kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является первым в теме "Млекопитающие". Это урок изучения нового материала с использованием технологии смыслового чтения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока_Класс Млекопитающие. 7 класс. УМК В.В. Пасечника»

Тема: Класс Млекопитающие (Звери). Общая характеристика

Цель: формирование представлений о прогрессивных чертах организации млекопитающих с использованием технологии смыслового чтения.

Планируемые результаты

Личностные: формирование познавательных интересов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений сравнивать, анализировать, делать выводы, развитие эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные: развитие умений работать с текстом учебника, заполнять таблицу, выделять главное.

Предметные: формирование понятий, таких как млекопитающие, первозвери, настоящие звери, сумчатые, плацентарные, волосяной покров, вибриссы, диафрагма.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник В.В. Латюшина, проектор, экран, видеофрагменты, таблицы, раздаточный материал.

Ход урока


- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Также я приветствую всех гостей!

Настроимся на работу.


  1. Мотивирование к учебной деятельности


Задание: Рассмотрите картинки с изображением животных (на доске), определите, к какому классу они относятся? Ответ аргументируйте. (Классы: Пресмыкающиеся и Млекопитающие).

- Догадались, какая тема сегодняшнего урока? (Млекопитающие).

- В какой среде обитания живут млекопитающие? (В водной, наземно-воздушной, почвенной, т.е. распространены фактически везде). СЛАЙД 1.

- Закончите предложение: Если млекопитающие занимают все основные среды обитания на Земле, значит… (у них есть какие-то прогрессивные черты организации, которые им в этом помогли).

- Какова же цель сегодняшнего урока? (Выявить особенности, прогрессивные черты организации млекопитающих, выяснить, в чём их превосходство по сравнению с другими хордовыми). СЛАЙД 2.

- Возьмите на парте лист (Рабочая карта урока). Сегодня вы будете писать на нём, а в конце урока сдадите. Подпишите Ф.И., дату, тему урока. Отметьте своё настроение (смайлик) на начало урока. Самооценка: Т, Ц (+ или -).

  1. Актуализация и фиксирование затруднения. Построение проекта


- Как вы думаете, какие прогрессивные черты организации есть у млекопитающих? Назовите их и запишите у себя на листе. Учащиеся предлагают. Учитель пишет на доске. ………………………………………………………………………

- Для того чтобы ответить на вопрос, необходимо Млекопитающих сравнить с кем-то.


- Давайте выработаем алгоритм наших действий.

1. Найти объекты сравнения.

2. Занести в таблицу особенности млекопитающих.

3. Сравнить особенности объектов.

4. Оценить, есть преимущество или нет (+ или -).

5. Вывод.

  1. Реализация построенного проекта. СЛАЙД 3.


- Работаем с текстом учебника § 31 (с. 158). Таблица на вашем листе (и на экране).


«Сравнительная характеристика классов

Пресмыкающиеся и Млекопитающие»


Черты строения и жизнедеятельности

Особенности

пресмыкающихся

Особенности

млекопитающих

Оценивание

(+ -)

1.Отделы тела

Голова, шея, туловище, ноги, хвост



2.Покровы тела (железы)

Кожа сухая, покрыта роговыми чешуйками и щитками



3.Число камер в сердце

3, с неполной перегородкой в желудочке, кровь смешивается



4.Температура тела

Непостоянная



5.Размножение

Откладывают яйца

(есть живородящие)



6.Нервная система

Наиболее развиты передний мозг и мозжечок



Диафрагма – мышечная перегородка, которая делит тело на грудную и брюшную полости.


Проверка таблицы.

- Какие ещё признаки? (Наружное ухо, диафрагма, 7 шейных позвонков). СЛАЙД 4.

«Сравнительная характеристика классов

Пресмыкающиеся и Млекопитающие»


Черты строения и жизнедеятельности

Особенности

пресмыкающихся

Особенности

млекопитающих

Оценивание

(+ -)

1.Отделы тела

Голова, шея, туловище, ноги, хвост

Голова, шея, туловище, ноги, хвост

-

2.Покровы тела (железы)

Кожа сухая, покрыта роговыми чешуйками и щитками

Волосяной покров. Различные железы (млечные, потовые, сальные, пахучие)

+

3.Число камер в сердце

3, с неполной перегородкой в желудочке, кровь смешивается

4, кровь не смешивается

+

4.Температура тела

Непостоянная

Постоянная

+

5.Размножение

Откладывают яйца

(есть живородящие)

Вынашивание детёнышей, живорождение

+

6.Нервная система

Наиболее развиты передний мозг и мозжечок

Высокоразвитая. Крупный головной мозг (хорошо развиты передние полушария).

+



Наружное ухо




Диафрагма




7 шейных позвонков




Дифференциация зубов


Самооценка: З (задание) - (6 баллов)

- Сравним с нашими записями признаков на доске, какие верны, а какие – нет.


Вывод. «Какие прогрессивные черты организации млекопитающих поставили их на более высокий уровень, позволили им занять основные среды обитания?».

Таким образом, можно сделать вывод, что млекопитающие, составляют наиболее высокоорганизованный класс позвоночных животных. Они широко расселились по планете и приспособились к существованию в самых разнообразных условиях.



  1. Первичное закрепление

Тест. СЛАЙД 5.


Вариант- I

Верно или нет утверждение, что:

1. Тело большинства млекопитающих покрыто шерстью.

2. У млекопитающих нет диафрагмы.

3. Оплодотворение наружное.

4. В коже млекопитающих находятся разнообразные железы.

5. Сердце четырёхкамерное.


Вариант- I I СЛАЙД 6.


Верно или нет утверждение, что:

1. Млекопитающие - холоднокровные животные.

2. Конечности расположены под туловищем.

3. Кровеносная система замкнутая.

4. Детёнышей выкармливают молоком.

5. В шейном отделе разное количество позвонков.

Взаимооценка СЛАЙД 7.




вопроса

1 вариант

2 вариант

1

да

нет

2

нет

да

3

нет

да

4

да

да

5

да

нет



Классификация млекопитающих. СЛАЙД 8.



Класс Млекопитающие

↓ ↓

Подкласс Первозвери (Яйцекладущие) Подкласс Настоящие звери

(утконос, ехидна) ↓ ↓

Сумчатые Плацентарные

(кенгуру, коала, (остальные)

сумчатый волк)

Работа с раздаточным материалом

«Плацентарные» (1 ряд)

Относятся к высшим теплокровным животным. Внешний облик и размеры очень разнообразны: от 4 см длины при массе 1,2 г до 33 м при массе 150 т. Это такие животные, у которых маленькое яйцо после оплодотворения развивается в особом органе – матке, а зародыш прикрепляется к стенке матки плацентой. Через плаценту происходит питание зародыша. Продолжительность внутриутробного развития (беременность) различна у зверей разных видов и зависит главным образом от размеров животного, также влияет и образ жизни. Число детенышей в одном помете различно у зверей разных видов. Рождают живых и развитых детенышей. Также выкармливают детенышей молоком, которое образуется в млечных железах самки, которые обычно расположены на груди или на брюхе. Число сосков различно в зависимости от плодовитости вида (от 2 до 22).

«Сумчатые» (2 ряд)

Относятся к низшим млекопитающим. Рождают детенышей очень маленьких и недоразвитых. Они более похожи на зародышей, чем на молодых зверят. Плацента у сумчатых развита слабо. Эмбриональный период очень короткий. Доразвитие происходит в специальной «выводковой» сумке, образованной складкой кожи на брюхе самки. Внутри сумки имеются млечные железы, к соскам которых присасываются детеныши. Кормятся молоком более двух месяцев. Теплой сумкой матери новорожденные пользуются почти год, пока не научатся бегать. Они распространены в Австралии, Южной, Центральной и Северной Америке.

«Яйцекладущие или Первозвери» (3 ряд)

Внешний вид: голова, туловище, конечности, хвост; тело покрыто шерстью (у утконоса), иголками (у ехидны), клюв, выводковая сумка. Есть клоака, соски отсутствуют, млечные железы открываются отверстиями на брюхе, молоко детёныши слизывают, плечевой пояс как у Млекопитающих, t тела низкая от 26 до 34º С, есть сумка на брюхе.

Утконос по признаку выкармливания детёнышей молоком относится к млекопитающим животным, но по признаку размножения яйцами и непостоянной температуры тела - к пресмыкающимся. Поэтому его считают млекопитающим, но относят к подклассу яйцекладущих, занимающему по ряду признаков промежуточное положение между классом пресмыкающихся и млекопитающих.

Таким образом, в процессе эволюции Млекопитающие разделились на две крупные ветви, одна из которых дала начало в конце триаса - Однопроходным (утконос, ехидна), а вторая - в меловом периоде уже была представлена группами высокоорганизованных зверей: Сумчатыми (кенгуру, коала и др.) и Плацентарными (собака, заяц, кошка, медведь и т. д.).

Физминутка (Учитель называет зверей: Первозвери – присесть, Сумчатые – прыжок, Плацентарные – поднять руки)

  1. Собака 2. Утконос 3. Кошка 4. Кенгуру 5. Ехидна 6. Тигр 7. Коала

Поднять руки Присесть Поднять руки Прыжок Присесть Поднять руки Прыжок



Включение в систему знаний

а) Почему в слове «млекопитающие» нельзя писать окончание –ся? Самооценка (+ или -)

б) О чём свидетельствует способность яйцекладущих зверей откладывать яйца? Самооценка (+ или -)





Рефлексия. СЛАЙД 9

Оценивание работы на уроке. Настроение


1. Активность

Активно работал


Иногда отвлекался

Совсем не работал

2. Доступность

Все понял

Не всё понятно

Много не понял

3. Комфортность

Понравился урок

Не всё понравилось

Не понравился урок

4. Оцениваю свою работу

5

4

3



Д/З: СЛАЙД 10.



1) § 31 до слов «Отряд Насекомоядные» (с. 157-161).

2) Выписать в тетрадь признаки млекопитающих



Благодарность за работу на уроке.

Музыка.





Просмотр содержимого презентации
«Урок_Класс Млекопитающие»

4028mdk09 Doruk Salancı Hok German Stimban Цель: Выявить особенности, прогрессивные черты организации млекопитающих

4028mdk09

Doruk Salancı

Hok

German Stimban

Цель: Выявить особенности, прогрессивные черты организации млекопитающих

Черты строения и жизнедеятельности Особенности пресмыкающихся 1.Отделы тела Особенности млекопитающих 2.Покровы тела (железы) Голова, шея, туловище, ноги, хвост Оценивание  (+ -) Кожа сухая, покрыта роговыми чешуйками и щитками 3.Число камер в сердце     3, с неполной перегородкой в желудочке, кровь смешивается   4.Температура тела 5.Размножение Непостоянная         Откладывают яйца (есть живородящие) 6.Нервная система     Наиболее развиты передний мозг и мозжечок       FlickrLickr

Черты строения и жизнедеятельности

Особенности

пресмыкающихся

1.Отделы тела

Особенности

млекопитающих

2.Покровы тела (железы)

Голова, шея, туловище, ноги, хвост

Оценивание

(+ -)

Кожа сухая, покрыта роговыми чешуйками и щитками

3.Число камер в сердце

 

 

3, с неполной перегородкой в желудочке, кровь смешивается

 

4.Температура тела

5.Размножение

Непостоянная

 

 

 

 

Откладывают яйца

(есть живородящие)

6.Нервная система

 

 

Наиболее развиты передний мозг и мозжечок

 

 

 

FlickrLickr

Черты строения и жизнедеятельности Особенности пресмыкающихся 1.Отделы тела Голова, шея, туловище, ноги, хвост 2.Покровы тела (железы) Особенности млекопитающих Кожа сухая, покрыта роговыми чешуйками и щитками 3.Число камер в сердце Голова, шея, туловище, ноги, хвост Оценивание  (+ -) 3, с неполной перегородкой в желудочке, кровь смешивается Волосяной покров . Различные железы ( млечные , потовые, сальные, пахучие) - 4.Температура тела 5.Размножение Непостоянная + 4, кровь не смешивается Откладывают яйца (есть живородящие) 6.Нервная система + Постоянная Наиболее развиты передний мозг и мозжечок + Вынашивание детёнышей, живорождение + Высокоразвитая. Крупный головной мозг (хорошо развиты передние полушария). + FlickrLickr

Черты строения и жизнедеятельности

Особенности

пресмыкающихся

1.Отделы тела

Голова, шея, туловище, ноги, хвост

2.Покровы тела (железы)

Особенности

млекопитающих

Кожа сухая, покрыта роговыми чешуйками и щитками

3.Число камер в сердце

Голова, шея, туловище, ноги, хвост

Оценивание

(+ -)

3, с неполной перегородкой в желудочке, кровь смешивается

Волосяной покров . Различные железы ( млечные , потовые, сальные, пахучие)

-

4.Температура тела

5.Размножение

Непостоянная

+

4, кровь не смешивается

Откладывают яйца

(есть живородящие)

6.Нервная система

+

Постоянная

Наиболее развиты передний мозг и мозжечок

+

Вынашивание детёнышей, живорождение

+

Высокоразвитая. Крупный головной мозг (хорошо развиты передние полушария).

+

FlickrLickr

ТЕСТ. Вариант- I Верно или нет утверждение, что: 1. Тело большинства млекопитающих покрыто шерстью. 2. У млекопитающих нет диафрагмы. 3. Оплодотворение наружное. 4. В коже млекопитающих находятся разнообразные железы. 5. Сердце четырёхкамерное. Stefan-Xp

ТЕСТ. Вариант- I

Верно или нет утверждение, что:

1. Тело большинства млекопитающих покрыто шерстью.

2. У млекопитающих нет диафрагмы.

3. Оплодотворение наружное.

4. В коже млекопитающих находятся разнообразные железы.

5. Сердце четырёхкамерное.

Stefan-Xp

ТЕСТ. Вариант- I I Верно или нет утверждение, что: 1. Млекопитающие - холоднокровные животные. 2. Конечности расположены под туловищем. 3. Кровеносная система замкнутая. 4. Детёнышей выкармливают молоком. 5. В шейном отделе разное количество позвонков. Stefan-Xp

ТЕСТ. Вариант- I I

Верно или нет утверждение, что:

1. Млекопитающие - холоднокровные животные.

2. Конечности расположены под туловищем.

3. Кровеносная система замкнутая.

4. Детёнышей выкармливают молоком.

5. В шейном отделе разное количество позвонков.

Stefan-Xp

№ вопроса 1 вариант 1 2 вариант да 2 нет 3 нет 4 да нет да да 5 да да нет Stefan-Xp

вопроса

1 вариант

1

2 вариант

да

2

нет

3

нет

4

да

нет

да

да

5

да

да

нет

Stefan-Xp

Класс Млекопитающие ↓ ↓ Подкласс Первозвери  (Яйцекладущие) Подкласс Настоящие звери  (утконос, ехидна) ↓ ↓  Сумчатые  Плацентарные  (кенгуру, коала, (остальные)  сумчатый волк) Stefan-Xp

Класс Млекопитающие

↓ ↓

Подкласс Первозвери (Яйцекладущие) Подкласс Настоящие звери

(утконос, ехидна) ↓ ↓

Сумчатые Плацентарные

(кенгуру, коала, (остальные)

сумчатый волк)

Stefan-Xp

Рефлексия - Я запомнил, что: - Меня удивило, что: - Я впервые узнал, что: Stefan-Xp

Рефлексия

- Я запомнил, что:

- Меня удивило, что:

- Я впервые узнал, что:

Stefan-Xp

Д/З:  § 31 до слов «Отряд Насекомоядные» (с. 157-161). 2) Выписать в тетрадь признаки млекопитающих Stefan-Xp

Д/З:

  • § 31 до слов «Отряд Насекомоядные»

(с. 157-161).

2) Выписать в тетрадь признаки млекопитающих

Stefan-Xp


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечника

Автор: Наталья Сергеевна Блинова

Дата: 31.10.2020

Номер свидетельства: 561900

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства