kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по биологи на тему "Человеческие расы. Несостоятельность расизма. Реакционная сущность расизма". 9 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный файл содержит коенспект и видеоролики  по биологии на  тему «Человеческие расы. Несостоятельность расизма» для учащихся 9 класса, который можно использовать и при изучении данной темы и в 11 классе. Цели и задачи урока: формирование знаний о человеческих расах, их биологическом единстве;­ дать понятия расы, расоведение, расизм;­ показать на примерах несостоятельность расизма и воспитывать в них расовую толерантность.  На уроке используются различные формы и методы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах, что позволяет сделать урок интересным для учащихся. Учащиеся принимают активное участие в подготовке к уроку: готовят сообщения об истории, формах расизма.  Материал можно использовать при подготовке к ВОУДУ, ЕНТ и ЕГЭ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока 57 Человеческие расы. Несостоятельность расизма. Реакционная сущность расизма. 9 класс.»


Волкова Татьяна Викторовна,

учитель биологии,

специалист высшей категории высшего уровня, ГУ «Средняя школа № 19 отдела образования акимата города Костаная»

Поурочный план


Дата ___

Класс: 9

Предмет: биология

Тема урока Человеческие расы. Несостоятельность расизма. Реакционная сущность расизма.

Цель урока: расширить и обобщить знания учащихся о человеческих расах и их биологическом единстве.

Задачи:

Образовательные: дать представления о следующих понятиях: расы, расоведение, расизм; рассмотреть механизмы, которые лежат в основе формирования человеческих рас, подготовка к ВОУДу и ЕНТ.

Развивающие: продолжить формирование умения работать с дополнительной литературой, энциклопедической литературой, интернетом.
Воспитательные: показать несостоятельность расизма. Воспитывать в учащихся расовую толерантность.

Оборудование: презентация «Расы человека. Расогенез»

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая
Тип урока: комбинированный

Методы и методические приёмы: рассказ с элементами беседы с применением компьютерной презентации, постановка проблемной ситуации, самостоятельная работа, работа в группе.

Для всех угнетенных, трудом обожженных,

Разница в цвете кожи – не в счет

В людях черных, белых, желтых –

Красная кровь течет!

Р.Рождественский.

ХОД УРОКА



Этап урока



Содержание учебного материала

МО

ФОПД

модули

I. Орг. момент

Психолого-педагогический настрой на урок. Здравствуйте! Садитесь. Создание положительного микроклимата урока через минутку настроения, программирование учеников на успех..

Р

Индивид


Новые подходы в преподавании и обучении (Обучение тому, как учиться, диалоговое обучение)




Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников




Управление и лидерство в обучении







Использование ИКТ в преподавании



Преподавание и обучение в соответствии

с возрастными особенностями учеников



















Оценивание для обучения и оценивание обучения



II. Мотивация

Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопросы: Что такое расы? Как они формировались? Закончилась ли эволюция человека в настоящее время? Но сначала немного о вашем настроении. На столах лежат сигнальные карточки красного, синего и зеленого цветов. Попробуйте определить свое настроение на данный момент и поднимите нужную карточку. Красный- волнение, белый – расслабленность, зеленый - я готов к работе, чтоб всем настроиться послушаем стихотворение В. Шефнера на фоне музыку природы. Итак, начинаем

Учитель (под музыку Счастливый рассвет стихотворение В. Шефнера) (Слайды 2-7)

Костер, похрустывая ветками,
Мне память тайную встревожил, –
Он был зажжен в пещерах предками
У горно-каменных подножий.
Как трудно было им, «единственным»,
На человеческом рассвете,
На неуютной и таинственной
Не обустроенной планете.
Быть может, там был каждый гением
(Бездарность выжила б едва ли),
С таким бессмертным удивлением
Они нам землю открывали.
На них презрительными мордами,
Как на случайное уродство,
Посматривали звери, гордые
Своим косматым первородством.
Мы стали опытными, взрослыми,
А предки шли призывниками,
Как смертники, в разведку посланные
Предшествующими веками.
Еще не поклонялись идолам,
Еще анналов не писали...
А Прометей был после выдуман –
Огонь они добыли сами.

Проблемный вопрос: О каких особенностях эволюционного становления человека говорится в данном стихотворении?

Р

ПП




Фронтал

III.

Актуализация знаний

Беседа с учащимися о выделении человека из животного мира, эволюции предков человека, роли биологических и социальных факторов в становлении человека современного типа.

Проверка знаний учащихся по теме: «Антропогенез» в виде контрольно – измерительных материалов для подготовки к ВОУДу и ЕНТ. (Слайды 9-11)

Р

Индивид



III. Изучение н/м

(Слайд 12). Кажется невероятным путь человека от африканской саванны до ракетодрома, от первых каменных скребков до новейших компьютерных технологий.

Сегодня на уроке мы поговорим о формировании человеческих рас и немного заглянем в наше с вами будущее.

Живем мы с вами в сложное, довольно непростое время. С одной стороны, на пороге 21 века исчезло рабство, конституция практически любой страны запрещает дискриминацию по расовым признакам. В США даже слово негр считается оскорбительным и применяется выражение американец африканского происхождения. С другой стороны мы можем слышать истории, анекдоты, то про один народ, то про другой. Постоянно ищут хорошие и плохие нации. Часто даже в печати освещается вопрос: “Какая нация мешает счастью?”. Четкая гражданская позиция строится не на пустом месте. Она основывается на знаниях.

Постановка проблемы:

Почему верно утверждение, что все люди на Земле относятся к одному виду – Человек разумный Homo sapiens? (слайд 13) подготовка к ВОУДу и ЕНТ

Задания для работы в группах (слайд 14)

1 группа: Является ли каждая из рас отдельным видом?
2 группа: Когда и как могли появиться расы?
3 группа: Отличительные характеристики рас. С чем они связаны?

4 группа: Расизм.

5 группа: Каким будет человек будущего?

Примерные ответы:

1 группа: Какое определение дается понятию раса в современнх учебниках и стоит ли делить людей по цвету кожи? Так что же такое расы?

«Расы – это исторически сложившиеся в определенных географических условиях группы людей, обладающих некоторыми общими наследственно обусловленными морфологическими и физиологическими признаками»  (Слайд 15)

Между представителями разных рас имеются физиологические различия по таким параметрам, как интенсивность потоотделения, уровень холестерина в крови и др. Расы не различаются по числу хромосом (у каждого человека их 46), уровню развития мозга, соотношению лицевого и мозгового отделов, строению конечностей ,кровь человека одной расы можно переливать человеку любой другой расы,. В смешанных браках представителей разных рас рождаются полноценные здоровые дети, а это значит … (вывод делают учащиеся). Записываем вывод в тетради:

Вывод: Представителей всех рас относят к одному виду Человек разумный Homo sapiens sapiens.



2 группа: Как и когда формировались расы ? (Слайд 16)

Расы человека начали формироваться примерно 30—40 тыс. лет тому назад в процессе заселения человеком земного шара. Уже на заре своего существования человек заселил самые разнообразные природные зоны и ландшафты. На протяжении большей части последнего ледникового периода (около 100 тыс. лет назад) огромная площадь Земли была покрыта льдом. Гималаи и Альпийские горы с расположенными на них ледниками разделили Евразийский континент на три области, создавая тем самым условия для раздельной эволюции европеоидов на западе, монголоидов на востоке и негроидов на юге. Отобранные эволюцией мор­фологические различия в пределах одного вида Homo sapiens объясняются характе­ром окружающей среды. Такие физические признаки, как высокий и низкий рост, темная и светлая кожа, прямые и курчавые волосы, складывались на протяжении тысячелетий, благодаря тому, что человеческий организм приспосабливался к данным климатическим условиям: жаре или холоду и к определенному количеству солнечного света. Изменения морфологии человека проявлялись и вследствие изоляции. Таким образом, расы возникли лишь после того, как человек выделился из мира животных, поэтому невозможно установить существенные различия между расами в сознании, мышлении, физиологических и анатомических особенностях,  речи, трудовой деятельности. (Просмотр видеоролика).

Вывод: Основные факторы расогенеза - это изменчивость, наследственность, борьба  за существование, естественный отбор и изоляция.


3 группа: Отличительные характеристики рас. С чем они связаны? (подготовки к ВОУДу и ЕНТ).

Эпиграф (Слайд 17)

Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю…

(А. де Сент-Экзюпери).

(Слайд 18)

Выделяют 3 большие группы рас, которые включают в себя 30 малых рас, часть из которых переходные. (Слайд 19)

Используя материал учебника параграфа 57 на стр. 266 под редакцией М. Гильманова, учащиеся знакомятся с классификацией современного человека по расам .

Приложение 3. Музыка (Агутин «Не похожий на тебя…»).

Вывод: В основе деления человечества на расы лежат морфологические признаки. Слайды 20-22)

Каждая из рас возникает, как результат приспособлений к факторам среды Предпосылкой для возник­новения значительных различий в морфологическом строении является то, что че­ловек разумный - вид уникальный по широте ареала обитания. На протяжении большей части последнего ледникового периода (около 100 тыс. лет назад) громадная площадь Земли была покрыта льдом. Гималаи и Альпийские горы с расположенными на них ледниками разделили Евразийский континент на три области, создавая тем самым условия для раздельной эволюции европеоидов на западе, монголоидов на востоке и негроидов на юге. Современные области расселения трех больших рас не совпадают с теми областями, в которых они формировались, но это можно объяснить более поздними миграциями. По каким же признакам шел отбор? Скорее всего, по тем, которые были направлены на приспособление к конкретным природно-климатическим условиям. Согласно одной из гипотез, в местах расселения европейцев и монголоидов произошла адаптация к низкому уровню ультрафиолетового излучения. Под действием ультрафиолета в коже человека провитамин D превращается в сам витамин. Витамин D необходим для кальцификации костей, его нехватка приводит к рахиту. Одно из проявлений рахита – деформация таза, осложняющая роды. В условиях первобытного строя это могло способствовать сильному давлению отбора. В районах обитания людей с высокой степенью пигментации кожи отмечается высокая интенсивность ультрафиолетового излучения. Зависимость между местом обитания и пигментацией кожи не подтверждается только в двух случаях – для эскимосов и африканских пигмеев. Обе популяции состоят из темнокожих индивидов, хотя и в арктических районах, и под пологом влажного тропического леса ультрафиолета сравнительно мало. Но в случае с эскимосами можно предположить, что они получают витамин D из печени рыб и морских млекопитающих – основных продуктов питания.

Вывод: Каждая из рас возникла, как результат приспособлений к факторам среды.

Проблемный вопрос: Это были ароморфозы или идиоадаптации? (Идиоадаптации).

4 группа: Расизм.

(Слайд 23). Расизм - теория и политика, утверждающая превосходство одной расы над дру­гой. Расизм зародился еще в рабовладельческом строе, но основные его положения были сформулированы в Х I Х веке. В них ученые пытались обосновать преимущества одних рас перед другими,. . «Высшими» расами пытались представить и европеоидную расу, и монголоидную и экваториальную.

Объясняют расовую и национальную неприязнь действием механизма поведенческой изоляции. В ходе эволюции часто усиливаются различия в поведении похожих видов, При контакте с непохожими на нас людьми срабатывает та же программа, что и у животных, реагирующих : неприятие. Расы человека по внешним признакам различаются больше, чем многие близкие виды. Различия, связанные с традициями, культурой, одеждой, прической столь заметны, что наше восприятие опознает их как межвидовые. В отношении языка можно видеть весь спектр реакций на различия. Если непохожий язык (для русских – чукотский нам просто непонятен, то более близкий литовский, уже вызывает неприятие . Совсем близкие языки (сербский, украинский и белорусский) воспринимаются просто как смешные, как пародия на русский язык. Таким образом, у расовой и национальной неприязни есть врожденные биологические корни. Среди представителей всех рас есть вдающиеся деятели. Известнейшие актеры, фотомодели, спортсмены, лауреаты Нобелевской премии, президенты.

Вывод:

Ответ на вопрос поставленный в начале урока.

Все люди едины по происхождению, а значит по интеллекту, физическим, духовным способностям. Таким образом, к одному виду принадлежат и двухметровый темнокожий баскетболист, и краснокожий индеец, и миниатюрная вьетнамка. (слайд 24)

5 группа: Каким будет человек будущего?

«Идет эволюция человека в настоящее время или нет?».

Ученые считают: эволюция продолжается. Естественный отбор идет на всех стадиях онтогенеза, выбраковывая сначала гаметы с нарушениями и аномалиями хромосом, затем зиготы по способности к имплантации. Мертворожденность, гибель плода, отторжение эмбриона остаются факторами отбора в современном обществе.10% браков бесплодны, идет отбор и в плодовитых парах, часть сознательно отказывается иметь детей, тем самым изымаются из последующего размножения родители с пониженными родительскими инстинктами. Стабилизирующий отбор поддерживает облик человека, но и движущий отбор приводит к определенным изменениям. Уже сейчас известно, каким будет человек в далеком будущем.

Проанализировав источники литературы, мы получили следующие характеристики человека

будущего.

(Слайд 25)

1.В будущем небольшая близорукость станет нормой для человека. По мнению директора медицинского комплекса "Микрохирургия глаза" Христо Тахчиди,  близорукость - минус 1 - будет нормой для человека будущего, что объясняется большой нагрузкой на глаза.

2. В недалекой перспективе у людей практически не останется собственных зубов. Антрополог Марина Бутовская утверждает, что обилие консервантов, кислот и сахара в пище "убивает" наши зубы и они ухудшаются,

3.Увеличится рост. Данные антропологов показывают, что наш современник крупнее своих предков, за последние 100 лет рост новорожденных увеличился на 1 сантиметр, а масса тела на 300г

4. Человек будущего – облысеет. Профессор Института биофизики РАН Николай Сафонов говорит, что нас всех ждет облысение, так как, волосы не несут никаких функций, кроме эстетической.

5. В будущем нас ждет ожирение. Сотрудники института швейной промышленности утверждают, что пора вводить 68-й размер одежды. - Для человека нашего времени характерна малая подвижность, Большинство работы не требует физической нагрузки. Происходит ослабление мышц, а обедаем и ужинаем мы плотно.

6. Будем жить дольше. Исходя из литературных данных, мы построили график увеличения сроков жизни человека. В Средние века люди жили примерно 35 лет, сегодня это 58-65 лет, а в развитых странах - так и все 90. Как утверждают специалисты, при благоприятных условиях генетическая программа человека позволит жить более 100 лет.

Учитель

Закончить наш урок мне хотелось бы стихами Р.Рождественского (Слайд 26)

«Для всех угнетенных, трудом обожженных,

Разница в цвете кожи – не в счет

В людях – черных, белых, желтых –

Красная кровь течет!»

Р.Рождественский

Р












Р

ПП

НО


Коллект












Работа в группах

V. Закрепление

1. Сколько рас человека выделяют в настоящее время?

А) одну В) две С) три Д) четыре Е) пять

2. Желтокожие относятся к расе

А) негроидной В) монголоидной С) европеоидной Д) австралоидной Е) никакой

3. Для какой расы характерен косой и узкий разрез глаз?

А) негроидной В) монголоидной С) европеоидной Д) австралоидной Е) никакой

4. Изменяются ли с течением времени наследственные особенности?

А) да В) нет С) частично Д) только у европеоидной расы Е) только у негроидной расы

5. Есть ли преимущества одних рас перед другими? Например, негроидной перед европеоидной?

А) да В) нет С) частично Д) только у европеоидной расы Е) только у негроидной расы

6. Понятие «раса» и «нация» – это одно и то же?

А) да В) нет С) частично

7. Могут ли быть членами единого государства представители разных рас?

А) да В) нет С) частично

8. Как называются взгляды о преимуществах одних рас перед другими?

А) руховские В) расистские С) российские Д) националистические Е) американские

(взаимопроверка).

Р

Индивид

V. Подведе

ние итогов

Учащиеся зачитывают свои выводы к уроку.

Анализ выступлений.

Выставление оценок.

Р

Индивид

VI. Д/З:

§ 57

Письменно ответить на вопросы:

1.Наблюдается ли у человека мутационная изменчивость?

2.Идет ли в пределах вида Человек разумный естественный отбор?

3.Почему каждая из рас не достигла в своем обособлении уровня вида?

Р

Индивид

VII. Рефлексия

- Какой этап урока вам показался наиболее сложным?

- Что было непонятно на уроке?

- Как вы думаете, на какой момент урока нужно было обратить особое внимание?

- На этом урок окончен. Спасибо за внимание. До свидания.

Р

Индивид









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Волкова Татьяна Викторовна

Дата: 12.04.2015

Номер свидетельства: 200537


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства