kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект дистанционного урока по теме "Класс однодольные. Семейство лилейные злаковые"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока предназначена  в помощь училелю,, работающему в условиях дистанционного образования

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект дистанционного урока по теме "Класс однодольные. Семейство лилейные злаковые"»


КОНСПЕКТ ДИСТАНЦИОННОГО УРОКА

ПО БИОЛОГИИ

ПО ТЕМЕ « Класс однодольные. Семейство лилейные и злаковые»


Программа «Естествознание. 5-11 класса”. Авторы - А.И. Никишов, А.В. Теремов и Р.А. Петросова. ООО "Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС", Москва, 2009г.(рабочая программа переработана с учетом базисного учебного плана ЦОТО, согласно которому на изучение предмета «Биология» отводится 1 час в неделю).


Учебник Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники: 6 класс. Викторов В.П., Никишов А.И. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, М.:2011-252с. (§42,43,44 с.159-167).


Цель Познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием семейств лилейных и злаковых класса однодольных растений, показать их биологические особенности, расширить знания о многообразии цветковых растений. Развивать навыки и умения исследовательской деятельности при изучении природных объектов. Воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности, явлениям и культуре.


Задачи урока

  1. Познакомить учеников с основными представителями семейств лилейные и злаковые, отличительными характеристиками класса однодольных, их значением в природе и жизни человека. Привести примеры флоры Урала изучаемых семейств.

  2. Закреплять умение составлять формулу цветка растений различных семейств, делать сравнительный анализ признаков представителей разных семейств и классов.

  3. Раскрыть принцип работы дихотомического определителя растений, познакомиться с понятиями дихотомия, теза, антитеза

  4. Формировать умение определять систематическое положение некоторых представителей царства Растения при помощи интерактивного определителя растений.



Базовые понятия и термины: теза, антитеза, дихотомический определитель, лилейные, эндемик, однодольные, злаки, зерновка, первоцветы, околоцветник простой и двойной, культивируемые, дикорастущие, луковица -видоизмененный побег, соломина- стебель.


Тип урока Изучение нового материала.


Обеспечение урока Дистанционная образовательная среда, созданная с помощью программы Skype, образовательных ресурсов сети Интернет, дидактического материала (папка «ЭОР к уроку»), , учебник «Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники: 6 класс» Викторов В.П, Никишов А.И.2









Конспект урока



Ход урока

  1. Организационный этап

Настрой на урок, проверка организации рабочего места, сообщение темы и цели урока. «Сегодня мы будем изучать семейства класса Однодольные. Познакомимся с важными семействами этого класса - лилейные и злаковые»

  1. Подготовка ученика к усвоению новых знаний (актуализация)

«Предыдущие уроки были посвящены изучению семейств класса Двудольные. вспомним названия этих семейств. Какое значение они имеют для человека?»

  1. Изучение нового материала

«Однодольные — менеее обширная группа растений, нежели двудольные, однако, она имеет не меньшее значение для человека, чем двудольные.

Вспомним и назовем признаки класса Двудольные и сравним их с признаками класса Однодольных.

Начнем с семейства лилейные. Семейство насчитывает по всему земному шару 1.300 видов растений, жизненная форма-травы, Цветок чаще одиночный, крупный. Но встречается и соцветие - кисть.У лилейных цветки с простым околоцветником. Давай вспомним в чем отличие простого и двойного околоцветников? (простой состоит из чашечки или венчика, а двойной и чашечки и венчика). Прочитай характеристику цветка лилейных. Попробуем составить формулу цветка тюльпана-представителя лилейных. Из чего состоит формула цветка? (Из букв и цифр). У тюльпана простой околоцветник, п э букву «Ч и Л» мы не пишем, а вместо них пишем букву «О». У тюльпана 6 листков расположенных в два ряда, п э мы пишем О3+3. Тычинки вместе с листками расположены в два ряда, п э пишем Т3+3. Сколько пестиков в цветке? (один). Получилась следующая формула цветка лилейных О3+3Т3П1.

Соцветие у лилейных- зонтик, плод- коробочка или ягода. Есть видоизмененный побег луковица. Луковица богата фитонцидами, витаминами и бактерицидными веществами. Применяют в профилактике простудных заболеваний.Представители лилейных: ландыш, саранка кудреватая -представители дикой природы. Лук, чеснок, тюльпан , спаржа культивируемые растения. Саранка Кудреватая— охраняемое растение, на Среднем Урале ее можно встретить, но срывать нельзя - оно занесено в Красную книгу как исчезающий вид растений. Гусиный Лук Ненецкий — эндемик Урала. Он занесен как редкий охраняемый вид растений в Красную Книгу.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 5 минут


Переходим к изучению семейства Злаковые или Мятликовые. Всего по земному шару это семейство насчитывает 10.000 видов-это самое многочисленное семейство. Жизненная форма — травы. Цветки мелкие, невзрачные собраны в соцветие колос, сложный колос, метелку, початок. У цветка злаковых нет чашелистиков и лепестков. Цветки имеют простой околоцветник. Прочитай характеристику цветка и составь формулу цветка злаковых.(О2+2Т3П1) Тип плода — зерновку, богатую белками и микроэлементами, мы чаще называем зерном. Где используется зерно? (В хлебопекарной промышленности).

Перечислим основные признаки злаков, которые характерны для всех Однодольных: мочковатая корневая система, зародыш с одной семядолей, дуговое или параллельное жилкование листьев. Стебель у злаков полый - пустой внутри и называется соломина».

Далее идет характеристика культурных видов злаков и дикорастущих, их значении в природе и жизни человека.(см. Дидактический материал). Необходимо помнить, что судить о принадлежности растения к тому или иному классу следует лишь по совокупности признаков, а не по какому-либо одному из них, так как бывают исключения. Например, вороний глаз - растение из семейства лилейных- с сетчатым жилкованием листьев. Это очень ядовитое растение, но его применяют в народной медицине.

«Нам предстоит выполнить лабораторную работу «Определение растений» .

Но прежде чем приступить к ее выполнению, я хочу познакомить тебя с принципом построения дихотомического определителя». Далее идет пояснение определения растений с помощью определителя растений . Рассматривается любой пример.(см. Приложение)

IV. Закрепление полученных знаний.

Выполнение лабораторной работы «Определение растений». (см. Приложение)

V. Подведение итогов работы .

-выполнение тестового задания (см. Дидактический материал)

-делаем вывод «Растения семейства однодольные имеют общий план строения, но и отличительные особенности. Имеют большое значение в природе и жизни человека. Для определения растения (его вида, семейства, класса, отдела) необходимо знать и отличать его характерные особенности, внешний вид , уметь пользоваться определителем.

Домашнее задание Используя ресурсы сети Интернет найти ответы на вопросы: Из семян каких растений семейства злаки изготавливают манную, овсяную, пшенную, перловую, ячневую крупы; делают муку, макаронные изделия, пекут овсяное печенье? (рекомендую: ответ записать в текстовом файле, отправить электронной почтой учителю).

Дидактический материал: папка «ЭОР к уроку»

Приложения:


  • определение «дихотомия» расположено по адресу http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E8%F5%EE%F2%EE%EC%E8%FF

  • с правилами определения объектов живой природы можно познакомиться пройдя по ссылке http://www.zoofirma.ru/nasekomye/letnie-shkolnye-praktiki-po-presnovodnoj-gidrobiologii/1635-opredelenie-obektov-zhivoj-prirody.html

  • лабораторная работа расположена по адресу http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=article&id=154:2009-08-23-11-40-17&catid=42:7

  • эндемик Урала Гусиный лук ненецкий

http://igz.ilmeny.ac.ru/RED_BOOK/rast_pokritosemennie_lileinie_gusinii_luk_nenetskii_0

1.html







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект дистанционного урока по теме "Класс однодольные. Семейство лилейные злаковые"

Автор: Коротяева Татьяна Марисоновна

Дата: 21.04.2020

Номер свидетельства: 547514


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства