kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Клеточный мир. Урок-путешествие.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов.

Цель урока:

- сформулировать представление о  строении клетки;

- развитие у учащихся навыков поиска информации, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, развивать образную память, логическое мышление.                                                                                                                                                                                

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Клеточный мир. Урок-путешествие.»

План - конспект урока (открытый урок)

 

на тему «Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли)».

  

Предмет: биология

 

Учебник:  Пасечник В.В., Суматохин С.В.,  Калинова Г.С., Гапонюк З.Г. Биология. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с             приложением  на электронном носителе/ под редакцией Пасечника В.В. (Академический школьный учебник) (Линия жизни) – М. : Просвещение, 2013. – 160 с.

 

Название раздела, темы:клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов.

 

Тема урока:  «Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли)». 45 мин.

 

Тип урока: изучение нового материала

 

Цель урока:

- сформулировать представление о  строении клетки;

- развитие у учащихся навыков поиска информации, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, развивать образную память, логическое мышление                                                                                                                                                                                - продолжить формирование навыков самостоятельной работы с  учебником, отработка активного умения слушать выступающего, совершенствовать навыки  взаимоконтроля и самоконтроля.                 

 

Планируемые результаты:

Метапредметные:

• освоение УУД (формируются умения работать с различными источниками информации, схемами, рисунками); овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;

• устанавливание причинно-следственных связей, строение логического рассуждения

• умение применять полученные знания при работе с микроскопом, терминами

Предметные:

• соблюдение правил работы с микроскопом;

• формирование понятия о строении клетки и ее частей.

Личностные:

• формирование представления о единстве всего живого, целостного мировоззрения

• воспитание культуры поведения на уроке, развивать познавательный интерес к биологии;  

•уметь реализовывать теоретические познания на практике.

 

Регулятивные УУД:

• Целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную;

• умение планировать и корректировать свои действия относительно заданного эталона (в соответствии с поставленными  задачами);

Коммуникативные УУД: 

• умение работать индивидуально;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, взаимный контроль

выполнять практические упражнения;

• адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Познавательные УУД:

• определение цели своего обучения;

• устанавливание причинно-следственных связей строения организмов и единства их происхождения

анализировать информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую:

 читать текст, выполнять  задания , отвечать на вопросы.

 

Основные понятия: клетка, клеточная мембрана, цитоплазма, генетический аппарат, ядро, хромосомы

 

Ресурсы.

Основные:1. Пасечник В.В., Суматохин С.В.,  Калинова Г.С., Гапонюк З.Г. Биология. 5-6 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений с             прил. на электрон. носителе (Академический школьный учебник) (Линия жизни) – М. : Просвещение, 2013. – 160 с.

2. Пасечник В.В., Суматохин С.В.,  Калинова Г.С., Гапонюк З.Г. Уроки биологии. 5-6 кл.: пособие  для учителей общеобразовательных учреждений (Академический школьный учебник) (Линия жизни) – М. : Просвещение, 2012. – 176 с.

3. Электронное приложение к учебнику. Биология. 5-6 классы. Пасечник В. В. И др. «Линия жизни» (1 DVD)

Дополнительные:   компьютер с  видеопроектором,  магниты   и  школьная доска,   презентация «Строение клетки»,  микроскопы, микропрепараты.

 Ресурсы сети Интернет:

http://ebio.ru/

http://bio.1september.ru/urok/

www.km.ru/education

  Здравствуйте ребята!

Чтобы переваривать знания нужно поглащать их с аппетиотом. (Анатоль Франц). Нужно учится с удовольствием, тогда будет всё порядке и легко. Я желаю на сегодняшнем уроке успешного усвоения нового материала. Мы совершим путешествие по страничкам нашей учебной книги.

Но прежде, чем приступить к изучению новой темы, мы закрепим знания, полученные на предыдущих  уроках.

СЛАЙД Разгадайте ключевое слово, которое написано в кроссворде:

 

 

м

и

к

р

о

с

к

о

п

 

 

 

 

л

у

п

а

 

 

 

 

 

 

з

е

р

к

а

л

о

 

 

в

и

н

т

 

 

 

 

 

 

о

б

ъ

е

к

т

и

в

 

 

 

 

 

ш

т

а

т

и

в

 

 

 

 

1.Оптический прибор  для рассматривания в увеличенном виде небольших, не различимых простым глазом предметов.

2.Самый простой увеличительный прибор.

3. Помогает направлять свет. 

4. Поднимает и опускает зрительную трубку.

5. Часть микроскопа, расположенная на нижнем конце тубуса.

6. Служит для прикрепления тубуса и предметного столика, для удобства установки.

Ключевое слово «КЛЕТКА»   

А начнем мы с вами с того, что послушаем сказку.

Загляните на часок в нашу клетку – теремок, В цитоплазме там и тут органоиды живут.

Там такое происходит -цитоплазма кругом ходит,

Помогает то движенье в клетке чудным превращеньям.

Их не видел Левенгук,Удивился б Роберт Гук.

СЛАЙД Ребятя, хотите узнать , кто такой Роберт Гук! Об этом учёном подготовил сообщение Дмитриев Владислав.

Впервые клетки увидел англ. естеств. Р.Гук 1665 году. Рассматривая тонкий срез коры пробкового дуба, он заметил большое число ячеек. «Взяв кусочек пробки, я отрезал от него острым ножом очень тонкую пластинку и стал разглядывать ее под микроскопом. Я  ясно видел, что вся она состоит из очень маленьких ячеек…» писал Р.Гук . Эти ячейки получили название  «КЛЕТКИ».


СЛАЙД Итак, ученых всегда интересовал микромир, т.е мир маленьких объектов.

РЕБЯТА! 4. Чему будет посвящен наш урок? Сегодня будем говорить о клетках. (Строение клетки) Запишем тему в рабочую карту.

Какова же цель нашего урока? (Узнать строение клетки.) Как называется наука о строении и жизнедеятельности клеток? (Цитология).

СЛАЙД Ребята! Все живые организмы на земле (кроме вирусов) имеют клеточное строение. Тело растения, животного, человека, грибов, бактерий построено из клеток, словно дом из кирпичей.

СЛАЙДЧто нужно для строительства красивого кирпичного дома? (Кирпичи – это основа для строительства дома.)
– Что нужно, чтобы составить предложение? (Слова, которые составляют основу предложений.)
– Из чего состоят слова? (Из слогов, которые складываются из букв – буквы, это основа слогов.)
– А из чего состоят тела растений, животных, человека? (Из клеток.)

Действительно в настоящее время уже не вызывает сомнений, что элементарной единицей растительного и животного организма является клетка.




СЛАЙД Клетка– наименьшая единица живого; основная единица строения и развития всех живых организмов. А из каких же частей состоит клетка! Ваша задача: выяснить из каких частей состоит клетка. Для этого вы должны создать пары и мы будем выполнять задания.


Перед каждой парой лежат карточки с текстом. Внимательно прочитайте текст.

Задания:

1. Выделить в тексте главные мысли.

2. Ответить на вопросы после текста.

3. Ознакомить друг друга функциями органоидов.

4. Работа с таблицей.


Каждая клетка имеет три главные обязательные части: оболочку, которая одевает клетку; цитоплазму – полужидкую массу, которая составляет основное содержание клетки; ядро – небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме.


Заполнить таблицу (учебник стр. 30-31):

Основные части клетки

Характеристика

Клеточная мембрана

 Ограничивает внутреннее содержимое клетки, защищает, форма, обмен веществ

Цитоплазма

 Полужидкое содержимое клетки; объединяет клеточные структуры и обеспечивает их взаимодействие

Ядро

 Небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме; в  нем находятся хромосомы – наследственность, ядрышки

Вакуоли

 клеточный сок – пит.вещества





СЛАЙД (растительная и животная клетка) Клетки организмов, относящихся к разным царствам живой природы, имеют свои особенности. Клетки растений отличаются от клеток животных. Так, только клетки растений содержат в цитоплазме пластиды. Они бывают бесцветными или окрашенными в различные цвета. В бесцветных пластидах накапливаются запасы питательных веществ. Пластиды, окрашенные в жёлтый и красный цвета, определяют окраску лепестков цветов, осенних листьев, зрелых плодов.

Наиболее важное значение имеют пластиды, окрашенные в зелёный цвет, —хлоропласты (от греч. хлорос — зелёный), содержащие хлорофилл. В хлоропластах происходит процесс фотосинтеза.

Но подробно об этом вы будите говорить через урок.

Помимо оболочки, ядра, цитоплазмы клетка имеет органоиды: митохондрии, лизосомы, пластиды и др. Подробно об этом вы будите говорить в старших классах.

Все клетки – живые. Они дышат, питаются, растут, делятся. Из одной образуется две. Затем, из каждой новой, когда она растет, - еще две. Благодаря этому растет весь организм.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 

Вот мы руки развели, словно удивились. 
И друг другу до земли  в пояс поклонились! 
Наклонились, выпрямились,  наклонились, выпрямились 
Ниже дети, не ленитесь,  поклонитесь, улыбнитесь!

Ребята, предлагаю открыть дверь в нашу воображаемую лабораторию и осуществим путешествие в чудесный и неповторимый мир клетки. Мир, который присутствует в каждом из нас. Просмотр кинофильма.

Мы с вами попробуем сделать тоже, что сделал Р.Гук 300 лет тому назад. Осуществим работу с микроскопом. Рассмотрите под микроскопом готовые препараты «Кожица лука».

СЛАЙД Перед вами миниатюрная природная лаборатория. Что вы видите? (точки, крупинки, ячейки). Найдите на нем главные составляющие клетки.

На доске воссоздадим рисунок из составляющих клетки (цветная бумага).


Проведем небольшое исследование, как поняли материал, о котором говорили сегодня на уроке. Работа по индивидуальным карточкам (Какие утверждения верны? («+» или «-»)

1.Клетка – основная единица строения живых организмов

2.Оболочка, цитоплазма, ядро – главные части клеток

3. Лупа – самый сильный увеличительный прибор

4. Живые клетки только питаются

5. Клетки одинаковы по форме и размерам

6. Организм человека состоит из клеток

Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки.


Вот и заканчивается путешествие в чудесный и неповторимый мир клетки. Мир, который присутствует в каждом из нас. Вы очаровали меня своими знаниями, умением работать в команде, мыслить, рассуждать.

Вы сегодня хорошо поработали и по заслугам получаете оценки:

-   за работу на уроке;

-  за тестирование и работу по карточкам.

Ребята на сколько понравился вам урок?

С помощью сигнальных карточек (Светофор) давайте определим как прошел наш урок. Поднимите сигнальные карточки:

Красный - урок прошел хорошо, мне все понятно;
Желтый - некоторые задания вызвали затруднения;
Зеленый - задания были трудными, многое не понял.

V. Домашнее задание. Ваше домашнее задание на цветных карточках, вы их сможете выбрать сами по своему желанию.

“Желтые” - Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Вылепить из пластилина модель клетки с ее органоидами.

“Красные” - Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Подготовить мини-сочинение на тему «Моё путешествие в мир клетки».

«Зелёные» - Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Составить кроссворд «Клетка».

Клетка - жизни всей основа!

Повторять мы будем снова!

Обеспечат эти клетки

Нам хорошие отметки!



 Я желаю вам научиться дарить радость друг другу, тепло своих сердец. Спасибо всем за урок.


 

 










Рабочая карта урока

 Тема Урока___________________________________Дата_________________

Вопросы к уроку:

1. Что нужно для строительства красивого кирпичного дома?

2. Что нужно, чтобы составить предложение?

3. Из чего состоят слова?

4. А из чего состоят тела растений, животных, грибов?

 

Отгадайте кроссворд


1









 

2





 

3









4







5









6






 

 

 

 

 


 

Вопросы: 1.Оптический прибор для рассматривания в увеличенном виде небольших, не различимых простым глазом предметов.

2.Самый простой увеличительный прибор.

3. Помогает направлять свет.

4. Поднимает и опускает зрительную трубку.

5. Часть микроскопа, расположенная на нижнем конце тубуса.

6. Служит для прикрепления тубуса и предметного столика, для удобства установки.

Ключевое слово ________________

 


 

 


 

Клетка_ КЛЕТКА_________________________________________________________________________________________________________________________________

Главные части клетки:___________________________________________________________________

Заполнить таблицу стр.30-31

Основные части клетки

Характеристика

Клеточная мембрана

 

 

Цитоплазма

 

 

Ядро

 

 


 


 

 


 

 

Вопросы для закрепления нового материала:

Какие утверждения верны? («+» или «-»)

1.Клетка – основная единица строения живых организмов

2.Оболочка, цитоплазма, ядро – главные части клеток

3. Лупа – самый сильный увеличительный прибор

4. Живые клетки только питаются

5. Клетки одинаковы по форме и размерам

6. Организм человека состоит из клеток

«+»________________       «-»___________________

 

 

                       

 


 



“Желтые”

Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Вылепить из пластилина модель клетки с ее органоидами.


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Вылепить из пластилина модель клетки с ее органоидами.


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Вылепить из пластилина модель клетки с ее органоидами.


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Вылепить из пластилина модель клетки с ее органоидами.


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Вылепить из пластилина модель клетки с ее органоидами.


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Вылепить из пластилина модель клетки с ее органоидами.


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Вылепить из пластилина модель клетки с ее органоидами.


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Вылепить из пластилина модель клетки с ее органоидами.


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Вылепить из пластилина модель клетки с ее органоидами.


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Вылепить из пластилина модель клетки с ее органоидами.


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Вылепить из пластилина модель клетки с ее органоидами.


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Вылепить из пластилина модель клетки с ее органоидами.


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Вылепить из пластилина модель клетки с ее органоидами.


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Вылепить из пластилина модель клетки с ее органоидами.


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Вылепить из пластилина модель клетки с ее органоидами.


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Вылепить из пластилина модель клетки с ее органоидами.


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Вылепить из пластилина модель клетки с ее органоидами.


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Вылепить из пластилина модель клетки с ее органоидами.








“Красные”

Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Подготовить мини-сочинение на тему «Моё путешествие в мир клетки».


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Подготовить мини-сочинение на тему «Моё путешествие в мир клетки».


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Подготовить мини-сочинение на тему «Моё путешествие в мир клетки».


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Подготовить мини-сочинение на тему «Моё путешествие в мир клетки».


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Подготовить мини-сочинение на тему «Моё путешествие в мир клетки».


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Подготовить мини-сочинение на тему «Моё путешествие в мир клетки».


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Подготовить мини-сочинение на тему «Моё путешествие в мир клетки».


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Подготовить мини-сочинение на тему «Моё путешествие в мир клетки».


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Подготовить мини-сочинение на тему «Моё путешествие в мир клетки».


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Подготовить мини-сочинение на тему «Моё путешествие в мир клетки».


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Подготовить мини-сочинение на тему «Моё путешествие в мир клетки».


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Подготовить мини-сочинение на тему «Моё путешествие в мир клетки».


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Подготовить мини-сочинение на тему «Моё путешествие в мир клетки».


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Подготовить мини-сочинение на тему «Моё путешествие в мир клетки».


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Подготовить мини-сочинение на тему «Моё путешествие в мир клетки».














«Зелёные»

Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Составить кроссворд «Клетка».


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Составить кроссворд «Клетка».


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Составить кроссворд «Клетка».


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Составить кроссворд «Клетка».


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Составить кроссворд «Клетка».


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Составить кроссворд «Клетка».


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Составить кроссворд «Клетка».


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Составить кроссворд «Клетка».


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Составить кроссворд «Клетка».


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Составить кроссворд «Клетка».


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Составить кроссворд «Клетка».


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Составить кроссворд «Клетка».


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Составить кроссворд «Клетка».


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Составить кроссворд «Клетка».


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Составить кроссворд «Клетка».


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Составить кроссворд «Клетка».


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Составить кроссворд «Клетка».


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Составить кроссворд «Клетка».


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Составить кроссворд «Клетка».


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Составить кроссворд «Клетка».


Параграф §8, выполнить упр. №3 в рабочей тетради. Составить кроссворд «Клетка».





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Клеточный мир. Урок-путешествие.

Автор: Ершова Марина Рудольфовна

Дата: 23.12.2016

Номер свидетельства: 372839


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства