Просмотр содержимого документа
«Конспект дистанционного урока по теме "Класс однодольные. Семейство лилейные злаковые"»
КОНСПЕКТ ДИСТАНЦИОННОГО УРОКА
ПО БИОЛОГИИ
ПО ТЕМЕ « Класс однодольные. Семейство лилейные и злаковые»
Программа «Естествознание. 5-11 класса”. Авторы - А.И. Никишов, А.В. Теремов и Р.А. Петросова. ООО "Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС", Москва, 2009г.(рабочая программа переработана с учетом базисного учебного плана ЦОТО, согласно которому на изучение предмета «Биология» отводится 1 час в неделю).
Учебник Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники: 6 класс. Викторов В.П., Никишов А.И. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, М.:2011-252с. (§42,43,44 с.159-167).
Цель Познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием семейств лилейных и злаковых класса однодольных растений, показать их биологические особенности, расширить знания о многообразии цветковых растений. Развивать навыки и умения исследовательской деятельности при изучении природных объектов. Воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности, явлениям и культуре.
Задачи урока
Познакомить учеников с основными представителями семейств лилейные и злаковые, отличительными характеристиками класса однодольных, их значением в природе и жизни человека. Привести примеры флоры Урала изучаемых семейств.
Закреплять умение составлять формулу цветка растений различных семейств, делать сравнительный анализ признаков представителей разных семейств и классов.
Раскрыть принцип работы дихотомического определителя растений, познакомиться с понятиями дихотомия, теза, антитеза
Формировать умение определять систематическое положение некоторых представителей царства Растения при помощи интерактивного определителя растений.
Базовые понятия и термины: теза, антитеза, дихотомический определитель, лилейные, эндемик, однодольные, злаки, зерновка, первоцветы, околоцветник простой и двойной, культивируемые, дикорастущие, луковица -видоизмененный побег, соломина- стебель.
Тип урока Изучение нового материала.
Обеспечение урока Дистанционная образовательная среда, созданная с помощью программы Skype, образовательных ресурсов сети Интернет, дидактического материала (папка «ЭОР к уроку»), , учебник «Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники: 6 класс» Викторов В.П, Никишов А.И.2
Конспект урока
Ход урока
Организационный этап
Настрой на урок, проверка организации рабочего места, сообщение темы и цели урока. «Сегодня мы будем изучать семейства класса Однодольные. Познакомимся с важными семействами этого класса - лилейные и злаковые»
Подготовка ученика к усвоению новых знаний (актуализация)
«Предыдущие уроки были посвящены изучению семейств класса Двудольные. вспомним названия этих семейств. Какое значение они имеют для человека?»
Изучение нового материала
«Однодольные — менеее обширная группа растений, нежели двудольные, однако, она имеет не меньшее значение для человека, чем двудольные.
Вспомним и назовем признаки класса Двудольные и сравним их с признаками класса Однодольных.
Начнем с семейства лилейные. Семейство насчитывает по всему земному шару 1.300 видов растений, жизненная форма-травы, Цветок чаще одиночный, крупный. Но встречается и соцветие - кисть.У лилейных цветки с простым околоцветником. Давай вспомним в чем отличие простого и двойного околоцветников? (простой состоит из чашечки или венчика, а двойной и чашечки и венчика). Прочитай характеристику цветка лилейных. Попробуем составить формулу цветка тюльпана-представителя лилейных. Из чего состоит формула цветка? (Из букв и цифр). У тюльпана простой околоцветник, п э букву «Ч и Л» мы не пишем, а вместо них пишем букву «О». У тюльпана 6 листков расположенных в два ряда, п э мы пишем О3+3. Тычинки вместе с листками расположены в два ряда, п э пишем Т3+3. Сколько пестиков в цветке? (один). Получилась следующая формула цветка лилейных О3+3Т3П1.
Соцветие у лилейных- зонтик, плод- коробочка или ягода. Есть видоизмененный побег луковица. Луковица богата фитонцидами, витаминами и бактерицидными веществами. Применяют в профилактике простудных заболеваний.Представители лилейных: ландыш, саранка кудреватая -представители дикой природы. Лук, чеснок, тюльпан , спаржа культивируемые растения. Саранка Кудреватая— охраняемое растение, на Среднем Урале ее можно встретить, но срывать нельзя - оно занесено в Красную книгу как исчезающий вид растений. Гусиный Лук Ненецкий — эндемик Урала. Он занесен как редкий охраняемый вид растений в Красную Книгу.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 5 минут
Переходим к изучению семейства Злаковые или Мятликовые. Всего по земному шару это семейство насчитывает 10.000 видов-это самое многочисленное семейство. Жизненная форма — травы. Цветки мелкие, невзрачные собраны в соцветие колос, сложный колос, метелку, початок. У цветка злаковых нет чашелистиков и лепестков. Цветки имеют простой околоцветник. Прочитай характеристику цветка и составь формулу цветка злаковых.(О2+2Т3П1) Тип плода — зерновку, богатую белками и микроэлементами, мы чаще называем зерном. Где используется зерно? (В хлебопекарной промышленности).
Перечислим основные признаки злаков, которые характерны для всех Однодольных: мочковатая корневая система, зародыш с одной семядолей, дуговое или параллельное жилкование листьев. Стебель у злаков полый - пустой внутри и называется соломина».
Далее идет характеристика культурных видов злаков и дикорастущих, их значении в природе и жизни человека.(см. Дидактический материал). Необходимо помнить, что судить о принадлежности растения к тому или иному классу следует лишь по совокупности признаков, а не по какому-либо одному из них, так как бывают исключения. Например, вороний глаз - растение из семейства лилейных- с сетчатым жилкованием листьев. Это очень ядовитое растение, но его применяют в народной медицине.
«Нам предстоит выполнить лабораторную работу «Определение растений» .
Но прежде чем приступить к ее выполнению, я хочу познакомить тебя с принципом построения дихотомического определителя». Далее идет пояснение определения растений с помощью определителя растений . Рассматривается любой пример.(см. Приложение)
IV. Закрепление полученных знаний.
Выполнение лабораторной работы «Определение растений». (см. Приложение)
V. Подведение итогов работы .
-выполнение тестового задания (см. Дидактический материал)
-делаем вывод «Растения семейства однодольные имеют общий план строения, но и отличительные особенности. Имеют большое значение в природе и жизни человека. Для определения растения (его вида, семейства, класса, отдела) необходимо знать и отличать его характерные особенности, внешний вид , уметь пользоваться определителем.
Домашнее задание Используя ресурсы сети Интернет найти ответы на вопросы: Из семян каких растений семейства злаки изготавливают манную, овсяную, пшенную, перловую, ячневую крупы; делают муку, макаронные изделия, пекут овсяное печенье? (рекомендую: ответ записать в текстовом файле, отправить электронной почтой учителю).
Дидактический материал: папка «ЭОР к уроку»
Приложения:
определение «дихотомия» расположено по адресу http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E8%F5%EE%F2%EE%EC%E8%FF
с правилами определения объектов живой природы можно познакомиться пройдя по ссылке http://www.zoofirma.ru/nasekomye/letnie-shkolnye-praktiki-po-presnovodnoj-gidrobiologii/1635-opredelenie-obektov-zhivoj-prirody.html
лабораторная работа расположена по адресу http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=article&id=154:2009-08-23-11-40-17&catid=42:7