Конспект открытого урока по биологии «Строение и значение нервной системы человека»
Конспект открытого урока по биологии «Строение и значение нервной системы человека»
Цель урока:
способствовать формированию понятия у учащихся о строении и функциях нервной системы; нервной ткани, нейронах, рефлексе, рефлекторной дуге;
продолжить формирование умения: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме;
развивать коммуникативные качеств учащихся на примерах выступлений, обобщений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по биологии «Строение и значение нервной системы человека»»
Конспект открытого урока по биологии
Учитель: Шибаева Н.Ю.
Тема урока: «Строение и значение нервной системы человека».
Знать необходимо не затем, чтобы только знать,
но для того, чтоб научиться делать.
М.Горький
Цель урока: способствовать формированию понятия у учащихся о строении и функциях нервной системы; нервной ткани, нейронах, рефлексе, рефлекторной дуге;
продолжить формирование умения: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме;
развивать коммуникативные качеств учащихся на примерах выступлений, обобщений.
Задачи урока:
систематизировать знания о строении нейрона;
раскрыть значение и строение нервной системы;
углубить понятие о рефлексе;
установить значение всех звеньев рефлекторного пути.
поощерять е любознательность и пропаганду здорового образа жизни.
Планируемый результат: учащиеся должны усвоить строение и классификацию нервной системы; строение нервной ткани, нейрона, серого и белого вещества, нервов, нервных узлов; сущность понятий «рефлекс», «рефлекторная дуга», их классификацию.
Тип урока: изучение нового материала, первичное закрепление.
Формы обучения: фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника, парная работа, устная, письменная.
Методы обучения:
- По источникам знаний: словесные, наглядные;
- По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
- Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
- Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Учитель: Здравствуйте ребята, Здравствуйте уважаемые гости! Позвольте начать урок с этих строк.
Тайны сознанья, загадки природы Людей волновали, манили всегда Разум и воля, сподвигли народы,
Исследовать космос, создавать города.
Поведение, сознание, волю, рефлексы. Всё, изучают в науке врачи - Нейроны, аксоны, рефлекторные дуги, Нервной системы ключи.
Учитель: Ребята как вы думаете, что мы будем сегодня изучать на уроке?
Уч-ся: нервную систему человека
Учитель: Правильно, мы начинаем изучение нервной системы человека.
Запись темы урока в тетрадь.
- Подумайте и скажите, с какой целью мы будем изучать нервную систему сегодня на уроке.
Цель нашего урока: расширить знания о строении и функциях нервной системы; нервной ткани, нейронах, рефлексе, рефлекторной дуге.
Актуализация знаний.
-Для лучшего понимания деятельности нервной системы человека, давайте вспомним эволюционное развитие нервной системы
Посмотрите на слайд презентации и назовите типы нервных систем у многоклеточных животных .
1. Кишечнополостные (гидра) – сетчатая или диффузная нервная система.
2. Черви, членистоногие – узловая, лестничная нервная система или ганглионарная нервная система.
3. Позвоночные – трубчатая нервная система (рыбы, амфибии, птицы, млекопитающие – головной и спинной мозг).
Нервная система животных и человека это результат длительного развития в процессе эволюции живых существ.
Эволюция нервной системы шла в направлении усовершенствования её строения и способности отвечать на изменяющиеся условия окружающей среды
Ребята, подумайте и скажите, какое значение имеет нервная система в жизни человека?
1. Обеспечивает связь организма с внешней средой.
2. Согласует работу разных органов и систем в организме.
3.Поддерживает постоянство внутренней среды организма.
4. Лежит в основе сложного поведения, речи, мышления, сознания, памяти.
Учащиеся делают запись в тетрадь.
Рубрика «интересный факт».
Открытие нового знания.
Организация самостоятельной работы с учебником по теме урока в рабочих листах. (слайд)
- Используя текст учебника, вы заполняете схему и готовите устную характеристику нервной системы по расположению в организме и выполняемой функции.
1 вариант
работает с текстом учебника и рисунком выполняет в рабочих листах зад №1,
готовит устную характеристику нервной системы по анатомическому делению.
2 вариант
работая с текстом учебника и рисунком, выполняет в рабочих листах зад №2,
готовит устную характеристику нервной системы по выполняемым функциям в организме, анализируя таблицу.
Первичное применение нового знания.
Нервную систему по морфологическому признаку (по строению) в организме делят на: центральную (головной и спинной мозг) и переферическую (нервы, нервные узлы, нервные окончания).
Нервы – пучки длинных отростков нервных клеток, выходящие за приделы головного и спинного мозга. (рисунок стр.54).
Нервные узлы -скоплении тел нейронов вне ЦНС
Нервные окончания – рецепторы – разветвления отростков нейронов.
По функциональному признаку (по выполняемым функциям) нервная система подразделяется: на соматическую и вегетативную (автономную) - симпатическую, парссимпатическую).
Соматическая нервная система - управляет работой скелетных мышц, обеспечивая движение человеку. Благодаря ей, организм через органы чувств поддерживает связь с окружающей средой. Она подконтрольна воли нашего сознания. Высший центр Соматической НС является КБП.
Вегетативная нервная система- управляет работой внутренних органов. Обеспечивая их координированною работу при изменяющихся условий окружающей среды и смене рода деятельности организма. Она не контролируется нашим сознанием (автономная). Однако, высшие контролирующие центры находящиеся на уровне полушарий и ствола мозга соматической и вегетативной нервной системы разделить трудно.
Симпатическая регуляция - преобладает, когда человек, находится в активном состоянии, выполняя трудную работу, активизирует организм.
Парасимпатическая регуляция- активизируется когда человек переходит от работы к отдыху.
Взаимопроверка и оценка по баллам выполнения заданий в рабочей тетради
( по презентации слайда).
Поднимите руку, кто ошибся при выполнении этого задания?
Фронтальная беседа
- Что является наименьшей структурной и функциональной единицей нервной
системы? (нейрон).
- Какой тканью образована нервная система? (Нервной тканью).
- Чем образована нервная ткань? (Нейроном, нейроглией)
- Какую функцию они выполняют?
НЕЙРОН - воспринимает, обрабатывает и хранит информацию.
Н ЕЙРОГЛИЯ - выполняет опорную, защитную и питательную функцию.
- Вспомните, какое строение имеет нейрон?
(Класс работает в рабочей листе, зад. №2, а один учащийся работает на компьютере,
Проверка выполнения задания через экран).
Нейрон - имеет тело с одним ядром, отростки и нервные окончания. Отростки различаются по строению, форме и функциям.
Аксон - это длинный не ветвистый отросток нейрона, покрытый белой миелиновой оболочкой.
Функция: проведение импульса от тела нейрона.
Дендриты - короткие сильно ветвящиеся отростки, не покрытые оболочкой. Функция: проведение импульса к телу нейрона.
Поднимите руку, кто ошибся при выполнении этого задания?
По функциям нейроны бывают (слайд):
Чувствительные - проводят импульс от рецепторов тела и внутренних органов к мозгу,
Втавочные нейроны - анализируют информацию и принимают решение, они расположенны в головном и спинном мозге.
Двигательные нейроны - проводят импульсы от головного и спинного мозга к рабочим органам
Скопление тел нейронов образуют серое вещество головного и спинного мозга,
а отростки нейронов образуют белое вещество.
Итак, нервная ткань образована? нейронами и нейроглией.
- Как называется место контакта и передачи нервного импульса от одной клетки к другой? (синапс).
Давайте послушаем и посмотрим информацию, чтобы ответить на вопрос:
- Как происходит передача информации от одной нервной клетки к другой и в виде чего?
Просмотр видео фрагмента диска Кирилла и Мифодия, слайд №7.
Вывод:
В синапсе нервный импульс проводится только в одном направлении, от чувствительных рецепторов к нервным окончаниям дендритов, к телу нейрона, затем к нервным окончаниям аксона одного нейрона, через синапс к нервным окончаниям дендритов другого нейрона, и т.д. благодаря разложению медиаторов с помощью биологически активных веществ в синапсе.
Физкультминутка. Зарядка для глаз.
Продолжение работы по теме урока.
Учитель без предупреждения проколол надутый воздушный шар.
- Ребята, вы вздрогнули, вскрикнули, почему произошла такая у вас реакция?
Учащиеся высказывают свои предположения и обсуждают их.
(Мы наблюдали ответные реакции организма на изменяющиеся условия, которые осуществлялись и контролировались нервной системой) .
Приходят к выводу, Что такое рефлекс?
Рефлекс – ответная реакция организма на раздражения, осуществляемая при участии нервной системой.
Рефлексы бывают – безусловные и условные.
Записывают в тетрадях виды рефлексов.
- Проанализируйте таблицу на слайде и ответьте на вопрос. (слайд)
Чем безусловный рефлекс отличается от условного рефлекса?
.Безусловные рефлексы
Условные рефлексы
Врожденные, наследственно передающиеся реакции организма, их количество невелико.
Постоянны и сохраняются в течении всей жизни.
Рефлекторные центры находятся на уровне спинного и в стволе головного мозга
Значение: помогают выживанию.
Примеры:
Пищевой(сосательный, глотательный, хватательный)
Ориентировочный
Защитный
Поддержание гомеостаза
Половой
Приобретенные в процессе жизнедеятельности, не наследуемые потомством реакции организма.
Индивидуальные, т.е. возникающие на основе «жизненного опыта» каждого организма.
Непостоянны, и в зависимости от определенных условий могут вырабатываться, закрепляться или угасать.
Образуютсяна любой воспринимаемый организмом раздражитель.
Рефлекторные центры находятся преимущественно в коре головного мозга.
Значение: помогают приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды.
Примеры:
Слюноотделение на запах пищи;
Точные движения при письме или игры на фортепиано.
Обучение письму
Ваши ответные реакции на лопнувший шар это пример безусловных или условных рефлексов как вы думаете?
Безусловные рефлексы (моргнули – мигательный рефлекс; подняли, повернули голову в сторону раздражителя – ориентировочный рефлекс; вздрогнули – пассивный оборонительный рефлекс).
Учитель показывает шоколад,
- Вспомните, какого цвета шоколад (открывает шоколад), какой запах у шоколада, а какой вкус у шоколада?
- Ребята, скажите «слюнки потекли»?
Объясните, почему у вас выделилась слюна?
( Вы не раз ели шоколад, знаете его вкус, запах, цвет — это все известные вам условные раздражители, на которые у вас выделилась слюна)
Это пример, какого рефлекса?
Учащийся - условного.
Учитель угощает учащихся долькой шоколада.
Ребята, когда шоколад, попал к вам в рот, выделилась слюна и кусочек быстро поглотился, – выделение слюны и глотательный акт – это пример, условного или безусловного рефлекса? (безусловный, пищевой рефлекс).
- Итак, в основе работы нервной системы лежат РЕФЛЕКСЫ.
Апуть, по которому осуществляется рефлекс, называется Рефлекторной дугой, которая состоит из 5 звеньев.(слайд)
Для осуществления рефлекса необходима целостность всех звеньев рефлекторной дуги.
Рефлекторная дуга – может быть, простой или сложной.
Простая рефлекторная дуга состоит из трех нейронов — чувствительного, вставочного и двигательного, а сложная рефлекторная дуга состоит из большого количества нейронов.
Посмотрите на слайд и определите, какая рефлекторная дуга у коленного рефлекса?
(Простая, т. к. она состоит из трёх нейронов).
Любой рефлекторный акт осуществляется при участии большого количества нейронов. Двух - или трехнейронная дуга рефлекса всего лишь схема. В действительности рефлекс возникает при раздражении не одного, а многих рецепторов, расположенных в той или иной области тела.
В связи с тем, что в любом рефлекторном акте принимают участие группы нейронов, передающие импульсы в различные отделы мозга, в рефлекторную реакцию вовлекается весь организм. И действительно, если вас неожиданно укололи булавкой в руку, вы немедленно отдерните руку. Это рефлекторная реакция. Но при этом не только сократятся мышцы руки. Изменится дыхание, деятельность сердечно-сосудистой системы. Вы словами отреагируете на неожиданный укол. В ответную реакцию включится практически весь организм.
Нервная система обеспечивает работу нашего организма как единого целого, благодаря наличию прямых и обратных связей, в основе которых лежит рефлекс, и путь по которому он осуществляется.
Просмотр видеофрагмента о прямых и обратных связях, как они осуществляются в организме.
А сейчас послушаем сообщение о работе двух русских физиологов И.П. Павлове и И.М. Сеченове в области изучения рефлексов.
При изучении рефлекторной дуги И.П. Павлов образно назвал центростремительные нервные волокна «осведомительными», а центробежные – «командными». Почему?...
И.М. Сеченов установил, что все акты сознательной и бессознательной деятельности являются рефлексами.
Закрепление (РЕФЛЕКСИЯ).
Итак, что вы узнали сегодня на уроке (на слайде незаконченные предложения):
Нервная система по расположению в организме состоит из центрального и периферического отдела.
2. Центральная нервная система образована головным и спинным мозгом,
Периферическая нервная система образована— нервами и нервными узлами и нервными окончаниями.
Структурной и функциональной единицей нервной системы является— нейрон.
В основе деятельности нервной системы лежит — рефлекс.
Путь, по которому проходит возбуждение от места возникновения нервного импульса до рабочего органа, называют - рефлекторной дугой.
Зачитать вывод по уроку на стр. 60 в учебнике
Подведение итогов, выставление оценок.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
ИСПОЛЬЗУЯ ТЕКСТ УЧЕБНИКА СОСТАВИТЬ СИНКВЕЙН
С ОДНИМ ИЗ ТЕРМИНОВ УРОКА.
-Нервная система,
- Нейрон,
- Рефлекс,
-Рефлекторная дуга.
Сообщение о И.М.Сеченове и И.П.Павлове
Спасибо за урок,
-
Нервная система высших животных и человека представляет собой
результат длительного развития в процессе приспособительной эволюции живых
существ. Развитие центральной нервной системы происходило, прежде всего, в связи с усовершенствованием восприятия и анализа воздействий из внешней среды.
Вместе с тем совершенствовалась и способность отвечать на эти
воздействия координированной, биологически целесообразной реакцией.
Развитие нервной системы шло также в связи с усложнением строения
организмов и необходимостью согласования и регуляции работы внутренних
органов. Для понимания деятельности нервной системы человека необходимо
познакомиться с основными этапами ее развития в филогенезе.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина Биология Человек, М. изд. «Дрофа».