Конспект урока-обобщения по генетике «Большие гонки»
Конспект урока-обобщения по генетике «Большие гонки»
Появившаяся недавно телевизионная игра “Большие гонки” быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока-обобщения по генетике «Большие гонки» »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №32»»
г. Нижнекамск Республика Татарстан
Конспект урока-обобщения по генетике «Большие гонки»
подготовила
учитель биологии
высшей квалификационной категории
Давлетшина Вероника Васильевна
Урок-обобщение "Большие гонки"
Появившаяся недавно телевизионная игра “Большие гонки” быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме.
Игра готовится учителем заранее:
Определяется тема урока (можно использовать целую главу или раздел).
Учащимся сообщается название главы или раздела.
Учителем разъясняются правила игры.
В каждом классе учащиеся создают команду.
Команды получают домашнее задание.
Оборудование:
игровой столик для каждой команды.
конверты с вопросами.
бассейн с разноцветными мячами (одолжили в соседнем детском саду).
рисунки с изображением различных растений.
эмблемы команд (желтые, зеленые, красные кружочки).
Команды по 5 игроков формируются заранее, при этом важно проследить за тем, чтобы команды были равны по силам.
Игру проводит учитель, ему помогают члены жюри из числа учащихся других классов. Члены жюри сверяют ответы команд, выставляют баллы на специальной доске, следят за временем (на каждый этап дается 2 минуты).
Подведение итогов проводит ведущий (учитель).
Предлагается примерный конспект игры, проведенной в 11-х классах.
Цель игры: обобщение знаний учащихся по генетике, формирование умений применять эти знания на практике.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок- обобщение.
1 этап “Кто быстрее?”
Каждой команде путем жеребьевки предлагаются конверты. В конверте содержатся 15 задач по моногибридному скрещиванию. (У фасоли черная окраска семенной кожуры доминирует над белой. При скрещивании черносеменного растения с белосеменным все растения оказались черносеменными. Определите генотип материнского растения).
Ответ: женское растение АА
мужское растение аа
Цель этапа: команды за 2 минуты должны решить как можно больше задач;за каждую правильно решенную задачу команда получает 1 балл.
2 этап “Продолжи фразу”
Команда выбирает 1 участника, который в течение 2-х минут должен продолжить фразы. Фразы читаются в быстром темпе.
1. Аллель-это … (различные формы одного гена).
2. Совокупность внешних и внутренних признаков, полученных потомками от родителей ……(фенотип).
3. Как называют признаки гибрида, проявляющиеся в первом поколении (доминантные или рецессивные).
4. Какой способ опыления применил Г. Мендель для получения гибридов второго поколения (самоопыление).
5 .Какие признаки являются парными (желтый и зеленый цвет)
6. Как называется зигота, из которой развиваются гибриды первого поколения (гетерозигота).
(тема «Закономерности передачи генетической информации»).
7. По каким признакам Г. Мендель избрал горох объектом своих исследований?
(Самоопыляющийся,однолетник)
8. Сколько альтернативных признаков учитывается при моногибридном скрещивании?
( два)
9. В каком случае выделяют признаки доминантные и рецессивные?
(контрастность, неодновременность проявления)
10. Как называют признаки гибрида, проявляющиеся в первом поколении?
12. Где расположены гены парных признаков при менделевском дигибридном скрещивании?
( разные хромосомы)
13. Где расположены аллельные гены?
( разные хромосомы)
14. Как распределяются аллельные гены при мейозе?
(оказываются в разных клетках)
15. Как появляются в клетках гены парных признаков?
( складываются из родительских гамет)
16.В каком случае рецессивная мутация проявляется фенотипически? (гомозиготном организме)
16.От чего зависит фенотип?
(от генотипа, окружающей среды)
17. Растение, которое использовал в своих опытах Мендель ……(горох)).
Цель этапа: игрокам необходимо быстро продолжить фразу, если нет варианта ответа говорить: “Дальше”. Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов. За каждый правильный ответ-0,5 балла.
3 этап “ Разноцветные мячи”
Выставляется бассейн с разноцветными мячами (желтые, зеленые, красные, синие). Бассейн охраняют 2 игрока-охранника с завязанными глазами. Их задача не подпускать к бассейну игроков. С каждой команды участвуют 2 игрока. Задача 1-го игрока: пройти через охрану, взять мяч соответствующий цвету своей команды, добежать до 2-го игрока и положить мяч в корзину.
Цель этапа: за 2 минуты игроки должны набрать в корзину как можно больше мячей.
За каждый мяч – 0,5 балла.
4 этап “ Смелый и находчивый” (домашнее задание)
Каждая команда представляет рисунки с изображением растений с различными признаками. ( желтые, зеленые семена гороха; гладкие, морщинистые семена гороха; пурпурная, белая окраска цветов).
Цель этапа: из предложенных рисунков команды-соперники должны составить задачу по теме: “Дигибридное скрещивание” и решить ее. За каждую правильно составленную и решенную задачу команда получает 1 балл.
5 этап “ Родословная”
Команды получают конверты с задачей:
(Пробанд - женщина правша. Две ее сестры – правши, два брата – левши. Мать –правша. У нее два брата и сестра, все правши. Бабка и дед – правши. Отец пробанда – левша, его сестра и брат – левши, другие два брата и сестра – правши.)
Ответ:
Цель этапа: Команды должны составить родословную по условию задачи. После изображения родословной (или одновременно с ним) указать генотипы всех членов родословной.
Команда-победитель получает 3 балла, вторая – 2 балла, третья – 1 балл.
6 этап “ Вперед, капитан!”
Жюри оглашает результаты команд после 5 этапов. На специальной доске отмечены баллы команд.
В данном этапе участвуют только капитаны. Им предлагаются задачи различной сложности в зависимости от того, сколько баллов набрала каждая команда.
Капитанам предоставляется возможность выиграть игру, первым правильно выполнив задание, независимо от набранных баллов командой на предыдущих этапах.
Задание для капитана команды с максимальным количеством баллов. (У гороха желтая окраска семян доминантна по отношению к зеленой, а гладкая форма семян – по отношению к морщинистой . От скрещивания гомозиготного растения, имеющего желтые гладкие семена, и растения с зелеными морщинистыми семенами в F1 получено 115 семян, в F2 -1717.
Сколько разных генотипов в F1?
Сколько типов гамет образуют растения F1?
Сколько растений F2 c желтыми гладкими семенами?
Сколько растений F2 c зелеными гладкими семенами?)
Задание для капитана команды со средним количеством баллов. (У кукурузы признаки блестящих и надрезанных листьев являются рецессивными по отношению к матовым и нормальной формы листьям и наследуются сцеплено. От скрещивания линий кукурузы с блестящими надрезанными листьями и матовыми нормальной формы листьями получили 116 растений. От скрещивания растений F1 с линией-анализатором получили 726 гибридов, из которых 92 были кроссоверными между генами а и в.
Сколько растений F1 имели матовые нормальной формы лисья?
Сколько растений F2 имели матовые надрезанные листья?
Сколько растений F2 могли иметь такой же фенотип, как и растения F1 ?
Сколько разных генотипов было в F2?)
ОТВЕТЫ: 1 -116; 2- 46; 3 – 362; 4 – 4.
Задание для капитана команды с минимальным количеством баллов (У человека рецессивный ген, обуславливающий одну из форм гемофилии, локализован в Х-хромосоме и наследуется сцеплено. Этот ген является полулетальным для мужчин и летальным для женщин. Здоровая женщина, отец которой был болен гемофилией, вышла замуж за здорового юношу. У них было семь детей.
Сколько детей в этой семье могут быть здоровыми?
Сколько может быть здоровых девочек?
Сколько из них, даже будучи в браке с мужчиной-гемофиликом, могут иметь здоровых детей?
Сколько мальчиков могут быть гемофиликами?)
ОТВЕТЫ: 1-5; 2 – 4; 3- 2; 4 -2.
Жюри оглашает команду-победитель!
Литература
1.Д.К. Беляев Общая биология 10- 11 класс – М: Просвещение 2004.
2. Островская Р.М.. Генетика. Сборник задач, Иркутск, 2006