Просмотр содержимого документа
«Игра "Лесная тропинка" : обобщающий урок экологии по теме "Биоценоз".»
Игра «Лесная тропинка»
Обобщающий урок экологии в 6 классе по теме «Биоценоз»
Цель: Повторить и закрепить знания по теме «Биоценоз», научиться применять полученные знания для решения познавательных задач.
Оборудование: карточки с заданиями, бумажные круги с буквами, из которых складывается слово «биоценоз».
Оформление доски: на доске изображена лесная тропинка, на которой кружками отмечены «остановки». «Остановок» 8, по количеству заданий. После выполнения заданий на знак «остановки» магнитом прикрепляется кружок с буквой. Таким образом, в конце игры на тропинке собирается всё слово «биоценоз».
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель: Ребята, мы с вами несколько уроков изучали тему «Биоценоз». Мы узнали что это такое, какие бывают биоценозы, какие взаимоотношения царят внутри биоценоза между организмами. Сегодня я предлагаю вам прогуляться по лесной тропинке. На этой тропинке мы будем делать остановки и применять наши знания по изученной теме для решения разных задач и ответов на вопросы. Предлагаю вам разделиться на 3 команды.
Учащиеся делятся на команды, каждая команда садится за свой стол, придумывает название команды.
Проведение игры.
Остановка №1 «Жители». Команды получают карточку с названием биоценоза (болото, море, хвойный лес). Задача учащихся назвать не менее 5 примеров обитателей данного биоценоза. Команда получает 1 балл за каждого названного обитателя.
Остановка №2. «Где чей дом?». На карточках написаны названия живых организмов, задача учащихся определить в каком биоценозе они обитают. За каждый правильный ответ 1 балл.
Остановка №3. «Цепочки». На карточках записаны цепи питания, в которых есть пропуски. Задача учащихся заполнить эти пропуски. 1 балл дается за каждую правильно восстановленную цепочку.
Карточка для команды №1:
морковь --˃ …… --˃ лисица --˃ ……
……. --˃ гусеница --˃ …… --˃ бактерии
ягоды --˃ мышь --˃ ……. --˃ …….
Карточка для команды №2:
желуди --˃ ……. --˃ волк --˃ …….
планктон --˃ рыба --˃ ……. --˃ …….
зерно --˃ ……. --˃ ……. --˃ бактерии
Карточка для команды №3:
водоросли --˃ ……. --˃ белый медведь --˃ …….
комары --˃ ……. --˃ ……. --˃ бактерии
капуста --˃ ……. --˃ ……. --˃ …….
Остановка №4. «Ням–ням». Используя организмы, записанные на карточках составить самостоятельно 2 пищевые цепочки. (Не обязательно использовать абсолютно все приведенные организмы, но нельзя добавлять какие-либо свои). Количество звеньев в цепочке не ограничено. 1 балл за каждую цепочку.
Организмы для команды №1: мышь, ястреб, заяц, трава, бактерии, ягоды, лисица, ёж, дождевой червь, пшеница.
Организмы для команды №2: акула, желуди, бактерии, кабан, рыба, волк, планктон, белка, водоросли, грибы.
Организмы для команды №3: лягушка, бактерии, медведь, комар, лисица, малина, цапля, утка, дождевой червь, водоросли.
Остановка №5. «Эко-портрет». Командам нужно описать экологическую нишу живого организма (филин, мышь, медведь) по плану:
В каком биоценозе обитает?
Где устраивает жилище?
Чем питается?
В какое время суток добывает пищу?
За каждый верно описанный пункт плана 1 балл.
Остановка №6. «Вопросик». Командам предлагается ответить на вопрос. Время на обсуждение ответа 1 минута. Если ответ верный и полный - 2 балла. Если есть неточности – 1 балл.
Вопрос команде №1: Каким образом птицам разных видов, охотящимся на насекомых на одном дереве, удается не мешать друг другу? (Охотятся на разных ярусах дерева или в разное время суток).
Вопрос команде №2: В чем главное отличие биоценоза леса от биоценоза парка? (Лес – это естественный биоценоз, а парк – искусственный).
Вопрос команде №3: Приносят ли хищники, например, волки, какую – либо пользу биоценозу? (Регулируют численность травоядных животных, уничтожают больных, не давая распространиться болезни).
Остановка №7.«Искусственные биоценозы». Командам даны названия искусственных биоценозов (огород, сад, теплица). Задача учащихся назвать по 3 примера организмов, искусственно поселенных в этом биоценозе и 3 примера организмов, естественно живущих в нем. 1 балл за каждый правильный пример.
Остановка №8. «Человек и природа». Командам даны названия биоценозов (лес, озеро, море). Необходимо привести по 2 примера положительного и 2 примера отрицательного влияния человека на этот биоценоз. 1 балл за каждый пример.
Подведение итогов.
Учитель: Вот мы и прошли по нашей тропинке и составили слово «биоценоз». А теперь давайте подведем итоги вашей командной работы.