- Никишов А.И., Теремов А.В. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Биология. Животные. 8 класс, М.: «Просвещение», 2009; - Под редакцией А.Лидина, Н.Беляковой. Природа вокруг тебя. – Волгоград: кооператив «Книга», «Международный Центр просвещения «Вайланд – Волгоград», 1995.
компьютер, мультимедийный проектор, экран, предметные картинки по теме «Насекомые», таблица на исключение «Третий лишний».
Этап урока | Основное содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организа-ционный момент
|
| 1.Приветствие учащихся. 2.Сядет тот, кто ответит на вопрос. – На какие две группы можно разделить всех животных? -Какие группы животных относятся к беспозвоночным животным? -Приведите пример червей. –Какие группы животных относятся к беспозвоночным? -Приведите пример насекомых – вредителей садов и огородов. – Назовите одомашненных насекомых. | 1. Приветствие учителя. Беспозвоночные и позвоночные животные. Насекомые и черви. Дождевой, аскарида, бычий цепень, трубочник Насекомые и черви. Яблонная плодожорка, колорадский жук… Тутовый шелкопряд и медоносная пчела. |
2.Актуализация знаний и умений учащихся, работа в тетрадях
| Проверка д/з. Биологический диктант. 1.Из каких пчёл состоит пчелиная семья? 2. Какую работу, выполняют рабочии пчелы? 3.Как рабочие пчёлы защищают улей от вторжения других насекомых? 4. Что обозначает слово пчеловодство? 5. Какие продукты пчеловодства использует человек? 6. Какое значение имеют пчёлы в природе?
| - Начнём урок с проверки ваших знаний. Сегодня у нас запланирован биологический диктант. Откройте тетради. Дежурный продиктует сегодняшнюю дату. По серединке записать: «Биологический диктант». -Я буду задавать вопросы и их номера. Вы должны записать номер вопроса и ответ на него. | Учащиеся записывют дату, письменно отвечают на вопросы. |
3. Динамичес-кая пауза. | 1. Игра на внимание «Насекомое или нет». 2. Упражнения для мышц спины. | -Когда я назову насекомое, машите руками, т.к. большинство насекомых умеют летать. Когда называю другое насекомое – стойте неподвижно. | Выполняют задание. |
4. Сообщение цели и темы урока.
| «Третий лишний»
| -Посмотрите на доску, найдите лишнее животное: тутовый шелкопряд, медоносная пчела, муравей. Объясните почему оно лишнее. -Сегодня мы продолжим изучение насекомых, познакомимся с жизнью муравья, узнаем о его строении, образе жизни, значении в природе. | Муравей, т.к. тутовый шелкопряд и медоносная пчела одомашниные насекомые. |
5. Ознакомле-ние с новым материалом.
| Рассказ учителя с опорой на жизненный опыт учащихся о муравьях. 1. Муравьи – колониальные животные. Состав муравьиной семьи. Муравейник – жилище муравьёв. 2. Сравнение рабочего муравья, самки и самца их ролей в жизни муравейника. 3. Рабочие муравьи – самые многочисленные члены пчелиной семьи. Строение рабочего муравья. Работы, выполняемые рабочими муравьями. 4. Этапы развития муравья. 5. Значение муравьёв в природе. | Демонстрация фотографий «Из жизни муравейника», объяснение нового материала с опорой на жизненный опыт учащихся. | Принимают участие в организованной беседе по теме. |
4.Развитие мыслительных процессов.
| Упражнение на развитие мыслительных действий. Сравнение внешнего строения рабочей пчелы и муравья с опорой на картинки. | -Сравните внешнее строение насекомых. /В случае необходимости учитель обращает внимание на части тела, которые ещё не сравнивали/ -Чем отличаются эти насекомые? Что у них общее?
|
Выполнение задания.
Общее – общие признаки насекомых, недоразвитые самки.
|
5. Закрепление изученного материала. | Кроссворд.
Дополнительная информация о муравьях.
| Детям раздаются задания кроссворда, записанные на индивидуальных карточках.
Проблемный вопрос «Муравей человеку друг или враг?» Прослушав дополнительную информацию о муравьях подумайте и ответьте. | Отвечают на вопрос и вписывают ответ в кроссворд.
Дети ищут ответ на проблемный вопрос.
|
6. Домашнее задание. | Прочитать и ответить на вопросы. Стр.42 – 43 учебника. | Объявляется домашнее задание. | Запись домашнего задания в дневник. |
7. Подведение итога урока. | К оцениванию работы на уроке привлекаются учащиеся. | -Кто был внимательным? -Кто был активным? -Кто дал больше правильных ответов? -Кому можно поставить 5 за работу на уроке? Почему? -Кому 4?Почему? | Учащиеся оценивают свою работу и работу одноклассников. |
системой ходов, уничтожают много насекомых-вредителей леса..