kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Генетически-модифицированные продукты (ГМО): вред или польза?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Генетически-модифицированные продукты (ГМО): вред или польза? • Уровень образования: основное образование • Целевая аудитория: Учитель и ученики • Класс: 8 класс • Учеников в классе: 16 • Предмет: биология • Тема урока: «Генетически-модифицированные продукты (ГМО): вред или польза?» • Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. • Место урока в теме: Урок в теме: «Пищеварение». Восьмой урок по теме «Пищеварение». • Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная. • Цели урока: - образовательные: формирование знаний о генетически модифицированных продуктах, особенностях их производства, о возможном влиянии на организм человека, о компаниях, использующих генетически модифицированные организмы. - развивающие: развитие познавательного интереса, логического мышления, умений выделять главное, существенное в учебном материале, сравнивать, делать выводы, применять полученные знания в жизненной практике; а также развитие медиаобразовательных возможностей обучения для самоподготовки. - воспитательные: воспитание положительной мотивации учебной деятельности, формирование коммуникативных навыков при работе в парах, группах; научного мировоззрения. -дидактические: уметь вести дискуссию, выступать на публике и выражать свою точку зрения. • Задачи урока: обратить внимание учащихся к проблеме появления генномодифицированных продуктов в рационе питания современного человека. • Методы обучения: - метод формирования интереса к учению - познавательная игра; - словесный: рассказ, беседа, дискуссия; - наглядный – демонстрация; - компьютерные технологии - презентация; -практический метод. • Средства обучения: мультимедийные средства (ноутбук, цифровой проектор) • Педагогические технологии и приемы: ИКТ, беседа, прием дискуссии и работы в группах, организация практической работы, технология проблемного обучения • Основные термины: генетически модифицированные продукты, генетически модифицированные организмы, последствия употребления продуктов, содержащих ГМО. • Используемое оборудование: ноутбук, проектор, пищевые продукты с ГМ ингредиентами - шоколад «Марс», «Сникерс», «Милки Вэй», печенье «Твикс», чипсы «Читос», «Кока-кола», «Пепси-кола» и т.п. • Используемые цифровые образовательные ресурсы: Презентация "Генетически-модифицированные продукты"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Генетически-модифицированные продукты (ГМО): вред или польза?" »

Урок по биологии в 8 классе


Генетически-модифицированные продукты (ГМО):

вред или польза?


  • Уровень образования: основное образование

  • Целевая аудитория: Учитель и ученики

  • Класс: 8 класс

  • Учеников в классе: 16

  • Предмет: биология

  • Тема урока: «Генетически-модифицированные продукты (ГМО): вред или польза?»

  • Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

  • Место урока в теме: Урок в теме: «Пищеварение». Восьмой урок по теме «Пищеварение».

  • Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

  • Цели урока:

- образовательные: формирование знаний о генетически модифицированных продуктах, особенностях их производства, о возможном влиянии на организм человека, о компаниях, использующих генетически модифицированные организмы.

- развивающие: развитие познавательного интереса, логического мышления, умений выделять главное, существенное в учебном материале, сравнивать, делать выводы, применять полученные знания в жизненной практике; а также развитие медиаобразовательных возможностей обучения для самоподготовки.

- воспитательные: воспитание положительной мотивации учебной деятельности, формирование коммуникативных навыков при работе в парах, группах; научного мировоззрения.

-дидактические: уметь вести дискуссию, выступать на публике и выражать свою точку зрения.

  • Задачи урока:

обратить внимание учащихся к проблеме появления генномодифицированных продуктов в рационе питания современного человека.

  • Методы обучения:

- метод формирования интереса к учению - познавательная игра;

- словесный: рассказ, беседа, дискуссия;

- наглядный – демонстрация;

- компьютерные технологии - презентация;

-практический метод.

  • Средства обучения: мультимедийные средства (ноутбук, цифровой проектор)

  • Педагогические технологии и приемы: ИКТ, беседа, прием дискуссии и работы в группах, организация практической работы, технология проблемного обучения

  • Основные термины: генетически модифицированные продукты, генетически модифицированные организмы, последствия употребления продуктов, содержащих ГМО.

  • Используемое оборудование:

ноутбук, проектор, пищевые продукты с ГМ ингредиентами - шоколад «Марс», «Сникерс», «Милки Вэй», печенье «Твикс», чипсы «Читос», «Кока-кола», «Пепси-кола» и т.п.

  • Используемые цифровые образовательные ресурсы:

Презентация "Генетически-модифицированные продукты"


1 этап. Организационный момент.

-Добрый утро, уважаемые гости и ребята! Прозвенел звонок, а это значит мы вновь готовы, к новым открытиям. Дорогие учащиеся, для начала давайте поприветствуем наших гостей) Мы рады Вас видеть сегодня на уроке! И я искренне надеюсь, что этот час станет для Вас не только очередным конкурсным уроком в Вашей оценочной работе, но и привнесет в Вашу жизнь частицу чего-то полезного, интересного и познавательного как для себя, так и для своих близких. Ну что ж, ребята, а вы присаживайтесь и мы начинаем.


2 этап. Актуализация знаний.

Но прежде чем начать новую тему, давайте для начала вспомним. Итак, внимание, устный опрос.

-Какой большой раздел биологии мы с Вами изучаем в этом году? (человек – внутреннее и внешнее строение человека)

-Сколько систем органов можно выделить в организме человека? (система покровных органов, опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная, выделительная, нервная, пищеварительная, половая)

-Какую систему мы с Вами уже изучили? (опорно-двигательную, кровеносную, дыхательную)

-Какую систему мы с Вами изучаем на данном этапе обучения? (пищеварительную)

-Существует такое вопросительное изречение: «Мы Живем Чтобы Есть Или Едим Чтобы Жить». Скажите, пожалуйста, для чего человек питается?

-Вы согласны с тем, что пища оказывает влияние на здоровье населения планеты?

Ну что ж, молодцы, ребята. И мы идем с Вами далее.


3 этап. Подготовка к основному этапу занятия – познавательная игра

Сегодня у нас необычный урок, тему которого можно предварить словами древней восточной мудрости: «Человек - есть то, что он ест»

-Прочитайте тему нашего урока.

- Как вы думаете, о чем именно может пойти речь на уроке и что это за продукты?

Для того чтоб эффективно нам работать на уроке, урок начнем с игры. Перед Вами на столе продукты. Представите себе, что Вы в магазине, Ваша задача сделать покупку на условную сумму 100 рублей. Итак, от каждого ряда, а точнее от каждой группы, необходимо выйти одному учащемуся и сделать соответствующую покупку. На данную сумму разрешается взять 4 понравившихся продукта. Ну что ж, Ваш выбор сделан, продукты Вами куплены.

-А теперь скажите мне, пожалуйста, ребята, почему Вы выбрали именно эти продукты? Обоснуйте Ваш выбор. Отвечать могут не только покупатели, но и другие учащиеся, поскольку я думаю, Вы сделали примерно такую же бы покупку, как и ваши одноклассники (недорогие, продукты известных рекламируемых фирм, красивые, всегда их беру, мама покупает именно эти……)

-А знаете ли Вы, что многие выбранные Вами продукты содержат ГМО. В последнее время очень актуально является использование в пищу ГМИ, хотя мнение ученных по этому вопросу разделяются: они спорят о вреде или пользы этих продуктов, большинство считают что ГМП несут угрозу человечества.

- Попробуйте расшифровать аббревиатуру «ГМО»,»ГМП»

и слышали ли Вы ранее что-нибудь о ГМО или генетически-модифицированных продуктах? (вредны для организма, созданы для спасения человечества некоторых стран от голода, ГМО содержат в основном продукты, импортируемые из Америки?


4 этап. Основной этап. Ознакомление с новым материалом.

Итак, тема сегодняшнего нашего урока состоит из двух вопросов, на которые нам с Вами необходимо будет ответить «Что мы едим? Модифицированные продукты: вред или польза?»

Главная цель нашего урока - Разобраться: вредны или полезны ГМП? И будете ли Вы их употреблять в дальнейшем?»

Для достижения этой цели мы рассмотрим следующие вопросы:

-Что такое ГМО?

-Что такое генетически-модифицированные продукты питания?

-Положительные и отрицательные стороны данных продуктов питания

-Какие продукты, имеющие в наших магазинах, содержат ГМО?

-Нужны ли генетические модифицированные продукты современному человеку?

Стоит ли их употреблять?

Итак, что же такое ГМО? Как они устроены?

ГМО - генетически-модифицированные организмы - это такие организмы, в генный код которых были «вклеены» чужеродные гены.

ГМП – генетически-модифицированные продукты - это продукты, используемые человеком в пищу в натуральном или переработанном виде, полученные из генетически модифицированных организмов

ГМИ – генетически модифицированные источники

Давайте запишем с Вами эти основные определения в тетрадь.


Историческая справка

Изначально ГМП были созданы во благо спасение человека. В последние время наблюдается тенденция роста численности населения. По данным ООН в ближайшие 35 лет оно увеличится до 10 миллиардов человек. Вспомните какие страны характеризуются наибольшей численностью? Это страны Азии и Африки, именно в этих странах возникла продовольственная проблема. Современные темпы роста производства продуктов питания отстают от темпов прироста населения. В мире на сегодняшний день 800 миллионов голодающих. Каждый день от голода умирает 20 тысяч человек. Люди голодают не из за недостатка продуктов, а из-за неравномерного их распределения и дороговизны. Именно это подтолкнуло ученых к созданию трансгенных продуктов, что подает надежду на преодоление голода на планете.


Чем же есть ГМО по сути. Приведу примеры. В генный ряд всеми нами любимого картофеля «добавляют» ген скорпиона! Результат: мы получили картофель, который не едят никакие насекомые. Или вот: в томаты и клубнику внедрили ген полярной камбалы, теперь эти культуры не боятся морозов. А еще можно сделать такую яблоню, которая будет плодоносить одинаковыми по размеру яблочками, и они, вдобавок, пахнуть будут, пока окончательно не сгниют. Или все те же помидоры, красивые, правильной формы, долгохранящиеся. Удобно! В общем, дошло до того, что легким движением руки ученые повышают урожайность многих культур, их стойкость к вредителям, улучшают прочие «полезные» качества растений.

Самые распространенные ГМ культуры – это соя, кукуруза, пшеница, свекла, табак, хлопок, рапс (масличное растение), картофель, клубника, овощи.


Давайте сейчас я помогу Вам разобраться: полезны или вредны для человека ГМП?

Для начала, постараюсь доказать, что ГМП нужны человеку:

  1. Использование ГМП экономически выгодно. ГМП уже сейчас достаточно быстро окупаются и приносят большую выгоду. Сейчас в мире 60 млн. га занято под трансгенные культуры. Урожаи ТГК на 25% выше, чем у традиционных культур, значит и себестоимость их меньше При выращивании ТГК явно увеличивается урожайность, устойчивость к болезням и вредителям, причём без снижения питательной ценности продуктов. ГМ растения могут существовать на менее плодородных почвах и давать богатый урожай, а затем долго храниться. Ещё раз подчеркну экономические преимущества использования ГМП. В перспективе – это возможность решить проблему нехватки продовольствия.

  2. Трансгенные продукты – это источник низкокалорийных продуктов питания. Сейчас получена низкокалорийная соя. Из трансгенных сортов кукурузы, со- евых бобов получается растительное масло, в котором снижено количество растительных жиров, а в картофеле и кукурузе – больше крахмала и меньше воды. Усовершенствованные помидоры, тыква и картофель лучше сохраняют витамины С, B – каротин. Для стран, в которых рис – основной источник пи- тания, получен его сорт с повышенным содержанием витаминов и микроэле- ментов. В нём теперь есть витамин А и железо, что позволит избавить людей от многих заболеваний.

Но при нельзя говорить об экономической выгоде, когда не исключена угроза здоровью человека. В настоящий момент независимые ученые уже пришли к выводу, что активное употребление ГМ-продуктов в пищу связано с существенными рисками:

  • появление аллергических реакций, притом вовсе не безобидных. Вот, например, в США, где ГМ-продукты свободно употребляются в пищу, от аллергии страдают около 70% населения. В Швеции, где такие продукты под запретом, всего лишь 7%. Вряд ли это совпадение.

  • нарушение структуры слизистой желудка, появление устойчивой к антибиотикам микрофлоры кишечника.

  • снижение иммунитета всего организма (70% иммунитета человека – в кишечнике), а также нарушение обмена веществ.

  • Продукты с ГМО могут провоцировать рак. Трансгены имеют свойство встраиваться в генный аппарат микроорганизмов кишечника, а это уже мутация. Как известно, именно мутации клеток приводят к развитию раковых клеток.


Неконтролируемое потребление генетически модифицированных продуктов может иметь непредсказуемые последствия в будущем. Чтобы полностью понять все риски употребления в пищу трансгенных продуктов, должно пройти несколько десятков лет и смениться несколько поколений, питавших- ся ГМП.

А сейчас ребята давайте рассмотрим, как обстоит дело с трансгенными продуктами в России.

На данный момент в России действует закон, регламентирующий обязательную маркировку продуктов, содержащих ГМО в количестве более 0,9%. В противном случае – штраф, и наказание вплоть до закрытия предприятия.

Однако импорт продуктов питания, которые содержат генно-модифицированные компоненты, разрешен. В основном в Россию везут модифицированные сою, кукурузу, картофель и свеклу из США. Америка занимает лидирующие позиции как по производству, так и по потреблению ГМО. Так, до 80% продуктов питания в США содержат ГМО.

Производители продуктов, которые в составе содержать ГМО в принципе не могут, часто ставят на свою упаковку такую маркировку «Не содержит ГМО!». Делается это исключительно в рекламных целях, чтобы вызвать большее доверие и привлечь внимание потребителя. Наличие значка «Без ГМО» не гарантирует высочайшего качества товара. В нем может оказаться повышенное содержание сахара, жиров, совсем небезобидных химических добавок и красителей.

Видели ли Вы ранее на упаковке продуктов значок «Не содержит ГМО»? Часто ли он Вам встречался, если Вы обращали на это внимание?

Часто ГМО могут скрываться за индексами E. Однако это не значит, что все добавки Е содержат ГМО или являются трансгенными. Просто необходимо знать, в каких именно E могут в принципе содержаться ГМО или их производные.


Ребята давайте еще раз вернемся к нашим покупкам, и посмотрим если на данных продуктах такая маркировка?

- К сожалению ее нет! Хотим мы того или нет, но каждый из нас уже съел изрядную порцию трансгенных продуктов. Генетически модифицированные источники содержатся не только в целом ряде овощных культур, но и в колбасах, сосисках мясных консервах, пельменях, сыре, йогуртах, кашах, конфетах, шоколаде и даже детском питании, то есть в обыкновенных повседневных продуктах, присутствующих на наших столах. Отличить их по цвету или вкусу невозможно, а надписи на упаковках настолько малы, что разглядеть их можно разве что с лупой.

  • Больше всего ГМО выявлено в колбасных изделиях (до 85%), а найти сосиски или колбаску без трансгенов – это практически чудо. Особенно плотно насыщены генно-модифицированной соей вареные колбасы и сардельки-сосиски, пельмени, чебуреки, блинчики.

  • На втором месте по содержанию ГМО расположилось детское питание. 70% всего детского питания содержит ГМ компоненты. Среди производителей, которые не брезгуют использованием ГМ компонентов Нестле и Данон. Вот и думайте, так ли полезен для вашего малыша знаменитый «Растишка». А ведь именно дети до 4 лет меньше всего защищены от действия трансгенов.

  • Третья позиция у кондитерской и хлебобулочной продукции. ГМ сою щедро добавляют в печенье и шоколад, муку, конфеты и мороженое, газировку. Идентифицировать такие добавки для обычного человека невозможно. Среди компаний, уличенных Гринписом в использовании ГМО, знаменитые Марс и Сникерс, Кэдбери, Кока-Кола, Пепси. 80% американского экспорта содержит ГМО, поэтому откажитесь от употребления продукции американских компаний. Покупайте по принципу – всё, что рекламируется, нельзя. Быстрые завтраки Нестле, питательный «Сникерс», йогурты Данон и т.д. – все эти производители в «черном списке» Гринписа.

Как же отличить ГМ овощи и фрукты? Во-первых, они практически не портятся и не интересуют насекомых. Поэтому покупайте «надкушенную» картошку, которая имеет самые различные размеры. Ведь идеальный картофель одинаковой величины – это проделки генетиков. Все ГМ овощи обычно долго хранятся (за счет «вклеенных» генов) и выглядят просто идеально. Так вот избегайте глянцевых, крупных помидор, шикарной клубники, яблок «как с картинки». Природа создает овощи не совсем «красивыми», и не идеальной формы. Это генные инженеры «производят» овощи, удовлетворяющие любым требованиям покупателей. ГМ продукты при разрезании не теряют форму и не пускают сок.

Для российских же покупателей компания «Гринпис» выпустила брошюру, которая содержит информацию о компаниях мясо- и рыбоперерабатывающей, кондитерской промышленности, а также о предприятиях, выпускающих продукты с компонентами ГМИ.

И я в свою очередь хочу поделиться с вами подобной брошюрой, содержащей

СПИСОК ФИРМ, АКТИВНО ИСПОЛЬЗУЮЩИХ В СВОЕЙ ПРОДУКЦИИ ГМО, И ИХ ПРОДУКТЫ:

1. Компания-производитель Nestle

  • Nescafe (кофе и молоко)

  • Nestle (шоколад)

  • Nestea (чай)

  • Nesquik (какао, шоколадный напиток)

  • Kit-Kat (шоколадный батончик)

2. Mars (Марс) — производство шоколада Марс, Сникерс, Твикс, M&M's.

3. Cadbury (Кэдбери) — производство шоколада, какао.

4. Toblerone— производство шоколада, безалкогольных напитков.

5. Coca-Cola (Кока-Кола) — производство напитков Кока-Кола, Спрайт, Фанта

6. PepsiCo (Пепси-Кола) — напитки Пепси, Миринда, Севен-Ап.

7.Schweppes - газированные напитки

8. Компания-производитель Pringles (чипсы со вкусами Original, Low Fat, Pizza-licious, Sour Cream & Onion)

9. Cheetos (чипсы)

10. Lays (чипсы)

11. Maggi (супы, бульоны, майонез, приправы, картофельное пюре)

12. Knorr (приправы)

13. Чаи:

  • Lipton

  • Brooke Bond

  • Беседа

14. Calve (майонез, кетчуп)

15. Heinz Foods (Хайенц Фудс) — производство кетчупов, соусов.

16. Пышка (маргарин)

17. Делми (майонез, йогурт, маргарин)

18. Danon (Данон) — производство йогуртов, кефира, творога, детского питания.

19.Kellogg’s (Келлогс) — производство готовых завтраков, в том числе кукурузных хлопьев.

20. McDonald’s (Макдональдс) — «рестораны» быстрого питания.



5 этап. Этап закрепления новых знаний.

А теперь пользуясь данным информационным буклетом скажите, какие продукты в ваших покупках можно отнести к генетически-модифицированным, т.е. содержащим ГМО?

С учетом новых полученных знаний Вы хотели бы что-нибудь изменить в вашей покупке? Сделайте свой выбор в пользу трансгенов или против них, аргументируйте свой выбор.



6 этап. Этап обобщения и систематизации знаний.

В заключение надо сказать что сегодня Проблема использования ГМИ актуальна, поскольку в ней экономические интересы многих стран приходят в противоречие с основными правами человека. Пока нет полной информации о всех последствиях их употребления.. Мы получили много информации о ГМП, о положительных и отрицательных качествах таких продуктов.

Теперь уже вам решать: есть или не есть генетически модифицированные продукты, во благо они или во вред. Прогресс не остановить. Генетически модифицированные продукты уже стали частью нашей жизни. Это свершившийся факт. Мы можем желать только одного, чтобы лаборатории, которые «дают жизнь» новым ГМ-продуктам лучше проверяли их воздействие на человеческий организм. И, конечно, каждый человек вправе знать, что он потребляет в пищу. Подобного рода продукция должна быть промаркирована надлежащим образом.



7 этап. Контроль и самопроверка знаний учащимися

Скажите пожалуйста,

  1. Использовали ли вы ранее продукты, содержащие ГМО? если да, то какие?

  2. Откажетесь ли вы от покупки товара, если в нем содержится ГМО?

  3. Что вы предпочтете овощи и фрукты, выращенные естественным образом или фрукты и овощи с улучшенными вкусовыми качествами и длительными сроками хранения, но выращенные с использованием ГМО?

  4. Длительное употребление ГМП может вредить здоровью?



8 этап. Подведение итогов.

Цель нашего занятия заключалась не только в том, чтобы ответить на вопрос темы, но и  в том, чтобы заставить вас задуматься еще раз о своем здоровье, научиться выбирать, анализировать и отстаивать свою точку зрения. Употреблять такие продукты или нет, решайте сами. Будьте бдительны! Ведь речь идет о вашем здоровье и о здоровье ваших близких! Но лучше всегда помнить известное высказывание А. Шопенгауэра: «Девять десятых нашего счастья зависят от нашего здоровья. Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий в тысячу раз счастливее больного короля».

Также мне бы хотелось, чтобы при выборе продуктов питания для себя и своих близких вашим лозунгом стало следующее шуточное высказывание:

Все мы в магазин пойдем,

ГМО мы там найдем.

Только в нашу продкорзину

НАТУРАЛЬНОЕ возьмём!

Ученых мы будем слушать -

Лишь НАТУРПРОДУКТЫ кушать!



9 этап. Рефлексия.

На своих партах Вы видите стикеры разного цвета:

  • зеленый – «я буду употреблять только экологически чистый продукт»

  • желтый – «я иногда буду употреблять ГМП»

  • красный – «я буду употреблять любые продукты, как и ранее».

Положите на демонстрационный стол стикер определенного цвета на доску согласно Вашему мнению после данного урока. Ваше мнение анонимно, поэтому не стеснейтесь и бойтесь его выражать.

Лист оценки урока учащимся:

ОЦЕНКА УРОКА

РЕЗУЛЬТАТ

Урок полезный. Я читала, обсуждала, думала


Урок был интересным. Узнала много нового


Урок был скучным.


Урок показался трудным.



10 этап. Домашнее задание.

Задание будет распределено по группам:

  1. группа - предлагаю Вам проявить свои творческие способности и попытаться создать свою маркировку ГМП. Предложенную маркировку обосновать и защитить в начале следующего урока.

  2. Группа – найти в магазинах нашего поселка продукты, не содержащие ГМО и перечислить их.

  3. Группа – провести опрос среди учащихся 6-9 классов нашей школы по поводу употребления ГМП. Вопросы Вам выдаю.


Всем спасибо за урок. До свидания!


Социологический опрос по изучаемому вопросу, целью которого – узнать, обращают ли внимание простые покупатели на данные на упаковках продуктов о содержании ГМО.


Вопросы

Варианты ответов

Результат опроса, количество опрошенных

Результат опроса, процент опрошенных

1. Слышали ли вы что-нибудь о ГМО?

да



нет



2. Обращаете ли вы внимание на упаковках продуктов питания на содержание ГМО?

да



нет



3. Откажитесь ли вы от покупки товара, если в нем содержится ГМО?


да



нет



4. Что вы предпочтете 1-овощи и фрукты, выращенные естественным образом, 2- фрукты и овощи с улучшенными вкусовыми качествами и длительными сроками хранения, но выращенные с использованием ГМО?


1



2



5. Длительное употребление ГМП может вредить здоровью?


да



нет





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Генетически-модифицированные продукты (ГМО): вред или польза?"

Автор: Рогальская Кристина Михайловна

Дата: 25.02.2015

Номер свидетельства: 178700

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства