kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

История развития генетики. Г.Мендель и его труды.

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка открытого урока по предмету биология с использованием технологии проблемного обучения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«История развития генетики. Г.Мендель и его труды.»

Бөлім/ Раздел: Генетика

Сабақ тақырыбы/ Тема занятия: История развития генетики. Г.Мендель и его труды.

Сабақ мақсаттары, міндеттері /Цели занятия и задачи:

1. Формирование целостного представления о науке генетика и ее значении, ознакомление с генетическими терминами и символами.

2.Развитие познавательного интереса к наукам, умение выделять главное.

3.Воспитание ответственности и целеустремленности.

Сабақ түрі/Тип занятия: усвоение новых знаний

Оқыту әдістері/Методы обучения: лекция, устный опрос, словарная работа, изучение

Материалды-техникалық жабдықталуы/Материально-техническое оснащение: мультимедийный проектор, экран, компьютер, рисунок-схема молекулы ДНК, портрет Менделя, демонстрационный материал (горох посевной), тексты «Работы Менделя и их значение» для индивидуальной работы на уроке; тесты для индивидуального домашнего задания.

Әдебиет/Литература А.Сартаев, М.Гильманов, учебник «биология» 10 класс

Сабақтың барысы және мазмұны/Ход занятия и содержание:

1. Cабақты ұйымдастыру/ Организация занятия:

Проверка присутствующих студентов

Проверка готовности к занятию.

2. Білім алушылардың білімдерін өзектендіру/Актуализация знаний:

1. Что служит предметом изучения генетики?

2. Что такое наследственность?

3. Что такое изменчивость?

4. Что является материальными носителями наследственности?

5. Где расположены аллельные гены?

6. Как распределяются аллельные гены при мейозе?

7. Какую роль выполняют гаметы?

8. Почему дети наследуют одни признаки от отца, другие от – матери?

9. Какая разница между гомозиготой и гетерозиготой?

10. От чего зависит фенотип?

3. Мақсат, міндеттердің қойылуы және білім алушылардың таным қызметтер мотивациясы/

Постановка целей, задач и мотивация познавательной деятельности:

А тем временем мы продолжаем знакомиться с новой генетической информацией. Посмотрите, что у меня в руках (преподаватель держит в руках семена гороха). Как вы думаете, могут ли они быть как-то связаны с нашей сегодняшней темой? (Могут. Мендель проводил опыты на горохе).Сегодня мы действительно будем разговаривать о становлении генетики как науки, о её основоположнике. Как его зовут? (Мендель.) Таким образом, тема сегодняшнего занятия – «История развития генетики как науки. Работа Менделя по изучению наследственности». Запишите тему в тетрадях.

4.Сабақ тақырыбының жоспары/План темы занятия:

Теперь обратите внимание на экран и давайте попробуем при помощи незаконченного предложения сформулировать цель нашего сегодняшнего занятия. «Подтвердите, что ……. является …... Генетики».

(Предполагаемый ответ:«Подтвердите, что Мендель является основоположником генетики».)

Как Вы думаете, связана ли тема сегодняшнего занятия с Вашей будущей профессией:

- выслушать ответы студентов.

Очень хорошо! Теперь мы выяснили всю важность и значимость этой темы и предлагаю вам осваивать её под девизом:

трудное сделать легким,

легкое - привычным,

а привычное - приятным.

Согласны?

1.Вступительное слово преподавателя о рождении науки генетики.

Ещё в глубокой древности человек стал подмечать, что потомство похоже на родителей. Уже тогда люди старались получать, например, телят от самой удойной коровы, сеять семена растений, давших самый высокий урожай. Люди понимали, что в потомстве сочетаются признаки предков. Это нашло отражение даже в пословицах: «От худого семени не жди доброго племени». Но закономерности, по которым те или иные признаки передаются потомкам оставались «тайной за семью печатями». Среди учёных в середине XIX в. прочно утвердилось мнение: «Закон наследственности заключается в том, что никакого закона наследственности нет».

Наука о наследственности и изменчивости начинает свою подлинную историю с открытия Грегора Менделя. В 1865 году вышла в свет его работа «Опыты над растительными гибридами», в которой изложены закономерности наследования, открытые им в результате многолетних исследований на различных сортах гороха. К сожалению, его работы не были поняты и по достоинству оценены его современниками. Только через 35 лет открытые Менделем закономерности были переоткрыты заново(1900 год) Г. де Фризом, К. Корренсом и Э. Чермаком и начался бурный период развития науки о наследственности и изменчивости, которую с 1907 года стали называть генетикой.

2.У нас есть сообщение о жизни и деятельности основоположника генетики-Менделя.

Предполагаемое сообщение о биографии Г. Менделя

Грегор Мендель родился 22 июля 1822 г. в семье крестьянина в небольшой деревушке на территории современной Чехии, а тогда Австрийской империи. Мальчик отличался незаурядными способностями, и оценки в школе ему выставлялись лишь превосходные. Родители мечтали вывести своего сына “в люди”, дать ему хорошее образование. Иоганн окончил гимназию, затем двухгодичные философские курсы. В 1843 г. Мендель поступил в монастырь августинцев в г. Брно, где принял духовный сан. Позже он отправился в Вену, где провёл два года, изучая в университете естественную историю и математику, после чего в 1853 г. вернулся в монастырь. Такой выбор предметов, несомненно, оказал существенное влияние на его последующие работы по наследованию признаков у гороха. А ещё раньше Мендель скрещивал мышей, наблюдал, какое получалось потомство. Быть может, сложись судьба иначе, оппоненты позднее называли бы законы Менделя не «гороховыми» а «мышиными»? Будучи в Вене, Мендель заинтересовался процессом гибридизации у растений и в, частности, разными типами гибридных потомков и их статистическими соотношениями. Эти проблемы и явились предметом научных исследований Менделя, которые он начал летом 1856 г.

Именно он сформулировал основные законы наследственности в своей монографии «Опыты над растительными гибридами», вышедшей в 1865 году. Но эта работа была не замечена научным миром. И в 1871 году Мендель оставил опыты навсегда. В конце своей жизни он сказал: «мои научные труды доставили мне много удовольствия, и я убежден, что не пройдет много времени – и весь мир признает результаты моих трудов».

3. На сегодняшнем занятии для того, чтобы достигнуть поставленной цели, нам предстоит ответить на следующие вопросы. Давайте их зачитаем:

(Студенты зачитывают проблемные вопросы с экрана)

1. Почему Г. Мендель выбрал объектом для опытов - горох?

2. Почему Г. Мендель, не будучи биологом, и работая в одиночку, открыл законы наследственности, хотя до него это пытались сделать многие талантливые учёные?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, вам предстоит поработать со статьёй, которую вы найдёте на своих партах «Как работал Мендель» - приложение 1. Для этого вам необходимо прочитать статью, найти ответы, обсудить их в парах и кратко законспектировать.

Предполагаемые ответы студентов при работе со статьёй:

Почему Г. Мендель выбрал объектом для опытов - горох?

- Легко выращивать, имеет короткий период развития – в условиях Чехии можно получить несколько поколений за один год.

- Имеет многочисленное потомство.

- Много сортов, чётко различающихся по ряду признаков. Сорта гороха отличаются друг от друга хорошо выраженными наследственными признаками.

- Самоопыляющееся растение – растение происходит внутри одного цветка. Его репродуктивные органы защищены от проникновения пыльцы с цветков другого растения.

- Возможно искусственное скрещивание сортов. Горох – строгий самоопылитель, но возможно удаление тычинок и перенос пыльцы от растений другого сорта с целью получения гибридных семян. Гибриды плодовиты, что позволяет следить за ходом наследования признаков в поколениях.

Действительно, успехи, достигнутые Менделем, частично обусловлены удачным выбором объекта для экспериментов – гороха огородного. Другие учёные работали с ястребинкой, а этому растению свойственны отклонения от нормального полового процесса, о чём ботаники XIX в. не знали. Мендель избежал этой западни. Он потратил несколько лет, чтобы выбрать организм, с которым ему предстояло работать, и решить какие признаки этого организма следует изучать.

Опыты Менделя воспеваются даже в произведениях поэтов. Давайте послушаем одно из стихотворений русского питерского поэта Александра Кушнера.

Студентка зачитывает стихотворение:

А.Кушнер

Вот кто поработал во славу науки - горох!

Зеленых и желтых цветков для неё, не жалея,

Вот кто для генетики мок под дождями и сох

Под ветром, кого увлекала и грела идея!

И, пышный, цеплялся, и, цепкий, по палочке полз,

Стараясь для Грегора признак явить доминантный.

Вот кто в беспросветном сцепленье зацепок и лоз

В наследственность верил и гибко считал варианты.

И ежели друга найти в поколенье другом

Не смог, не печалься, быть может, найдешь его

Средь желтых цветов стебелёк, зацепив рукавом,

Заметишь зеленый, обласкан приветствием этим.

4.Преподаватель предлагает немного отдохнуть и поиграть в игру «Третий лишний». Правила игры: предлагается три термина; необходимо выбрать один из трёх, который по вашему мнению здесь лишний.

Задания(на экране) и предполагаемый ответ:

1. Гибриды, доминантный признак, клетка; (клетка)

2. Чистолинейные особи, белки, аллельные гены; (белки)

3. Наследственность, митохондрии, гомологичные хромосомы (митохондрии).

5. Теперь пришло время обсудить второй проблемный вопрос нашего занятия.

Почему Г. Мендель, не будучи биологом, и работая в одиночку, открыл законы наследственности, хотя до него это пытались сделать многие талантливые учёные?

Удачу Менделя определило стечение ряда обстоятельств. Ставя опыты, Мендель придерживался ряда правил:

- Использовал для экспериментов чистые линии, т.е. растения, в потомстве которых при самоопылении, не наблюдалось расщепления по изучаемому признаку.

- Ставил одновременно опыты с несколькими родительскими парами, чтобы больше получить экспериментального материала.

- Наблюдал за наследованием малого количества признаков. Наблюдал наследование многообразных признаков не сразу в совокупности, а лишь одной пары (или небольшого их числа пар) альтернативных признаков.

- Вёл строгий количественный учёт потомков.

Дополнение преподавателя: Г. Мендель поставил перед собой цель выяснить правила наследования отдельных признаков гороха. Эту работу он проводил в течение 8 лет, изучив за это время более 10000 растений гороха.

Великий русский академик Иван Петрович Павлов сказал: «Наши врачи как азбуку должны знать законы наследственности».

5. Өтілген материалды бекіту. / Закрепление изученного материала.

1. Преподаватель предлагает самостоятельно ответить на вопросы в тетрадях, которые выведены на экране:

1. Кто является основоположником генетики?

2. На каком объекте Мендель проводил свои опыты?

3. Какой год и почему считается годом рождения генетики как науки?

4. Как называется метод, который предполагает изучение признаков родительских форм, проявляющихся в ряду поколений у потомства, полученного путем скрещивания?

Самопроверка. Предполагаемые ответы студентов:

1. Грегор Мендель;

2. На горохе;

3.1900 год. Г. де Фриз, К. Корренс, Э.Чермак - независимо друг от друга переоткрыли законы Г. Менделя;

4.Легко выращивать; имеет короткий период развития; многочисленное потомство; много сортов, чётко различающихся по ряду признаков; самоопыляющееся растение; возможно искусственное скрещивание сортов; гибриды плодовиты.

6. Сабақты қорытындылау. Жаңа материалды меңгеру барысында студенттерді бағалау / Подведение итогов занятия. Оценка участия студентов в освоении нового материала:

7. Үй тапсырмасы/Домашнее задание: Записи в тетради и страницы учебника 93-96, ответить на вопросы в конце параграфа;

Творческое задание по выбору: составить кроссворд– (5 слов по вертикали и 5 по горизонтали) или написать эссе на темы – «Генетика» или «Мендель».












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
История развития генетики. Г.Мендель и его труды.

Автор: Мусина Гульзира Катрановна

Дата: 17.01.2020

Номер свидетельства: 536167


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства