Растения различаются по происхождению (дикорастущие и культурные), по длительности жизни (однолетние и многолетние), по внешнему облику (жизненные формы), по сложности строения тела (высшие и низшие) и по размерам тела. Большинство из них имеет зеленый цвет. Благодаря наличию хлорофилла все они способны на свету образовывать органические вещества и выделять кислород. Все растения — организмы. Семенные и споровые растения — это представители царства растений. Растения, размножающиеся спорами, называются споровыми. Растения, образующие семена, называются семенными.
Семенные растения, образующие цветки, называются цветковыми.
Лабораторная работа №2
Тема: Знакомство с увеличительными приборами и лабораторными инструментами.
Цель: Изучить устройство лупы и микроскопа и приемы работы с ними.
Оборудование: микроскоп, лупа.
Ход работы:
Задания:
Рассмотрите лупу, какие части она имеет.
Познакомьтесь с правилами пользования лупой.
Изучите микроскоп, найдите тубус, окуляр и объектив с увеличительными стёклами, штатив с предметным столиком и зеркалом, винты. Выясните значение каждой части.
Познакомьтесь с правилами пользования микроскопом по учебнику. Отработайте последовательность действий при работе с микроскопом.
Назовите составные части микроскопа и их значение. Заполните таблицу:
Подготовьте предметное стекло, протерев его марлей. Капните 1-2 капли воды на предметное стекло.
При помощи препаровальной иглы снимите маленький кусочек прозрачной кожицы. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.
Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом. Отметьте, какие части клетки вы видите.
Приготовление препарата чешуи кожицы лука.
Рассматривание микропрепарата под микроскопом.
Приготовленный препарат начните рассматривать при увеличении в 56 раз (объектив х8, окуляр х7). Осторожно передвигая предметное стекло по предметному столику, найдите такое место на препарате, где лучше всего видны клетки. Что наблюдаете? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассмотрите клетки под микроскопом при увеличении в 300 раз (объектив х20, окуляр х15). Что наблюдаете? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:
В ходе лабораторной работы мы ______________________________________________________________
Цель работы: изучить внутреннее строение листьев, рассмотреть видоизменения листьев.
Материалы:гербарные экземпляры видоизмененных листьев растений.
Ход работы:
1. Рассмотрите внутреннее строение листа по рисунку. Вспомните строение и значение клеток листа.
2. Рассмотрите колючки кактуса и барбариса, усики гороха, листья алоэ и росянки. Какое значение они имеют для растения?
Очень интересное растение росянка.
Интересны листья насекомоядных растений, обитающих на почвах. На торфяных болотах растет небольшое растение росянка. Ее листовые пластинки покрыты волосками, выделяющими клейкую жидкость. Блестящая, как роса клейкие капельки привлекают насекомых. Севшие на лист насекомые увязывают в клейкой жидкости. Сначала волоски, а затем и пластинка листа загибаются и охватывают жертву. Когда пластинка и волоски листа вновь развернутся, от насекомого останутся лишь его покровы. Все живые ткани насекомого лист растения «переварит» и всосет.
Сделайте общий вывод.
Лабораторная работа №12
ТЕМА: Рассмотрение годичных колец на поперечном срезе (спиле) дерева.
Цели. 1. Изучить строение ствола дерева на поперечном спиле.
2. Выяснить, как образуются годичные кольца.
Оборудование: поперечный спил дерева, рисунки.
Ход работы.
Рассмотрите распил древесного стебля. Найдите годичные кольца, сосчитайте их и определите возраст этого стебля.
Одинакова ли толщина годичных колец? Если нет, то, как вы это можете объяснить?
Какие годичные кольца старше: те, которые находятся ближе к коре, или те, которые ближе к сердцевине? Почему?
Можете ли вы определить, в каких условиях дерево росло?
Сделайте рисунок спила. Укажите сторону, которая у дерева была обращена к северу и сторону, которая у дерева была обращена к югу.
Вывод:
Лабораторная работа №13
Тема: «Рассмотрение строения корневища, клубня и луковицы»
Цель: познакомиться с видоизмененными подземными побегами.
Оборудование: клубень картофеля; луковица.
Инструктивная карточка.
Рассмотрите основание и верхнюю часть клубня картофеля. Найдите, в какой части больше глазков.
Оборудование: модель цветка вишни, картинки цветковых растений.
Инструктивная карточка.
Рассмотрите цветок, найдите цветоножку, цветоложе, околоцветник, тычинки и пестик.
Определите, какой околоцветник-простой или двойной.
Рассмотрите строение пестика, найдите его части.
Рассмотрите строение тычинки, найдите пыльник и тычиночную нить.
Зарисуйте части цветка и подпишите их названия и сделайте вывод.
Лабораторная работа №15
Тема: Сравнение цветков насекомо опыляемых и ветроопыляемых растений.
Цель: сравнить признаки цветков данных растений.
Оборудование: гербарии, рисунки цветковых растений.
Задания:
Заполните таблицу:
Признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.
Признаки
Насекомо опыляемые растения
Ветрооыляемые
1. Крупные яркие цветки
2. Мелкие яркие цветки, собранные в соцветия
3. Наличие нектара
4. Мелкие невзрачные цветки, часто собранные в соцветия
5. Наличие аромата
6. Пыльца мелкая, легкая, сухая, большое количество
7. Крупная липкая шероховатая пыльца
8. Растут большими скоплениями, образуя заросли
9. Растения цветут весной до распускания листьев
Если названный признак характерен для данной группы растений ставится знак«+», если нет, то «-»
Лабораторная работа №16
Тема: Черенкование комнатных растений.
Цель: освоить способы действия при размножении комнатных растений черенками.
Оборудование: стакан с водой, ножницы, горшок с землей.
Ход работы:
Осторожно срежьте стеблевой черенок с 3-4 листьями с растения колеус.
Удалите два нижних листа, сделайте в почве углубление и поместите черенок в почву так, чтобы нижний узел был скрыт почвой.
Присыпьте черенок землей, аккуратно полейте.
Оформите протокол опыта, сделайте вывод.
Лабораторная работа №17
Тема: Микроскопическое и внешнее строение одноклеточных и многоклеточных водорослей.
Цель: изучить одноклеточную водоросль и таллом нитчатой водоросли.
Оборудование: микроскоп, микропрепараты вольвокса и спирогиры.
Ход работы:
Рассмотрите препарат вольвокса под микроскопом, найдите два жгутика, оболочку, хроматофор, ядро.
Зарисуйте клетку, подпишите названия частей.
Рассмотрите спирогиру - нитчатую водоросль. Найдите клетки расположенные друг за другом в один ряд. Клетки прямоугольной формы, четко выраженной оболочкой, ядром, хроматофор в виде спирали.
Зарисуйте часть нити спирогиры, подпишите названия частей клеток.
1.Рассмотрите внешний вид небольших веток (побегов) сосны и ели. Укажите их основные отличия.
2.Изучите, как расположены хвоинки у этих растений. Найдите укороченные боковые побеги сосны, на которых находятся хвоинки. Сколько их на этих побегах?
3.Сравните хвоинки сосны и ели, их форму, окраску, размер. Изучение строения шишек и семян
4.Рассмотрите шишки сосны, ели. Укажите их различия.
5.Найдите на чешуях шишки следы, оставшиеся от семян.
6.Сделайте вывод: заполните таблицу.
Признаки
Длина
Окраска
Расположение на стебле
Ель
сосна
хвоя
Шишка
Размеры
Окраска
Лабораторная работа №21
Тема: Изучение строения шишек и семян хвойных растений.
Цель: изучение строения шишек и семян хвойных растений. Оборудование: учебник, таблица «Признаки хвойных деревьев».
Ход работы
1.Рассмотрите форму хвои, расположение ее на стебле. Измерьте длину и обратите внимание на окраску.
2.Пользуясь таблицей «Признаки хвойных деревьев» определите к какому дереву принадлежит рассматриваемая вами ветка.
Признаки хвойных деревьев:
Хвоинки длинные(до 5-7 см),острые, выпуклые с одной стороны и округлые с другой, сидят по 2 вместе… Сосна обыкновенная.
Тема: Строение цветка и плода растений Крестоцветных.
Цель: изучение строения цветка и плода растений Капустных.
Ход работы
1. Рассмотрите строение данного Вам растения.
К какому типу относится его корневая система?
Какой стебель у растения?
Какие у него листья?
Как листья расположены на стебле?
Какое жилкование листьев?
2. Рассмотрите цветок.
Какой околоцветник: простой или двойной?
Подсчитайте число чашелистиков.
Рассмотрите чашелистики, срастаются ли они между собой?
Как называется чашечка такого цветка?
Подсчитайте число лепестков. Рассмотрите венчик. Срастаются ли между собой лепестки? Как называется венчик такого цветка?
Подсчитайте число тычинок. Все ли тычинки одинаковы по размерам?
Запишите, какими цифрами обозначены на рисунке чашелистики, лепестки, тычинки, пестик.
3. Рассмотрите строение плода.
Измерьте ширину и длину плода. Если длина плода превышает его ширину в 3 и более раз, значит, это плод – стручок, если ширина и длина примерно равны, это плод – стручочек.
Укажите название плода этого растения.
Запишите, какими цифрами обозначены на рисунке створки плода, перегородка, семя.
Рисунок
1. Выпишите номера признаков, которыми обладают представители Семейства Крестоцветные.
1. Плод - ягода.
2. Соцветие - кисть.
3. Чашечка цветка состоит из 4 свободных чашелистиков.
4. Венчик цветка состоит из 5 свободных лепестков.
5. Плод - боб.
6. Венчик цветка состоит из 4 свободных лепестков.
7. Соцветие – головка.
8. Цветок имеет 1 пестик и 6 тычинок, из которых 2 короткие и 4 длинные.
9. Плод – стручочек или стручок.
10. Цветок имеет 1 пестик и 10 тычинок.
_____________________________________________
2. Выпишите номера растений, относящихся к семейству крестоцветных.
У растений семейства крестоцветных цветок имеет ................................околоцветник, чашечка состоит из .......... свободных чашелистиков, венчик состоит из ............ лепестков, тычинок .......... , пестик ..................Плод ………………… или ……………...........
5. Составьте таблицу, записав известные Вам растения семейства Крестоцветные:
Овощевые
Масличные
Декоративные
Сорные
Вывод:
Лабораторная работа № 23
Тема: Строение цветка и плода растений Розоцветных.
Цель: изучение строения цветка и плода растений Розоцветных.
Ход работы
1. Выпишите номера признаков розоцветных растений.
1. Цветок имеет один пестик и шесть тычинок.
2. Венчик цветка сростнолепестной, состоит из 5 тычинок.
3. В цветке пестиков много или один.
4. Венчик цветка состоит из четырех свободных лепестков.
5. В цветке много тычинок.
6. Венчик цветка раздельнолепестной, состоит из 5 лепестков одинаковой формы.
7. Чашечка цветка состоит из 4 свободных чашелистиков.
8. Чашечка цветка состоит из 5 свободных чашелистиков.
2. Выпишите номера растений семейства розоцветных.
1. Лапчатка гусиная
6. Вишня обыкновенная
2. Ромашка аптечная
7. Паслен черный
3. Ярутка полевая
8. Боярышник кроваво-красный
4. Горох посевной
9. Рябина обыкновенная
5. Малина обыкновенная
10. Мать-и-мачеха
3. Составьте таблицу “Растения семейства Розоцветные”
У растений семейства розоцветных цветок имеет ............... околоцветник, чашечка состоит из .......... свободных чашелистиков, венчик состоит из ............ свободных лепестков, тычинок .......... , пестиков ........... или ............
5. Распределите названия растений семейства розоцветные по группам: а) пищевые, б) декоративные, в) лекарственные.
Шиповник коричный
Яблоня домашняя
Малина обыкновенная
Груша обыкновенная
Земляника лесная
Боярышник кроваво-красный
Слива домашняя
Вишня обыкновенная
Лавровишня лекарственная.
Вывод:
Лабораторная работа № 24
Тема: Строение цветка и плода растений Пасленовых.
Цель: изучение строения цветка и плода растений Пасленовых.
Ход работы
1. Выпишите номера признаков, которыми обладают представители Семейства Пасленовых.
1. Венчик цветка раздельнолепестный, состоит из 5 лепестков.
2. Венчик цветка сростнолепестный, состоит из 5 лепестков.
3. Чашечка цветка состоит из 4 свободных чашелистиков.
4. Цветок имеет 1 пестик и 5 тычинок.
5. Цветок имеет 1 пестик и 10 тычинок.
6. Плод - семянка.
7. Чашечка цветка раздельнолепестная, состоит из 5 чашелистиков.
8. Плод – ягода или коробочка.
2. Выпишите номера растений, относящихся к семейству пасленовых.
У растений семейства пасленовых цветок имеет ............... околоцветник, чашечка состоит из .......... сросшихся чашелистиков, венчик состоит из ............ сросшихся лепестков, тычинок .......... , пестик ...........Плод ………… или ............
^4. Распределите названия растений семейства пасленовые по группам: а) пищевые, б) декоративные, в) лекарственные.
Картофель
Красавка белладонна
Петуния гибридная
Перец однолетний
Томат
Табак душистый
Белена черная
Дурман обыкновенный
Баклажан
Вывод:
Лабораторная работа № 25
Тема: Строение цветка и плода растений Бобовых.
Цель: изучение строения цветка и плода растений Бобовых.
Ход работы
1. Выпишите номера признаков, которыми обладают представители Семейства бобовых.
1. Венчик цветка раздельнолепестный, состоит из 5 лепестков.
2. Венчик цветка состоит из 5 лепестков, два из которых сросшихся.
3. Чашечка цветка состоит из 4 свободных чашелистиков.
4. Цветок имеет 1 пестик и 5 тычинок.
5. Цветок имеет 1 пестик и 10 тычинок.
6. Тычинок 10, из которых 9 сросшихся.
7. Чашечка цветка состоит из 5 сросшихся чашелистиков.
8. Плод – ягода или коробочка.
9. Плод – боб.
10. На корнях имеются клубеньки, к которых запасается азот.
2. Выпишите номера растений, относящихся к семейству бобовых.
У растений семейства бобовых цветок имеет ............... околоцветник, чашечка состоит из .......... сросшихся чашелистиков, венчик состоит из ............ лепестков, …….. из которых сросшиеся, тычинок .......... , ……… из которых сросшихся, пестик ...........Плод ………
4. Распределите названия растений семейства бобовые по группам: а) пищевые, б) декоративные, в) лекарственные, г) кормовые.
Горох посевной
Фасоль
Арахис
Люпин желтый
Акация
Люцерна
Боб
Караган
Робиния
Душистый горошек
Клевер
Донник
Вывод:
Лабораторная работа № 26
Тема: Строение цветка и плода растений Сложноцветных.
Цель: определить особенности строения цветков и плодов растений семейства сложноцветных.
Применяемое учебное оборудование и материалы: коллекция засушенных корзинок подсолнечника, астры, коллекция семян череды, одуванчика, подсолнечника.
Задания для выполнения
1.Рассмотрите предложенные материалы, опишите особенности строения представителей семейства сложноцветных по следующему плану :
-названия растений
-типы листьев, их жилкования и листорасположение,
-типы соцветия
-размеры растений, их цветков и семян
2.Нарисуйте разные типы цветков сложноцветных, укажите особенности их строения.
3.Опишите строение цветков ,указав их формулы
4.Определитеи тип плода и сделайте рисунок.
5. Вывод.
Лабораторная работа №27
Тема: «Строение цветка и плода растений семейства Лилейные»
1. Выпишите номера признаков, которыми обладают представители Семейства лилейных.
1. Венчик цветка раздельнолепестный, состоит из 5 лепестков.
2. Околоцветник состоит из 6 листочков.
3. Чашечка цветка состоит из 4 свободных чашелистиков.
4. Цветок имеет 1 пестик и 5 тычинок.
5. Цветок имеет 1 пестик и 6 тычинок.
6. Тычинок 10, из которых 9 сросшихся.
7. Околоцветник простой сростнолепестной или раздельнолепестной.
8. Плод – ягода или коробочка.
9. Плод – боб.
10. Характерен вставочный рост стебля.
2. Выпишите номера растений, относящихся к семейству лилейных.
У растений семейства лилейных цветки имеют ……………… или ………..… околоцветник, состоящий из ….… листочков. В цветке …… тычинок и …… пестик. Плод ……… или ……..
4. Распределите названия растений семейства бобовые по группам: а) пищевые, б) декоративные, в) лекарственные.
Лук репчатый
Тюльпан
Спаржа
Чеснок
Вороний глаз
Лилия
Гиацинт
Пролеска
Лилия кудреватая
Ландыш майский
Вывод.
Лабораторная работа №28
Тема: «Строение цветка и плода растений семейства Луковых»
Цель: изучения строения цветка и плода растений семейства Луковых.
Ход работы:
1. Рассмотрите цветок семейства Луковые. Ответьте на вопросы?
А) Какой околоцветник: простой или двойной?_____________________________________
Б) Подсчитайте число чашелистиков.______________________________________________
В)Рассмотрите чашелистики, срастаются ли они между собой?________________________
Г) Подсчитайте число лепестков. Рассмотрите венчик. Срастаются ли между собой лепестки? Как называется венчик такого цветка?_______________________________________________________________________
Подсчитайте число тычинок. Все ли тычинки одинаковы по размерам?_____________________________________________________________________
2.Зарисуйте его и подпишите все части цветка. Запишите формулу цветка Луковых.______________________________________________________
Тема: «Строение цветка и плода растений семейства Злаки»
Цель: изучения строения цветка и плода растений семейства Злаковые.
Ход работы:
1. Рассмотрите цветок семейства Злаковые. Ответьте на вопросы?
А) Какой околоцветник: простой или двойной?_____________________________________
Б) Подсчитайте число чашелистиков.______________________________________________
В)Рассмотрите чашелистики, срастаются ли они между собой?________________________
Г) Подсчитайте число лепестков. Рассмотрите венчик. Срастаются ли между собой лепестки? Как называется венчик такого цветка?_______________________________________________________________________
Подсчитайте число тычинок. Все ли тычинки одинаковы по размерам?_____________________________________________________________________
2.Зарисуйте его и подпишите все части цветка. Запишите формулу цветка Злаковые.______________________________________________________
3.Назовите типы плодов семейства Злаковые.
4.Заполните таблицу:
Технические
пищевые
строительные
Сорные и используемые в быту
5.Сделайте вывод. Какое значение имеют растения семейства Злаковые.
Из пленки, покрывающей кефир или соленый огурец, кончиком препаровальной иглы взять пробу, поместить ее в каплю воды с красящим веществом на предметное стекло. Перемешать. Накрыть покровным стеклом, рассмотреть под микроскопом. Убедитесь в том, что бактерии имеют разнообразную форму. Зарисуйте бактерии, увиденные под микроскопом.
Сделайте вывод о разнообразии видов и форм прокариотических клеток. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Докажите, что увиденные клетки являются прокариотическими. Сравните между собой клетку бактерии и сине-зеленой водоросли. Что у них общего и чем отличаются?_____________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 31
Тема: Рассмотрение клубеньков на корнях бобовых растений.
Ход работы:
Выкопайте из земли какое-нибудь хорошо развившееся бобовое растение (горох, бобы, вику, клевер и т. п.), отмойте осторожно корни его от почвы, и вы увидите на корнях клубеньки.
Зарисуйте рисунок клубеньков на корнях.
Приготовьте микропрепарат азотофиксирующих бактерий из клубеньков бобовых растений. Рассмотрите их под микроскопом. Опишите их внутреннее строение, форму, размер___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зарисуйте рисунок азотофиксирующих бактерий
Сделайте вывод о пользе и вреде бактерий.____________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 32
Тема: Строение плодовых тел пластинчатых и трубчатых шляпочных грибов
Ход работы:
Рассмотрим плодовое тело трубчатого гриба. Отделите пенёк от шляпки. Препаровальным ножом разрежьте пенёк вдоль и с помощью лупы рассмотрите внутреннее строение. Зарисуйте рисунок
Рассмотрим нижнюю поверхность шляпки трубчатого гриба с помощью лупы. Видны отверстия трубочек. В трубочках шляпки образуются особые клетки – споры. Зарисуйте рисунок.
Рассмотрим нижнюю поверхность шляпки пластинчатого гриба с помощью лупы. Шляпка с нижней стороны имеет пластинки со спорами.
Тема: Изучение внешнего вида и микроскопического гриба мукора
Ход работы:
Рассмотрите невооружённым глазом плесневый гриб на хлебе. Опишите его внешний вид: отметьте окраску плесени, запах. Препаровальной иглой отодвиньте часть плесени в сторону. Отметьте состояние пищевого продукта под ней. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Готовим микропрепарат грибницы гриба мукора. Рассмотрите гифы гриба, плодовое тело и споры под микроскопом при увеличении в 60 раз. Обратите внимание на окраску гиф и спор. Зарисуйте рисунок.
Готовим сухой (без воды) микропрепарат гриба мукора. Перед просмотром нанести капельку воды под один край покровного стекла. Пронаблюдайте, как от воды лопаются головки и разлетаются споры гриба. Зарисуйте рисунок.
Сделайте вывод о строении гриба мукора._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 34
Тема: Изучение внешнего вида плодового тела гриба-трутовика.
Ход работы:
1. Рассмотрите невооруженным глазом и с помощью лупы внешний вид плодового тела гриба.
2. Рассмотрите, зарисуйте и обозначьте части гриба. Обратите внимание на тип спороносного слоя (трубчатый или пластинчатый).
3.Учитывая, что на плодовом теле трутовика каждый год нарастает новый слой, определите его возраст._____________________________________________________________________
Опишите строение плодового тела гриба-трутовика____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Строение слоевища двух-трех представителей лишайников».
Цель: убедиться в том, что лишайники – это симбиотические организмы, основываясь на изучении их строения.
Оборудование: лупа, микроскоп, покровные и предметные стекла, собранные лишайники нескольких видов.
Ход работы:
Попробуйте разделить лишайники на группы по внешнему виду.
Объясните, почему вы так сделали?
Чем они отличаются друг от друга?
Используя учебник, посмотрите, на какие группы разделили лишайники авторы учебника
Приготовьте микропрепарат из любого лишайника. Рассмотрите через микроскоп. Сравните увиденное с рисунком в учебнике.
Зарисуйте внешнее внутреннее строение лишайников.
По итогам работы заполните таблицу:
Группы лишайников
Накипные
листоватые
кустистые
Внешний вид
Места поселений
примеры
ИНСТРУКЦИЯ № 2 по охране труда при проведении лабораторных работ по биологии
Действия учащихся перед началом работы
Перед тем, как приступить к выполнению работы, учащемуся необходимо: ознакомиться с порядком проведения опыта и мерами безопасности при работе; проверить наличие и надежность приборов, посуды, инструментов, препаратов, необходимых для выполнения лабораторной работы.
Меры безопасности при выполнении работы
При использовании стеклянного лабораторного оборудования (пробирок, химических стаканов, предметных и покровных стекол) не допускаются сильные нажатия на хрупкие стенки посуды. Предметные стекла следует легко брать за края во избежание ранения пальцев. Используя влажные препараты, коллекции, гербарии, модели, чучела, скелеты, а также различные приборы (динамометры, эргометры, спирометры, микроскопы, лупы и другие), обращаться с ними осторожно и применять только по назначению.
Порошкообразные химические вещества, используемые в опыте, запрещается брать руками, необходимо использовать для этого специальные не металлические ложечки.
Изготавливая препараты для рассматривания их под микроскопом, необходимо соблюдать осторожность при использовании колющих и режущих инструментов. Разрешается брать инструменты только за ручки, нельзя направлять их заостренные концы на себя и соседей.
2.4 Жидкости, оставшиеся после проведения опытов с использованием химических веществ, необходимо слить в стеклянные чашки или склянки, специально подготовленные для этой цели.
Действия учащихся по окончании работы
По окончании работы учащийся обязан:
сдать учителю или лаборанту приборы и препараты, использованные в лабораторной работе;