kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока биологии в 6 классе "Стебель - осевая часть побега"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока с использованием разнообразных заданий на формирование универсальных учебных действий.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии в 6 классе "Стебель - осевая часть побега"»

Конспект урока в 6 классе по теме «Стебель – осевая часть побега».

Цель: Познакомить учащихся с особенностями внешнего строения стебля, раскрыть функции стебля.

Задачи: познакомить учащихся с внешним строением стебля; расширить знания о многообразии побегов.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:  формирование систематизированных знаний о строении стебля; приобретение опыта биологических методов исследования, фиксирование и объяснение полученных результатов.

Метапредметные:

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в парах, обмениваться информацией с одноклассниками.

Средства обучения:  таблица «Стебель», комнатные растения, гербарий растений, рабочие карточки с заданиями.

Ключевые слова и понятия:

- стебель, различные типы стеблей по положению в пространстве, травянистый и одревесневший стебель, удлиненный и укороченный стебель;

- функции стебля: опорная, транспортная, фотосинтезирующая, запасающая, осевая.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: частично – поисковый, проблемный.

Технологии: проблемного обучения, игровая

Формы организации познавательной деятельности: по парам, фронтальная, индивидуальная.

Предполагаемые результаты.

Учащиеся с высоким уровнем интеллектуального развития смогут самостоятельно рассказывать о разновидностях стебля, приводить примеры и рассказывать о строении верхушечной почки, конусе нарастания, росте стебля. Определять по внешнему виду разновидности стебля. Делать выводы, самостоятельно ставить цели и определять тему урока, рассказывать и объяснять ключевые вопросы темы; уметь анализировать, сравнивать.

Учащиеся со средним уровнем интеллектуального развития смогут приводить примеры и рассказывать о разновидностях и росте стебля. Ставить самостоятельно учебные задачи урока и определять тему занятия.

Учащиеся с низким уровнем интеллектуального развития с помощью таблицы смогут приводить примеры разновидностей стебля.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверяет готовность детей к уроку.

- Здравствуйте. Посмотрите на свою парту, проверьте готовность к уроку. Взгляните на своего соседа, учителя, улыбнитесь. Сегодня у нас с вами необычный урок: на уроке присутствуют гости. Давайте с вами будем радушными хозяевами и покажем нашим гостям, чему же мы успели с вами научиться в 6 классе. Начинаем урок.

Ученики: контролируют и оценивают свою готовность к уроку.

  1. Актуализация знаний

Проверка знаний учащихся

Игра «Пирамида»

«Что это такое?»


«Да или нет». «Найди соответствие»


«Узнай по рисунку» «Расскажи мне, расскажи…» «Третий лишний»

Каждое задание выполняется в паре. Начинающая пара выбирает поле игры.

1. «Что это такое?» 4. «Узнай по рисунку».

2. «Да или нет». 5. «Расскажи мне, расскажи…»

3. «Найди соответствие». 6. «Третий лишний»

1. Конкурс «Что это такое?» первый ученик объясняет термин другому так, чтобы партнёр догадался, о чём идёт речь.

1. корневая система 4. мочковатая корневая система. 2. побег 5. почка

3. стержневая корневая система 6. корень

2. Конкурс «Да или нет» - первый ученик зачитывает утверждения, второй говорит «да» - если оно верное, или «нет» - если оно неверное и объясняет свой ответ.

1. корень всасывает растворы веществ с помощью корневых волосков.

2. из вегетативной почки развивается цветок

3. в зоне деления находится образовательная ткань.

4. побег состоит из стебля, листьев и почек.

5. корнеплоды – особый вид корневой системы.

6. почка – это зачаточный побег

3. Конкурс «Найди соответствие» установите соответствие между зоной

3 конкурс «Найди соответствие»

Зона корня Выполняемая функция

А корневой чехлик 1. Клетки этой зоны защищают верхушку корня от повреждения

твердыми частицами почвы, постепенно отмирают и слущиваются.

Б зона деления 2. Клетки этой зоны вытягиваются, в результате корень растёт в длину.

В зона роста 3. По клеткам этой зоны вода с растворёнными веществами

перемещается к стеблю

Г зона всасывания 4. Клетки этой зоны постоянно делятся, результате – корень растет

Д зона проведения 5. Участок корня, на котором находятся корневые волоски


Вид ткани Выполняемая функция

1) Образовательная А) Защищает снаружи все органы растения, пропускает внутрь

растения солнечный свет, но защищает от перегрева, высыхания,

механических повреждений.

2) Основная Б) Обеспечивает рост растения в толщину и длину за счет способности

клеток к делению.

3) Покровная В) Обеспечивает твердость некоторым органам растения, помогает

противостоять большим механическим нагрузкам.

4) Проводящая Г) Создание и накопление питательных веществ.

5) Механическая Д) Образует в теле растения разветвленную сеть сосудов и соединяет

все его органы в единую систему.

4. Конкурс «Узнай по рисунку» - один учащийся получает список, что нужно показать на рисунке, другой называет, что показано

Стебель Корневой чехлик

Зона проведения Узел

Междоузлие Зона роста

Пазушная почка Верхушечная почка

Зона деления Корневые волоски

Зона всасывания Лист

5. Конкурс «Расскажи мне, расскажи» (ответить на вопросы)

1. какие функции выполняет корень?

2. какие бывают почки по строению?

3. что такое корневая система?

4. какие функции выполняет побег?

5. какие виды корней различают?

6. какие виды почек по расположению на стебле различают?

6. Конкурс «Третий лишний» - один зачитывает группу слов, другой находит «лишнее» и поясняет, почему.

лишнее

1. морковь посевная. 2. азотные удобрения 3. междоузлие

георгина минеральные удобрения корневой волосок

редис птичий помёт почка


4. боковые корни 5. узел 6. свёкла обыкновенная

корневые клубни корневой волосок корнеплод

редька побег придаточные корни

3. Целеполагание и мотивация.

Организует деятельность обучающихся по формулированию темы и целей урока.

Загадка:

Один – в земле копается,

Другой – в свету купается;

И хотя они друзья,

Поменяться им нельзя.

- О каких друзьях идет речь в этой загадке? ( Корни и листья.)

- Какой орган растения помогает им дружить, поддерживает их взаимосвязь? (стебель).

- Ребята, вы уже определили тему урока?

- А что бы хотели узнать по этой теме?

Итак, мы познакомимся с внешним строением стеблей и их разнообразием.

Определяют тему урока. Под руководством учителя формулируют цели учебного занятия.

Записывают тему урока: Стебель – осевая часть побега.

4. Изучение нового учебного материала.

Организует беседу, используя текст учебника §11. Контролирует «открытие» новых знаний. Корректирует их.

- Что такое стебель? Давайте найдем определение в учебнике. Стебель - это осевая часть побега.

- Какой бывает стебель?

Стебли у разных растений бывают разнообразные: демонстрация стеблей комнатных растений.

Одинаковые ли стебли у яблони и пшеницы? У деревьев и кустарников, они какие? (Одревесневшие.) А у травянистых растений? (Травянистые.)

С тебли по внешнему строению

Одревесневшие Травянистые

- По каким признакам мы можем определить, что стебель травянистый? (Травянистые стебли существуют обычно один сезон, это нежные гибкие стебли трав и молодые побеги древесных пород.)

- Приведите примеры растений с деревянистым и травянистым стеблем.

Физкультминутка

«Девочки и мальчики» (девочки - хлопать в ладоши, а мальчики – поднимать руки вверх):

«Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только …». (девочки)

«Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у …». (мальчики)

«Коньки на льду чертили стрелочки, в хоккей играли только …». (мальчики)

«Болтали час без передышки в цветастых платьицах …».(девочки)

«При всех померяться силенкой, конечно, любят лишь …».(мальчики)

«Боятся темноты, трусишки, все, как один, они…».(девочки)

По направлению роста (положению в пространстве) стебли делятся на:

- прямостоячие (береза, подсолнечник, рожь) гибискус ( прямостоячий),

- вьющиеся (вьюн полевой, фасоль, хмель) сциндапсус (вьющийся),

- стелющиеся (ползучие) (можжевельник, традесканция)

сансевьера (розетка).

5. Закрепление. Работа с гербарием.

Сейчас мы поработаем с гербарием и на практике разберём разновидности стеблей.

Проверим, как вы поняли материал:

1. Стебель - это составная часть: а) побега; б) листа; в) корня. 

2. Стебли бывают: а) прямостоячие; б) прямолинейные; в) параллельные. 

3. У вьюнка полевого стебель: а) прямостоячий; б) вьющийся; в) ползучий. 

4. В состав побега входят: а) листья и стебель; б) почки и листья; в) стебель, почки, листья. 

5. Стебель в длину растет за счет: а) листа; б) цветка; в) верхушечной почки. 


Строение стебля связано с его функциями. Давайте обобщим, какие же функции выполняет стебель.

Работают с памяткой. Делают вывод о функциях стебля:

1. Осевая

2. Проводящая

3. Опорная

4. Фотосинтезирующая

5. Запасающая

6. Обобщение знаний.

Какое значение для человека имеют стебли растений?

- Ценнейший строительный материал.

- Сырье для химической промышленности.

- Кора пробкового дерева идет на изготовление спасательных поясов, кругов, ценится как изоляционный материал.

- Из стебля бамбука изготовляют посуду, палки, удочки.

- Древесина используется в производстве мебели, шпал для железных дорог, при изготовлении телеграфных столбов.

- Декоративное оформление беседок, парков, клумб.


7. Рефлексия и подведение итогов урока.

Давайте посмотрим на наше дерево и украсим его листьями.

На доске нарисовано дерево. Каждый учащийся выбирает листочек определённого цвета, отражающий его успешность на этом уроке (красный, жёлтый, зелёный) и помещают его на доску. зелёный - я активен и уверен,

жёлтый - я чувствовал себя неуверенно, работал мало;

Красный - у меня возникло много трудностей, мне есть над чем поработать дома... 

Что вы сегодня узнали на уроке?

Что вам далось легче всего, какую работу понравилось выполнять?

В чем испытали затруднение? Над чем нужно поработать?

Где можно использовать знания, полученные на сегодняшнем уроке?


Соотносят поставленные цели урока с достигнутыми результатами.

8. Информация о домашнем задании.

Повторить §11 стр. 49 - 50, устно ответить на вопросы в конце параграфа.

Творческое задание: создать презентацию или найти информацию на тему «Необычные стебли».

Подготовить задания для «Пирамиды».








Тема урока: Побег и почки.

Цель урока: познакомить учащихся с понятием о побеге; изучить, виды






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока биологии в 6 классе "Стебель - осевая часть побега"

Автор: Головач Светлана Юрьевна

Дата: 20.11.2019

Номер свидетельства: 527898

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства