на этом уроке? Какой материал поняли полностью или частично?  сформировать понятие макроэволюция;  углубить и расширить знания о прямых и косвенных доказательствах эволюции;  сформировать умение использовать данные разных наук для доказательства эволюции;  убедиться в необходимости комплексного использования всех групп доказательств для изучения подлинной эволюции живого мира на Земле.

Рефлексия

Вопросы:

Задачи урока:

  • Выполнили мы все поставленные задачи?
  • Что нового узнали на этом уроке?
  • Какой материал поняли полностью или частично?
  • сформировать понятие макроэволюция;
  • углубить и расширить знания о прямых и косвенных доказательствах эволюции;
  • сформировать умение использовать данные разных наук для доказательства эволюции;
  • убедиться в необходимости комплексного использования всех групп доказательств для изучения подлинной эволюции живого мира на Земле.

Домашнее задание:   Изучить материал по § 61 и записям в тетради; Ответить на вопросы 1-3 в конце § 61. Спасибо за внимание!

Домашнее задание:

  • Изучить материал по § 61 и записям в тетради;
  • Ответить на вопросы 1-3 в конце § 61.

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Конспект урока по теме "Макроэволюция, ее доказательства"

Автор: Любименко Андрей Николаевич

Дата: 07.12.2014

Номер свидетельства: 140377


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства