Интегрированный урок биология + самопознание "Краткая история развития генетики" 9 класс
Интегрированный урок биология + самопознание "Краткая история развития генетики" 9 класс
Интегрированный урок биология+самопознание составлен Евмениной С.Л. в ходе прохождения курсов повышения квалификации педагогических кадров Республики Казахстан по программе нравственно-духовного образования "Самопознания" третьего уровня.В данном уроке биологии можно проследить использование методических приемов (внешней и внутренней интеграции) урока самопознания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок биология + самопознание "Краткая история развития генетики" 9 класс»
План урока
Интегрированный урок (биологии + самопознание)
Тема: «Краткая история развития генетики»
Ценность: праведное поведение
Качества: ответственное отношение к труду, умение правильно распределять время, бескорыстное служение обществу.
Класс: 9 «А» КГУ «Средняя школа №3» акимата города Рудного
Кол-во учащихся 24
Цели урока: сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомить с основными понятиями науки.
Задачи:
1.изучить основные исторические моменты в истории генетики как науки, показать многообразие методов, используемых генетикой;
2.формировать умения и навыки по использованию генетической терминологии и символов для объяснения закономерностей наследования признаков;
3.способствовать формированию культуры умственного труда через овладение навыками общения в процессе беседы, диалога.
Цель(самопознание): Расширить представление об общечеловеческой ценности праведное поведение через изучение биографии ученого И.Г.Менделя.
Задачи: 1.Раскрыть смысл ответственного отношения к труду, умению правильно использовать свое время; 2.Развивать у учащихся умения проявлять, анализировать жизненные ситуации, выделять нравственную сторону в поступках; 3.Воспитывать гражданскую и социальную ответственность, бескорыстное служение обществу.
Обеспечение урока: портрет Грегори Менделя, стенд или плакат «Основные вехи в истории генетики»; терминологические карты «Обзор основных терминов и понятий генетики», биография Грегори Менделя.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент. Позитивный настрой (внешняя интеграция)
Закройте глаза. Сядьте по удобней, ноги устойчиво поставьте на пол. Представьте, как вы лежите на мягкой траве, вокруг вас на поляне распускаются прекрасные благоухающие цветы. Стрекочут кузнечики, щебечут пташки. Вы чувствуете теплые лучи солнца. Они согревают ваши руки, ноги, лицо. Один из лучиков коснулся ваших губ и нарисовал улыбку на вашем лице. Вам приятно это прикосновение. Вы ощущаете себя частью природы. Эту улыбку вы пронесете и подарите своим друзьям, родным и близким вам людям.
Высоко в небе вдруг появляется маленькая черная точка. Эта точка все приближается. И вдруг вы понимаете, что это птица. Как ей хорошо и свободно. Как легко она парит в поднебесье. И хочется стать частью этого парения. Насладитесь ощущением этого чудесного полета. Почувствуйте эту легкость. А теперь вы медленно опускаетесь на мягкую траву и открываете глаза.
II. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя:
Генетика – молодая наука, составляющая основу всей современной биологии. Ее возраст – чуть более 100 лет (с 1900 года). Название «генетика» предложил английский ученый У.Бэтсон в 1906 г. Оно происходит от греческого слова «genesis», что означает – происхождение.
Генетика – это наука(учитель обращает внимание на раздаточный материал «Основные вехи в истории генетики»).
австрийский естествоиспытатель, основоположник учения о наследственности
Родился Грегор Иоганн Мендель 22 июля 1822 г. в деревушке Хинчицы на территории современной Чехии в семье крестьянина. Отец привил ему любовь к работе в саду, и эту любовь Иоганн сохранил на всю жизнь.Будущий ученый рос смышленым и любознательным мальчиком. Учитель начальной школы, заметив незаурядные способности своего ученика и предложил его учить и дальше.
Однако семья Менделя жила бедно, и поэтому нелегко было отказаться от помощи своего сына. К тому же мальчик, помогая отцу вести хозяйство, рано научился ухаживать за фруктовыми деревьями, прекрасно разбирался в цветах. И все же отец хотел дать сыну образование. И одиннадцатилетний Иоганн, оставив дом, продолжил учебу сначала в школе в Липнике, а затем в гимназии в Опаве. Но прошло четыре года, и родители Иоганна не смогли больше оплачивать расходы по образованию сына. Он вынужден был сам зарабатывать себе на жизнь, давая частные уроки. Однако учебу Иоганн Мендель не бросил. В его выпускном аттестате, полученном в 1840 г. по окончании гимназии, почти по всем предметам стояло «отлично». Мендель поступает учиться в Оломоуцкий университет, закончить который ему не удалось, так как у семьи не хватало средств не только на оплату обучения сына, но и на жизнь. И Мендель соглашается с предложением преподавателя математики постричься в монахи монастыря в городе Брно.
В 1843 г. Мендель постригся в монахи получил новое имя — Грегор. Став монахом, Мендель наконец-то был избавлен от нужды и постоянной заботы о куске хлеба. По разрешению настоятеля монастыря Мендель переезжает в Вену и начинает изучать в университете естественные науки, большую часть времени посвящая физике и математике. Но получить диплом ему все-таки не удалось. Еще при поступлении в монастырь он получил небольшой участок земли, на котором занимался селекцией и проводил свои знаменитые опыты по гибридизации сортов гороха.
Обдуманно, с полным пониманием поставленной задачи, он избрал объектом своих опытов горох. Это растение, являясь самоопылителем, во-первых, представлено целым рядом чистолинейных сортов; во-вторых, цветки защищены от проникновения чужой пыльцы, что позволило строго контролировать процессы размножения; в-третьих, гибриды, получившиеся от скрещивания сортов гороха, вполне плодовиты, а это позволило проследить за ходом наследования признаков в ряду поколений. Добиваясь максимальной ясности опытов, Мендель избрал для анализа семь пар четко различающихся признаков. Эти различия были таковы: гладкие круглые или морщинистые и неправильной формы семена, красная или белая окраска цветка, высокое или низкое растение, форма стручков выпуклая или перешнурованная по зернам и т. д.
С настойчивостью и добросовестностью, которым могут позавидовать многие исследователи, в течение восьми лет Мендель высевал горох, ухаживал за ним, переносил пыльцу с цветка на цветок и, самое главное, постоянно подсчитывал, сколько же получается красных и белых цветков, круглых и продолговатых, желтых и зеленых горошин.
Рассмотрев каждый признак в отдельности, ученый сумел точно подсчитать, какая часть потомков получит, например, гладкие семена, а какая — морщинистые, и установил числовое соотношение по каждому признаку. Он дал классический пример роли математики в биологии. Числовое соотношение, полученное ученым, оказалось довольно неожиданным. На каждое растение с белыми цветками приходилось по три растения с красными. При этом красная или белая окраска цветков, например, никак не влияла на цвет плода, высоту стебля и т. д. Каждый признак наследуется растением независимо от другого.
Выводы, к которым пришел Мендель, намного опережали его век. Он не знал, что наследственность сосредоточена в ядрах клеток, а вернее — в хромосомах клеток. Тогда еще не существовало и термина «хромосома». Он не знал, что такое ген. Однако пустоты в знаниях о наследственности не помешали ученому дать им блестящее объяснение. 8 февраля 1865 г. на заседании общества естествоиспытателей в Брно ученый выступил с докладом о гибридизации растений. Доклад был встречен недоуменным молчанием. Слушатели не задали ни одного вопроса, казалось, они ничего не поняли в этой премудрой математике.
Даже в горячую пору увлечения опытами он не забывал о своих монашеских и мирских делах. На этом поприще его настойчивость и упорство были вознаграждены. В 1868 г. Менделя выбирают на высокий пост настоятеля монастыря, который он занимал до конца жизни. И хотя выдающийся ученый прожил нелегкую жизнь, он с благодарностью признавал, что радостных и светлых минут в ней было намного больше. По его словам, научная работа, которой он занимался, принесла ему огромное удовлетворение. Он был убежден, что в скором будущем ее признают во всем мире. Так оно и случилось, правда, уже после его смерти.
Грегор Иоганн Мендель умер 6 января 1884 г. В некрологе среди многочисленных званий и заслуг ученого не было упоминания о том, что он является открывателем закона наследственности.
1. Кто привил любовь к работе в садумаленькому Иоганну?
2.Почему Мендель соглашается с предложениемпреподавателя математики постричься в монахи?
3. Какие качества характера помогли Грегору Менделю достичь результатов в селекции? А в жизни?
4. Был ли счастлив в своей жизни? Если да, то почему?
ГЕНЕТИКА – изучает два фундаментальных свойства живых организмов – наследственность и изменчивость.
Беседа.
- Что такое наследственность? Как вы понимаете этот термин?
- Наследственность - это… Совместная формулировка определения и запись его в тетради.
- В чем биологический смысл наследственности? (Сохранение вида)
- Что такое ген? (участок ДНК)
- мутации - это…Гены могут изменяться (мутации)
Каждый ген представлен двумя и более разновидностями (конкретными состояниями)
АЛЛЕЛЬ – конкретное состояние гена
Совокупность генов (аллелей) в организме составляет его генотип;
Совокупность свойств и признаков организма составляет его фенотип.
ИЗМЕНЧИВОСТЬ – способность организмов изменять свои признаки и свойства.
- Приводятся примеры изменчивости:
А) снижение урожая зерновых при плохом агрофоне, низкая удойность молока при плохом кормлении коров, светло-зеленый цвет листьев при недостатке азота, света; Б) появление среди людей альбиносов, шестипалых людей, карликов и т.д.; В) люди, живущие на планете Земля, такие одинаковые и такие не похожие. Среди них не найдешь генетических и психологических двойников – ни по соседству, ни на противоположной стороне планеты, ни в прошлой истории человечества, ни в будущем.
Далее учитель с помощью учащихся называет задачи, решаемые наукой генетикой.
Учащиеся делают вывод, озвучивают цель и задачи генетики.
III. Закрепление пройденного материала.
Работа с терминологической картой и использование ее при выполнении заданий в рабочей тетради
Терминологическая карта. Обзор основных терминов и понятий генетики.
Задание: Прочитайте определения понятий на карточке, выделите отличительные признаки, попробуйте дать свои формулировки понятий.
Ген – участок молекулы ДНК, отвечающий за структуру определенной молекулы белка и определяющий возможность развития отдельного элементарного признака.
Генотип – совокупность всех генов организма; совокупность наследственных признаков организма, полученных от родителей.
Фенотип – совокупность признаков и свойств организма, проявляющаяся при взаимодействии генотипа и окружающей среды.
Локус – участок хромосомы, в котором расположен ген.
Альтернативные признаки – это взаимоисключающие, контрастные признаки (например, желтые и зеленые семена гороха). Часто один из альтернативных признаков является доминантным, а другой рецессивным. (см. ниже).
Аллельные гены – пара генов, расположенных в одних и тех же локусах гомологичных хромом и контролирующих развитие контрастных альтернативных признаков. Каждый ген этой пары называется аллелью.
Зигота – клетка, образующаяся при слиянии двух гамет (половых клеток) – женской (яйцеклетка) и мужской (сперматозоида). Содержит диплоидный (двойной) набор хромом.
Гомозигота – зигота, имеющая одинаковые аллели данного гена (оба доминантные АА или оба рецессивные аа).
Доминантный признак – преобладающий признак, проявляющийся в потомстве у гетерозиготных особей.
Рецессивный признак – признак, который передается по наследству, но подавляется, не проявляясь у гетерозиготных потомков, полученных при скрещивании.
Гамета – половая клетка организма, несущая один ген из аллельной пары. Гаметы содержат по одной хромосоме из каждой пары.
Задание: Поработайте в паре, обсудите ваши сформулированные понятия, опросите друг друга.
IV. Домашнее задание. Выучить термины с технологической карты.
V. Заключительная минута тишины(внешняя интеграция) Какими качествами должен обладать человек, чтобы оставить свой след на земле?