Конспект урока по теме: "Клеточное строение организма".
УМК: Д.В. Колесов. Р.Д.Маш. Биология. Человек. 8 кл. - Учебник / М: «Дрофа», 2016 г.
Конспект урока по биологии: "Клеточное строение организма ".
Цель: Сформировать знания о клеточном строении организма.
Задачи:
Познавательная:
Сформировать знания о строении животной клетки, структуре и функциях частей и органоидов клетки (ядро, цитоплазма, клеточная и ядерная мембраны, ЭПС, комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы, хромосомы, ДНК);
Сформировать представление о том, что клетка – главный структурный и функциональный элемент организма;
Продолжить формировать умения распознавать структурные компоненты животной клетки в таблицах и т.д.
Развивающая:
Совершенствование умений работы с различными источниками информации;
Развивать умение аргументировать высказываемую точку зрения;
Формировать умение вести диалог, находить и выделять главное, правильно, четко и грамотно отвечать на поставленные вопросы.
Воспитательная:
Воспитывать познавательный интерес к предмету;
Формировать культуру общения, коммуникативные качества;
Формировать бережное отношение к природе.
Тип урока: Урок формирования и первичного закрепления новых знаний.
Учащихся в классе: 26
Используемые учебники и методическая литература учителя:
УМК: Д.В. Колесов. Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 кл. - Учебник / М: «Дрофа», 2016 г.
Используемое оборудование: нетбуки,презентация: «Клеточное строение организма», рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе, учебник, задание http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000055d-1000-4ddd-b656-100046bc500b/view/ ,видео урок, раздаточный материал.
Методы обучения: Проблемный, частично-поисковый.
Формы обучения: Индивидуальная, фронтальная.
Ход урока:
Орг. момент. Проверка домашнего задания.Вопросы (Фронтально) + Вопросы на выбор (на слайде)
Каково положение человека в системе животного мира?
Что свидетельствует о близком родстве человека и человекообразных обезьян?
Какие три большие расы людей выделяют сегодня?
Все живые существа состоят из клеток. Давайте вспомним, что такое клетка.
Кле́тка — структурно-функциональная элементарная единица строения и жизнедеятельности всех организмов (кроме вирусов).(Запись в тетрадь).
Определение темы и цели урока.
Изучение новой темы.
Все части и органы тела человека построены из клеток. Клетки обладают следующими свойствами: они растут, размножаются, участвуют в обмене веществ, активно реагируют на раздражение, обладают способностью к регенерации и передаче наследственной информации.
Все клетки разнообразны по форме и размеру. Форма и размеры клеток зависят от их функции.
Какие функции клетки вам известны?
1.Обмен веществ — совокупность реакций, включающих поступление в клетку питательных веществ и выделение продуктов обмена; реакции биосинтеза сложных соединений и реакции распада веществ.
2. Биосинтез — способность живых клеток синтезировать определенные вещества из поступающих в нее компонентов. Большинство реакций ферментативные.
3. Дыхание — окисление и распад питательных веществ с выделением заключенной в них энергии, которая запасается в форме молекул АТФ и расходуется на внутриклеточные нужды при необходимости.
4. Рост — увеличение размеров клетки, количества цитоплазмы и органоидов в процессе активного биосинтеза веществ.
5. Раздражимость — способность клеток реагировать на изменение факторов окружающей среды изменением своей жизнедеятельности.
6. Деление — воспроизведение дочерних клеток из материнской. Лежит в основе регенерации тканей и органов, а также размножения и развития организмов.
Так, например, существуют клетки, имеющие форму двояковогнутого диска (эритроцит), или длинного волокна (нервная клетка).( см. в учебнике) По форме выделяют клетки:
- с отростками
- веретенообразные
- круглые
- плоские.
Размеры клеток тела человека варьируются от 2–7 мкм (у тромбоцитов) до гигантских размеров (до 140 мкм у яйцеклетки).
Несмотря на такое разнообразие все клетки тела человека имеют единый план строения. Основные части клетки: ядро, цитоплазма и клеточная мембрана.
Давайте более подробно рассмотрим органоиды клетки человека.
https://www.youtube.com/watch?v=mk79MZz305Iвидео урок. (при просмотре- работают с учебником, заполняют таблицу).
Отграничивает клетку от окружающей среды клеточная мембрана.Мембрана служит защитной оболочкой клетки и активно участвует в регуляции обмена веществ между клеткой и окружающей средой, а также осуществляет связь с другими клетками.
Ядро – важная часть клетки, оно содержит наследственную информацию клетки.
Цитоплазма заполняет большую часть клетки. Цитоплазма состоит из двух частей: жидкой части – гиалоплазмы и органоидов.
Органоиды – постоянные структуры клетки, выполняющие определенные функции.(запись в словарь).
Заполнение таблицы «Органоиды клетки» (работа с учебником – стр.41-44)
Органоид | Особенности строения | Функции |
Эндоплазматическая сеть | Сеть канальцев, ёмкостей, полостей | Транспортная (перемещение синтезируемых в-в в клетке) |
Рибосомы | Самые маленькие органоиды округлой формы | Образование (биосинтез) белка |
Аппарат Гольджи | Трубочки и цистерны(стопка плоских цистерн) | Накопление и транспортировка веществ. Формирование лизосом. |
Митохондрии | Состоит из двух мембран, внутренняя образует складки | Биологическое окисление в-в. Образование энергии (АТФ) |
Лизосомы | Округлые тельца(пузырьки), содержащие ферменты. | Расщепление веществ. Разрушение структуры к-ки. |
Клеточный центр | Цилиндрической формы центриоли | Клеточное деление |
Изучение деления к-ки.(Рассказ с использованием рисунка на слайде + просмотр видео)
https://yandex.ru/video/search?filmId=SMO_DIci8gE&text=%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B8%20%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8Fделение к-ки.
https://yandex.ru/video/search?p=1&filmId=qQomYHFSUXI&text=%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B8%20%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%208%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81деление к-ки в реальном времени.
Закрепление.
Выполнение интерактивного задания с http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000055d-1000-4ddd-b656-100046bc500b/view/2-3 человека.
Определите органоиды клетки (приложение 1). 2-3 человека.
Кто быстрей (фронтально) (с остальными детьми класса)
1. Какая наука изучает клетки? Когда и кем впервые была открыта клетка?
(Цитология.В 1665 г. Роберт Гук впервые открыл существование клетки при изучении среза коры пробкового дерева.)
2. Почему клеточные структуры называют «органоидами», а не «органами»?
(Орган — многоклеточная структура, а органоид — часть клетки, выполняющая функции, свойственные органам в многоклеточных организмах.)
3. Какая часть клетки выполняет защитную функцию?
(Клеточная мембрана защищает клетку от окружающей среды и обеспечивает избирательную проницаемость веществ в клетку.)
4. Чем представлена транспортная система клетки?
(Эндоплазматическая сеть и комплекс Гольджи участвуют в транспорте веществ в пределах клетки, а клеточная мембрана осуществляет перенос веществ внутрь и наружу.)
5. Какова структура и функции ядра клетки?
(Ядро содержит наследственную информацию о признаках данной клетки и целого организма, которая реализуется в синтезе определенных белков.Снаружи — ядерная мембрана, внутри — хроматин с уплотнениями — ядрышками.)
6. Что вы знаете о структуре и функциях хромосом?
(Хромосомы представляют собой комплекс ДНК и белков. ДНК имеет вид двойной спирали и состоит из отдельных участков — генов, каждый из которых отвечает за синтез одного белка клетки и, следовательно, за развитие определенного признака. В соматических клетках 46 хромосом, в гаметах (половых клетках) — 23 хромосомы.)
7. Какие органоиды и каким образом обеспечивают клетку энергией для осуществления ее жизненных функций?
(Митохондрии за счет окисления органических веществ синтезируют молекулы АТФ, в которых накапливается необходимая клетке энергия.)
8. В каких органоидах происходит непрерывный синтез различных органических соединений? (Рибосомы на поверхности гранулярной ЭПС синтезируют белок, комплекс Гольджи — сложные углеводы, каналы гладкой ЭПС — углеводы и жиры, митохондрии — АТФ, ядро — ДНК (перед делением клетки.)
9. В чем состоит функция лизосом?
(Растворение отработанных веществ и частей клетки. У животных с метаморфозом лизосомы участвуют в редукции отдельных органов, например хвоста у головастиков. В случае длительного голодания разрушают все органоиды, кроме ядра, для поддержания жизни организма.)
10. Как осуществляется взаимодействие клеток друг с другом и органоидов внутри клетки?
(Через клеточные мембраны соседних клеток, цитоплазматические мостики и межклеточное вещество).
Если останется время – составить синквейн (прослушать несколько учеников).
Подведение итога урока.
Сообщение домашнего задания.
Приложение 1
Определи и подпиши органоиды клетки:
Определи и подпиши органоиды клетки: