kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: "Зрительный анализатор. Строение и функции глаза".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока на тему: "Зрительный анализатор. Строение и функции глаза".

Цель урока: изучение зрительного анализатора.

Задачи: определение понятия "анализатор", изучение работы анализатора, развитие навыков экспериментальной деятельности и логического мышления, развитие творческой активности учащихся.

Тип урока: изложение нового материала с элементами экспериментальной деятельности.

Оборудование: компьютер, таблица "Строение глаза", раздаточный материал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Зрительный анализатор. Строение и функции глаза". »











Урок на тему:



Зрительный анализатор.

Строение и функции глаза.























Разработала:

учитель биологии

Урумова Е. И.



Прекрасный мир, полный красок,

звуков и запахов, дарят нам наши

органы чувств

М.А. Островский





Цель урока: изучение зрительного анализатора.

Задачи: определение понятия «анализатор», изучение работы анализатора, развитие навыков экспериментальной деятельности и логического мышления, развитие творческой активности учащихся.

Тип урока: изложение нового материала с элементами экспериментальной деятельности.

Оборудование: компьютер, таблица «Строение глаза», раздаточный материал.



Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.



Фронтальный опрос.

- У каких животных впервые появляются полушария большого мозга?

( Полушария большого мозга впервые появляются у земноводных. Но кора полушарий большого мозга отсутствует.)

- Дайте характеристику полушарий большого мозга человека.

(Два полушария большого мозга соединены мозолистым телом. Каждое из полушарий образовано серым и белым веществом. Серое вещество образует кору и подкорковые ядра. Белое вещество образует проводящие пути, которые связывают все участки коры и кору с другими отделами нервной системы.)

- Какие доли выделяют в каждом полушарии?

(Лобную, теменную, затылочную, височную.)

- Какие функции выполняют указанные участки коры?

(Затылочная доля – зрительная зона; височная доля – слуховая и обонятельная зоны; теменная доля – зоны осязания и движения; лобная доля – речь, поведения и чувства.)

- Одинаковы ли функции, выполняемые правым и левым полушариями?

(Левое отвечает за устную и письменную речь, абстрактное мышление; правое – образное мышление, музыкальное и художественное творчество.)

У доски: показать на таблице доли больших полушарий и назвать их.

На листах ученики выполняют задание: установить соответствие между долями больших полушарий и зонами коры

  1. Лобная Зрительная

  2. Височная Слуховая

  3. Теменная Осязания

  4. Затылочная Поведение и чувства



Биологический словарный диктант.

  1. Пучки поперечно ориентированных нервных волокон, соединяющих между собой полушария большого мозга ( мозолистое тело ).

  2. Серое вещество составляющий поверхностный слой полушарий ( кора полушарий ).

  3. Складки коры полушарий ( извилины ).

  4. Углубления в коре полушарий ( борозды ).

  5. Крупные скопления серого вещества в толще белого вещества ( подкорковые ядра ).

  6. Полости, располагающиеся в белом веществе ( боковые желудочки ).



  1. Актуализация знаний



Степного неба свод желанный.

Степного воздуха струи,

На вас я в неге бездыханной

Остановил глаза мои.



Взгляни на звезды: много звезд

В безмолвии ночном

Горит, блестит кругом луны

На небе голубом.



Е. Баратынский



Ветер принес из далека

Песни весенний намек,

Где-то светло и глубоко

Неба открылся клочок.

А. Блок

Какие образы создали поэты! Что позволило их сформировать? Оказывается, в этом помогают анализаторы. О них пойдет сегодня речь.

Анализаторы – это сложная система, обеспечивающая анализ раздражений. (запись в тетрадь). Как возникают и где анализируются раздражения? Приемниками внешних воздействий являются рецепторы. Куда дальше направляется раздражение и что происходит при его анализе? (Учащиеся высказывают свои мнения)





  1. Изучение нового материала.

Раздражения преобразуются в нервный импульс и по нервному пути попадает в головной мозг, где и анализируется.



Анализатор

↙ ↓ ↘

Рецептор Нервные пути Зоны коры больших полушарий



Преобразуют Передают Анализируют полученную

поступающие нервный импульс инормацию

сигналы в

нервный импульс



Попробуйте теперь отгадать загадки.



На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются.



Ой, скажите мне, ребята,

Что все это значит:

От пылинки, от соринки

Оба братца плачут.

Вы могли бы догадаться,

Что это за братцы?





Какова роль зрения в жизни человека? Зрение необходимо для трудовой деятельности, для обучения, для эстетического развития, для передачи накопленного опыта. Примерно 70% всей информации мы получаем с помощью зрения. Глаз – это окно в окружающий мир.

Теперь ознакомимся со строением глаза более детально. Давайте посмотрим на схему «Строение глаза».

Орган зрения

↙ ↘

Глазное яблоко Вспомогательный аппарат

Фиброзная оболочка Брови

Задняя-непрозрачная- Веки

Склера Ресницы

Передняя-прозрачная- Слезные протоки

Роговица Слезная железа

Сосудистая оболочка Глазодвигательные мышцы

Передняя-радужка,

Содержит пигмент

В центре радужки-

Зрачок

Хрусталик

Сетчатка





«Стянутая рыбачья сеть, закинутая на дно глазного бокала и ловящая солнечные лучи!» - так представлял себе древнегреческий врач Герофил сетчатку глаза. Это поэтическое сравнение оказалось удивительно точным. Сетчатка – именно сеть, и именно ловящая отдельные кванты света. Она напоминает слоенный пирог толщиной 0,15 – 0,4 мм, каждый слой – это множество клеток, отростки которых сплетаются и образуют ажурную сеть. От клеток последнего слоя отходят длинные отростки, которые, собираясь в пучок, образуют зрительный нерв.

Более миллиона волокон зрительного нерва несут в мозг информацию, закодированную сетчаткой в виде слабых импульсов. Место на сетчатке, где волокна сходятся в пучок, называют слепым пятном.

Слой сетчатки, образованный светочувствительными клетками – палочками и колбочками, поглощает свет. Именно в них происходит превращение света в зрительную информацию.

Мы с вами познакомились с первым звеном зрительного анализатора – рецепторами. Посмотрите на изображение рецепторов света, они по форме напоминают палочки и колбочки. Палочки обеспечивают черно-белое зрение. Они примерно в 100 раз чувствительнее к свету, чем колбочки, и расположены так, что их плотность возрастает от центра к краям сетчатки. Зрительный пигмент палочек хорошо поглощает сине-голубые лучи, а красные, зеленые и фиолетовые плохо. Цветное зрение обеспечивают колбочки трех типов, которые чувствительны соответственно к фиолетовому, зеленому и красному цветам. Напротив зрачка на сетчатке размещается наибольшее скопление колбочек. Это место называется желтым пятном.

Вспомните красный мак и голубой василек. Днем они ярко окрашены, а в сумерках мак почти черный, а василек – белесо – синий. Почему? (Учащиеся высказывают мнения.) Днем при хорошем освещении работают и колбочки, и палочки, а ночью, когда света для колбочек недостаточно, только палочки. Впервые этот факт описал чешский физиолог Пуркинье в 1823 г.





Эксперимент «Палочковое зрение». Возьмите небольшой предмет, например карандаш, окрашенный в красный цвет, и, глядя прямо перед собой, попробуйте увидеть его боковым зрением. Предмет надо непрерывно двигать, тогда удастся найти положение, при котором красный цвет будет восприниматься как черный. Объясните, почему при этом карандаш расположен так, что его изображение проецируется на край сетчатки. ( На краю сетчатки почти отсутствуют колбочки, а палочки цвета не различают, поэтому изображение и кажется почти черным.)



Мы с вами уже знаем, что зрительная зона коры больших полушарий головного мозга расположена в затылочной части. Давайте составим опорную схему «Зрительный анализатор».



Зрительный анализатор

↙ ↓ ↘

колбочки, зрительный затылочная зона коры

палочки нерв больших полушарий





Таким образом, зрительный анализатор – это сложная система восприятия и обработки информации о внешнем мире. Зрительный анализатор имеет большие резервы. В сетчатке глаза содержится 5-6 млн колбочек и около 110 млн палочек, а в зрительной зоне коры больших полушарий – примерно 500 млн нейронов. Несмотря на высокую надежность зрительного анализатора, его функции могут нарушаться под действием различных факторов. Отчего это происходит и к каким изменениям приводит? ( Учащиеся высказывают свое мнение)



Обратите внимание, что при хорошем зрении изображение предметов, находящихся на расстоянии наилучшего зрения (25 см), формируется точно на сетчатке. На рисунке в учебнике вы можете видеть, как изображения формируются у близорукого и дальнозоркого человека.

Близорукость, дальнозоркость, дальтонизм – это частые нарушения зрения. Они могут иметь наследственный характер, но могут быть и приобретенными в течении жизни из-за неправильного режима труда, плохой освещенности рабочего стола, несоблюдения правил техники безопасности при работе на ПК, в мастерских и лабораториях, при долгом просмотре телевизора и т. д.



Исследования показали, что через 60 мин непрерывного сидения у телевизора наступает снижение остроты зрения и способности различать цвета. Нервные клетки оказываются «перегруженными» ненужной информацией, вследствие чего ухудшается память и ослабевает внимание.



  1. Закрепление материала.

Для закрепления на доске проецируется схема «Строение глаза», учащиеся должны назвать из каких частей он состоит.



Затем ответить на тестовые вопросы, которые тоже высветятся на экране.

  1. Зрительная зона полушарии большого мозга располагается в:

А) теменной доле;

Б) височной доле;

В) затылочной доле.

2. Цвет глазу придает:

А) склера;

Б) хрусталик;

В) радужная оболочка.

3. Из каких частей состоит анализатор:

А) рецептора;

Б) проводника;

В) соответствующей зоны коры полушарий большого мозга.

4. Что относится к вспомогательным органам глаза:

А) хрусталик;

Б) глазодвигательные мышцы;

В) слезные железы;

Г) стекловидное тело.

5. Сколько оболочек имеет глазное яблоко:

А) одну;

Б) две;

В) три.

6. Какая часть глазного яблока является выпукло-вогнутой линзой:

А) хрусталик; б) роговица.

7. Какая из оболочек глазного яблока придает ему цвет:

А) фиброзная;

Б) сетчатка;

В) сосудистая.

8. Каких светочувствительных клеток больше в желтом пятне:

А) колбочек;

Б) палочек.



  1. Подведение итогов урока.

Выставляются оценки за опрос домашнего задания и работу на уроке по новой теме.



  1. Домашнее задание. Изучить текст на стр 72-75, «Зрительный анализатор. Строение и функции глаза». Ответить устно на вопросы рубрики «Проверьте свои знания». Подготовить сообщение на тему: «Гигиена зрения».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока на тему: "Зрительный анализатор. Строение и функции глаза".

Автор: Урумова Елена Ибрагимовна

Дата: 29.09.2015

Номер свидетельства: 235008

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока на тему "Глаз человека как оптическая система" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-na-tiemu-glaz-chielovieka-kak-optichieskaia-sistiema"
    ["file_id"] => string(6) "173122"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423928182"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства