kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока по биологии «Строение и значение нервной системы человека»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

  • способствовать формированию понятия  у учащихся о строении и функциях нервной системы;   нервной ткани, нейронах, рефлексе, рефлекторной дуге;
  •  продолжить  формирование умения: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме;
  • развивать коммуникативные качеств учащихся на примерах выступлений, обобщений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по биологии «Строение и значение нервной системы человека»»


Конспект открытого урока по биологии

Учитель: Шибаева Н.Ю.


Тема урока: «Строение и значение нервной системы человека».

Знать необходимо не затем, чтобы только знать,

но для того, чтоб научиться делать.

М.Горький


Цель урока: способствовать формированию понятия у учащихся о строении и функциях нервной системы; нервной ткани, нейронах, рефлексе, рефлекторной дуге;

продолжить формирование умения: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме;

развивать коммуникативные качеств учащихся на примерах выступлений, обобщений.


Задачи урока:


  • систематизировать знания о строении нейрона;

  • раскрыть значение и строение нервной системы;

  • углубить понятие о рефлексе;

  • установить значение всех звеньев рефлекторного пути.

  • поощерять е любознательность и пропаганду здорового образа жизни.


Планируемый результат: учащиеся должны усвоить строение и классификацию нервной системы; строение нервной ткани, нейрона, серого и белого вещества, нервов, нервных узлов; сущность понятий «рефлекс», «рефлекторная дуга», их классификацию.

Тип урока: изучение нового материала, первичное закрепление.

Формы обучения: фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника, парная работа, устная, письменная.

Методы обучения:

- По источникам знаний: словесные, наглядные;

- По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

- Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

- Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование: таблицы «Строение нервной системы», «Строение нейрона», рабочие листы, мультимедийная презентация, компьютер, проектор, учебник биология «Человек».


Ход урока


  1. Организационный момент.


Самоопределение к деятельности.

Учитель: Здравствуйте ребята, Здравствуйте уважаемые гости! Позвольте начать урок с этих строк.

Тайны сознанья, загадки природы
Людей волновали, манили всегда
Разум и воля, сподвигли народы,

Исследовать космос, создавать города.

Поведение, сознание, волю, рефлексы.
Всё, изучают в науке врачи -
Нейроны, аксоны, рефлекторные дуги,
Нервной системы ключи.

Учитель: Ребята как вы думаете, что мы будем сегодня изучать на уроке?

Уч-ся: нервную систему человека

Учитель: Правильно, мы начинаем изучение нервной системы человека.

Запись темы урока в тетрадь.

- Подумайте и скажите, с какой целью мы будем изучать нервную систему сегодня на уроке.

Цель нашего урока: расширить знания о строении и функциях нервной системы; нервной ткани, нейронах, рефлексе, рефлекторной дуге.

Актуализация знаний.


-Для лучшего понимания деятельности нервной системы человека, давайте вспомним эволюционное развитие нервной системы


Посмотрите на слайд презентации и назовите типы нервных систем у многоклеточных животных .


1. Кишечнополостные (гидра) – сетчатая или диффузная нервная система.

2. Черви, членистоногие – узловая, лестничная нервная система или ганглионарная нервная система.

3. Позвоночные – трубчатая нервная система (рыбы, амфибии, птицы, млекопитающие – головной и спинной мозг).



Нервная система животных и человека это результат длительного развития в процессе эволюции живых существ.

Эволюция нервной системы шла в направлении усовершенствования её строения и способности отвечать на изменяющиеся условия окружающей среды


Ребята, подумайте и скажите, какое значение имеет нервная система в жизни человека?

1. Обеспечивает связь организма с внешней средой.

2. Согласует работу разных органов и систем в организме.

3.Поддерживает постоянство внутренней среды организма.

4. Лежит в основе сложного поведения, речи, мышления, сознания, памяти.

Учащиеся делают запись в тетрадь.



Рубрика «интересный факт».

Открытие нового знания.



Организация самостоятельной работы с учебником по теме урока в рабочих листах. (слайд)



- Используя текст учебника, вы заполняете схему и готовите устную характеристику нервной системы по расположению в организме и выполняемой функции.

1 вариант

  • работает с текстом учебника и рисунком выполняет в рабочих листах зад №1,

  • готовит устную характеристику нервной системы по анатомическому делению.



2 вариант

  • работая с текстом учебника и рисунком, выполняет в рабочих листах зад №2,

  • готовит устную характеристику нервной системы по выполняемым функциям в организме, анализируя таблицу.





















Первичное применение нового знания.

  • Нервную систему по морфологическому признаку (по строению) в организме делят на: центральную (головной и спинной мозг) и переферическую (нервы, нервные узлы, нервные окончания).

Нервыпучки длинных отростков нервных клеток, выходящие за приделы головного и спинного мозга. (рисунок стр.54).

Нервные узлы - скоплении тел нейронов вне ЦНС

Нервные окончания – рецепторы – разветвления отростков нейронов.



  • По функциональному признаку (по выполняемым функциям) нервная система подразделяется: на соматическую и вегетативную (автономную) - симпатическую, парссимпатическую).

Соматическая нервная система - управляет работой скелетных мышц, обеспечивая движение человеку. Благодаря ей, организм через органы чувств поддерживает связь с окружающей средой. Она подконтрольна воли нашего сознания. Высший центр Соматической НС является КБП.

Вегетативная нервная система- управляет работой внутренних органов. Обеспечивая их координированною работу при изменяющихся условий окружающей среды и смене рода деятельности организма. Она не контролируется нашим сознанием (автономная). Однако, высшие контролирующие центры находящиеся на уровне полушарий и ствола мозга соматической и вегетативной нервной системы разделить трудно.

Симпатическая регуляция - преобладает, когда человек, находится в активном состоянии, выполняя трудную работу, активизирует организм.

Парасимпатическая регуляция- активизируется когда человек переходит от работы к отдыху.

  • Взаимопроверка и оценка по баллам выполнения заданий в рабочей тетради

( по презентации слайда).

Поднимите руку, кто ошибся при выполнении этого задания?

Фронтальная беседа

- Что является наименьшей структурной и функциональной единицей нервной

системы? (нейрон).

- Какой тканью образована нервная система? (Нервной тканью).

- Чем образована нервная ткань? (Нейроном, нейроглией)

- Какую функцию они выполняют?

НЕЙРОН - воспринимает, обрабатывает и хранит информацию.

Н ЕЙРОГЛИЯ - выполняет опорную, защитную и питательную функцию.

- Вспомните, какое строение имеет нейрон?

(Класс работает в рабочей листе, зад. №2, а один учащийся работает на компьютере,

Проверка выполнения задания через экран).

Нейрон - имеет тело с одним ядром, отростки и нервные окончания. Отростки различаются по строению, форме и функциям.

Аксон - это длинный не ветвистый отросток нейрона, покрытый белой миелиновой оболочкой.

Функция: проведение импульса от тела нейрона.

Дендриты - короткие сильно ветвящиеся отростки, не покрытые оболочкой. Функция: проведение импульса к телу нейрона.


Поднимите руку, кто ошибся при выполнении этого задания?


По функциям нейроны бывают (слайд):


Чувствительные - проводят импульс от рецепторов тела и внутренних органов к мозгу,

Втавочные нейроны - анализируют информацию и принимают решение, они расположенны в головном и спинном мозге.

Двигательные нейроны - проводят импульсы от головного и спинного мозга к рабочим органам


Скопление тел нейронов образуют серое вещество головного и спинного мозга,

а отростки нейронов образуют белое вещество.


Итак, нервная ткань образована? нейронами и нейроглией.


- Как называется место контакта и передачи нервного импульса от одной клетки к другой? (синапс).


Давайте послушаем и посмотрим информацию, чтобы ответить на вопрос:

- Как происходит передача информации от одной нервной клетки к другой и в виде чего?


Просмотр видео фрагмента диска Кирилла и Мифодия, слайд №7.

Вывод:


В синапсе нервный импульс проводится только в одном направлении, от чувствительных рецепторов к нервным окончаниям дендритов, к телу нейрона, затем к нервным окончаниям аксона одного нейрона, через синапс к нервным окончаниям дендритов другого нейрона, и т.д. благодаря разложению медиаторов с помощью биологически активных веществ в синапсе.


Физкультминутка. Зарядка для глаз.


Продолжение работы по теме урока.


  • Учитель без предупреждения проколол надутый воздушный шар.


- Ребята, вы вздрогнули, вскрикнули, почему произошла такая у вас реакция?


Учащиеся высказывают свои предположения и обсуждают их.

(Мы наблюдали ответные реакции организма на изменяющиеся условия, которые осуществлялись и контролировались нервной системой) .

Приходят к выводу, Что такое рефлекс?

Рефлекс – ответная реакция организма на раздражения, осуществляемая при участии нервной системой.

Рефлексы бывают – безусловные и условные.

Записывают в тетрадях виды рефлексов.

- Проанализируйте таблицу на слайде и ответьте на вопрос. (слайд)

  • Чем безусловный рефлекс отличается от условного рефлекса? 

.Безусловные рефлексы

Условные рефлексы

  1. Врожденные, наследственно передающиеся реакции организма, их количество невелико.

  2. Постоянны и сохраняются в течении всей жизни.

  3. Рефлекторные центры находятся на уровне спинного и в стволе головного мозга

  4. Значение: помогают выживанию.

  5. Примеры:

  • Пищевой(сосательный, глотательный, хватательный)

  • Ориентировочный

  • Защитный

  • Поддержание гомеостаза

  • Половой



  1. Приобретенные в процессе жизнедеятельности, не наследуемые потомством реакции организма.

  2. Индивидуальные, т.е. возникающие на основе «жизненного опыта» каждого организма.

  3. Непостоянны, и в зависимости от определенных условий могут вырабатываться, закрепляться или угасать.

  4. Образуются на любой воспринимаемый организмом раздражитель.

  5. Рефлекторные центры находятся преимущественно в коре головного мозга.

  6. Значение: помогают приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды.

  7. Примеры:

  • Слюноотделение на запах пищи;

  • Точные движения при письме или игры на фортепиано.

  • Обучение письму





Ваши ответные реакции на лопнувший шар это пример безусловных или условных рефлексов как вы думаете?

  • Безусловные рефлексы (моргнули – мигательный рефлекс; подняли, повернули голову в сторону раздражителя – ориентировочный рефлекс; вздрогнули – пассивный оборонительный рефлекс).


  • Учитель показывает шоколад,

- Вспомните, какого цвета шоколад (открывает шоколад), какой запах у шоколада, а какой вкус у шоколада?

- Ребята, скажите «слюнки потекли»?

  • Объясните, почему у вас выделилась слюна?

( Вы не раз ели шоколад, знаете его вкус, запах, цвет — это все известные вам условные раздражители, на которые у вас выделилась слюна)

  • Это пример, какого рефлекса?

Учащийся - условного.


  • Учитель угощает учащихся долькой шоколада.

  • Ребята, когда шоколад, попал к вам в рот, выделилась слюна и кусочек быстро поглотился, – выделение слюны и глотательный акт – это пример, условного или безусловного рефлекса? (безусловный, пищевой рефлекс).



- Итак, в основе работы нервной системы лежат РЕФЛЕКСЫ.


А путь, по которому осуществляется рефлекс, называется Рефлекторной дугой, которая состоит из 5 звеньев.(слайд)









Для осуществления рефлекса необходима целостность всех звеньев рефлекторной дуги.

Рефлекторная дуга – может быть, простой или сложной.

Простая рефлекторная дуга состоит из трех нейронов — чувствительного, вставочного и двигательного, а сложная рефлекторная дуга состоит из большого количества нейронов.





Посмотрите на слайд и определите, какая рефлекторная дуга у коленного рефлекса?

(Простая, т. к. она состоит из трёх нейронов).


Любой рефлекторный акт осуществляется при участии большого количества нейронов. Двух - или трехнейронная дуга рефлекса всего лишь схема. В действительности рефлекс возникает при раздражении не одного, а многих рецепторов, расположенных в той или иной области тела.

В связи с тем, что в любом рефлекторном акте принимают участие группы нейронов, передающие импульсы в различные отделы мозга, в рефлекторную реакцию вовлекается весь организм. И действительно, если вас неожиданно укололи булавкой в руку, вы немедленно отдерните руку. Это рефлекторная реакция. Но при этом не только сократятся мышцы руки. Изменится дыхание, деятельность сердечно-сосудистой системы. Вы словами отреагируете на неожиданный укол. В ответную реакцию включится практически весь организм.

Нервная система обеспечивает работу нашего организма как единого целого, благодаря наличию прямых и обратных связей, в основе которых лежит рефлекс, и путь по которому он осуществляется.


Просмотр видеофрагмента о прямых и обратных связях, как они осуществляются в организме.

А сейчас послушаем сообщение о работе двух русских физиологов И.П. Павлове и И.М. Сеченове в области изучения рефлексов.


При изучении рефлекторной дуги И.П. Павлов образно назвал центростремительные нервные волокна «осведомительными», а центробежные – «командными». Почему?...



И.М. Сеченов установил, что все акты сознательной и бессознательной деятельности являются рефлексами.

Закрепление (РЕФЛЕКСИЯ).

Итак, что вы узнали сегодня на уроке (на слайде незаконченные предложения):


  1. Нервная система по расположению в организме состоит из центрального и периферического отдела.

2. Центральная нервная система образована головным и спинным мозгом,

  1. Периферическая нервная система образована— нервами и нервными узлами и нервными окончаниями.

  2. Структурной и функциональной единицей нервной системы является— нейрон.

  3. В основе деятельности нервной системы лежит — рефлекс.

  4. Путь, по которому проходит возбуждение от места возникновения нервного импульса до рабочего органа, называют - рефлекторной дугой.


Зачитать вывод по уроку на стр. 60 в учебнике


Подведение итогов, выставление оценок.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • ИСПОЛЬЗУЯ ТЕКСТ УЧЕБНИКА СОСТАВИТЬ СИНКВЕЙН

С ОДНИМ ИЗ ТЕРМИНОВ УРОКА.

-Нервная система,

- Нейрон,

- Рефлекс,

-Рефлекторная дуга.


  • Сообщение о И.М.Сеченове и И.П.Павлове

Спасибо за урок,



























-






Нервная система высших животных и человека представляет собой

результат длительного развития в процессе приспособительной эволюции живых

существ. Развитие центральной нервной системы происходило, прежде всего, в связи с усовершенствованием восприятия и анализа воздействий из внешней среды.

Вместе с тем совершенствовалась и способность отвечать на эти

воздействия координированной, биологически целесообразной реакцией.

Развитие нервной системы шло также в связи с усложнением строения

организмов и необходимостью согласования и регуляции работы внутренних

органов. Для понимания деятельности нервной системы человека необходимо

познакомиться с основными этапами ее развития в филогенезе.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина Биология Человек, М. изд. «Дрофа».


Мультимедийное приложение

Биология Кирилла и Мефодия


диск

презентация

http://www.globus-kniga.ru

www.images.yandex.ru




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект открытого урока по биологии «Строение и значение нервной системы человека»

Автор: Шибаева Наталья Юрьевна

Дата: 16.08.2024

Номер свидетельства: 654987

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "конспект и презентация урока "Значение коры полушарий большого мозгa" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-i-priezientatsiia-uroka-znachieniie-kory-polusharii-bol-shogho-mozgha"
    ["file_id"] => string(6) "119437"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413429549"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства