Конспект интегрированного урока.Тема "Лекарственные растения".Предназначен для изучения природоведения в 5 классе по учебнику Пакулова, Иванова "природа живая и неживая".Цели: ознакомить учащихся с лекарственными растениями нашей местности, их применением в медицине;развивать умение работать с дополнительной литературой, составлять рассказ по предложенной схеме и в определенном временном объёме, использовать Интернет - ресурсы, создавать продукт своего исследования;воспитание бережного отношения к природе, коммуникативных качеств, умения работать в коллективе. Ребята делятся на группы, каждая группа изучает отдельное растение лекарственное нашей местности. создает страницу общего "травника".Затем собранные страницы(приложение 3) от каждой группы объединяются в единый сборник.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока.Тема "Лекарственные растения" »
Конспект интегрированного урока по природоведению 5 класс.
Тема: Лекарственные растения.
Цели: - ознакомить учащихся с лекарственными растениями нашей местности, их распространением, применением в медицине;
- развивать умение работать с дополнительной литературой, составлять рассказ по предложенной схеме и в определённом временном объёме, использовать Интернет-ресурсы; создать продукт своего исследования.
- воспитать умение работать в коллективе, выступать перед одноклассниками, бережного отношения к природе.
Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.
Оборудование: корзинка с лекарственными растениями, гербарии растений, инструктивные карточки для каждой группы, дополнительная литература (справочники, энциклопедии), компьютер, оверхед-проектор.
Вчера к нам в школу пришла небольшая посылка, а в ней вот эта корзинка. Посмотрите, что лежит в ней. Учитель достаёт растения – клюква, брусника, пижма, тысячелистник и другие.
- Как мы можем назвать все эти растения?
- Ответ учащихся (лекарственные растения)
- Как вы уже, наверное, догадались, это и будет темой нашего урока.
- А что мы можем узнать о лекарственных растениях?
- Ответы учащихся ( как выглядят, где растут, как применяют в медицине)
-Цель нашего урока: изучить некоторые лекарственные растения нашей местности и их применение в народной медицине.
2.Актуализация знаний
Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Вспомнил, что звери тоже травами и кореньями лечатся. Да и вы сами, наверное, видели, как лечатся кошки и собаки. Выберут листочек, в основном тонкий и длинный, оторвут зубами и проглотят, не разжёвывая. Из поколения в поколение передавались знания о целебных свойствах растений. Археологические исследования показали, что уже 5000 лет назад на юге Сибири пользовались лекарственными травами. Веками из уст в уста передавались рецепты настоев и отваров, которые обычно готовили люди из трав, что растут в округе. Знали они, когда и как нужно собирать растение, где разыскивать. Позднее, при Петре 1 появились аптеки, в которых исследовалось действие лекарственного сырья, при таких аптеках были свои огороды, где выращивали лекарственные растения. Первая такая аптека была в г.Тобольске.
Постепенно знания о целебных свойствах стали собирать воедино. Описывались растения, их свойства, создавались первые ботанические книги. Древние сочинения по лечению травами так и назывались «травники». В современное время медицину, основанную на лекарственных растениях и других традиционных лечебных средствах, стали называть народной. Официальная или научная медицина почерпнула много рецептов из сокровищницы народной, интерес к которой в последнее время возрос во многих странах мира.
3.Изучение новой темы
- Богат и разнообразен выбор лекарств в природной аптеке, но этикеток здесь нет. Ядовитые растения могут выглядеть также привлекательно, как и самые безобидные представители лекарственной флоры. Да и знать их надо в «лицо». А знакомиться заранее удобно по рисункам, фотографиям, гербарию.
- Сегодня вы, работая, в группах создадите отдельные страницы нашего «травника». Растения, которые предстоит вам описать зашифрованы в ответах к примерам. Решите их и определите названия растений (Приложение 1).На выполнение задания 6 минут. После решения примеров ребята называют свои растения. Каждая группа получает инструктивную карту (Приложение № 2), изучает отдельное лекарственное растение. Первая группа использует возможности компьтерных программ и создаёт электронную страницу, вторая работает с оверхед –проектором, все остальные с дополнительной литературой.
На работу отводится 15 минут, после окончания работы по одному человеку от группы, выступает и рассказывает ребятам о своем лекарственном растении.
Прошло 15 минут. Работа окончена.
Физминутка. Перед выступлением групп немного отдохнём и посмотрим инсценировку «Приём у врача» (ребята разыгрывают сценку)
Доктор: Мы сейчас устроим приём больных. Входите.
1-больной входит.
Доктор: На что жалуетесь?
1-больной: кашель меня замучил (кашляет)
Доктор: (выслушивает, отстукивает) Ну это пустяки. Немного простудились. Я дам вам липового цвета (подает пакет) это цветки липы. Заварите 1 столовую ложку кипятком, добавить сахара и выпейте на ночь, а на грудь поставьте горчичники.
1-больной. Спасибо!
Доктор: Следующий, заходите!
2-больной (завязано горло) Здравствуйте!
Доктор: Здравствуйте! Садитесь. Что болит?
2-больной: Глотать больно.
Доктор. Откройте рот ( берёт чайную ложку и осматривает горло больного) покажите язык, скажите «А».
Вот лекарство (даёт пакет с ромашкой). Это ромашка заварите кипятком 1 чайную ложку на стакан воды. Нужно остудить, процедить через марлю и полоскать горло.
2-больной: Спасибо! До свидания доктор (уходит)
Доктор: на сегодня приём окончен.
- Выступление представителей от каждой группы с демонстрацией своей проделанной работы (Приложение 3).
- Ребята, но нельзя забывать и о том, что все лекарственные растения нужно правильно собирать и хранить. Обратите внимание на памятку по сбору лекарственных растений. (слайд 4)
- Посмотрите ребята, сколько самых разнообразных страниц получилось в нашем «травнике», скрепляем страницы, добавляем титульный лист. Посмотрите, какой получился наш сборник лекарственных растений.
Рефлексия
- Ребята, давайте наполним корзинку травами, о которых вы сегодня узнали. Прошу выйти по одному человеку от группы. Из предложенных образцов, выберите те растения, которые вы сегодня изучили (выбирают образцы ромашки, шиповника, крапивы, зверобоя, душицы и складывают в корзинку).
- В корзинку мы также положим вами созданный сборник о лекарственных растениях и отправим в подарок первоклассникам на уроки окружающего мира.
Подведение итогов
- Сегодня на уроке, вы узнали, что растения, которые растут практически повсеместно, оказывается, приносят пользу человеку, а мы их часто называем сорняками, вытаптываем, вырываем с корнями, не задумываясь о том, что они могут исчезнуть. И не только человек, но и животные останутся без лекарств.
Травы лечебные, травы целебные!
Нет на земле бесполезной травы!
Все растения надо знать,
Их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.
Домашнее задание
Записать и подготовить сообщения о семейном рецепте борьбы с простудой и гриппом.
- Урок окончен. Спасибо за работу!
Приложение 1.
1 группа. Решите примеры и определите название растения, которое в них зашифровано.
1.348+54+46= 3.427-33-67= 5.245:7=
2.322:23×70= 4.1024:128 ×15:10= 6.543+89-43=
7. 1024:128 ×15:10=
Ответы: 327-М; 980-О; 448-Р; 35-Ш; 589-К; 12-А
2 группа. Решите примеры и определите название растения, которое в них зашифровано.