Просмотр содержимого документа
«Использование элементов технологий критического мышления и проблемно – диалогической на уроках биологии.»
Использование элементов технологий критического мышления и проблемно – диалогической на уроках биологии в КОУ: «Средняя школа №1(очно – заочная)»
Раздел « Грибы» (3 часа)
Групповая консультация №1 Происхождение и эволюция грибов. Отдел: «Настоящие грибы.»
1.Использование элементов технологии критического мышления на данной групповой консультации:
После того, как обучающиеся называют тему , учитель предлагает прием: «Корзина идей». На доске изображена корзина. Учащиеся называют и складывают в нее слова и словосочетания, имеющие отношение к слову «Грибы». Учитель записывает, не комментируя. На стадии осмысления совместно с учителем отбираются верные слова и словосочетания.
Использование элементов проблемно – диалогической технологии:
Создание проблемной ситуации с удивлением. Учитель зачитывает диалог двух учащихся классу:
Лена: Грибы не могут активно передвигаться, значит – это растения.
Миша :Грибы не зеленые, не имеют хлорофилла , значит – это животные.
Обучающиеся удивлены, возникает проблемная ситуация:
К какому же царству относятся грибы ,если они имеют признаки и животных и растений?
3.Далее можно использовать элемент технологии критического мышления – побуждающий диалог.
Побуждающий диалог к осознанию противоречия и изучению нового на уроке:
Что Вас удивляет в диалоге этих учащихся?
Какой вопрос возникает?
Ребята по - разному говорят о грибах. Кто из них прав?
Кто же такие грибы: растения или животные?
Использование элементов данных технологий способствует повышению мотивации у учащихся к предмету – биологии.
Хотелось отметить, что учащимся очень понравился прием: «Корзина идей», учащиеся с нетерпеньем ждали этапа осмысления, чтобы узнать, кто отправил в корзину верные слова и словосочетания.
Групповая консультация№2 Шляпочные грибы .Распространение и роль в природе. Съедобные и ядовитые грибы.
На данной групповой консультации, на этапе рефлексии составляем с учащимися кластер: « Роль грибов в жизни человека.»
Надо отметить, что при повторном использовании данного приема, учащиеся достаточно активно приступили к данному виду деятельности, но к сожалению, учащиеся низким уровнем обучаемости, выполняют это задание только с помощью учителя, который использует в данном случае большое количество наглядного материала.
Групповая консультация№3 в этом разделе: Лишайники.
Использование элементов проблемно – диалогической технологии: «подводящий к изучению темы диалог»
Учитель: Как Вы думаете, имеются на Земле живые организмы, которые растут на голых скалах?
-А есть ли организмы, состоящие из двух живых организмов?
-А могут ли живые организмы переносить длительное высушивание и очень низкие температуры?
Кажется, что все это не свойственно живым организмам.
-Посмотрите пожалуйста на таблицу, есть ли на ней те организмы, окоторых шла речь?
- Совершенно верно – это лишайники. Тема нашей групповой консультации: ……
Использование элементов технологии критического мышления:
Прием «инсерт»
Учащимся предложен текст про лишайники, они читают его и делают пометки карандашом
+ - Знаю
- - Не знаю
? - Не понимаю
Учащиеся, у которых несколько «не понимаю» посещают индивидуальные консультации.
На этапе осмысления учащиеся с помощью слов – помошников составляют «тонкие» вопросы, такие как:
Кто такие лишайники?
Как питаются лишайники? И т.д.
Два учащихся пытаются составлять «толстые» вопросы, такие как: