УЭ-1 Проверка изученного материала. УЭ-2 Изучение нового материала. УЭ-3 Изучение нового материала. УЭ-4 Закреп-ление изученного материала. УЭ-5 Подведение итогов. УЭ-6 | ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ. Цель. Проверить себя, как усвоил материал по теме: «Разнообразие биологических явлений», и убедиться, что готов изучать новый материал. Задание №1. (5 баллов). Допиши пропущенное слово. 1.Явления, свойственные живым телам, называются …………………………….. 2.Способность живых тел активно отвечать на изменения в окружающей среде называют…………………………………. 3.Свойство всех живых организмов воспроизводить себе подобных называется……………………………….. 4.Свойство живых организмов, обеспечивающее им выживание в конкретных условиях среды, называется……………………. 5.Потребление, переработка, образование новых и выделение ненужных организму веществ во внешнюю среду, называют……………………………….. Задание №2. (4 балла) Работа по рисунку (растение росянка). Рассмотри рисунок, прочти описание росянки: «Болотное растение росянка питается насекомыми, листья росянки имеют волоски, покрытые сверкающими капельками клейкой жидкости. Как только к такому листу притронется насекомое, эти волоски быстро смыкаются над ним. Волоски выделяют сок, под действием которого насекомое переваривается и через несколько часов всасывается». Ответь на вопрос: какие биологические явления здесь описаны? Задание №3. (6 баллов). Рассмотри схему №1. -Какое биологическое явление здесь изображено? - Можно ли явление, изображённое на схеме, назвать обменом веществ? Цель: усвоить, что такое обмен веществ и где он протекает. В тексте дано определение обмена веществ; прочти его, выполни задания 1-3. «Обмен веществ – это процесс поступления веществ в организм из окружающей среды, их переработка, доставка в каждую клетку тела, образование в клетках новых веществ, свойственных данному организму, с выделением энергии и ненужных веществ из организма в окружающую среду». Таким образом, в обмене веществ различают две стороны: потребление веществ и их выделение. Задание №1 . - Что такое обмен веществ? -Какие вещества поступают из окружающей среды в организм ? -Какие вещества удаляются из организма? Что произойдёт с организмом, если прекратится обмен веществ? Почему? -Для чего необходима энергия организму? Задание №2 (3 балла). Напишите рядом со стрелками названия веществ. РАСТЕНИЕ | ЖИВОТНОЕ Задание №3. Представь, что ты замёрз и, чтобы согреться, начал делать гимнастику. Ответь на вопросы: - Почему сердце стало работать сильнее? -Почему стало теплее? - Попробуй научно обосновать процессы, которые происходят в организме. Цель: убедиться в том, что обмен веществ в организме зависит от условий окружающей среды. Задание №1. (3 балла). Сравни растения в разные периоды года (лето и зима), ответь на вопросы и перечисли условия, от которых зависит обмен веществ. Ответь на вопросы: - Почему растения зимой и летом выглядят по-разному? - Почему летом изменяются размеры растений? Задание №2 (1 балл). Прочитай текст и ответь на вопрос. «Осенью, с наступлением холодов, суслик впадает в спячку. В это время его сердце бьётся 5-7 раз в минуту, число вдохов и выдохов снижается (до одного вдоха в 2 мин). Резко понижается потребление кислорода». -Почему происходят эти изменения? Задание №3 (3 балл). Заполни схему: «Условия, обеспечивающие обмен веществ». Обмен веществ Зависит от: | Выходной контроль. Цель: проверить усвоение знаний об обмене веществ. Задание №1 (3 балла). Закончи схему: вместо точек напиши названия веществ: Из внешней среды. Во внешнюю среду. Задание №2 (4 балла). Рассмотри рисунок. | | Одуванчик лекарственный, выросший на газоне и на обочине дороги, имеет разные размеры. -Почему? Задание №3 (1 балл) Прочитай текст и ответь на вопрос: «В душном, не проветриваемом помещении снижается работоспособность; ученики хуже выполняют задания». Как вы полагаете, связано ли это явление с обменом веществ? Резюме (1 балл). Цель: определи, усвоил ли ты, что такое обмен веществ и от чего он зависит. Прочитай текст, вместо точек поставь слова: «Обмен веществ – основное ………………….. явление. Он обеспечивает клетку и организм………………, ………………., ………………. Обмен веществ зависит от…………….., ………………………………..,…… …………. Рефлексия. -Что я узнал(ла) на уроке? -Чем мне понравился урок? -Всё, что я узнал(ла) на уроке, смогу ли применить в жизни? Как? | 10 мин Выполнять задания можно в любом порядке. За 10 мин постарайтесь выполнить все три задания и набрать не менее 10 баллов. Работа учеников с учителем (фронтальная беседа). За каждый правильный ответ на вопрос получаешь дополнительный балл. 10 мин Вопросы и ответы обсуди с товарищем. Сами определите количество баллов за ответы (занесите их в лист учёта). Работа с раздаточным материалом под руководством учителя. Ответы занеси в таблицу. Обсуждение вопроса в группах. 1-2 мин Подсчитай количество баллов, которые ты набрал при выполнении заданий. Лист учёта отдай учителю. 1-2 мин |