kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Головной мозг.Строение и функции.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе этого урока мы ознакомимся со строением и функционированием головного мозга.А также с некоторыми заболеваниями головного мозга.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Головной мозг.Строение и функции.»

Тема: Нерв­ная и эн­до­крин­ная си­сте­мы

Урок: Го­лов­ной мозг: стро­е­ние и функ­ции

 Общие сведения о головном мозге

Мозг че­ло­ве­ка пол­но­стью до сих пор не изу­чен. Го­лов­ной мозг рас­по­ло­жен в че­реп­ной ко­роб­ке че­ло­ве­ка и за­ни­ма­ет при­мер­но 80% ее объ­е­ма.

Рис. 1.

Он, как и спин­ной мозг, за­щи­щен 3 обо­лоч­ка­ми, между ко­то­ры­ми на­хо­дит­ся жид­кость. Внут­ри го­лов­но­го мозга есть несколь­ко по­ло­стей – же­лу­доч­ков. От него от­хо­дит 12 пар че­реп­но-моз­го­вых нер­вов, ин­нер­ви­ру­ю­щих раз­ные от­де­лы на­ше­го тела.

Рис. 2.

Масса мозга муж­чи­ны несколь­ко боль­ше массы мозга жен­щи­ны. Это свя­за­но с тем, что вес муж­чи­ны боль­ше, чем вес жен­щи­ны, а масса го­лов­но­го мозга со­став­ля­ет 2% от всей массы тела. Но при этом 25% всей энер­гии на­ше­го ор­га­низ­ма по­треб­ля­ет­ся имен­но моз­гом.

За­ви­си­мо­сти между раз­ме­ром мозга и ум­ствен­ным раз­ви­ти­ем нет.

Рис. 3.

Ныне самый лег­кий мозг в мире, у аб­со­лют­но здо­ро­во­го че­ло­ве­ка, весит 1,1 кг, а самый тя­же­лый – 2,85 кг,  у че­ло­ве­ка боль­но­го иди­о­ти­ей.

Ум­ствен­ное раз­ви­тие за­ви­сит от того, какое ко­ли­че­ство свя­зей со­зда­ет го­лов­ной мозг.

Го­лов­ной мозг со­сто­ит из 5 от­де­лов.

Рис. 4. (Ис­точ­ник) 

 Продолговатый мозг

Про­дол­го­ва­тый мозг – это про­дол­же­ние спин­но­го мозга и у них много об­ще­го в стро­е­нии и функ­ци­ях. Но серое ве­ще­ство со­сре­до­то­че­но в виде ядер, так что ха­рак­тер­ная для спин­но­го мозга струк­ту­ра в виде ба­боч­ки здесь на­ру­ша­ет­ся. Он вы­пол­ня­ет про­вод­ни­ко­вую функ­цию и от­ве­ча­ет за боль­шое ко­ли­че­ство ре­флек­сов (чи­ха­ние, ка­шель). В про­дол­го­ва­том мозге рас­по­ло­же­ны цен­тры пи­ще­ва­ре­ния, ды­ха­ния. Гло­та­ние яв­ля­ет­ся ре­флек­сом, ко­то­рый осу­ществ­ля­ет­ся при по­па­да­нии пред­ме­та на ко­рень языка. По­это­му ма­лень­ким детям нель­зя да­вать мел­кие пред­ме­ты, так как они могут их про­гло­тить.

 Мост

Мост. В первую оче­редь, обес­пе­чи­ва­ет про­вод­ни­ко­вую функ­цию.

 Средний мозг

Сред­ний мозг. Там вы­де­ля­ют скоп­ле­ние ядер – бугры чет­ве­ро­хол­мия. Они от­ве­ча­ют за пер­вич­ную об­ра­бот­ку зри­тель­ной и слу­хо­вой ин­фор­ма­ции. Сред­ний мозг от­ве­ча­ет за, так на­зы­ва­е­мое, скры­тое зре­ние, когда че­ло­век видит пред­мет, но не об­ра­ща­ет на него вни­ма­ния. Также там рас­по­ло­же­ны цен­тры ори­ен­ти­ро­воч­но­го ре­флек­са (че­ло­век по­во­ра­чи­ва­ет­ся  к ис­точ­ни­ку резко воз­ник­ше­го шума).

 Промежуточный мозг

Про­ме­жу­точ­ный мозг со­сто­ит из та­ла­му­са и ги­по­та­ла­му­са. Под ги­по­та­ла­му­сом на­хо­дит­ся же­ле­за внут­рен­ней сек­ре­ции – ги­по­физ. В ги­по­та­ла­му­се фор­ми­ру­ет­ся пи­ще­вое, пи­тье­вое по­ве­де­ние. Он ре­гу­ли­ру­ет сон и бодр­ство­ва­ние и под­дер­жи­ва­ет по­сто­ян­ство внут­рен­ней среды ор­га­низ­ма.

Рис. 5.

 Мозжечок

Моз­же­чок рас­по­ло­жен сбоку от моста и про­дол­го­ва­то­го мозга. Он раз­де­лен на 2 по­лу­ша­рия и по­крыт тон­кой корой се­ро­го ве­ще­ства. Имеет бо­роз­ды, ко­то­рые уве­ли­чи­ва­ют его пло­щадь по­верх­но­сти. Моз­же­чок от­ве­ча­ет за ко­ор­ди­на­цию дви­же­ний. При на­ру­ше­нии функ­ции моз­жеч­ка че­ло­век те­ря­ет ко­ор­ди­на­цию. Это может про­ис­хо­дить при ал­ко­голь­ном опья­не­нии.

Рис. 6.

 Большие полушария

Боль­шие по­лу­ша­рия. Они об­ра­зо­ва­ны скоп­ле­ни­ем бе­ло­го ве­ще­ства внут­ри се­ро­го и по­кры­ты моз­го­вым пла­щом – корой боль­ших по­лу­ша­рий. Боль­шие по­лу­ша­рия за­ни­ма­ют 80% от всего го­лов­но­го мозга. За счет бо­розд и из­ви­лин уве­ли­чи­ва­ет­ся пло­щадь КБП. В КБП со­дер­жит­ся от 12 до 18 млрд. нерв­ных кле­ток.

Имен­но боль­шие по­лу­ша­рия и КБП от­ве­ча­ют за те функ­ции, ко­то­рые наи­бо­лее раз­ви­ты у че­ло­ве­ка.

Рис. 7.

Три бо­роз­ды делят КБП на зоны: цен­траль­ная бо­роз­да, бо­ко­вая, и те­мен­но-за­ты­лоч­ная.

Рис. 8.

Эти доли от­ве­ча­ют за вос­при­я­тие тех или иных ощу­ще­ний. Рас­пре­де­ле­ние вы­гля­дит сле­ду­ю­щим об­ра­зом:

В за­ты­лоч­ной доле рас­по­ло­жен центр зри­тель­но­го ана­ли­за­то­ра, на на­руж­ной по­верх­но­сти ви­соч­ной доли  - центр слу­хо­во­го ана­ли­за­то­ра.

Рис. 9.

На внут­рен­ней части ви­соч­ной доли рас­по­ло­жен центр вку­со­во­го ана­ли­за­то­ра.

Рис. 10.

Рядом с те­мен­ной бо­роз­дой рас­по­ло­жен центр, от­ве­ча­ю­щий за кож­но-мы­шеч­ное чув­ство и ося­за­ние.

Рис. 11.

Пер­вое время счи­та­ли, что лоб­ные доли нужны для того, чтоб го­лов­ной мозг не сту­чал об череп. Затем вы­яс­ни­ли, что очаги неко­то­рых пси­хи­че­ских за­бо­ле­ва­ний (ши­зо­фре­нии) ло­ка­ли­зо­ва­ны в лоб­ных долях. И пы­та­лись ле­чить пси­хи­че­ские бо­лез­ни ло­бо­то­ми­ей – уда­ле­ние лоб­ных долей. 

Как сей­час из­вест­но, в лоб­ной доле на­хо­дят­ся цен­тры, от­ве­ча­ю­щие за обу­че­ние, па­мять и мыш­ле­ние. Здесь ана­ли­зи­ру­ет­ся ин­фор­ма­ция от всех осталь­ных долей. При трав­мах лоб­ных долей че­ло­век те­ря­ет спо­соб­ность к обу­че­нию.

Левое по­лу­ша­рие го­лов­но­го мозга вос­при­ни­ма­ет ин­фор­ма­цию, ко­то­рая по­сту­па­ет по­сте­пен­но (речь). Пра­вое по­лу­ша­рие со­зда­ет мгно­вен­ные об­ра­зы, в нем хра­нят­ся ин­ди­ви­ду­аль­ные об­ра­зы.

У пред­ста­ви­те­лей раз­ных полов есть опре­де­лен­ные раз­ли­чия в ра­бо­те го­лов­но­го мозга:

Рис. 12.

Ра­бо­та го­лов­но­го мозга за­ви­сит от его кро­во­снаб­же­ния. С воз­рас­том в ре­зуль­та­те ку­ре­ния, нера­ци­о­наль­но­го пи­та­ния со­су­ды го­лов­но­го мозга те­ря­ют свою эла­стич­ность, ста­но­вят­ся более уз­ки­ми. В ре­зуль­та­те воз­ни­ка­ют за­бо­ле­ва­ния, на­ру­ша­ю­щие ра­бо­ту го­лов­но­го мозга. Самым тя­же­лым яв­ля­ет­ся ин­сульт – это мгно­вен­ное кро­во­из­ли­я­ние в ка­кой-ли­бо об­ла­сти го­лов­но­го мозга.

Часто встре­ча­ют­ся также со­тря­се­ние мозга и ушиб мозга. Таким трав­мам чаще всего под­вер­же­ны под­рост­ки.

 

Спи­сок ре­ко­мен­до­ван­ной ли­те­ра­ту­ры

1. Ко­ле­сов Д.В., Маш Р.Д., Бе­ля­ев И.Н. Био­ло­гия 8 М.:Дрофа

2. Па­сеч­ник В.В., Ка­мен­ский А.А., Шве­цов Г.Г. / Под ред. Па­сеч­ни­ка В.В. Био­ло­гия 8   М.:Дрофа.

3. Дра­го­милов А.Г., Маш Р.Д. Био­ло­гия 8 М.: ВЕН­ТА­НА-ГРАФ

 

 

Ре­ко­мен­до­ван­ное до­маш­нее за­да­ние

1. Ко­ле­сов Д.В., Маш Р.Д., Бе­ля­ев И.Н. Био­ло­гия 8 М.: Дрофа – с. 230, за­да­ния и во­прос 1,2,4,5. с 234, за­да­ния и во­прос 1,2,3.

2. Какие функ­ции лоб­ной доли КБП?

3. Опи­ше­те стро­е­ние и функ­ции моз­жеч­ка.

4. Под­го­товь­те неболь­шое со­об­ще­ние об одном из за­бо­ле­ва­ний мозга на Ваш выбор.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Головной мозг.Строение и функции.

Автор: Олесницкая Галина Анатольевна

Дата: 28.03.2017

Номер свидетельства: 404194


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства