kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока в 11 классе "Микроэволюция"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 11 классе "Микроэволюция"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 11 классе "Микроэволюция"»




МКОУ «Цатанихская СОШ»







Конспект урока

«Микроэволюция».


Класс:11


Учитель: Шамсудинов М.М.



















Тема урока: «Микроэволюция».

Класс:11.

Цель: рассмотреть механизмы видообразования на примерах аллопатрического и симпатрического, формировать и совершенствовать знания о микроэволюционных процессах; закрепить и систематизировать знания о микроэволюционных процессах в популяциях; углубить и расширить знания о механизмах процессов видообразования на примерах аллопатрического и симпатрического видообразования; проверить качество усвоения терминологии по теме «микроэволюция»;

Оборудование: интерактивная доска, компьютеры, проектор, презентация, электронное приложение учебника.

Планируемые результаты:

– Учащиеся должны знать: механизмы выдообразования

– Учащиеся должны уметь: формировать и совершенствовать знания о микроэволюционных процессах;

– Учащиеся должны владеть: работа с парой, закрепить и систематизировать знания о микроэволюционных процессах в популяциях.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход работы:

  1. Организационный материал

  2. Проверка отсутствующих

  3. Проверка готовности к уроку.

  4. Изучение нового материала.

  5. Ознакомление с целью и задачами сегодняшнего занятия. Постановка цели урока.

Актуализация знания терминов: на доске (можно на интерактивной) перечень терминов

- вид; - микроэволюция;

- популяция; - движущий отбор;

- адаптация; - стабилизирующий отбор;

- дивергенция; - мутации.

Дивергенция - это в биологии расхождение определенных признаков внутри одного вида. В результате подобного процесса происходит формирование новых групп особей.

Движущий отбор – форма естественного отбор, при котором наблюдается тенденция к изменению признака или группы признаков со сдвигом среднего значения в сторону определенного признака, наиболее благоприятного для данного организма.

Стабилизирующий отбор- одна из форм естественного отбора, благоприятствующая сохранению в популяции оптимального в данных условиях фенотипа (к-рый становится преобладающим) и действующая против проявлений фенотипич. изменчивости; наблюдается при длит, сохранении постоянных условий внеш. среды.

Фронтальная беседа с опорой на знания:

1) Что является элементарной эволюционной единицей?

2) А что такое вид?

3) С чем связано необходимость выделения критериев вида?

Вид – основная структурная (таксономическая) единица живого мира. Существует проблема, какие популяции можно объединить в один вид и другие надвидовые таксоны. Это связано с внешними признаками организма, экологическими условиями, в которых существуют организмы, а также с процессами видообразования. Раньше считалось, что необходимо объединять в один таксон в основном потомков какого-либо одного предка (псевдозухи = крокодилы + птицы). Каким же образом один вид может дать начало организмам столь разного направления, совершенно непохожие друг на друга. На этот вопрос нам даст ответ способы и пути видообразования.

Прежде чем перейти к рассмотрению новой темы давайте вспомним, что является результатом эволюции?

  • Приспособленность организмов

  • Усложнение и усовершенствование видов (прогресс эволюции)

Многообразие видов на Земле (результат образования видов)

На Земле с момента появления на ней жизни идет непрерывный процесс видообразования, в ходе которого одни виды навсегда исчезают с лица Земли, другие дают начало новым видам

Видообразова́ние — процесс возникновения новых биологических видови изменения их во времени. При этом генетическая несовместимость новообразованных видов, то есть их неспособность производить при скрещивании плодовитое потомство или вообще потомство, называется межвидовым барьером, или барьером межвидовой совместимости.

Цель видообр.: адаптация каждого вида, основанная на определенных комбинациях признаков. Свобода скрещивания ограничена репродуктивными изолирующими механизмами с целью создания только адаптивных рекомбинаций.

Этапы:

1) географическая или экологическая изоляция популяций одного вида

2) появление наследственных изменений в популяции, образование новых сочетаний в генах

3) сохранение естественным отбором особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями.

4) через множество поколений генофонд популяций настолько изменяется, что особи одной популяции не могут скрещиваться с особями другой популяции.

5) возникают новые подвиды, затем виды.


Пути и способы видообразования



По территориальному аспекту С филогенетических позиций

Учитывая местоположение в зав. от путей эволюции нов

ареала нов. и предк. Видов вида

1) аллопатрическое 1) филетическое

2) симпатрическое 2) дивергентное

3) гибридогенное

Аллопатрическое вид-е – когда ареалы новых видов, не перекрывая друг друга, располагаются на периферии ареала исходного вида (д.с. изоляция).

Симпатрическое – новые виды возникают в пределах ареала исходного вида и их ареалы частично или полностью перекрываются (полиплоидизация).

Филетическое – нов вид возникает посредством постепенного изменения одного и того же вида во времени

Дивергентное – предковый вид разделяется на несколько нов видов.

Гибридогенное с последующим удвоением числа хромосом – нов вид появляется в результате гибридизации двух уже существующих видов.

Вывод: видообразование – это сложный длительный процесс образования многообразия видов на Земле, который может затрагивать сотни тысяч лет и протекать различными путями.

  1. Закрепление нового материала. Работа с учебником

  2. Рефлексия. Выставление оценок.

  3. Д/з § 36



Для учителя

Примеры Чаще всего один участок либо определенную область стараются занимать животные, которые имеют сходную потребность к запасу пищи и ее качеству. Так что такое дивергенция в биологии? Определение данного явления допускает приобретение неродственными, различными группами, сходных признаков. После того как через некоторый промежуток времени истощается запас пищи, животным приходится менять свое место обитания, искать новые территории для заселения. В том случае, когда на одном участке располагаются животные, имеющие различную потребность к условиям окружающей среды, между ними существует минимальная конкуренция. Дарвином было определено, что на участке в один квадратный метр в природе могут встречаться до двадцати видов растений, которые принадлежат 8 семействам, 18 родам. Чем хороша дивергенция? Это в биологии процесс разветвления популяции. К примеру, в результате подобного процесса появилось семь разных видов оленей. Это косуля, кабарга, марал, пятнистый олень, лось, лань, северный олень. Последствия процесса Дивергенция в биологии это процесс, который тесно связан с естественным отбором. Происходит постепенное вымирание одних видов, выживание других. Формы, которые максимально расходятся по признакам, обладают максимальными возможностями выживать при естественном отборе, оставлять качественное потомство. На этом примере можно подтвердить, что дивергенция в биологии является важным явлением. Между промежуточными особями конкуренция существенно выше, поэтому они со временем уменьшаются, затем полностью вымирают. Значение дивергенции Так что же дивергенция представляет собой? Биология ее рассматривает как возможность подразделять один вид на несколько подвидов. Например, дельфины, являющиеся классом млекопитающих, ихтиозавры, относящиеся к пресмыкающимся, акулы из класса рыб обладают сходной формой тела. Причина заключается в том, что все они существуют в одинаковой среде, имеют сходные условия существования. Внешнее сходство выявлено у лазающей агамы, хамелеона. Причины сходства разных систематических групп ученые объясняют сходной средой обитания. Например, организмы, которые обитают в воздухе, обладают крыльями. У бабочки они представлены в виде выростов тела. Для летучей мыши и птицы крылья являются измененными передними конечностями, то есть наблюдается дивергенция.











4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Конспект урока в 11 классе "Микроэволюция"

Автор: Шамсудинов Магомедали Мухуевич

Дата: 17.10.2019

Номер свидетельства: 523027

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока биологии для учащихся 11 заочного класса "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-biologhii-dlia-uchashchikhsia-11-zaochnogho-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "121359"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413956435"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства