kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по биологии "Лейкоциты, их строение и функции. И.И.Мечников, открытие фагоцитоза" (8 класс).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока по биологии "Лейкоциты, их строение и функции. И.И.Мечников, открытие фагоцитоза" разработан для учащихся 8 класса. 

На этапе актуализиции знаний используются задания различного характера и уровня: работа по карточкам, с рисунками, вопрос- ответ. Для высокого уровня предлагаю биологические задачи, для решения которых необходимо проявить смекалку, дополнительные знания по данной теме. 

При объяснении и закреплении использую  «Электронное пособие. 8 класс» (ISBN978-601-7438-01-2), "Открытую биологию", что позволяет съэкономить время при подготовке и проведении урока. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лейкоциты, их строение и функции. И.И.Мечников, открытие фагоцитоза.»


Волкова Татьяна Викторовна,

учитель биологии,

специалист высшей категории высшего уровня, ГУ «Средняя школа № 19 отдела образования акимата города Костаная»

8 класс. Лейкоциты, их строение и функции. И.И.Мечников, открытие фагоцитоза.

Цель урока: познакомить учащихся со строением и функциями лейкоцитами.

воспитывать личность:

Задачи:

Образовательные: углубить знания о строении и функции белых кровяных клеток - лейкоцитов, о заслуге И.И.Мечникове в открытии фагоцитоза;

Развивающие: совершенствовать навыки работать учащимися с микроскопом и микропрепаратами.

Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к выполнению полученного задания.

Оборудование: презентация, таблицы «Кровь», микропрепараты «кровь лягушки», «кровь человека», микроскопы, «Открытая биология», «Электронное пособие. 8 класс» (ISBN978-601-7438-01-2), видеофильм.

Ход урока:

I. Орг. момент.

II. Актуализация знаний.

А). Работа по карточкам.

Карточка № 1.

Заполните таблицу « Состав и функции внутренней среды»:

Вопросы для сравнения

Компоненты внутренней среды

Кровь

Тканевая жидкость

Лимфа

1.

Состав




2.

Местонахождение




3.

Источник и место образования




4.

Функции




Карточка № 2.

Рассмотрите рис 1 «Внутренняя среда организма», запишите , что обозначено на нем цифрами 1- 3 и ответьте на вопрос:

как взаимосвязаны друг с другом компоненты внутренней среды организма?

Рис 1 «Внутренняя среда организма».

Карточка № 3.

Рассмотрите рис 2 и ответьте на вопрос:

Чем отличаются эритроциты в крови человека от эритроцитов в крови лягушки (их форма, наличие ядер, размеры)?


Рис 2 «Эритроциты».

1- рыбы, 2- лягушки, 3- голубя, 4- лошади,

5- человека.
Б). Фронтальная работа с классом.

Объясните:

1. В чём связь строения и функции эритроцитов?

2. Почему в высокогорных местностях количество эритроцитов увеличивается?

3. Почему при малярии нарастает малокровие? Кто является возбудителем, а кто переносчиком малярии?

В). Решение биологических задач.

1. В 1929 г. американский физиолог У.Коннон для обозначения относительного постоянства внутренней среды организма ввёл понятие- «гомеостаз». Как вы думаете, почему же сохранение гомеостаза столь важно для организма?

2. Кровь движется по замкнутой системе сосудов. Как же она может выполнить свои функции?

3. В 0,3% раствор NaCI добавили несколько капель крови. Что произойдёт при этом с эритроцитами? Что называют осмотическим гемолизом?

4. Угарный газ, образующийся при неполном сгорании бытового газа и топлива в печи, вступает с гемоглобином в прочное соединение. Почему в результате длительного вдыхания этого газа наступает смерть?

III. Изучение нового материала.

(Использование ИСЭТа «Лейкоциты, их строение и функции. И.И.Мечников, открытие фагоцитоза»).

 1. Лейкоциты свое название получили от греч. «леуцос» - белый, бесцветный». Это самые крупные клетки крови. Их размер колеблется от 8 до 20мк, имеют  шаровидную форму и ядро, способны к самостоятельному активному передвижению, выходя за пределы сосудов.

2. Лейкоциты делятся на две основные группы:  гранулоциты (зернистые) -  нейтрофилы, эозинофилы, базофилы) и агранулоциты (незернистые) – моноциты и

лимфоциты.  (Таблица 21).

3. Нейтрофилы (микрофаги), или фагоциты, составляют 70% всех лейкоцитов. Они обладают способностью проходить между клетками, образующими стенки капилляров, и проникать в межклеточные пространства тканей и направляться к инфицированным участкам тела. Нейтрофилы – активные фагоциты, они    поглощают и переваривают болезнетворные бактерии. Способны вырабатывать интерферон.

4. Эозинофилы, или микрофаги, составляют 1,5% всех лейкоцитов, но при аллергических состояниях их количество возрастает. Они обладают антигистаминным действием. Их содержание контролируется гормонами коры надпочечников. Живут 10  –  12 дней.

5. Базофилы составляют 0,5% всех лейкоцитов. Они вырабатывают гепарин и   гистамин – вещества, являются источником фактора, активирующего тромбоциты.

Основная  функция базофилов – участие в аллергических реакциях.

6. Моноциты (макрофаги) составляют 4% всех лейкоцитов, образуются в костном мозге и имеют ядро бобовидной формы. Активно поглощают бактерии и другие крупные частицы. Способны мигрировать сквозь стенки капилляров в очаге   воспаления, где действуют и нейтрофилы. Они участвуют в иммунных реакциях организма, могут накапливать в себе антигены.

7. Лимфоциты составляют 24% всех лейкоцитов, образуются в тимусе (вилочковой железе) и лимфоидной ткани. Имеют округлую форму и содержат очень мало цитоплазмы. Способны к амебовидным движениям, ограничена. Принимают участие в иммунных реакциях (образовании антител, уничтожении опухолевых клеток и другие).

8. Фагоцитарная деятельность лейкоцитов и макрофагов имеет большое  значение в защите организма от попадающих в него патогенных микробов и других  нежелательных частиц.

  Фагоцитоз – захватывание и поглощение инородных тел и живых организмов  одноклеточными организмами или некоторыми клетками многоклеточных организмов. И.И.Мечников открыл явление фагоцитоза в 1882г., а клетки – «пожиратели» назвал  фагоцитами. Рис. 45,46,47

III. Закрепление:

2. Рассмотрите рис 27 «Клетки крови под микроскопом», что обозначено на нем цифрами 1- 6. Ответьте на вопрос: Чем отличаются эритроциты от лейкоцитов?

Рис 3 «Клетки крови под микроскопом».

4. Какой процесс изображён на рис 29, каково его значение для организма?


Рис 4 «Фагоцитоз».

7. Почему лейкоциты более разнообразны по своему строению?

V. Д/З: конспект.

Творческое задание: изобразите воспалительный процесс при попадании в кожу занозы.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Волкова Татьяна Викторовна

Дата: 27.11.2014

Номер свидетельства: 136417


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства