kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок биологии и русского языка в 6 классе на тему «Как прекрасен этот мир!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по биологии и русскому языку проходил в 6 классе. Урок формирования и применение знаний. умений и навыков по теме "Строения цветка" и  "Употребление прилагательных в речи" проводили учитель биологии и русского языка. На данном уроке были отработаны умения правильного употребления прилагательных в текстах разных стилей, знания о строении цветка и умение восхищаться прекрасным.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок биологии и русского языка в 6 классе на тему «Как прекрасен этот мир!» »

Интегрированный урок русского языка и литературы в 6 классе

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Холмовская средняя общеобразовательная школа»

Холм-Жирковского района Смоленской области







Интегрированный урок русского языка и биологии

в 6 классе на тему

«Как прекрасен этот мир!»

( тема по биологии «Строение цветка», тема по русскому языку «Употребление прилагательных в речи»)



Урок разработали:

учитель биологии

Набережная Ирина Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

Волосухина Ирина Яковлевна





пгт Холм-Жирковский

2013

Тип урока: интегрированный урок, урок формирования и применений знаний, умений и навыков.

Технологии: личностно ориентированного обучения, анализ результатов проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока, парной и групповой деятельности, здоровьесберегающие, ИКТ.

Решаемые проблемы: формирование умений правильного употребления прилагательных в текстах разных стилей, повторение орфографических правил и норм. Повторение строения цветка, изучение различных типов цветов по строению.

Виды деятельности: фронтальный опрос, групповая работа, работа в парах, комплексный анализ текста, составление синквейнов.

Планируемые результаты:

Предметные – осознают роль прилагательных в текстах разных стилей, осуществляют подбор синонимов и антонимов, производят анализ текста, составляют синквейны согласно теме урока, находят орфограммы, объясняют постановку знаков препинания. Учащиеся знают и могут рассказать о строении цветка.

Метапредметные:

Личностные – формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования, познавательного интереса к изучению нового способом общения и систематизации знаний, формирование устойчивой мотивации к обучению.

Познавательные – структурируют знания по биологии, русскому языку, читают и слушают тексты разных стилей, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы по русскому языку, биологии.

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, удерживают цель деятельности до получения полного результата, осознают уровень и качество усвоения результата, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные – формируют навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной, коллективной работы, воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Оборудование, наглядность – компьютер, проектор, презентация, аудиозаписи, интерактивная игра чайнворд «Цветы», модели цветов гороха, тюльпана, картофеля, пшеницы, капусты.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

- Ребята! У нас с вами сегодня необычный урок, потому что вести его будут два учителя: учитель русского языка и учитель биологии.

Мы назвали наш урок обобщенно: «Как прекрасен этот мир!», а вот о каком мире пойдет речь, вы определите сами.

Звучит запись стихотворения Н. Рубцова «Зеленые цветы».

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить с вами на уроке? (о цветах).

- Но не просто о цветах. (Учитель биологии вводит в тему урока).

Учитель русского языка – Мы с вами, работая с текстами по биологии, определим роль имен прилагательных в текстах научного стиля.

  1. Актуализация опорных знаний.

Предлагаем послушать легенду.

Слайд 1. Читает учитель русского языка

Удивительный замок

На высоком холме стоит вишневый замок. Крепостная стена замка двухрядная. В первом ряду вокруг замка расположены пять зеленых зубцов, а во втором – пять больших белых стен. В центре замка стоит столб, а вокруг качаются на тонких ножках пушистые подушечки.

Учитель биологии:

- О каком замке идет речь? Назовите все части замка так, как они называются в биологии.

Учитель русского языка – Ребята, назовите все прилагательные из этого текста.

- Давайте проведем эксперимент: попробуем изъять все прилагательные из текста и прочитаем то, что у нас получится. Как изменился текст? (Стал безликим, неинтересным, а без некоторых и вовсе не обойтись).

Учитель биологии – Так как сегодня мы будем говорить о цветке, давайте повторим строение цветка.

Слайд 2. Строение цветка.

- Назовите отдельные части цветка. Какую они выполняют функцию?

Слайд 3. Текст №1

Если околоцветник состоит из чашечки и венчика, то он называется двойным. Иногда он не разделен. Такой околоцветник называется простой. В первую группу можно отнести цветы яблони, колокольчика, картофеля. Тюльпан, ландыш, береза – это вторая группа. Верба – это растение без околоцветника (цветки «голые»).

Учитель русского языка – Какого стиля этот текст? (научного).

- Из чего вы сделали такой вывод? (сообщение + объяснение, преобладание существительных, их 17).

- Так как сегодня мы говорим об употреблении прилагательных, то обратите внимание на те, которые использованы в тексте. Что вы можете сказать о них с лексической точки зрения? (двойной – однозначное, голый – многозначное).

- Почему слово голый заключено в кавычки? (употреблено в переносном значении).

-Как называются в русском языке и литературе такие слова? (эпитеты)

- Подберите синонимы к словам голый, простой. (Пустой, лысый, обнаженный, нагой; легкий, несложный, элементарный).

- Уместно ли будет заменить этими синонимами слова в нашем тексте? Почему? (это термины).

- Объясните постановку тире в последних предложениях.

Учитель биологии дает свое задание по тексту.

Слайд 4. Текст №2

Чашечка иногда состоит из отдельных лепестков, и ее называют раздельнолепестной (герань).У других растений чашелистики срастаются друг с другом, тогда чашечка называется сростнолистная (гвоздика, вьюн).

Учитель русского языка.

Назовите прилагательные. На какие две группы мы можем разделить эти прилагательные с точки зрения лексики? (термины и общеупотребительные). Чем нам могут быть интересны термины-прилагательные с точки зрения русского языка? (они однокоренные антонимы!).

- Разберите их по составу. Что вы заметили? (у них одна словообразовательная модель).

- Можем ли мы использовать эти прилагательные в повседневной речи? Почему? Можем ли мы подобрать к ним синонимы? Почему?

Учитель биологии дает свое задание по тексту.

Слайд 5. Текст №3.

Часто через цветки можно провести несколько плоскостей симметрии. Такие цветки называют правильные (актиноморфные). Их имеют лилии, огурцы. Но иногда можно провести только одну плоскость. Такие цветки – неправильные (зигоморфные) у гороха.

Учитель русского языка – С точки зрения лексики, чем являются выделенные прилагательные? (антонимами, они также однокоренные, но правильные – неправильные относятся к общеупотребительной лексике, а актиноморфные – зигоморфные – термины).

- Если вам нужно узнать значение такого термина, к каким источникам вы обратитесь?

- Такой словарь у нас есть. Давайте им воспользуемся.

Ученик выходит к доске и находит определение по специализированному словарю.

Учитель биологии дает свое задание по тексту

Учитель русского языка – Мы проработали с вами 3 текста научного стиля. Как бы мы их озаглавили? (Разновидности цветов).

  1. Проверка домашнего задания.

Учитель русского языка - На дом некоторые учащиеся получили задание, подготовить небольшие рассказы о цветах. Послушаем их.

Выступают ученики, готовившие индивидуальное задание.





Цветы – синоптики

Они могут предсказывать погоду, а точнее реагировать на дождь. Цветы закрываются, так как им вредит влага. Перед дождем закрывают свои бутоны календула, полевой вьюнок, белая кувшинка. Одуванчик тоже складывает свои шарики.



Цветочные часы

Многие растения закрывают цветы в определённое время. Например, цветок цикория после полудня смыкает свои лепестки, а к 15 ч полностью закрывается. Ровно к 18-19 ч белая кувшинка делает тоже самое, а рано утром снова раскрывает

В восемь – нежно, как снежинка,

Распускается кувшинка.

Ландыш майский (Convallaria majalis) сколько нежных улыбок вызывает этот цветок. А имён у него много, вот некоторые: ванник, гладыш, конваллия, заячьи ушки, язык лесной. Ландыш относится к семейству лилейных. Латинское название ландыша в дословном переводе означает «лилия долин, цветущая в мае».

Прекрасный весенний цветок, о его происхождении сложено множество поэтичных легенд. Старинное русское предание рассказывает о безнадежной любви водяной царевны Волховы к удалому Садко. Узнав о его верной любви к простой девушке Любаве, она вышла на берег, чтобы в последней раз послушать песни и игру на гуслях своего любимого. Долго ходила Волхова по лугам и опушкам, но Садко нигде не было. Как вдруг увидела она двоих среди стройных берез — это они, Садко и Любава. Заплакала с горя гордая царевна, горькие слезы покатились из ее синих, как море, глаз. Жемчужинами падали они в траву и превращались в ароматные серебристые цветы — символ верности, любви и нежности. Обездоленная горем, навсегда ушла Волхова в свое холодное подводное царство.

- Дома вы готовили и пословицы о цветах. Давайте их послушаем (каждый ученик зачитывает по одной).

IV. Рефлексия.

Учитель р.я. – Подводя итоги урока, мы предлагаем составить вам по два синквейна. Один – «биологический», другой – «литературный». 1-й – выберите один из терминов: тычинки, пестик, венчик, цветоложе, 2-й – выберите любое название цветка и посвятите ему синквейн.

Ученики зачитают свои работы.

  1. Выставление оценок и комментирование индивидуальных достижений и затруднений учащихся.

На партах учащихся лежат сигнальные карточки. Предлагаем им выбрать одну и сделать вывод одним предложением.

Слайд 6.

Я научился…

Меня удивило…

У меня получилось…

Я приобрел…

Я понял, что…

Сегодня я узнал…

Учащиеся, уходя, отдают карточки учителю.

  1. Домашнее задание:

По русскому языку (Слайд 7.)

Провести исследование со словами на выбор:

  1. Колокольчик;

  2. Ромашка;

  3. Василек.

  • Этимология названия;

  • Записать легенду о данном растении;

  • Записать понравившееся стихотворение, посвященное данному растению;

  • Записать песню, посвященную данному растению;

  • Составить синквейн.



По биологии: всем параграф 11, выполнить задания в рабочей тетради 44-46.

Творческое задание на выбор:

1. «Цветы – рекордсмены» - сообщение.

2. «Цветковые растения Красной книги Смоленской области» – сообщение.

3.Презентация «Цветы на пришкольном участке».

Литература:

1. А.А.Калинина, Универсальные поурочные разработки по биологии, Растения,бактерии, грибы, лишайники. К учебным комплектам В.В.Пасечника, И.Н.Пономарёвой, В.А.Корчагиной. Москва «Вако» 2007г

2. В.В.Пасечник. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В.Пасечник. – М.: Дрофа. 2013.- 207. (1) с.;

3. В.В.Пасечник. Рабочая тетрадь к учебнику Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Москва Дрофа. 2013;

4.Л.А.Попова, Открытые уроки, Природоведение. Биология 5-8 классы, Москва «Вако» 2010г.

5. М.м.Разумовская. Русский язык 6 класс

Учебник под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А.
М.: 2013 - 336с.









Приложение:





Техническая карта (Ф.И.)__________________________________


разминка

Текст 1

Текст 2

Текст3

Индивидуальное задание

Русский язык






Биология



















Набережная И.А., учитель биологии

Волосухина И.Я., учитель русского языка и литературы


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Набережная Ирина Алексеевна

Дата: 13.10.2015

Номер свидетельства: 239419


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства