Просмотр содержимого документа
«Конспект комбинированного урока по теме: Медоносная пчела, внешнее строение и образ жизни. »
Класс____8____
Дата проведения___________2015 г.
Тема урока: Медоносная пчела,
внешнее строение и образ жизни.
Цели:
Выделить особенности строения медоносной пчелы, раскрыть многообразие насекомых, черты их сходства, показать их роль в природе и значение в жизни человека, доказать необходимость охраны этих насекомых;
Развивать логическое мышление, умение анализировать и делать выводы, развивать навыки работы с книгой;
Воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: презентация.
Ход урока
Оргмомент:
Повторение ранее изученного материала:
Проверка ранее изученного материала по индивидуальным карточкам. Приложение 1,2, 3.
Подготока учащихся к активности и сознательности усвоения знаний:
-Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с представителями насекомых на примере Медоносной пчелы. Узнаем о внешнем строении и познакомимся с ее интересным образом образом жизни.
Изучение нового материала:
Организация жизни Медоносной пчелы.
Пчелы живут большими семьями. Дикие пчелы поселяются в дуплах старых деревьев, домашние – в специальных деревянных домиках- ульях построенных для них человеком. Пчелиная семья насчитывает от 40 до 70 тысяч пчел. В каждой семье есть матка (самка), несколько сотен трутней (самцов) и множество рабочих пчел. Матка самая крупная пчела. От других пчел она отличается длинным брюшком и более крупными крыльями. Матка живет от трех до пяти лет. За это время она откладывает в улье огромное количество яиц. Трутни – пчелы средней величины. Их легко узнать по крупным, во всю голову, глазам и массивному брюшку. Трутни живут в улье только одно лето. С наступление осени рабочие пчелы их выгоняют. Самые многочисленные члены пчелиной семьи- рабочие пчелы- недоразвитые самки. Рабочие пчелы выполняют в пчелиной семье разнообразную работу. Они собирают с цветков сахаристый нектар и пыльцу, перерабатывают нектар в мед, наполняют им соты улья. Рабочие пчелы ухаживают за личинками, маткой, трутнями, строят соты, охраняют жилище от врагов, вентилируют улей.
Стадии размножения медоносной пчелы.
Живут рабочие пчелы не долго, чуть больше месяца. Однако количество их в улье не уменьшается. матка все лето откладывает в ячейки до двух тысяч яиц. Вышедшие из яиц белые червеобразные личинки быстро растут и в скорее превращаются в куколок. Ячейки с куколками рабочие пчелы запечатывают воском. Появившиеся из куколок молодые пчелы, прогрызают восковые крышечки и выходят на поверхность сотов. Из мелких ячеек появляются рабочие пчелы, из средних- трутни. В самых крупных ячейках развиваются молодые матки.
Внешнее строение на примере рабочей пчелы.
Почти все тело рабочей пчелы покрыто волосками. Когда пчела находится на цветках, к этим волоскам прилипает пыльца. На ногах рабочей пчелы имеются щетинки и корзиночки. Щетинками пчела сметает пыльцу в корзиночки. На конце брюшка рабочей пчелы находится зазубренное жало. Когда пчела вонзает жало в своего врага, то по жалу стекает в ранку яд, вызывающий гибель мелких животных. Если пчела ужалит человека, то она не сможет вытащить жало и погибнет. На нижней стороне брюшка рабочей пчелы выделяется воск. Из него с помощью челюстей пчелы строят ровные ячейки- соты. Почти все тело рабочей пчелы покрыто волосками. Когда пчела находится на цветках, к этим волоскам прилипает пыльца. На третьей паре ног пчелы имеются щеточки и корзиночки. Щеточками пчела сметает пыльцу в корзиночки.
Явления, происходящие в улье.
К концу лета семья пчел сильно увеличивается. В это время в улье появляется молодая матка. Перед ее выходом из ячейки старая матка с частью пчел покидает улей. Это явление называется роением. Вылетевший рой обычно садится на ветке или у основания ствола дерева. Чтобы не потерять пчел для хозяйства пчеловоды не ждут начала роения, а сами переносят старую матку с частью рабочих пчел в подготовленный для них улей.
Значение пчел.
Разведение пчел – называют пчеловодством. Это очень древнее занятие. От одной пчелиной семьи за лето можно получить около 100 кг меда- ценного питательного продукта. Кроме меда пчелы дают воск. От них получают пчелиный яд, который используют в медицине. Но самое главное значение пчел в том, что они опыляют цветки растений.
Электронная физ.минутка.
Первичное закрепление изученного материала:
Фронтальная беседа:
Из каких пчел состоит пчелиная семья?
Какую работу выполняют в семье рабочие пчелы?
Какие особенности строения рабочей пчелы способствуют выполнению ею работы?
Как размножаются пчелы?
Какую пользу приносят пчелы человеку?
Итог урока
-Итак, ребята сегодня мы познакомились с удивительным представителем насекомых Медоносной пчелой, узнали о ее образе жизни, внешнем строении и полезном значении для человека.
Рефлексия: Дерево успеха.
Информация о домашнем задании: прочитать текст учебника на стр. 31-34, ответить на вопросы.
Выставление оценок.
Приложение 1
Индивидуальная карточка
Бабочка-капустница.
Вставьте в текст, пропущенные слова.
Весной и летом в солнечные дни на ……… и…………………можно встретить, порхающих бабочек-капустниц. Названы эти бабочки так потому, что их жизнь связана с ………………………. Их крылья ……………………………..цвета с тёмными ………………………………по краю. С обратной стороны крылья …………………….цвета. Такая окраска делает бабочек незаметными для ……………………………………………………………………………….
2.Бабочка-капустница питается
А. листьями капусты
Б. сладким нектаром цветов
В. ничего не ест
3. Рассмотрите внимательно рисунок, укажите, под какой цифрой самка и самец?
2
1
4. Что происходит с гусеницами Бабочки- капустницы после того, как они вырастут?
Приложение2
Индивидуальная карточка
Комнатная муха
1. Рассмотри внимательно рисунок, и назови части тела под цифрами 1, 2, 3, 4, 5?
4
2
3
1
5
2. Перечислены стадии развития мухи. Найди правильный ответ.
Летом в садах где растут…………………..можно встретить небольшую бабочку с крыльями…………………..цвета, днем она неподвижно сидит на ………………, с наступлением ………………….начинается лет бабочек.