kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

История возникновения Земли в архейскую и протерозойскую эры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Время – длинное», – сказал Джеймс Геттон, и действительно, для совершения титанических и удивительных преобразований, которые произошли на нашей планете, потребовалось невероятно много времени. Совершая перелет на космическом корабле около 4-х миллиардов лет назад в той части Вселенной, где расположено сегодня наше Солнце, мы наблюдали бы картину, отличающуюся от той, которую видят космонавты сегодня.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«История возникновения Земли в архейскую и протерозойскую эры.»

Урок № 26. Тема урока: История Земли. Развитие в архейскую и протерозойскую эры.

Задачи: познакомить учащихся с хронологией развития живой природы и основными ароморфозами, происходившими в царствах животных и растений в архейскую и протерозойскую эры

Ход урока 

I. Орг. момент (распределение учащихся на группы для дальнейшей работы)

II. Проверка исходных знаний

III. Новая тема

Сегодня, ребята, мы совершим путешествие в начало времен. Мы постараемся увидеть и узнать, как шло развитие Земли, какие события происходили на ней миллионы, а то и миллиарды лет назад. Какие организмы и как появились на Земле, как они сменяли друг друга, какими путями и с помощью чего шла эволюция. К сожалению, время нашего путешествия ограниченно и мы сможем сегодня побывать только в первых эрах развития Земли.

Итак, тема нашего урока «Развитие жизни в архейскую и протерозойскую эры».

Перед тем, как приступить к изучению новой темы, т.е. отправиться в путешествие, выполним небольшую проверочную работу и оценим её, выяснив при этом, хватит ли у вас запаса знаний, чтобы «путешествовать» по истории Земли.

В рабочих тетрадях поставьте вариант и выполните тестовую работу. ( два варианта, которые раздаются заранее на парты).

1 вариант

2 вариант

1. Дать определение понятия «прокариоты»
(1 балл)
2. Выберите правильное суждение:
А) Согласно современным представлениям о возникновении жизни, первые организмы были автотрофами. (1 балл)
Б) Первые фотосинтезирующие организмы в качестве источника водорода стали использовать воду. (1 балл)
В) Возникновению жизни на Земле предшествовал длительный процесс химической эволюции. (1 балл)
Г) Кислородный тип обмена веществ – энергетически невыгодный. (1 балл)

1. Дайте определение понятия «эукариоты»
(1 балл)
2. Выберите правильное суждение:
А) Жизнь зародилась в воде потому, что вода защищала первичные организмы от губительного воздействия. (1 балл) ультрафиолетового излучения.
Б) Согласно современным представлениям о возникновении жизни, первые организмы были гетеротрофы.(1 балл)
В) У первых простейших организмов наследственный материал был окружен мембраной. (1 балл)
Г) Источником водорода могут быть только неорганические вещества. (1 балл)

Взаимопроверка.

А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга, поставив за каждый правильный ответ 1 балл (СЛАЙД 2 с ответами)

1 вариант

2 вариант

1. Прокариоты – доядерные организмы.
2. А) -- Б) + В) + Г) --

1. Эукариоты – ядерные организмы.
2. А) + Б) + В) -- Г) --

Итак, вы оценили уровень знаний друг друга, у кого-то он лучше, у кого-то он хуже, но тем не менее время не ждет, будем двигаться дальше. Ведь в пути всегда сильный помогает слабому.

Развитие жизни на Земле.

«Время – длинное», – сказал Джеймс Геттон, и действительно, для совершения титанических и удивительных преобразований, которые произошли на нашей планете, потребовалось невероятно много времени. Совершая перелет на космическом корабле около 4-х миллиардов лет назад в той части Вселенной, где расположено сегодня наше Солнце, мы наблюдали бы картину, отличающуюся от той, которую видят космонавты сегодня. Вспомним, что Солнце имеет собственную скорость перемещения – около двух десятков километров в секунду; и тогда оно находилось в другой части Вселенной, а Земля в то время ещё только родилась…

Итак, Земля только родилась и находилась в начальной стадии своего развития. Она была раскаленным маленьким шариком, спеленатым в вихревые облака, и колыбельной песнью её был рокот вулканов, шипенье пара и рев ураганных ветров.

Самыми ранними породами, которые могли сформироваться на стадии этого бурного младенчества, были вулканические породы, но они не могли долго оставаться неизменными, ибо подвергались яростным атакам воды, тепла и пара. Земная кора прогибалась, и на них изливалась огненная лава. Следы этих ужасных сражений несут горные породы архейской эры – самые древние породы, известные нам сегодня. В основном это сланцы и гнейсы, залегающие в глубинных слоях и обнажающиеся в глубоких каньонах, шахтах, карьерах.

В таких породах – они образовались около полутора миллиардов лет назад – почти не встречается свидетельств жизни.

Историю живых организмов на Земле изучают по сохранившимся в осадочных горных породах остаткам, отпечаткам и другим следам их жизнедеятельности. Этим занимается наука палеонтология. Для удобства изучения и описания вся история Земли разделена на отрезки времени, имеющие различную длительность и отличающиеся друг от друга климатом, интенсивностью геологических процессов, появлением одних и исчезновением других групп организмов и т.д.

Названия этих отрезков времени греческого происхождения. Самые крупные такие подразделения – ЭОНЫ, их два – криптозой (скрытая жизнь) и фанерозой (явная жизнь). Эоны делятся на эры. В криптозое две эры – архей (древнейший) и протерозой (первичная жизнь).

Фанерозой включает в себя три эры – палеозой (древняя жизнь), мезозой (средняя жизнь) и кайнозой (новая жизнь). В свою очередь, эры разделены на периоды, периоды иногда делят на более мелкие части.


Далее по ходу рассказа учителя можно делать в тетрадь краткие записи событий, о которых рассказывает учитель. 

По мнению ученых, планета Земля формировалась 4,5-4,7 млрд. лет назад. Около 4 млрд. лет назад стала остывать и затвердела земная кора, на Земле возникли условия, позволившие развиваться живым организмам.

Никто точно не знает, когда именно возникла первая живая клетка. Возраст самых ранних следов жизни (остатков бактерий), найденных в древних отложениях земной коры, около 3,5 млрд лет. Поэтому предположительно возраст жизни на Земле – 3 млрд. 600 млн. лет.

Представим себе, что этот огромный отрезок времени уместился в пределах одних суток. Сейчас на наших «часах» – ровно 24 ч, а в момент возникновения жизни они показывали 0 ч. Каждый час вместил 150 млн. лет, каждая минута – 2,5 млн. лет.

Самая древняя эпоха развития жизни – докембрийская (архей + протерозой) длилась невероятно долго: свыше 3 млрд лет. (с начала суток до 8 часов вечера).

Так что же происходило в то время?

К этому времени в водной среде уже были первые живые организмы.

Условия жизни первых организмов:

  • пища – «первичный бульон» + менее удачливые собратья.

  • Миллионы лет = бульон становится всё «разбавленнее»

  • Исчерпание запасов питательных веществ

  • Развитие жизни зашло в тупик.

Но эволюция нашла выход:

  1. Появление бактерий, способных с помощью солнечного света превращать неорганические вещества в органические.

  2. Нужен водород = разлагают сероводород (для построения организмов). Зеленые растения получают его, расщепляя воду и выделяя кислород, но бактерии делать этого ещё не умеют. (Разлагать сероводород гораздо проще)

  3. Ограниченное количество сероводорода = кризис в развитии жизни

  4. «Выход» найден – сине-зеленые водоросли научились расщеплять воду на водород и кислород (это в 7 раз труднее, чем расщепить сероводород). Это настоящий подвиг! (2 млрд. 300 млн. лет назад – 9 ч утра)

НО:

  • Кислород – побочный продукт. Накопление кислорода → угроза жизни. (Кислород необходим большинству современных видов, но он не утратил своих опасных окислительных свойств. Первые фотосинтезирующие бактерии, обогащая им среду, по сути дела отравляли её, делая непригодной для многих своих современников.)

  • С 11 ч утра – новое самозарождение жизни на Земле стало невозможным.

  • Содержание кислорода = 1 %.

  • Проблема – как бороться с возрастающим количеством этого агрессивного вещества?

  • Победа – появление первого организма, вдохнувшего кислород – возникновение дыхания.
    (Организмы справлялись с угрозой кислорода несколькими путями. Одни (аэробы) научились дышать, т.е. получать энергию за счет кислородного окисления органики. Это защитило их от избытка кислорода и заодно уравновесило его поступление в окружающую среду за счет фотосинтеза. Другие (анаэробы) скрылись от опасного окислителя там, где его почти нет.

  • Жизнь в океане – защита от УФ лучей.
    (В те времена на Землю шло жесткое воздействие УФ лучей и жизнь была возможна лишь в толще воды. Фотосинтез привел к резкому изменению химического состава земной среды. Пока выделение кислорода превышало его потребление, он накапливался в воде и атмосфере, что привело к другому важному для эволюции жизни последствию. В верхних слоях атмосферы молекулы кислорода (О2) под действием космического излучения дают озон (О3) , образующий сплошной слой в стратосфере и поглощающий опасную для живого часть излучаемого Солнцем ультрафиолета. )

  • Кислород = возникновение озонового слоя (смягчение излучения)

  • Выход жизни на сушу.
    С выходом жизни на сушу, эволюция на Земле буквально зашагала «семимильными шагами»

  • Ещё «изобретения» природы: 14 ч – клетки получили ядро + половое размножение (резкое ускорение темпов эволюции) + появление первых многоклеточных существ.

  • Конец докембрия (20 ч): разнообразные животные – медузы, плоские черви, губки, полипы. (мягкотелые, лишённые скелета)

  • Возникновение скелета – раковин, панцирей

НАЧАЛАСЬ НОВАЯ ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЭРА.

Учитель: Более подробно об архее и протерозое вы узнаете из видеоролика и вашей самостоятельной работы с дополнительной литературой (материалами).

Перед началом работы, учащиеся, распределенные на группы, получают вопросы, задания. Их задача – прослушать просмотреть видеоролик, поработать с дополнительными материалами и ответить на вопросы, выбрав одного выступающего от группы.

Самостоятельная работа с учебником и дополнительной литературой. Необходимо просмотреть предложенную информацию и найти ответы на вопросы.

ВОПРОСЫ

1 команда

  1. Жизнь возникла на Земле много миллионов лет назад. Что представляли собой первые живые организмы? Опишите их, учитывая строение, тип питания, способ дыхания.

  2. Какие ароморфозы возникли в архейскую и протерозойскую эры? (Заполните схему)

Архейская эра

Протерозойская эра



2 команда

  1. Расположите события, происходящие в архее и протерозое, в последовательности, соответствующей порядку их возникновения:
    а) появление фотосинтеза;
    б) появление прокариот;
    в) появление многоклеточных водорослей;
    г) появление свободного кислорода;
    д) появление членистоногих;
    е) появление моллюсков;
    ж) появление кольчатых червей.
    Ответ: б, а, г, в, ж, д, е

  2. С чем связана вспышка разнообразия живых организмов в протерозое?

3 команда

  1. Как деятельность живых организмов повлияла на изменение геологических оболочек Земли?

  2. Заполните таблицу:

Ароморфозы

Значение

Возникновение:

  1. клеточного ядра

  2. фотосинтеза

  3. полового процесса

  4. многоклеточного организма

 

 

 

 

Выступление представителей групп.

Запись в тетрадь событий архея и протерозоя.

Закрепление

Написание небольшого итогового теста и его самопроверка (текст теста можно раздать учащимся, можно вывести на экран).

Итоговый тест.

  1. Геологическая история Земли началась примерно …млрд лет назад.

  2. Первые живые организмы по способу питания были …

  3. Эра в истории Земли, название которой переводится как «древнейшая» ….

  4. Важный этап эволюции жизни, приведший к разделению мира на растительный и животный ….

  5. Самая продолжительная по времени эра …

  6. Два крупных события на границе архей – протерозой ….

  7. Жизнь стала возможна на суше благодаря возникновению …

Самопроверка – поменяйтесь тетрадями и проверьте тесты по ключу.

Ответы к тесту:

  1. 3,5 млрд. лет назад

  2. гетеротрофы

  3. архейская

  4. фотосинтез

  5. протерозойская

  6. половой процесс и многоклеточность

  7. озонового слоя

Подведение итогов урока

Учитель показывает на экране основные итоги эволюционного процесса (что было), а учащиеся называют событие, произошедшее за время архейской и протерозойской эр.

В истории Земли выделяют 6 эр:

катархей (4500 – 3500 млн. лет назад) «ниже древнейшего»;

архей (3500 – 2500 млн. лет назад) «древнейший»;

протерозой (2500 – 534 млн. лет назад) «первичная жизнь»;

палеозой (534 – 248 млн. лет назад) «древняя жизнь»;

мезозой (248 – 65 млн. лет назад) «средняя жизнь»;

кайнозой (65 млн. лет назад и до настоящего времени).

Домашнее задание: Учить термины: придумать часы с возникновением жизни на Земле, на листе А4.



Развитие жизни на Земле.

«Время – длинное», – сказал Джеймс Геттон, и действительно, для совершения титанических и удивительных преобразований, которые произошли на нашей планете, потребовалось невероятно много времени. Совершая перелет на космическом корабле около 4-х миллиардов лет назад в той части Вселенной, где расположено сегодня наше Солнце, мы наблюдали бы картину, отличающуюся от той, которую видят космонавты сегодня. Вспомним, что Солнце имеет собственную скорость перемещения – около двух десятков километров в секунду; и тогда оно находилось в другой части Вселенной, а Земля в то время ещё только родилась…

Итак, Земля только родилась и находилась в начальной стадии своего развития. Она была раскаленным маленьким шариком, спеленатым в вихревые облака, и колыбельной песнью её был рокот вулканов, шипенье пара и рев ураганных ветров.

Самыми ранними породами, которые могли сформироваться на стадии этого бурного младенчества, были вулканические породы, но они не могли долго оставаться неизменными, ибо подвергались яростным атакам воды, тепла и пара. Земная кора прогибалась, и на них изливалась огненная лава. Следы этих ужасных сражений несут горные породы архейской эры – самые древние породы, известные нам сегодня. В основном это сланцы и гнейсы, залегающие в глубинных слоях и обнажающиеся в глубоких каньонах, шахтах, карьерах.


Развитие жизни на Земле.

«Время – длинное», – сказал Джеймс Геттон, и действительно, для совершения титанических и удивительных преобразований, которые произошли на нашей планете, потребовалось невероятно много времени. Совершая перелет на космическом корабле около 4-х миллиардов лет назад в той части Вселенной, где расположено сегодня наше Солнце, мы наблюдали бы картину, отличающуюся от той, которую видят космонавты сегодня. Вспомним, что Солнце имеет собственную скорость перемещения – около двух десятков километров в секунду; и тогда оно находилось в другой части Вселенной, а Земля в то время ещё только родилась…

Итак, Земля только родилась и находилась в начальной стадии своего развития. Она была раскаленным маленьким шариком, спеленатым в вихревые облака, и колыбельной песнью её был рокот вулканов, шипенье пара и рев ураганных ветров.

Самыми ранними породами, которые могли сформироваться на стадии этого бурного младенчества, были вулканические породы, но они не могли долго оставаться неизменными, ибо подвергались яростным атакам воды, тепла и пара. Земная кора прогибалась, и на них изливалась огненная лава. Следы этих ужасных сражений несут горные породы архейской эры – самые древние породы, известные нам сегодня. В основном это сланцы и гнейсы, залегающие в глубинных слоях и обнажающиеся в глубоких каньонах, шахтах, карьерах.


Развитие жизни на Земле.

«Время – длинное», – сказал Джеймс Геттон, и действительно, для совершения титанических и удивительных преобразований, которые произошли на нашей планете, потребовалось невероятно много времени. Совершая перелет на космическом корабле около 4-х миллиардов лет назад в той части Вселенной, где расположено сегодня наше Солнце, мы наблюдали бы картину, отличающуюся от той, которую видят космонавты сегодня. Вспомним, что Солнце имеет собственную скорость перемещения – около двух десятков километров в секунду; и тогда оно находилось в другой части Вселенной, а Земля в то время ещё только родилась…

Итак, Земля только родилась и находилась в начальной стадии своего развития. Она была раскаленным маленьким шариком, спеленатым в вихревые облака, и колыбельной песнью её был рокот вулканов, шипенье пара и рев ураганных ветров.

Самыми ранними породами, которые могли сформироваться на стадии этого бурного младенчества, были вулканические породы, но они не могли долго оставаться неизменными, ибо подвергались яростным атакам воды, тепла и пара. Земная кора прогибалась, и на них изливалась огненная лава. Следы этих ужасных сражений несут горные породы архейской эры – самые древние породы, известные нам сегодня. В основном это сланцы и гнейсы, залегающие в глубинных слоях и обнажающиеся в глубоких каньонах, шахтах, карьерах.



    1. команда

  1. Жизнь возникла на Земле много миллионов лет назад. Что представляли собой первые живые организмы? Опишите их, учитывая строение, тип питания, способ дыхания.

  2. Какие ароморфозы возникли в архейскую и протерозойскую эры? (Заполните схему)


    1. команда

  1. Расположите события, происходящие в архее и протерозое, в последовательности, соответствующей порядку их возникновения:
    а) появление фотосинтеза;
    б) появление прокариот;
    в) появление многоклеточных водорослей;
    г) появление свободного кислорода;
    д) появление членистоногих;
    е) появление моллюсков;
    ж) появление кольчатых червей.

  2. С чем связана вспышка разнообразия живых организмов в протерозое?


    1. команда

  1. Как деятельность живых организмов повлияла на изменение геологических оболочек Земли?

  2. Заполните таблицу:

Ароморфозы

Значение

Возникновение:

  1. клеточного ядра

  2. фотосинтеза

  3. полового процесса

  4. многоклеточного организма

 

 

 

 


1 группа-архей

2 группа-протерозой

3 группа-палеозой

4 группа-мезозой


Перекрёстный опрос

Критический опрос

1.При помощи какого анализа выясняют возраст геологических отложений? (Радиоактивного)

2.Как называется таблица, в которой отражено геологическое прошлое нашей планеты? (геохронологическая шкала)

3.На сколько эонов делится вся история Земли? ( 2)

4. Как называются эоны? (Криптозой и Фанерозой)

5. На какие временные отрезки делятся эоны? (Эры)

6.Сколько эр выделяют всего? (5)

7.Назовите все эры по порядку. (Архей, Протерозой, Палеозой, Мезозой, Кайнозой )

8.На какие временные отрезки делятся эры? (Периоды)

9. Когда на Земле зародилась жизнь? ( 3.5 млрд. лет назад)

10.Какого газа не было в первичной атмосфере? (кислорода)

11.Как назывались первые сгустки органики в первичном океане? ( коацерваты)

12. Когда кооцерваты стали проявлять свойства живого, как их назвали? ( Протобионты)

13.Назовите первые прокариоты, для которых была характерна способность к фотосинтезу

( цианобактерии)

14.Накопление кислорода, возникновение эукариот и многоклеточных организмов произошло в какую эру? ( в Протерозое)

15.В каком периоде сформировались все эукариотические царства: грибы, животные и растения ? ( в Протерозое)

16.Назовите первые эукариотные организмы. ( одноклеточные зелёные водоросли)

17.Назовите организмы, сочетающие в себе признаки растений и животных. ( растительные жгутиконосцы: Эвглена зелёная,вольвокс,хламидомонада )

18.Перечислите главные ароморфозы протерозоя. (Эукариотичность, Многоклеточность, разделение на растения и животных, появление тканей и органов у животных.)

19.Перечислите периоды Палеозоя (Кембрий, Ордовик, Силур,Девон, Карбон, Пермь )

20. В каком периоде Палеозоя появились первые позвоночные животные? (Кембрий)

21.В каком периоде Палеозоя появились водные паукообразные? (Ордовик)

22.В каком периоде Палеозоя многоклеточные организмы вышли на сушу? ( Силур)

23. В каком периоде Палеозоя появились рыбы? (Девон)

24.В каком периоде Палеозоя происходит формирование каменного угля? (Карбон)

Вопросы:

1.Назовите первую эру в развитии жизни на Земле. (Архей)

2.Какие эры не делятся на периоды? (Архей, Протерозой)

3. В каком периоде происходило формирование Карагандинского угля? (Карбон – Каменноугольный период)

  1. Почему, говорят, что жизнь в Палеозое стала «видимой» для геологов? (живые организмы того времени имели либо скелет, либо раковину )

  2. Назовите первые наземные растения. (Псилофиты, Раниофиты)

  3. В каком периоде Палеозоя появились земноводные? (Девон)

  4. В каком периоде Палеозоя вымирают псилофиты? (Девон)

  5. В каком периоде появились все споровые растения: мхи, плауны, хвощи ? (Девон)

  6. Как по-другому называется Каменноугольный период ? (Карбон)

  7. В каком периоде появляются первые пресмыкающиеся? (Карбон)

  8. В каком периоде появились голосеменные растения? ( Пермь)

  9. Какие периоды объединяются в ранний палеозой? ( Кембрий, Ордовик, Силур )

  10. Какие периоды объединяются в поздний палеозой? (Девон, Карбон, Пермь)

  11. Кембрий является первым периодом Протерозоя? ( В Протерозое, периоды не выделяют)

  12. Что способствовало выходу организмов на сушу в Силуре? ( Постоянное наступление и отступление воды)

  13. Какие классы рыб возникли в Девоне?

( Хрящевые и Костные)

  1. Какие животные из бесчелюстных сохранились до наших дней? (миноги и миксины)

  2. Какой период Архея называют «Веком рыб»? («век рыб» - Девон, период Палеозоя)

  3. В каком периоде Палеозоя появляются летающие насекомые, напоминающие гигантских стрекоз? ( Карбон)

  4. Какой период Палеозоя появляются Пресмыкающиеся? (Пермь)

  5. Что в переводе означает Фанерозой?

( явная жизнь)

  1. Что в переводе означает Криптозой?

( скрытая жизнь)

  1. Как называется период в развитии планеты до появления воды, первичной атмосферы и жизни? (догеологический)

  2. В каком периоде Палеозоя образовался континент Гондвана? ( Кембрий)

  3. В каком периоде Палеозоя возникли горные системы Урала и Тянь-Шаня? (карбон)

  4. Назовите последний период Палеозойской эры. (Пермь)

  5. Кто такой Наутилус? (древ ний раковинный моллюск, появился в Кембрии)

Вопросы:

1.Как называются более мелкие отрезки времени внутри эры? (периоды)

2. В какую эру появился фотосинтез? (Архей)

3. Как называются ядерные клетки? (Эукариоты)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
История возникновения Земли в архейскую и протерозойскую эры.

Автор: Тауханбаева Светлана Владимировна

Дата: 20.01.2017

Номер свидетельства: 381847


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства