Задачи урока:систематизировать и обобщить знания учащихся об органах цветкового растения,об особенностях их строения и функции,о взаимосвязи органов как основе целостности растительного организма,повторить материал о многообразии и видоизменениях органов растения ,закрепить понятие "биосистема"
Оборудование: живые экземрляры цветов,натуральные плоды,семена(Аукцион); конверты с кружками красного цвета,желтого,зеленого цвета у каждого ученика
(Светофор) карточки,таблицы,открытки,рисунки,схемы для проведения других этапов;схемы типов цветков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспакт урока по биологии " Цветок,плод,семя" »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №7
г. Черняховск Калининградская область
Урок по биологии 6 класс
Тема урока « Цветок,плод,семя»
Учитель биологии Шилина Елена Анатольевна
Задача урока: систематизировать и обобщить знания учащихся об органах цветкового
растения об особенностях их строения и функции, о взаимосвязи органов как основе целостности растительного организма, повторить материал о многообразии и видоизменениях органов растения, закрепить понятие “биосистема”.
Оборудование: живые экземпляры цветов, натуральные плоды, семена (“Аукцион”); конверты с кружками красного, жёлтого и зелёного цвета у каждого ученика (“Светофор”); карточки, таблицы, открытки, рисунки, схемы для проведения других этапов; схемы типов цветков.
Музыкальное оформление: диск с записью песни “Коробейники” (“Эх, полным – полна коробушка”).
На доске – схема “торговых рядов” (название этапов игры).
Ход урока
Звучит музыка.
Наш урок называется “Ярмарка знаний”. Самое главное на ярмарке – торг и товар. Команда, выгоднее других продавшая свои знания, станет победительницей.
Презентация.
Аукцион.
Путём жеребьевки определяем тему для каждой команды: “Цветок”, “Плод”, “Семя”. На столе лежат живые цветы, плоды (тыква, помидор, горох, фасоль, орех), семена.
Команды получают задания: описать тип, строение и функции доставшихся цветков (плодов, семян). Представление описаний “своего товара”.
Светофор.
Устный тест – учитель зачитывает вопрос и три последовательных ответа, а учащиеся должны поднять кружок соответствующего цвета: красный – утверждение неверное; жёлтый – ответ неполный; зелёный – ответ правильный.
Цветковые растения размножаются;
только семенами (красный)
только вегетативно (жёлтый);
и семенами, и вегетативно (зелёный).
Венчик цветка, прежде всего:
защищает главные части цветка (красный);
украшает цветок (жёлтый);
привлекает насекомых (зелёный).
Двудомными называют:
растения, цветки у которых собраны в соцветия (красный);
растения, у которых пестичные и тычиночные цветки находятся на одной особи (жёлтый);
растения, у которых пестичные и тычиночные цветки находятся на разных особях (зелёный).
Зная особенности опыления цветковых растений, можно предложить, что они:
возникли после появления всех групп насекомых на Земле (красный);
возникли до появления насекомых на Земле (жёлтый);
развивались одновременно с некоторыми группами насекомых (зелёный).
В семенах растений органических веществ:
больше, чем минеральных (красный);
меньше, чем минеральных (жёлтый);
столько же, сколько минеральных (зелёный).
Наибольшее количество белка содержится в семени:
подсолнечника (красный);
пшеницы (жёлтый);
фасоли (зелёный).
“Чёрный ящик”
В “чёрном ящике” лежат открытки с изображениями растений трёх разных видов. Название одного из них отражено в многочисленных песнях. Обычно период его цветения совпадает с временным похолоданием. Второе называют лилией цветущих долин. Оно цветёт в мае. Название третьего растения зашифровано в популярном романсе. Цветёт в мае – июне. Какие растения изображены на открытках? Что между ними общего? (Черёмуха, ландыш, белая акация. Все это многолетние растения с белыми ароматными цветами, собранными в соцветие кисть. Опыляются насекомыми.)
2. Соцветие простой зонтик имеет: вишня; овёс; астра; акация.
3. К однодольным не относится: лук; ячмень; тыква; тюльпан.
4. Максимальной температурой для прорастания требует: рожь; кукуруза; огурец; горох.
5. Позже остальных надо сажать: тыкву, лен, рожь, морковь.
Почемучка.
1. Любка двулистная – редкое растение из семейства орхидных. Подлежит охране. Белые цветки любки начинают издавать сильный запах только с наступлением вечера. Почему? (Опылители любки – бабочки, летающие в ночное время.)
2. Почему в еловом лесу преобладают растения с белыми цветками: майник двулистный, ландыш и т.д.? (Под пологом елового леса всегда темно. Белые цветки здесь лучше других заметны для насекомых – опылителей.)
3. Почему вкус плодов тыквы улучшается при хранении? (Мякоть плодов тыквы богата крахмалом. При хранении крахмал в тыкве под действием ферментов превращается в сахар, и вкусовые качества плодов улучшается.)
4. Почему семя кувшинки плавает, а гороха тонет? (Семя кувшинки имеет губчатое мешковидное покрывало, наполненное воздухом, которое, как поплавок, удерживает семя на поверхности воды. Семя гороха такого покрывала не имеет.)
5. Семена чистотела муравьи расселяют, а кислицы нет. Почему? (Мясистый белый придаток, имеющийся на поверхности семени чистотела, содержит масла, которые являются лакомой пищей для муравьев. Семена кислицы таких придатков не имеют.)
Сказочное растение.
Какие сказки связанны с растениями и их плодами? К каким типам относятся плоды упомянутых растений?
Плод боб – “Принцессе на горошине” Х.К. Андерсена, “Боб, соломина и уголек” братья Гримм, русская народная сказка “Петушок и бобовое зёрнышко”:
Плод зерновка – русская народная сказка “Мужик и медведь” (рожь), “Конёк-горбунок” П. Ершова (пшеница), русская народная сказка “Иван - крестьянский сын и Чудо - юдо” (пшеница);
Плод стручок – “Мужик и медведь” (репа);
Плод тыква – “Золушка” Ш. Перро (тыква), “Приключение Чиполлино” Дж. Родари (тыква);
Плод ягода – “Приключение Чиполлино” Дж. Родари (вишенка) и др.
Из семян, каких растений получают эти крупы?
Манная (пшеница)
Ячневая (ячмень); перловая (ячмень);
“Геркулес” (овёс);
Толокно (овёс);
Пшено (просо).
Сельское хозяйство.
Вы агроном станции защиты растений. Какие меры, предупреждающие занос семян сорняков на пахотные земли, вы будете осуществлять?
(Необходимо тщательно очищать семена культурных растений от семян сорняков; производить очистку тары, машин, орудий труда; скашивать сорняки вдоль дорог и окраин полей до образования семян; вносить навоз, который не содержит жизнеспособных семян сорняков.)
Вы агроном хозяйства. Будете ли вы учитывать экспозицию склонов (северная и южная) при проведении агротехнических приемов (посев, уборка) на склоновых землях? Почему?
(Слоны северной и южной экспозиции получают неодинаковое количество солнечной энергии: южные – больше, северные – меньше. Поэтому на южных склонах посев и уборку следует проводить раньше, а на северных - позже.)
Два фермерских хозяйства выращивали рожь. В одном хозяйстве произвели запоздалую, в другом – преждевременную уборку ржи. Окажут ли влияние сроки удобри ржи на количество и качество?
(При запоздалой уборке полновесны семена осыпаются, колосья обламываются и опадают, питательные вещества семян вымываются дождями и росами; семена могут прорастать и загнивать в колосьях. Недозревшие семена щуплые, плохо вымолачиваются, легко травмируются, содержат мало питательных веществ. Уборку ржи целесообразно начинать, когда зерно достигает восковой спелости.)
Зашифрованные слова.
Прочтите зашифрованные слова и исключите “лишнее”.
Рьцлеы, льпныик, зьвазя, кстилоб. (Рыльце, пыльник, завязь, столбик. “Лишнее” - пыльник, не является частью пестика.)
Ржкоуа, кршеоко, клестебе, чатликсише. (Кожура, корешок, стебелёк, почечка чашелистик. “Лишнее” - чашелистик, не является частью семени.)
Подведение итогов.
Все члены команды, занявшей I место, получают “5”. Половина членов команды, занявшей II место получают “4”, а половина – “5” (по усмотрения жюри). Все члены команды, занявшей III место, получают “4”.