Интегрированный урок литературы и биологии "Насекомые в баснях С.Михалкова"
Интегрированный урок литературы и биологии "Насекомые в баснях С.Михалкова"
На этом уроке учащиеся знакомятся с содержанием басен С.Михалкова о насекомых, повторяют основные сведения по теме «Класс «Насекомые», находят соответствие и несоответствие героев басен биологическим признакам реальных животных. Помогает учащимся задуматься над моралью басен, необходимостью воспитания в себе важнейших моральных качеств: скромности, трудолюбия, честности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок литературы и биологии "Насекомые в баснях С.Михалкова" »
Конспект интегрированного урока литературы и биологии «Насекомые в баснях С.Михалкова»
( для учащихся 7 класса)
Авторы-составители:
учитель биологии высшей категории Бородачева Л.Н.,
учитель русского языка и литературы высшей категории Дементьева Е.А.
МБОУ СОШ №9 г. КАМЫШИНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
2014 г.
Цели урока:
познакомить с содержанием басен С.Михалкова о насекомых, повторить основные сведения по теме «Класс «Насекомые», найти соответствие и несоответствие героев басен биологическим признакам реальных животных;
совершенствовать навыки исследовательской работы (анализировать, сравнивать, делать обобщенные выводы);
помочь учащимся задуматься над моралью басен, необходимостью воспитания в себе важнейших моральных качеств: скромности, трудолюбия, честности
Оборудование: технологические карты, таблицы «Cоответствие и несоответствие героев басен биологическим признакам реальных животных», распечатки с текстами басен С.Михалкова, презентация «С.В.Михалков», аудиозапись песни «В траве сидел кузнечик»
Ход урока
I. Вступительная беседа. Постановка проблемы.
- Здравствуйте, ребята, уважаемые гости, коллеги!
- Мы рады вас видеть на нашем, не совсем обычном уроке, уроке литературы и биологии.
-УЛ : Думаю, не открою большого секрета, если скажу, что каждый из нас, учителей, считает свой предмет лучшим, наиболее важным. И я не исключение. Мне кажется, что биологию, например, мир животных, можно изучать по литературным произведениям. Писатели, по-моему, были настоящими знатоками повадок животных, их особенностей питания, образа жизни. Ну вот, например, всем известны строчки:
Попрыгунья – стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит глаза…
По-моему всё ясно: автор знает, как живёт стрекоза, что она делает летом.
-УБ: Ребята, а вы как считаете, всё ли верно в таком описании стрекозы. Какие неточности вы заметили? (ответы учащихся) Так что, герои басен вымышленные животные. Ребята, поднимите руки, кто со мной согласен?
-УЛ: Неужели все из вас так думают? А кто считает, что автор басни опирался всё же на реальные факты и намеренно о чём-то умолчал, а что-то даже исказил? (ответы учащихся) Итак, у нас два мнения.
- УБ:Тогда предлагаем провести своё небольшое исследование. Какой может быть основная проблема? Сформулируйте.
(на доске: Герои басен – реальные животные)
- УЛ:Но в этом предложении нет знака завершения предложения? Ребята, какие знаки вы поставили бы? (Вопросительный, восклицательный, точка, многоточие) Почему? Вернемся к этой проблеме в конце урока.
-УБ: Итак, тема определена. У каждого из вас на столах есть технологические карты, которые мы будем заполнять в течение урока, отражая в них каждый его этап. В конце урока она поможет нам подвести итоги работы.
(см. ПРИЛОЖЕНИЕ №1)
II. Актуализация опорных знаний.
1.УЛ: Поскольку исследовать мы будем басни, вероятно, полезно вспомнить, в чём особенности басни как жанра литературного произведения.
- Чем отличается басня от рассказа, стихотворения?
- Кто обычно является героями басен?
- В начале или в конце басни есть обязательная часть. Как она называется? (мораль)
-Что такое мораль?
-Каких баснописцев вы знаете?
2. Один из известных современных баснописцев С.В.Михалков. (слайд)
- Для исследования вам предлагаются басни: «Лев и муха», «Назойливый комар», «Муха и пчела», «Неврученная награда муравья».
3.УБ: Чем, судя по названию, с точки зрения биологии, похожи эти басни?
-Какие герои объединяют эти басни? (насекомые) Ребята, вспомним этот самый многочисленный класс животных, насчитывающий около 1,5 млн. видов - насекомых.
-Почему класс насекомые получил такое название?
-К какому типу животных относится этот класс?
-Каковы общие признаки всех насекомых?
-Какие вам известны отряды насекомых?
- К какому отряду относятся мухи и комары?
-К какому отряду относятся пчелы и муравьи?
-Когда даем характеристику насекомым, что необходимо знать о них?
III. Работа в группах.
-УЛ: А теперь – за работу, В течение 7 минут вам предстоит работа в группах. Каждая группа исследует одну басню С.В.Михалкова (см. ПРИЛОЖЕНИЕ №3)
-УБ: Задача: подготовить выразительное чтение басни, в образах главных героев найти признаки, которые соответствуют и не соответствуют реальным биологическим признакам этих насекомых.
Результаты внести в таблицу.
(см. ПРИЛОЖЕНИЕ №2)
-УЛ: Подумайте также, для чего автор допустил какие-либо неточности, несоответствия?
Внимание: оцените свою готовность выполнить эту работу, отметив её на шкале.
IV. Итоги исследования(выступления групп)
V. Заключительная беседа – вывод.
-УЛ: Вернемся к нашему проблемному вопросу, вынесенному в тему. Какой же знак препинания вы бы поставили. Почему? Для чего баснописцы порой искажают реальные признаки, особенности животных? Какова их цель, ради чего пишут они свои басни? (учат, высмеивают)
-Чему же учат басни С.В.Михалкова о насекомых?
-Впишите подходящие, по-вашему прилагательные во фразы
( На доске изображение совы, над ней заголовок «Басни учат»,учащиеся вывешивают листы с вписанными прилагательными во фразы)
Не будь ………………………….. , как комар;
Не будь ………………………….. , как муха;
Будь ……………………………… , как муравей;
Будь ……………………………… , как пчела.
VI. Подведение итогов работы в технологической карте.
-УБ: В начале урока вы начали заполнять технологическую карту. Закончите эту работу и ,сверив с образцом на слайде, оцените её в баллах. (1 – 5 баллов)
VII. Домашнее задание. (звучит песня «В траве сидел кузнечик» )
-УЛ: Конечно, вы узнали эту популярную детскую песенку. Получается ,что насекомые оказывались источником вдохновения для творческих людей. Поэтому мы тоже предлагаем вам творческие задания по выбору. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ №1 – технологическую карту)
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Cоответствие и несоответствие героев басен биологическим признакам реальных животных
Название насекомого
Соответствие биологическим признакам
Несоответствие биологическим признакам
Характерные признаки насекомого
Муха
Cоответствие и несоответствие героев басен биологическим признакам реальных животных
Название насекомого
Соответствие биологическим признакам
Несоответствие биологическим признакам
Характерные признаки насекомого
Комар
Cоответствие и несоответствие героев басен биологическим признакам реальных животных
Название насекомого
Соответствие биологическим признакам
Несоответствие биологическим признакам
Характерные признаки насекомого
Муравей
Cоответствие и несоответствие героев басен биологическим признакам реальных животных
Название насекомого
Соответствие биологическим признакам
Несоответствие биологическим признакам
Характерные признаки насекомого
Муха
Пчела
Cоответствие и несоответствие героев басен биологическим признакам реальных животных
Название насекомого
Соответствие биологическим признакам
Несоответствие биологическим признакма
Характерные признаки насекомого
Муха
Комар
Пчела
Муравей
Жужжание
Пищит
Хоботок для питания нектаром
Собирает маленькими порциями
Постоянно трудится
-не питается кусками (только жидкостью)
- не имеет постоянного места жительства
- не разносит слухи
- хоботок для питания
- не относится к мошкаре
- не является пищей воробьёв
- общественное насекомое
- питается нектаром
Общественные насекомые
1. 2 пары крыльев, 2-я жужжальцы
2.фасеточное зрение
3. ротовой аппарат – лижущий
4. развитие с полным превращением
5. на конечностях коготки и присоски
1. 2 пары крыльев, 2-я жужжальцы
2. ротовой аппарат- колюще –сосущий
3.развитие с полным превращением
4. длинные конечности с присосками
1. общественное насекомое
2.2 пары прозрачных перепончатых крыльев
3. 2 сложных и 3 простых глаза
4. ротовой аппарат – сосущий
5. развитие с полным превращением
Бескрылые (крылья только в брачный период)
Зрение слабое, обоняние, вкус и осязание- хорошо
Ротовой аппарат грызущий
Всеядны
Развитие с полным превращением
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Технологическая карта интегрированного урока биологии и литературы