1.Организационный момент Взаимное приветствие учащихся и учителя, проверка готовности к уроку. 2. Повторение ранее изученного материала Вопрос к классу: Какую тему изучали на прошлом уроке биологии? Для того чтобы понять новый материал, установить взаимосвязь и обеспечить целостную картину восприятия всей темы, мы повторим ряд вопросов по теме «Адаптации организмов к условиям обитания». 1. Фронтальный опрос Назовите основные формы приспособлений организмов к условиям окружающей среды и жизни в целом 2. Учащимся предлагается на выбор: 1. Выполнить задание 1. «Определить вид приспособительной окраски и формы у организмов». Выполнить задание 2. «Приспособительное значение различных признаков». 2. Заполнить таблицу индивидуальной карточки «Относительность приспособлений организмов». Приложение . Молодцы! Вы хорошо запомнили все, о чем мы говорили на прошлом уроке. 3. Постановка проблемного вопроса: Сейчас мы с вами повторили некоторые адаптации, существующие у живых организмов. Приспособленности не только позволяют организмам выжить, но и делают наш мир белее ярким, разнообразным. Посмотрите клип «Живет повсюду красота», в котором показаны видеофрагменты из жизни растительных и животных сообществ. Слайд 5 В. Какие виды живых организмов вы видели? Сколько их было? Проблемный вопрос: Почему так много видов живых организмов? Чтобы найти ответ на этот вопрос выполним небольшую лабораторную работу. 4. Лабораторная работа по группам (3 группы) Слайд 6 З: 1. На предложенных заготовках изображены птицы, у которых нет клюва. Ваша задача - дорисовать клюв каждой птице, которая перешла к питанию а) летающими насекомыми, б) семенами шишек, в) насекомыми, обитающими в древесине. 2. Предположите, как мог переход к другому способу питания отразиться на внешнем облике потомков. Приложение 2 Ребята, работа, которую вы сейчас выполняли, называется видообразованием. Тема нашего сегодняшнего урока – видообразование как результат эволюции. 5. Изучение нового материала Сообщение и запись темы урока. Слайд 7 Разъяснение целей урока. Слайд 8 Откройте тетрадь, запишите число и тему урока. Задание классу: Сформулируйте определение понятия «Видообразование». Видообразование - процесс возникновения нового вида при определенных условиях. Слайд 9 Видообразование – это качественный этап эволюционного процесса. Это означает, что образованием видов завершается микроэволюция и начинается макроэволюция. Слайд 10 Выделяют два способа видообразования: географическое и экологическое. Слайд 11 Познакомимся с географическим способом видообразования. Слайды 12 Задание классу: 1. Изучите статью «Географическое видообразование» стр. 248-250. 2. Ответьте на вопросы: Слайд 13 - Каковы причины прекращения обмена генами между популяциями? (Географические разделения: возникновение горной цепи, ледника, водной преграды и пр.) - Какова скорость географического видообразования? (Протекает очень медленно, в течение сотен тысяч и миллионов лет) - Назовите путь возникновения вида в данном примере. а) Распад популяции ландыша в результате оледенения; б) Возникновение дарвиновских вьюрков. (Географическое видообразование) Рассмотрим особенности экологического видообразования. Слайд 14 Экологическое видообразование - происходит в пределах ареала исходного вида. Зарождающиеся с помощью экологического видообразования виды часто называют «экологическими расами». Экологическое видообразование может протекать несколькими способами: а) возникновение новых видов при быстром изменении числа хромосом путем полиплоидизации; Слайд 15 б) превращение одного вида в другой связано с различными экологическими условиями: несовпадение мест обитания и размножения, условий обитания, пищевой специализацией и т.д. Слайд 16 Посмотрим анимацию «Экологическое видообразование». Особенности экологического видообразования: Слайд 17 Новые виды, образовавшиеся таким путём, чаще всего внешне (морфологически) очень близки к исходному виду. Лишь в случае гибридогенного возникновения может появиться новая форма, отличная от родительских. 6. Закрепление знаний: (фронтально) 1. Предположить, как (механизм видообразования) могли сформироваться виды, созданные вами при проведении лабораторной работы, почему? Слайд 18 2. Составьте схему географического видообразования. (Нарисуйте стрелки) Слайд 19 3. Назовите изображенные на картинках способы видообразования. Почему вы так считаете? Слайд 21 4. Чем обусловлено существование разных форм прострела? Слайд 22 7. Вывод по уроку: Проблемный вопрос начала урока: Слайд 23 1. Почему же видов живых организмов так много и они такие разные? 2. Всегда ли микроэволюция приводит к образованию новых видов? Слайд 24 3. Какой путь видообразования самый распространенный, почему? Слайд 25 8. Предъявление и обсуждение домашнего задания: По учебнику §4.11, вопросы после параграфа, термины. Индивидуально: Приложение 3 1. Карточка 1. Какой тип видообразования изображен на данной карточке? Почему вы так считаете? 2. Рабочая тетрадь к учебнику стр. 41 зад. 5 -7 9. Подведение итогов урока: Выставление оценок: Оценки получают те учащиеся, которые выходили к доске, представители групп, активные участники урока. 10. Рефлексия Давайте подведем итоги. Для этого вам необходимо закончить фразу (только одну, любую): «Уходя с урока, я хочу сказать …» 1. Мне было (интересно, неинтересно) на уроке_____________ 2. Я (доволен(льна), не доволен(льна)) своей работой на уроке____________ 3. Я (понял(ла), не понял(ла)) _____________ учебный материал на уроке. Распечатано каждому ученику | Создание настроя класса на активную деятельность и усвоение предметных знаний, умений, способов действий. Учитель напоминает тему прошлого урока Проверка ранее изученного материала. Результаты заполнения таблицы будут объявлены на следующем уроке. Учитель обращается к учащимся с вопросом. Постановка проблемы и организация деятельности учащихся на ее решение. Предлагает учащимся задание. Осуществление контроля над работой учащихся.
Организация сотрудничества, выводящая на определение темы и целей урока. Учитель обращается к учащимся с заданием. Объяснение учителем нового материала, демонстрация слайдов. Предлагает учащимся ознакомиться со статьей «Географическое видообразование» /по учебнику/. Контроль самостоятельной деятельности учащихся. Фронтальное обсуждение результатов работы. Выделение общих закономерностей. Рассказ учителя с демонстрацией слайдов презентации. Обеспечение осмысления и первичного закрепления знаний. Самопроверка слайд 20 Самопроверка по щелчку Формирование целостной системы ведущих знаний по теме. Учитель слушает, уточняет ответы. Вывод. Раскрытие цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Анализ и оценка успешности достижения целей. Получение обратной связи. | Готовность учащихся к уроку. Учащиеся вспоминают пройденный материал, настраиваются на работу Обучающиеся должны ответить на поставленный вопрос по предыдущему материалу. Через 2-3 мин. ученики объясняют результаты своей работы с использованием компьютерной презентации. Слайды 1-4 (Затем учитель предлагает правильный вариант ответа) Активное слушание, участие в беседе. Просмотр клипа. Учащиеся отвечают на поставленный учителем вопрос. Количество видов звучит разное, все сходятся в одном – много! Обучающиеся самостоятельно рассуждают, выдвигают гипотезы, привлекая свой жизненный опыт и имеющиеся знания. Активные действия учащихся, проявление самостоятельности. Работа в команде. Обсуждение, принятие совместного решения по данной лабораторной работе. Вывешивание результатов работы группы на доске, и один представитель защищает ее. Восприятие информации преподавателя. Фиксирование темы урока в тетрадях. Подведение под понятие. Самостоятельное знакомство уч-ся с текстовым материалом, нахождение и выделение главного, поиск ответов на поставленные учителем вопросы. Участие в обсуждении предложенных преподавателем вопросов. Учащиеся слушают рассказ учителя. Учащиеся смотрят анимацию. Закрепление изученного материала. Ученики, отвечая на вопросы и выполняя задание, закрепляют полученные знания по теме. Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификация и систематизация. Точная фиксация сути задания. Осознание необходимости выполнения домашнего задания. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. Проводят самоанализ своего отношения к уроку и усвоения нового материала. |