kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока и призентация на тему "Человеческие расы, их родство и происхождение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Человеческие расы, их родство и происхождение

Цель урока: сформировать знания о человеческих расах и их биологическом единстве.

Задачи:

  • Образовательные:   Дать понятия расы, расоведение, расизм. Рассмотреть механизмы, которые лежат в основе формирования человеческих рас.
  • Развивающие: развивать умение мыслить, применять свои знания для прогнозирования и анализа проблемных вопросов. Продолжить формирование умения работать с учебной литературой.  Закрепить навыки систематизации и обобщения материала.
  • Воспитательные: показать несостоятельность расизма. Воспитание в учащихся расовой толерантности.

Оборудование:   компьютерное обеспечение, разработанная презентация, раздаточный материал.

Методы и методические приёмы: рассказ с элементами беседы с применением компьютерной презентации; самостоятельная работа (поурочный рейтинговый контроль).

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие.
  2. II. Актуализация знаний.

Опрос домашнего задания (5 минут):

 Тест:

Рудименты, атавизмы (выбрать из списка)

III. Изучение нового материала.

Cлайд 1

Для всех угнетенных
Трудом обожженных,
Разницы в цвете кожи – нет
В людях – черных, белых, желтых –
Красная кровь течет.

Р.Рождественский.  

 слайд 2

Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить?  (Тема)

(Слайд 3):

Какие вопросы мы будем рассматривать:

  1. Что такое расы?   Расизм? Как произошли расы?
  2. Почему люди разных рас так отличаются внешне? Есть ли внутренние отличия между ними?
  3. Какие механизмы лежат в основе формирования рас?

Достаточно выйти на улицу большого города, чтобы, посмотрев вокруг себя, увидеть поразительное многообразие людей: разное строение черепа, разный цвет кожи, разные пропорции тела, разный цвет и структура волос. Уже несколько столетий, чтобы объяснить эти различия, используется понятие «расы» и «расовые признаки».

Слайд 4

Термин «Раса» ввел Жорж Бюффон в 18 веке.

Раса ? – это……

 Слайды 5-8)

Современное человечество разделяют на три основные расы: европеоидную, негроидную и монголоидную. (Работа в тетради с таблицей  7 мин)

Используя материал учебника и собственные  знания,  заполните таблицу:

признаки

расы

негроидная

европеоидная

монголоидная

цвет кожи

волосы

лицо

губы

нос

усы, борода

Слайд 9

Как вы думаете, что способствовало  формированию  разных морфологических признаков?  (Условия)

По мере заселения человеком земного шара, сталкиваясь с новыми условиями среды, выживали и давали потомство приспособленные индивиды. Сформировавшиеся в ходе биологической эволюции морфологические признаки объясняются: (Карта в учебнике)

  • характером окружающей среды,
  • климата,
  • пищевых ресурсов,
  • количеством солнечного света.

Слайд 10  В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ:

  • Обильного роста бороды и усов у европеоидов.
  • Узких глаз у монголоидов.
  • Курчавых волос у негроидов.

Слайд 11 Расизм

Долгое время некоторые ученые связывали биологические особенности рас с уровнем их культуры и социального развития. Эти заблуждения легли в основу антинаучной идеологии расизма. Расизм зародился еще в рабовладельческом строе, но основные его положения были сформулированы в Х I Х веке. (Сообщение)

Слайды 12-14

Среди представителей различных рас есть выдающиеся ученые, актеры, спортсмены, преподаватели, люди искусства. (Сообщения)

Слайд 15 Человек, независимо от расовой принадлежности является биологическим «уникальным продуктом». Для людей всех рас характерны видовые признаки: НАЗОВИТЕ

  • сходство строения тела (строение черепа, мозга, внутренних органов);
  • физиологическое сходство (группы крови, болезни, защитные реакции);
  • возможность для неограниченного скрещивания, в результате которого появляется плодовитое потомство;
  • все едины по происхождению.

По генам человека нельзя с точностью определить его расу, поэтому в генетическом смысле рас не существует (а лишь признаки, доминирующие и рецессивные, различные нормы поведения).   Антропологи считают, что 1\5 населения планеты, это 1 млрд. 250 млн. человек метисы – представители смешанных браков.

Слайд 16  Вернемся к началу урока. На все ли вопросы мы ответили? (слайд с вопросами)

  1. Что такое расы?
  2. Какие расы Вам известны? Перечислите признаки каждой расы.
  3. На чем основаны расовые различия людей?

Слайд 17  Итак,  какой вывод можно сделать:

Современное человечество представляет собой единый биологический вид, расы которого  объединены одинаковым уровнем физического и психического развития.

 

Учитель: Шилова Татьяна Викторовна, МБОУ «СОШ №226» г. Заречный Пензенская обл.

Просмотр содержимого документа
«Поверочная работа»


Поверочная работа


Вариант 1

Из предложенных доказательств выберите рудименты


Проявление признака


  1. третье веко

  2. форма ушной раковины

  3. многососковость

  4. зачатки зубов мудрости

  5. повышенное оволосенение

  6. копчик

  7. выросшие зубы мудрости

  8. умение шевелить ушами

  9. аппендикс

  10. появление хвоста




Поверочная работа


Вариант 2

Из предложенных доказательств выберите атавизмы


Проявление признака


  1. третье веко

  2. форма ушной раковины

  3. многососковость

  4. зачатки зубов мудрости

  5. повышенное оволосенение

  6. копчик

  7. выросшие зубы мудрости

  8. умение шевелить ушами

  9. аппендикс

  10. появление хвоста


правильные ответы




рудименты: 1 2 4 6 9



атавизмы: 3 5 7 8 10

Просмотр содержимого документа
«Тема урока Расы 9 класс»

Тема: Человеческие расы, их родство и происхождение

Цель урока: сформировать знания о человеческих расах и их биологическом единстве.

Задачи:

  • Образовательные: Дать понятия расы, расоведение, расизм. Рассмотреть механизмы, которые лежат в основе формирования человеческих рас.

  • Развивающие: развивать умение мыслить, применять свои знания для прогнозирования и анализа проблемных вопросов. Продолжить формирование умения работать с учебной литературой. Закрепить навыки систематизации и обобщения материала.

  • Воспитательные: показать несостоятельность расизма. Воспитание в учащихся расовой толерантности.

Оборудование: компьютерное обеспечение, разработанная презентация, раздаточный материал.

Методы и методические приёмы: рассказ с элементами беседы с применением компьютерной презентации; самостоятельная работа (поурочный рейтинговый контроль).

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие.

  2. II. Актуализация знаний.

Опрос домашнего задания (5 минут):

Тест:

Рудименты, атавизмы (выбрать из списка)

III. Изучение нового материала.

Cлайд 1

Для всех угнетенных
Трудом обожженных,
Разницы в цвете кожи – нет
В людях – черных, белых, желтых –
Красная кровь течет.

Р.Рождественский.

слайд 2

Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? (Тема)



(Слайд 3):

Какие вопросы мы будем рассматривать:

  1. Что такое расы? Расизм? Как произошли расы?

  2. Почему люди разных рас так отличаются внешне? Есть ли внутренние отличия между ними?

  3. Какие механизмы лежат в основе формирования рас?

Достаточно выйти на улицу большого города, чтобы, посмотрев вокруг себя, увидеть поразительное многообразие людей: разное строение черепа, разный цвет кожи, разные пропорции тела, разный цвет и структура волос. Уже несколько столетий, чтобы объяснить эти различия, используется понятие «расы» и «расовые признаки».

Слайд 4

Термин «Раса» ввел Жорж Бюффон в 18 веке.

Раса ? – это……

Слайды 5-8)

Современное человечество разделяют на три основные расы: европеоидную, негроидную и монголоидную. (Работа в тетради с таблицей 7 мин)

Используя материал учебника и собственные знания, заполните таблицу:

признаки

расы

негроидная

европеоидная

монголоидная

цвет кожи

 

 

 

волосы

 

 

 

лицо

 

 

 

губы

 

 

 

нос

 

 

 

усы, борода

 

 

 



Слайд 9

Как вы думаете, что способствовало формированию разных морфологических признаков? (Условия)

По мере заселения человеком земного шара, сталкиваясь с новыми условиями среды, выживали и давали потомство приспособленные индивиды. Сформировавшиеся в ходе биологической эволюции морфологические признаки объясняются: (Карта в учебнике)

    • характером окружающей среды,

    • климата,

    • пищевых ресурсов,

    • количеством солнечного света.

Слайд 10 В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ:

  • Обильного роста бороды и усов у европеоидов.

  • Узких глаз у монголоидов.

  • Курчавых волос у негроидов.

Слайд 11 Расизм

Долгое время некоторые ученые связывали биологические особенности рас с уровнем их культуры и социального развития. Эти заблуждения легли в основу антинаучной идеологии расизма. Расизм зародился еще в рабовладельческом строе, но основные его положения были сформулированы в Х I Х веке. (Сообщение)


Слайды 12-14

Среди представителей различных рас есть выдающиеся ученые, актеры, спортсмены, преподаватели, люди искусства. (Сообщения)


Слайд 15 Человек, независимо от расовой принадлежности является биологическим «уникальным продуктом». Для людей всех рас характерны видовые признаки: НАЗОВИТЕ

  • сходство строения тела (строение черепа, мозга, внутренних органов);

  • физиологическое сходство (группы крови, болезни, защитные реакции);

  • возможность для неограниченного скрещивания, в результате которого появляется плодовитое потомство;

  • все едины по происхождению.

По генам человека нельзя с точностью определить его расу, поэтому в генетическом смысле рас не существует (а лишь признаки, доминирующие и рецессивные, различные нормы поведения). Антропологи считают, что 1\5 населения планеты, это 1 млрд. 250 млн. человек метисы – представители смешанных браков.

Слайд 16 Вернемся к началу урока. На все ли вопросы мы ответили? (слайд с вопросами)

  1. Что такое расы?

  2. Какие расы Вам известны? Перечислите признаки каждой расы.

  3. На чем основаны расовые различия людей?



Слайд 17 Итак, какой вывод можно сделать:

Современное человечество представляет собой единый биологический вид, расы которого объединены одинаковым уровнем физического и психического развития.




Учитель: Шилова Татьяна Викторовна, МБОУ «СОШ №226» г. Заречный Пензенская обл.

4



Просмотр содержимого презентации
«РАСЫ»

Правильные ответы рудименты: 1 2 4 6 9  атавизмы: 3 5 7 8 10  Оценка:  5 ответов  –  «5» 4 ответа  – «4» 3 ответа  – «3» 2 ответа  – «2»

Правильные ответы

рудименты: 1 2 4 6 9

атавизмы: 3 5 7 8 10

Оценка:

5 ответов «5»

4 ответа – «4»

3 ответа – «3»

2 ответа – «2»

Для всех угнетенных  Трудом обожженных,  Разницы в цвете кожи – нет…  В людях – черных, белых, желтых –  Красная кровь течет.  Р. Рождественский

Для всех угнетенных Трудом обожженных, Разницы в цвете кожи – нет… В людях – черных, белых, желтых – Красная кровь течет.

Р. Рождественский

Что такое расы? Расизм? Как произошли расы? Почему люди разных рас так отличаются внешне? Есть ли внутренние отличия между ними? Какие механизмы лежат в основе формирования рас?
  • Что такое расы? Расизм?
  • Как произошли расы?
  • Почему люди разных рас так отличаются внешне? Есть ли внутренние отличия между ними?
  • Какие механизмы лежат в основе формирования рас?
Термин «Раса»  ввел Жорж Бюффон  в 18 веке. Раса – это…

Термин «Раса»

ввел Жорж Бюффон

в 18 веке.

Раса – это…

признаки расы негроидная цвет кожи   волосы европеоидная   лицо монголоидная   губы           нос     усы, борода                

признаки

расы

негроидная

цвет кожи

 

волосы

европеоидная

 

лицо

монголоидная

 

губы

 

 

 

 

 

нос

 

 

усы, борода

 

 

 

 

 

 

 

 

негроидная

негроидная

европеоидная

европеоидная

монголоидная

монголоидная

Как вы думаете, что способствовало формированию разных морфологических признаков?  характер окружающей среды климат пищевые ресурсов количество солнечного света характер окружающей среды климат пищевые ресурсов количество солнечного света

Как вы думаете, что способствовало формированию разных морфологических признаков?

  • характер окружающей среды климат пищевые ресурсов количество солнечного света
  • характер окружающей среды
  • климат
  • пищевые ресурсов
  • количество солнечного света

Объясните в чем заключается биологическое значение:

Объясните в чем заключается биологическое значение:

  • Обильный рост бороды и усов у европеоидов.
  • Узкие глаз у монголоидов.
  • Курчавые, жесткие волосы у негроидов.
Расизм - теория, приписывающая превосходство или неполноценность отдельным расовым либо этническим группам, обосновывающая право одних людей господствовать над другими или отвергать их.

Расизм - теория, приписывающая превосходство или неполноценность отдельным расовым либо этническим группам, обосновывающая право одних людей господствовать над другими или отвергать их.

актрисы Ли Гун Анна Самохина Холли Берри

актрисы

Ли Гун

Анна Самохина

Холли Берри

актеры Сергей Безруков Джеки Чан Эдди Мерфи

актеры

Сергей

Безруков

Джеки Чан

Эдди Мерфи

баскетболисты Сергей Моня  Майкл Джордан Яо Мина

баскетболисты

Сергей Моня

Майкл Джордан

Яо Мина

музыканты Микаэль Стив Уандер Александр Буйнов

музыканты

Микаэль

Стив Уандер

Александр

Буйнов

Видовые признаки

Видовые признаки

  • сходство строения тела (строение черепа, мозга, внутренних органов);
  • физиологическое сходство (группы крови, болезни, защитные реакции);
  • возможность для неограниченного скрещивания, в результате которого появляется плодовитое потомство;
  • все едины по происхождению.
Что такое расы?  Какие расы Вам известны? Перечислите признаки каждой расы.  На чем основаны расовые различия людей?
  • Что такое расы?
  • Какие расы Вам известны? Перечислите признаки каждой расы.
  • На чем основаны расовые различия людей?
Современное человечество представляет собой единый биологический вид, расы которого объединены одинаковым уровнем физического и психического развития.

Современное человечество представляет собой единый биологический вид, расы которого объединены одинаковым уровнем физического и психического развития.

Домашнее задание  § 48  Подготовить сообщения на тему «Влияние человека на природу Земли»

Домашнее задание

§ 48

Подготовить сообщения на

тему «Влияние человека на

природу Земли»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
конспект урока и призентация на тему "Человеческие расы, их родство и происхождение"

Автор: Шилова Татьяна Викторовна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 100287

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства