kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока биологии 8 класс "Сны и сновидения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока : Изучение нового материала

Вид урока:комбинированный

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии 8 класс "Сны и сновидения"»

Тема: Ритмы сна и бодрствования. Значение сна. Цели урока:

Образовательные:  охарактеризовать физиологическую сущность сна, природу сна и сновидений; разъяснить значение сна для нормального функционирования мозга; рассказать о нарушениях сна, связанных с различными состояниями человеческого организма; показать необходимость выполнения правил гигиены сна, предупреждающие его нарушение.

Развивающие: расширять кругозор и словарный запас учащихся, развивать умение анализировать и классифицировать явления в жизни растений, животных и человека.

Воспитательные: прививать интерес к предмету, пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать гигиеническому воспитанию.

Оборудование: проектор, презентация, рабочие тетради и учебник.

Тип урока: Изучение нового материала. Вид урока: Комбинированный. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная. Методические приёмы: Рассказ, беседа, выступления. Демонстрация наглядных пособий.

Ход урока

1.Организационный момент 2. Проверка домашнего задания.

Биологический диктант. Правила проведения проверочной работы.

Вопросы:

  1. Совокупность сложных психических и физиологических процессов, направленная на достижение определенной цели, называется….(поведением)

  2. Изучение особенностей поведенческих реакций человека, как сознательного существа, состоянием его души занимается наука…..(психология)

  3. Какой ученый физиолог указал, что в основе психической и высшей нервной деятельности человека лежит рефлекторный механизм? (Сеченов И.М.)

  4. Рефлекс это- …..(ответная реакция организма на раздражитель)

  5. Эти рефлексы постоянны и не изменяются в течении всей жизни - ….(безусловные)

  6. Эти рефлексы не наследуются – (условные)

  7. К какому типу рефлекса можно отнести наши привычки? (условный)

Поменялись тетрадями, взяли ручку другого цвета и проверили работы.

(На экране появляются правильные ответы.)


Итак, что такое рефлексы? И какие виды рефлексов выделяют? (Рефлекс – это ответная реакция организма на воздействие окружающей среды. Безусловные рефлексы – это врожденные, а условные – те, которые были приобретены в течение всей жизни.)


Задание 2.

Попробуйте определить к какой особенности высшей нервной деятельности относится данная ситуация

1. Малышу делала уколы медсестра в белом халате. Он всегда плакал при ее появлении. Уколы закончились, но рефлекс остался. Но со временем люди в белых халатах не будут вызывать у ребенка плач. Почему? определить к какой особенности высшей нервной деятельности относится данная ситуация

Ответ: у ребенка выработался условный рефлекс взаимосвязи белого халата с болью от укола. Боль - это защитный безусловный рефлекс. Со временем этот рефлекс затормозился, так как не подкреплялся безусловным раздражителем - болью. Допустим нянечка в детском саду тоже ходит в белом халате и у ребенка первые встречи с ней могли вызвать слезы, однако отсутствие укола со временем затормозили условный рефлекс.

2. На уроке учитель, объясняя тему урока, пошутил, вызвав смех всего класса, посмеявшись все продолжили работать, только один мальчик все никак не мог успокоиться, он продолжал посмеиваться и отвлекать одноклассников. С чем связана такая реакция ученика?

Ответ: Процесс возбуждения и торможения это два противоположных процесса. Шутка учителя вызвала рефлекторную реакцию – смех, в ходе осознания шутки началась реакция торможения, однако условный рефлекс индивидуален и у всех скорость затухания его различна.

3. Музыкант из духового оркестра был уволен за регулярные прогулы репетиций. Он решил отомстить… Он пришел на концерт и сел на первый ряд и когда концерт начался, вытащил из кармана пиджака лимон, разрезанный на дольки и начал его есть делая соответствующую гримасу. Концерт был сорван! Почему?

Ответ: Вид лимона вызвал у музыканта артистов условный рефлекс подкрепленный безусловным раздражителем – слюноотделение, что привело к невозможности продолжать концерт, так как игра на духовом инструменте подразумевает строгий контроль за слюноотделением.

3. Актуализация темы урока.

На доске слова Павлова И.П.

«Нет ничего более властного в жизни человеческой, как ритм. Любая функция ... имеет постоянную склонность переходить на свойственный ей ритм».

- Как вы понимаете это высказывание?

(варианты ответов учеников и в итоге учитель должен подвести к выводу о том, что всё живое имеет определённые ритмы, биологические приспособления, связанные с природными изменениями)

4. Изучение нового материала.

А) Биоримы.

Учитель:

-Что такое биологические ритмы?

( При помощи учеников формулируется понятие)

Биологические ритмы - это периодически повторяющиеся изменения интенсивности и характера процессов жизнедеятельности биологических систем.

Учитель:

-Примеры биоритмов человека?

(Ученики приводят примеры, среди которых должен прозвучать пример сна и бодрствования.)

Суточные колебания содержания глюкозы, натрия, калия и гормона роста в крови, которые регулируют ритм температуры тела и ритм сна - бодрствования.

Учитель:

- Именно о ритме сна - бодрствования пойдет речь в следующей части урока.

Назовите тему сегодняшнего урока. Мы поговорим с вами о сне и его значении для организма человека. Откройте рабочие тетради, запишите число и тему урока.


Всё живое, что существует на нашей планете подчиняется законам Земли. Н-р, вращение Земли вокруг своей оси создаёт смену дня и ночи. Приспосабливаясь к этой смене, у живых организмов сформировался суточный биологический ритм (сон и бодрствование). Именно этот биоритм имеет наибольшее значение для организма животных и человека.


Как вы думаете, почему человек и животные не могут обходиться без сна?

Ответы учащихся:

- помогает восстановить силы, работоспособность

- дает возможность отдохнуть организму, набраться сил

- головной мозг отдыхает, когда человек спит

- а животным помогает пережить неблагоприятные условия


Учитель подводит к выводу:

Итак, что же такое сон? (СОН – это наша потребность, это часть нашего жизненного ритма).


Если принять за данность, что средняя продолжительность жизни человека составляет 75 лет, то треть жизни 25 лет мы проводим в состоянии сна. Сон необходим нам как пища и вода. Если человек лишен сна три дня у него резко падает работоспособность, ухудшается память, нарушается внимание. А если человек лишен сна в течении 5 дней, у него могут наступить галлюцинации, сначала слуховые, а затем зрительные. Без сна человек может умереть от нервного истощения.



Опираясь на выше сказанное ответьте, что же такое сон? (Сон - глубокое охранительное торможение, предотвращающее переутомление и истощение нервных клеток.)  Во время сна активность головного мозга не прекращается, а лишь перестраивается. Возобновляется ритмичная работа нейронов, которая была нарушена днём, восстанавливаются силы человека.

Наука занимающаяся изучением сна называется сомнологией.


Проникнуть в тайны сна помог специальный прибор – электроэнцефалограф, благодаря которому появилась возможность записать жизнь живого мозга и разобраться что в нём происходит. Электроэнцефалография – исследования биопотенциалов мозга. Применяется с 30 года прошлого века. А исследовать мозг во сне стали в 50 годы20 века.

Сон протекает в несколько стадий, называемых фазами. Известны медленная и быстрая фазы сна. Я предлагаю вам поработать (самостоятельная работа с учебником) и дать характеристику каждой фазе сна.

Фазы сна

Характеристика

Показатели ЭЭГ

Медленный сон

сон  медленного движения глаз 

ортодоксальный

мышцы расслаблены, ровное дыхание, сердцебиение замедленно, глазные яблоки неподвижны, обмен веществ и температура понижаются, сновидений нет .Организм начинает постепенно засыпать, погружаясь в глубокий сон.

Редкие волны большой амплитуды

Быстрый сон

Парадоксальный

(Парадоксальный потому, что, несмотря на то, что человек спит, его мозг генерирует такие же быстрые волны, как и в состоянии бодрствования. )


Ритм сердечной деятельности повышается, глазные яблоки подвижны, мышцы расслаблены, активизация деятельности всех внутренних органов, сокращение отдельных групп мышц, сновидения

Колебания быстрые, частые небольшой амплитуды



Эти фазы постоянно чередуются в течение всего времени сна человека, образуя единый завершенный цикл сна. Т.е цикл сна составляет 1 фаза медленного сна и 1 фаза быстрого сна. Длительность цикла сна обычно колеблется от 1 до 1, 5 часов.  Но за одну фазу сна организм не успевает произвести всех необходимых изменений. Поэтому для полноценного восстановления и подготовки организма к дальнейшей деятельности в течение дня нужно несколько повторяющихся циклов.



На сегодняшний день ученые говорят о необходимости 5 повторяющихся циклов сна среднему человеку. В сумме это составляет около 7-8 часов ночного сна.


Причины сна

?Назовите мне причины сна?

1) усталость.

2)Смена сна и бодрствования - это повторение природного ритма Земли - смена дня и ночи.

Нарушения сна

  1. Бессоница Назовите причины бессоницы . (Бессонница может быть связана со снижением физической активности и отсутствием физического труда, но такая бессонница в первую очередь поражает пожилых людей. Но бессонница может быть вызвана не только этим… Ночная работа, активная ночная жизнь большого города, все это нарушает режимы сна и бодрствования. Огромное количество информации, которую получает современный человек за день, все это нарушает нормальное течение нашего сна, в результате может возникнуть бессонница.)

  2. Лунатизм (Это одна из форм нарушений сна, проявлением которой является неосознанное хождение во сне)

  3. Литаргический сон (Любой сон более 24 часов - это летаргический сон. Летаргия- в переводе с греческого означает спячка. Летаргия- это болезненное состояние неподвижности, внешне напоминающее сон.) (Доклад)


А сейчас я предлагаю вам поработать в парах и составить правила «Здорового сна»

  1. Придерживаться режима – сон это часть суточного ритма и поэтому должен начинаться в определенное время.

  2. Вечерние часы это часы отдыха и расслабления – время предшествующее сну не должно быть заполнено какой либо бурной деятельностью, как то танцами, музыкой, всевозможными зрелищами какими то физическими упражнениями или нагрузками

    1. В часы перед сном следует избегать тяжелой пищи, лучше ужинать часа за да до сна.

  3. Долой кофеин, алкоголь и никотин, такие напитки как чай, кофе, кока кола, содержат кофеин и оказывают стимулирующее действие на нервную систему. В результате мы взбудоражены и не можем уснуть

  4. Создайте себе хорошую обстановку для сна. Спать лучше в затемненной, тихой, хорошо проветриваемой комнате, кровать для сна должна быть достаточно широкой и удобной. Одежда для сна должна быть свободной и не сковывать движения, подушка не должна быть слишком высокой и жесткой.

  5. Необходимо соблюдать временные рамки сна.


Запомните еще такое правило: Сном как и пищей нельзя запастись впрок. Избыточный сон так же вреден для организма как и переедание.



Еще в далекие времена люди верили снам. Считали, что сны могут быть «вещими», они могут предсказать человеку что-то.

Учитель: Как вы думаете, что такое сновидение? (Выслушиваются мнения учащихся, анализируются и дополняются учителем) (слайд № 8) Сновидения – сложные психические явления, основанные на ранее пережитых впечатлениях , вступающих в разнообразные сочетания В далекие времена снам верили. Считали, что сны могут быть «вещими», они могут предсказать человеку что-то. Увидел во сне пожар – к скандалу, мясо - к болезни. Учитель: -В чем причина такого совпадения? (ответ учащихся) (у учащихся формируется научное объяснение «вещим снам» )

Дело в том, что в снах отражаются наши чувства. Часто снится то, чего мы очень хотим, или, наоборот, то, чего мы опасаемся. Это и дает нам повод судить о том, что сны сбываются, что они «вещие».

Если к ногам человека приложить во время сна, грелку, то ему обязательно приснится, будто бы он идет по раскаленным углям. Человеку снится, что его укусила змея за грудь. Он просыпается с мыслью, что обязательно должны с ним произойти какие-то неприятности. А через несколько дней у него обязательно появится гнойный нарыв. Ну не сон ли в руку, сон предсказал. Как объяснить данное предсказание?

Очень просто. У человека на груди постепенно развивалось воспаление. Болевые сигналы днем были не ощутимы, а во время сна болевые ощущения оказываются более сильными. Каждый человек видит сны, но многие их забывают. Часто думают, что сон длится секунды, но это не так. Сколько времени события занимают в реальной жизни, такова и продолжительность сна.

Слово учителя: Сон - это показатель физического и психического состояния здоровья человека. И если Тютчев писал: «Древние раны сном лечи», то сон заменить ничем нельзя. Недосыпание, как и длительный сон, вредно организму. Взрослый человек в среднем должен спать 7-8 часов. Недосыпание и длительный сон делают человека вялым, ленивым.

Сонливость - это результат переутомления, усталости, а бессонница - это признак различных болезней. И.П.Павлов сонливость назвал просьбой организма об отдыхе.



З) Самостоятельная работа с текстом учебника. Выписать правила гигиены сна и обосновать их.

III.Закрепление изученного материала.

1.Человек во сне проводит примерно: А) половину своей жизни; Б) две трети своей жизни; В) одну треть своей жизни. 2. Сон- особый тип: А) возбуждения; Б) торможения. 3. Природу сна научно обосновал: А) И.М. Сеченов; Б) И.П.Павлов; В) Н.И. Пирогов. 4. Когда человек видит сновидения? А) во время быстрого сна; Б) медленного сна. 5. Сновидения видят: А) все люди; Б) только некоторые. 6. Все ли участки коры полушария охвачены во время сна торможением: А) да; Б) нет. 7. Центр сна расположен в: А) гипофизе; Б) гипоталамусе; В) таламусе. 8. Во время этой фазы сна мы видим сновидения: А) быстрого сна; Б) медленного сна. (Ребята обмениваются работами с соседом по парте для взаимопроверки.) На доске вынесен ключ ответов (слайд № 16).

Верных ответов

Оценка

7-8

5

5-6

4

3-4

3

1-2

2



Домашнее задание. Изучить §

1. Дополнить правила гигиены сна

Рефлексия и подведение итогов урока.

Тест для проверки домашнего задания

https://interneturok.ru/lesson/biology/8-klass/bpovedenie-i-psihikab/zakonomernosti-raboty-golovnogo-mozga-vrozhdennye-i-priobretennye-formy-povedeniya/trainers



https://onlinetestpad.com/ru/testresult/144951-oge-refleksy-uslovnye-i-bezuslovnye?res=hizhftpprvap4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока биологии 8 класс "Сны и сновидения"

Автор: Шмыгаль Галина Алексеевна

Дата: 05.12.2021

Номер свидетельства: 593547


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства