kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект дистанционного урока по теме "Опорно-двигательная система. Особенности строения скелета"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка применима к проведению дистанционного урока по биологии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект дистанционного урока по теме "Опорно-двигательная система. Особенности строения скелета"»

Урок по теме « Опорно-двигательная система. Особенности строения скелета», 8 класс


Цели и задачи урока

  1. Систематизировать знания учащегося об опорно-двигательной системе, ее функциях и строению.

  2. Закреплять знание о человеке как части живой природы



  1. Изучить особенности строения скелета человека

  2. формировать новые анатомо-физиологические понятия:

  3. Формирования умения сравнивать и выявлять особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью

  4. формировать умение чтения рисунка

  5. Коррекция устной речи и внимания ученика

  6. Развить познавательный интерес, технические навыки в процессе работы с интерактивными средствами в поиске дополнительной информации сети Интернет.

,

Тип урока Изучение нового материала.


Обеспечение урока Дистанционная образовательная среда, созданная с помощью программы Skype, образовательных ресурсов сети Интернет, дидактического материала (папка «ЭОР к уроку»), , учебник « Биология.8 класс.Пасечник В.В.,Каменский А.А.,Швецов Г.Г/Под ред. Пасечника В.В.-М.:Просвещение,2018г.



Ход урока:

  1. Организационный этап. Здравствуйте ребята. Какое у вас настроение? Готовы к занятию

  2. Актуализация темы. Постановка проблемного вопроса.

Сегодня мы приступаем к изучению новой темы «Опорно-двигательная система человека». С понятием опорно-двигательная система мы неоднократно встречались изучая животных в 7 классе. Вспомним «чем представлена эта система у животных?».(скелетом, мышцами). Человек относится к царству животных (Тип хордовые. Класс млекопитающие) - его опорно-двигательная система представляет собой каркас их костей, мышц, хрящей, сухожилий и связок, придающий форму, дающий опору, защиту внутренним органам возможность передвижения в пространстве. Задача нашего урока - изучить строение скелета человека, его функции. Выявить особенности скелета, связанные с прямохождением.

  1. Сообщение нового материала. Посмотрим на скелет человека. Что существенно отличает наш скелет от скелета животных? (скелет удерживается вертикально, опираясь на выпрямленные нижние конечности и держит свободно передние конечности).

Скелет находиться внутри нас, мы не можем его увидеть, но мы его ощущаем (постучим по голове-там твердо; прощупаем косточки на руках- можем определить форму каждой ; на лице под кожей можем прощупать твердую основу; ключицы выступают-легко прощупываются).

  • Скелет взрослого человека состоит из 200 костей, которые соединены между собой неподвижно, полуподвижно и подвижно. Скелет позвоночных животных и человека построен по единому плану (имеет те же отделы, любую кость можно сопоставить. Различие выражаются лишь в форме и размерах. С чем же связано различия в скелетах человека и наших обезьяноподобных предков? (с прямохождением: освобождением верхних конечностей для выполнения трудовых действий с предметами-орудиями труда (палка-копалка, рубило, копье) в таких видах деятельности древнего человека как собирательство, охота на животных, разведение огня, выделка шкур и др. Наши предки стали активно ходить на задних конечностях, преобразилась вся конструкция скелета.)

  • Познакомимся со скелетом головы. Он представлен черепом, состоящим их двух частей :мозговой и лицевой. В процессе коллективной деятельности, с появлением речи как средства общения увеличилась мозговая часть черепа, а выступающая часть, именуемая у животных морда уменьшилась. У человека нет морды (слово «морда» используется как образное выражение в литературе, разговорной речи). Рассмотрим какими костями образован череп (теменная, затылочная, височные, скуловые и т.д). В лицевой части находятся неподвижная верхняя челюсть и подвижная нижняя. В косных ячейках челюстей прочно удерживаются зубы их 32. Кости соединены с помощью костных швов неподвижно. Какую функцию выполняет череп? (защищает головной мозг)

  • Перейдем к изучению скелета туловища. Он представлен позвоночником и грудной клеткой. Перед нами позвоночник-осевая часть скелета. Образован короткими костями-позвонками. Их 33-34: 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и 4-5 копчиковых, которые менее развиты - они соответствуют хвостовым позвонкам животных. каждый позвонок имеет тело, дугу и отростки. Между позвонками -диски их хрящевой эластичной ткани.

Продолжим -позвоночник имеет 4 изгиба: шейный,грудной, поясничный,крестцовый. Их появление связано с прямохождением. Благодаря им позвоночный столб обладает способностью во время физической работы распределять опасную нагрузку относительно равномерно на все свои отделы. Совсем иначе реагирует на воздействие агрессивных сил столб бетонный: со временем в нем возникают "болевые точки", трещины, и он ломается. И в тоже время благодаря межпозвоночным хрящевым наш позвоночник очень гибок (гимнастика, акробатика, балет и др) Важно сохранять гибкость позвоночника в профилактике заболеваний ; сколиоз, остеохондроз, сутулость.

физкультминутка

Предлагаю выполнить упражнение для развития гибкости позвоночника «Кошечка». Его можно выполнять стоя на четвереньках или сидя. Поупражняемся сидя. «Округляем спину, голову опускаем вниз-кошечка сердится. Прогибаем спину-подбородок вверх-кошечка добрая (3 раза)» далее.

Ответ на вопрос «В шейном отделе позвоночника число позвонков равно (7)

далее. Ребята! какую функцию позвоночника мы не назвали? (защита спинного мозга).

  • Перейдем к изучению грудной клетки. Сделай дополнительную вкладку в браузере и найди через поисковик « грудная клетка.Википедия «, найдите рисунок грудной клетки человека. Итак, изучим рисунок : грудная клетка образована грудными позвонками-их 12, 12 парами ребер и плоской грудной костью, 10 пар ребер имеют полуподвижное соединение с грудиной при помощи хрящей и подвижное с грудными позвонками при помощи суставов , сухожилий и мышц. Две нижние пары ребер короче и оканчиваются свободно. Вся конструкция обеспечивает подвижность грудной клетки (что необходимо для механизма вдоха и выдоха) У животных грудная клетка сужена в горизонтальном направлении , а у человека расширена. Грудная клетка защищает сердце и легкие, а также печень и желудок.

  • А теперь перейдите к следующему рисунку — скелет руки. Пояс верхних конечностей, который является опорой нашим верхним конечностям состоит из двух лопаток (их мы можем ощутить-сведем лопатки) и двух ключиц. Верхние конечности образованы плечевой костью, которая шарообразной головкой помещается в шаровидной ямке лопатки (это подвижный плечевой сустав), предплечьем из более массивной локтевой и лучевой костей и кисти: запястье из мелких косточек, пять длинных костей пясти (ладонь) и кости пальцев. Рука приспособлена для осуществления самых различных движений. Большой палец противостоит остальным для осуществления точных движений и хватательных (что не так развито у человекообразных обезьян и других животных).

А теперь посмотрите на следующий рисунок «Нижние конечности. Тазовый пояс образован неподвижно соединенными между собой костями. Две массивные плоские тазовые кости сзади прочно соединены с крестцовым отделом позвоночника, а спереди друг с другом. Они выдерживают большие физические напряжения. В каждой тазовой кости имеется шаровидная впадина, куда входит головка бедренной кости.
Скелет нижних конечностей образован крупной бедренной костью, голенью и стопой. Голень состоит из большой и малой берцовых костей. Бедренная и большая берцовая кости с прилегающим к ним спереди небольшим костным образованием - коленной чашечкой образуют очень подвижный коленный сустав. Стопа также подвижна и состоит из коротких костей предплюсны, среди которых особенно выделяется своей массивностью пяточная кость, пяти длинных костей плюсны и костей пальцев.». .Стопа имеет свод, что позволяет смягчать толчки тела при ходьбе.

Далее, Ответим на вопрос «В грудном отделе позвоночника число позвонков равно (12)», «В состав предплечья входят кости (локтевая и лучевая)», «какие отделы различают в кисти? (запястье, пясть и пальцы)

Закрепление полученных знаний. Итак, попробуем назвать основные функции скелета - опора при передвижении, защита внутренним органам, подвижность, прочность, к нему крепятся мышцы и сухожилия.

Итак «Скелет человека отличается от скелета позвоночных животных. Давайте вспомним особенности скелета человека. ( Свободные передние конечности, мозговая часть черепа больше лицевой, позвоночный столб вертикален, имеет изгибы, мощные кости таза, развитая кисть с пальцем ,две точки опоры - нижние конечности и др). С чем связаны эти особенности? (с прямохождением, с трудовой деятельностью, с развитием головного мозга в решении сложных мыслительных задач, коллективной деятельностью)

Ребята! Сегодня мы плодотворно позанимались, много усвоили, вы большие молодцы!

Для закрепления знаний по строению скелета рекомендую пройти проверочный тест. На этом урок закончен. Спасибо! До следующих встреч!

Домашнее задание : проверочный тест по теме урока





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Коротяева Татьяна Марисоновна

Дата: 19.05.2020

Номер свидетельства: 550359


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства