kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока биологии "Папоротникообразные", презентация для урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:  познакомить с характерными особенностями папоротникообразных как представителей высших споровых растений; показать черты усложнения организации папоротникообразных по сравнению с мохообразными; дать представление об особенностях среды обитания, размножения и распространения  папоротникообразных, раскрыть экологическую роль и значение папоротникообразных в жизни человека. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«план -конспект урока»

Тема урока «Папоротникообразные»

Цели: познакомить с характерными особенностями папоротникообразных как представителей высших споровых растений; показать черты усложнения организации папоротникообразных по сравнению с мохообразными; дать представление об особенностях среды обитания, размножения и распространения папоротникообразных, раскрыть экологическую роль и значение папоротникообразных в жизни человека.

Оборудование: таблица «Жизненный цикл развития папоротника», презентация «Папоротникообразные», экземпляры комнатных папоротников: нефролеписа, адиантума, гербарные образцы папоротников, хвощей и плаунов, коллекции «Каменный уголь», «Ископаемые растений»

Ключевые слова и понятия: папоротникообразные, высшие споровые растения, корневище, вайи, споры, спорангии, спорофит, гаметофит, заросток, каменноугольный период.

Ход урока:

I.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Вступительное слово учителя

(слайд 1) День Ивана Купала принадлежал к числу самых почитаемых и разгульных праздников в году. В нем принимало участие все население, причем традиция требовала активного включения каждого во все обряды и действа. Характерная примета Ивана Купалы – многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром.

(слайд 2) Из чудесных трав, собираемых в ночь на Ивана Купала, стоит назвать марьянник (Иван- да- Марья),

(слайд 3) одолень – траву

Всего не перечислишь…

(слайд 4) Однако, главным героем растительного мира становился в Иванов день папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах.

(слайды 5,6) С цветком папоротника, раскрывающемся всего на несколько мгновений в полночь, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились. Правда, достать такой цветок едва ли не труднее, чем сам клад. По рассказам, около полуночи из широких листьев папоротника «внезапно появляется почка, которая, поднимаясь все выше и выше, то заколышется, то остановится - и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в 12 часов ночи созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко – огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть; невидимая рука срывает его, а человеку никогда почти не удается сделать это. Во время цветения папоротника слышно будто бы голос и щебетание нечистой силы, не желающей допустить человека до чудного редкого цветка. Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет овладеть им, «тот приобретает власть повелевать всем. Невидимкою обладатель его пробирается к любой красавице – и нет ничего, что было бы невозможно для него. Такова сила и власть этого цветка». Назовите литературное произведение, в котором автор подробно описал эти события?

(слайд 7) Однако, почему до сих пор не найден цветущий папоротник?

Предлагаю изучить растения отдела Папоротникообразные.


II. Изучение нового материала

  1. Общая характеристика отдела Папоротникообразные (слайд 8 )

  • Пользуясь гербарием, текстом учебника и содержанием презентации (слайды9,10 ), учащиеся заполняют разделы: «Многообразие растений» и «Распространение в природе».

  • При заполнении раздела «Особенности строения растений» учащимися выполняется лабораторная работа «Изучение внешнего строения папоротника» (слайд11), по результатам которой учащиеся приходят к верному решению проблемы.

  • Раздел «Особенности в размножении» заполняется учащимися по результатам

объяснения учителя, а также анализируя содержания таблицы «Жизненный цикл развития папоротника».

  • Анализируя содержание презентации «Папоротникообразные» (слайд12) используя коллекции «Каменный уголь», «Ископаемые растений», учащиеся собирают информацию для заполнения раздела «Значение папоротникообразных в природе» (слайд 13) .

  • Приводя примеры из текста учебника, учащимися раскрывается роль папоротникообразных в жизни человека (слайд 14 ).


2.Обобщение и систематизация полученных знаний

Учащиеся формулируют выводы, проводят коррекционную работу в конспекте «Общая характеристика папоротникообразных» (Слайды 15,16)


III. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий (слайды 17,18 )

IV. Домашнее задание (слайд 19)

Обязательное:

Изучить параграф 15 , вопросы 1-5

Дополнительное:

Выполнить задание «Это мы не проходили» (поиск информации о папоротникообразных с использованием дополнительных источниках информации) или

составить схему «Использование каменного угля».














Просмотр содержимого презентации
«презентация»

Иван-да-Марья (марьянник дубравный)

Иван-да-Марья

(марьянник дубравный)

Н.В.Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала»

Н.В.Гоголь

«Вечер накануне Ивана Купала»

ПРОБЛЕМА  Почему до сих пор не найден цветущий папоротник?

ПРОБЛЕМА

Почему до сих пор не найден цветущий папоротник?

Общая характеристика папоротникообразных Признаки Особенности Распространение в природе Многообразие растений Особенности внешнего строения Особенности размножения Роль в природе Роль в жизни человека

Общая характеристика папоротникообразных

Признаки

Особенности

Распространение в природе

Многообразие растений

Особенности внешнего строения

Особенности размножения

Роль в природе

Роль в жизни человека

Отдел Папоротникообразные. Папоротники Хвощи Плауны

Отдел Папоротникообразные.

Папоротники

Хвощи

Плауны

Лабораторная работа «Изучение внешнего строения папоротникообразных» Цель: знакомство с внешним видом различных папоротникообразных. Ход работы: 1.Рассмотрите гербарий плауна булавовидного. Отметьте особенности стебля, листьев, корней и колоска со спорами. 2.Рассмотрите гербарий хвоща полевого. Отметьте особенности стебля, листьев, корней. Сравните его весенние и летние побеги. 3.Рассмотрите гербарий папоротника мужского. Отметьте особенности стебля, листьев, корней. Рассмотрите нижнюю поверхность листа. Выполните задания № в печатной тетради. 4. Заполните раздел «Особенности внешнего строения»

Лабораторная работа

«Изучение внешнего строения папоротникообразных»

Цель: знакомство с внешним видом различных папоротникообразных.

Ход работы:

1.Рассмотрите гербарий плауна булавовидного. Отметьте особенности стебля, листьев, корней и колоска со спорами.

2.Рассмотрите гербарий хвоща полевого. Отметьте особенности стебля, листьев, корней.

Сравните его весенние и летние побеги.

3.Рассмотрите гербарий папоротника мужского. Отметьте особенности стебля, листьев, корней. Рассмотрите нижнюю поверхность листа.

Выполните задания № в печатной тетради.

4. Заполните раздел «Особенности внешнего строения»

Значение папоротникообразных в природе: Обогащают воздух  кислородом Сорняки Образовали каменный уголь

Значение папоротникообразных в природе:

Обогащают воздух

кислородом

Сорняки

Образовали

каменный уголь

Значение папоротникообразных в жизни человека: Ядовитые Лекарственные Декоративные Использование  в быту и промышленности Индикаторы закисленности  почвы Употребление в пищу

Значение папоротникообразных в жизни человека:

Ядовитые

Лекарственные

Декоративные

Использование

в быту

и промышленности

Индикаторы

закисленности

почвы

Употребление

в пищу

Общая характеристика папоротникообразных Признаки Особенности Распространение в природе Условия умеренного, тропического и субтропического климата. Многообразие растений Папоротники, хвощи, плауны Особенности внешнего строения Имеют корень, стебель. листья. Особенности размножения Значение в природе Не имеют цветков, плодов. Размножаются спорами. Для оплодотворения необходима вода. Обогащают воздух кислородом, образовали каменный уголь, сорняки(хвощи), Значение в жизни человека Происходит чередование бесполого (спорами) и полового (гаметами) способов размножения Декоративное, ядовитое, лекарственное, пищевое, техническое.

Общая характеристика папоротникообразных

Признаки

Особенности

Распространение в природе

Условия умеренного, тропического и субтропического климата.

Многообразие растений

Папоротники, хвощи, плауны

Особенности внешнего строения

Имеют корень, стебель. листья.

Особенности размножения

Значение в природе

Не имеют цветков, плодов.

Размножаются спорами.

Для оплодотворения необходима вода.

Обогащают воздух кислородом, образовали каменный уголь, сорняки(хвощи),

Значение в жизни человека

Происходит чередование бесполого (спорами) и полового (гаметами) способов размножения

Декоративное, ядовитое, лекарственное, пищевое, техническое.

ВЫВОД:     ПАПОРОТНИКООБРАЗНЫЕ –  ЭТО ВЫСШИЕ СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ

ВЫВОД:

 

ПАПОРОТНИКООБРАЗНЫЕ –

ЭТО ВЫСШИЕ СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ

Задание 1. Выпишите номера правильных суждений. 1.Древовидные папоротники — вымершие растения. 2.Полове размножение папоротников зависит от воды. 3.Спорами размножаются только мхи и папоротники. 4.Стадия заростка у папоротниковидных называется спорофит. 5.Споры развиваются в спорангиях. 6.Хвощи используются как декоративные комнатные растения. 7.Плауны находятся под охраной как древние, вымирающие растения. 8.Папоротниковидые предпочитают светлые, сухие места.

Задание 1. Выпишите номера правильных суждений.

1.Древовидные папоротники — вымершие растения.

2.Полове размножение папоротников зависит от воды.

3.Спорами размножаются только мхи и папоротники.

4.Стадия заростка у папоротниковидных называется спорофит.

5.Споры развиваются в спорангиях.

6.Хвощи используются как декоративные комнатные растения.

7.Плауны находятся под охраной как древние, вымирающие растения.

8.Папоротниковидые предпочитают светлые, сухие места.

Задание 2. Решите биологические задачи.   1.Среди папоротников встречались в прошлом, и есть сейчас древовидные растения. Среди мхов таких жизненных форм нет. Все мхи маленькие травянистые растения. С чем это связано? 2.Почему папоротниковидные имеют в своем теле достаточно хорошо развитые ткани и органы, а произрастают, как и мхи, только в сырых местах?

Задание 2. Решите биологические задачи.

 

1.Среди папоротников встречались в прошлом, и есть сейчас древовидные растения. Среди мхов таких жизненных форм нет. Все мхи маленькие травянистые растения.

С чем это связано?

2.Почему папоротниковидные имеют в своем теле достаточно хорошо развитые ткани и органы, а произрастают, как и мхи, только в сырых местах?

Домашнее задание   1. Обязательное : Изучить параграф 15, ответить на вопросы 1-5.   2. Дополнительное:  Выполнить задание «Это мы не проходили»

Домашнее задание

 

1. Обязательное : Изучить параграф 15, ответить на вопросы 1-5.

2. Дополнительное:

  • Выполнить задание «Это мы не проходили»

  • Составить схему «Использование каменного угля»
Список литературы   1.Мир Энциклопедий «Аванта+» 2.Некрылова А.Ф. Круглый год. М.,«Правда» 1989 г. 3. Рохлов В, Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника. М., “АСТ-ПРЕСС” 2002 г. 4.Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. М.,«Дрофа» 2010 г.

Список литературы

 

1.Мир Энциклопедий «Аванта+»

2.Некрылова А.Ф. Круглый год. М.,«Правда» 1989 г.

3. Рохлов В, Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника. М., “АСТ-ПРЕСС” 2002 г.

4.Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. М.,«Дрофа» 2010 г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока биологии "Папоротникообразные", презентация для урока.

Автор: Науменко Елена Васильевна

Дата: 16.06.2015

Номер свидетельства: 219916

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока "Отдел папоротникообразные" "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-otdiel-paporotnikoobraznyie"
    ["file_id"] => string(6) "213273"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432024642"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства