kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока биологии в 11 классе Тема: Основные эволюционные события в фанерозое. Практическая работа 2. «Изучение ископаемых организмов и переходных форм»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока биологии в 11 классе. Цель: изучение последовательности этапов развития органического мира; усвоение основных эволюционных событий в фанерозое; изучение ископаемых организмов и переходных форм, выявление ароморфозов; развитие умения обобщать, анализировать, делать выводы. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии в 11 классе Тема: Основные эволюционные события в фанерозое. Практическая работа 2. «Изучение ископаемых организмов и переходных форм»»

Конспект урока биологии в 11 классе

Тема: Основные эволюционные события в фанерозое. Практическая работа 2. «Изучение ископаемых организмов и переходных форм»

Цель: изучение последовательности этапов развития органического мира; усвоение основных эволюционных событий в фанерозое; изучение ископаемых организмов и переходных форм, выявление ароморфозов; развитие умения обобщать, анализировать, делать выводы.

Учащиеся должны:

знать: организмы, которыми был представлен живой мир палеозоя, мезозоя и кайнозоя, крупнейшие ароморфозы в живой природе, благодаря которым появилось многообразие живых организмов на Земле;

уметь: описывать живой мир, обосновывать появление различных групп растений и животных в каждую эру, устанавливать родственные связи между современными и вымершими организмами; 

владеть: навыками коллективной работы и коммуникативной компетенцией.

Тип урока: урок-практикум

Оборудование: учебники, дополнительная литература, геохронологическая таблица, гербарии растений, таблицы, рисунки, компьютер, словари.

Ход урока:

  1. Организационный этап

  2. Актуализация знаний

Фронтальный опрос по вопросам:

- что такое эволюция?

- какие гипотезы возникновения жизни вам известны?

- какие эры выделяют в истории развития Земли?

3. Изучение нового материала

Название зона «фанерозой» происходит от двух греческих слов — phaneros (видимый, открытый, явный) и zoe (жизнь). Фанерозойский эон представляет собой крупнейший отрезок времени, охватывающий палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую эры. Его продолжительность составляет 570 + 20 млн. лет.

Фанерозой подразделяется на три эры, которые в свою очередь состоят из периодов:

Палеозойская эра

Палеозой (542-252 млн лет назад) - отрезок времени в истории Земли, когда развивались сложные жизненные формы, впервые вдохнувшие кислород на суше, и когда предшественники всей жизни на планете начали диверсифицироваться. К эпохе палеозоя относят шесть периодов: кембрийскийордовикскийсилурийскийдевонскийкаменноугольный и пермский.

Мезозойская эра

Мезозой длился с 252 до 66 млн лет назад. Он также известное как «эра динозавров», поскольку в течении около 150 млн лет рептилии занимали многие экологические ниши на суше, в океане и воздухе. В мезозойской эре выделяют три периода: триасовыйюрский и меловый.

Кайнозойская эра

Кайнозой ознаменовался ростом млекопитающих как доминирующего класса животных, так как после вымирания динозавров освободилось перспективные экологические ниши. Выделяют три периода кайнозойской эры: палеогеннеоген и антропоген.

География

Во время фанерозоя, материки дрейфовали, и в конечном итоге собрались в единый сверхконтинент, известный как Пангея, а затем разделились на нынешние части света.

Некоторые ученые полагают, что фанерозойский эон начался вскоре после распада гипотетического суперконтинента в конце глобального ледникового периода. В течение ранней палеозойской эры существовало значительное количество относительно небольших континентов. К концу палеозоя континенты собрались вместе в суперконтинент Пангея, в который входила большая часть земной суши.

Мезозойская эпоха характеризовалась драматическим делением Пангеи: на северный континент Лавразию и южный континент Гондвану. К концу эпохи, континенты практически приобрели их нынешнюю форму. Лавразия стала Северной Америкой и Евразией, а Гондвана разделилась на Южную Америку, Африку, Австралию, Антарктиду и Индийский субконтинент.

Кайнозойская эра является геологическим временным интервалом, в течение которого континенты заняли их нынешние позиции. Австралия и Новая Гвинея откололись от Гондваны. Антарктида расположилась над Южным полюсом. Атлантический океан увеличился, а немного позднее Южная Америка присоединилась к Северной Америке.

Климат

Во время фанерозойского эона климат Земли варьировался между условиями, которые поддерживали глобальное континентальное оледенение, и довольно тропическими, не имеющими постоянных ледяных шапок даже на полюсах. Разница в глобальных средних температурах между полностью ледниковыми периодами и безледниковыми оценивается примерно в 10º C, хотя гораздо большие изменения наблюдались на высоких широтах, и меньшие на низких широтах.

Эволюция поглощающих СО2 (и вырабатывающих кислород) фотосинтезирующих организмов в докембрии привело к созданию такой атмосферы, как сегодня, хотя на протяжении большей части фанерозоя она имела уровень СО2 намного выше, чем сегодня. Точно так же средняя температура Земли часто была выше, чем в настоящее время.

Жизнь

До палеозойского периода не было атмосферы, как в настоящее время. Когда количество кислорода начало увеличиваться сформировался озоновый слой. На большой высоте молекулы кислорода разрушаются под воздействием ультрафиолетового излучения Солнца. Эти молекулы кислорода соединяются вместе, чтобы создать озон.

Толстый слой озона существует на высоте от 15 до 35 километров. Этот слой гарантирует, что вредное излучение солнца не достигнет поверхности земли. Чем толще озоновый слой, тем менее опасное ультрафиолетовое излучение попадает на Землю. До того, как эта защитная функция развилась, животные прежде всего использовали водные экосистемы. Следовательно, флора и фауна фанерозоя смогла колонизировать сушу. Ранние растения росли на суше в силуре (около 430 млн лет назад). Это были сосудистые растения, такие как папоротники. Несколько видов беспозвоночных возникли очень быстро.

В девоне появились земноводные, а рептилии - в каменноугольном периоде. На границе триаса и юры (200 млн лет назад) впервые появились млекопитающие и, наконец, птицы. Млекопитающие стали доминирующими животными после исчезновения динозавров на закате мелового периода (66 млн. лет назад).

Практическая работа 2. «Изучение ископаемых организмов и переходных форм»

Цель: изучение ископаемых организмов и переходных форм, выявление ароморфозов.

Оборудование: рисунки, таблицы, учебник.

Ход работы:

Ископаемые переходные формы — это вымершие организмы, сочетающие признаки более древних и более молодых групп.

Переходные формы позволяют установить родственные связи между современными и вымершими организмами. Наличие переходных форм доказывает историческое развитие живой природы и помогает в построении естественной системы растительного и животного мира.

  1. Рассмотрите ископаемые и переходные формы животных.


  1. Определите, какие усложнения (ароморфозы) привели к появлению новых таксонов, назовите их.

  2. Сделайте вывод, ответив на вопрос: какими доказательствами эволюции являются ископаемые и переходные формы организмов?

Домашнее задание: учить §18,19

Литература:

Беляев Д. К. Биология. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, Л.Н. Кузнецова и др.]; под ред. Д.К. Беляева и Г.М. Дымшица. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Головач Светлана Юрьевна

Дата: 30.10.2019

Номер свидетельства: 524920


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства