Формирование понятий “бинокулярное зрение”, “аккомодация глаза”, “близорукость, дальнозоркость”.
Обеспечение в ходе урока повторение законов геометрической оптики.
Формирование умений решать творческие задачи с элементами изобретений.
Воспитательные.
Содействие в ходе урока формированию идеи познаваемости мира.
Обращение внимания на гигиену зрения и указание элементарных мер предосторожности по сохранению хорошего зрения.
Продолжение формирования политехнических умений: выполнение измерений, пользование таблицами, проведение простых экспериментов.
Развивающие.
Приобщение к процессу рационализаторства и изобретательства, дальнейшее формирование приемов логической деятельности.
Отработка элементов дедуктивного метода познания. Развитие эмоций учащихся путем создания в ходе урока состояния удивления, занимательности, парадоксальности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«глаз.особенности зрения человека»
Интегрированный урок по физике и биологии. "Глаз. Особенности зрения человека"
Цели урока:
Образовательные
Формирование понятий “бинокулярное зрение”, “аккомодация глаза”, “близорукость, дальнозоркость”.
Обеспечение в ходе урока повторение законов геометрической оптики.
Формирование умений решать творческие задачи с элементами изобретений.
Воспитательные.
Содействие в ходе урока формированию идеи познаваемости мира.
Обращение внимания на гигиену зрения и указание элементарных мер предосторожности по сохранению хорошего зрения.
Продолжение формирования политехнических умений: выполнение измерений, пользование таблицами, проведение простых экспериментов.
Развивающие.
Приобщение к процессу рационализаторства и изобретательства, дальнейшее формирование приемов логической деятельности.
Отработка элементов дедуктивного метода познания. Развитие эмоций учащихся путем создания в ходе урока состояния удивления, занимательности, парадоксальности.
Тип урока: комбинированный урок.
Форма урока: интегрированный урок биологии и физики с использованием компьютера и интерактивной доски.
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, видеофильм “Зрение”, раздаточный материал.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, групповой.
Межпредметные связи: литература, история
ПЛАН УРОКА.
1.ВВЕДЕНИЕ.
Организационный этап
Повторение и актуализация знаний.
Значение зрения для человека.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Строение глаза.
Свето - и цветочувствительные элементы глаза.
Обнаружение слепого пятна.
Аккомодация глаза.
Бинокулярное зрение.
Близорукость и дальнозоркость.
Зрительные иллюзии.
Цветное зрение.
3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.
- Интеллектуальные задания.
4. ИТОГИ УРОКА.
Глазная гимнастика.
Гигиена глаза.
Задание на дом.
1.ВВЕДЕНИЕ.
Преподаватель физики. Здравствуйте, ребята, садитесь на свои места. Настроение хорошее? К уроку все готовы? Тогда начинаем работу. Сегодня у вас необычный урок. Проведем урок вместе с учителем биологии Еленой Анатольевной.
Сегодня мы предоставляем право вам самим оценить свои знания на уроке, используя рейтинговую систему. Критерии оценивания вы можете увидеть в рейтинговом листе. (Приложение №1)
1.Класс разбивается на группы по 6 человек. Повторение и актуализация знаний проводятся в занимательной форме: учащимся предлагается отгадать кроссворд и ответить на несколько вопросов, связанных с входящими в него словами.(слайд 1)
1. Геометрическая фигура из двух лучей с общим началом. 2. Изменение направления распространения света при его прохождении через границу раздела двух сред.
3. Изменение направления распространения света при попадании на зеркальную поверхность. 4. Одно из органов чувств.
Преподаватель физики. Если ответы даны верно, то в выделенном столбце вы прочитаете слово — объект нашего пристального внимания на сегодняшнем уроке. Итак, на разгадывание кроссворда - 3 мин. Кто быстрее? (Глаз.)
А теперь вспомним: когда при изучении световых явлений мы познакомились с указанными в кроссворде понятиями?
Учащиеся. ...Закон отражения и преломления. (Формулируют закон, приводят примеры его практического применения.)
...Закон отражения (формулируют).
...Зрение помогает нам воспринимать окружающий мир во всей его красе.
Преподаватель физики. Итак, объект нашего внимания сегодня - глаз. Запишите тему нашего урока "Глаз. Особенности зрения человека" (слайд 2). (Слайд 3)Древний мыслитель Анаксагор изрек: «Зрение есть явление невидимого». Как бы вы истолковали это?
Учащиеся. Невидимое становится реальностью с помощью зрения.
Преподаватель физики. (слайд 4) Античный философ Гераклит Эфесский заметил, что «глаза – более точные свидетели, чем уши». 90% всей информации люди получают через глаза. Долгое время считалось, что глаза испускают особые лучи, и таким образом человек видит. Развеял этот миф знаменитый Абу Али ибн Сина. Великий врач первым пришел к выводу, что человеческий глаз всего лишь улавливает отраженные предметами лучи солнца или осветительных приборов. А немецкий ученый Герман Гельмгольц установил, что глаз подобен фотоаппарату: изображение на сетчатке получится перевёрнутым и уменьшенным.
Вводное слово учителя биологии.(слайд 5)
Яйцо и цыплёнок.
Был белый дом, чудесный дом,
Тепло, уютно было в нем.
Вдруг дом разбился, и оттуда
Смешное вылупилось чудо,
Такое мягкое, родное, пушистое и золотое.
А где же мама? Глядь по сторонам,
Здесь нет… Там нет. А может быть вон там?
Наверно, нужно бы пойти и посмотреть,
Ведь скучно одному вот здесь сидеть.
Увидев небо, он воскликнул: «Ой!»
А синий ведь красивый цвет, какой!»
А под ногами море изумруда,
Но только здесь оно откуда?
Он, изумруд потрогал осторожно,
Подумал: «Нет, такое невозможно!»
Ведь изумруд тот был мягчайший, словно пух.
Он прыгнул на траву и крикнул: «Ух!»
Птичье слышалось повсюду пенье
И чьё-то из травы шипенье.
Ветер листьями шумел.
Шмель большой к цветку летел.
А запахи, что не найти слова,
От их количества кружилась голова.
Цветок прекрасный он заметил
И меда аромат отметил.
Заметил дальше червячка движенье,
Поймал его в одно мгновенье.
Но вот услышал: «Где ты? Где?
Беги скорей навстречу мне
Учитель биологии: Прослушав это стихотворение, давайте ответим на вопросы: (слайды 6-7)
1) Какие анализаторы позволили цыплёнку получить ощущения?
2) Что называется анализатором? Чем он отличается от органа чувств?
(слайд 8) XXI век - это век компьютеров, цифрового телевидения и мобильных телефонов. Очень важно в наше время иметь хорошее зрение и что не менее важно сохранить его до глубокой старости. Вот об этом мы сегодня и поговорим на уроке.Строение органа зрения, процессы зрительного восприятия, гигиена зрения изучаются на уроках биологии и физики, но более углублённое и научное представление можно получить, если провести интеграцию этих двух предметов.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Преподаватель физики: Строение и процессы, происходящие в органах зрения, всегда интересовали людей. Медленно, но настойчиво раскрывали учёные тайны одного из самых совершенных оптических инструментов природы – человеческого глаза.
Преподаватель биологии. (слайд 9)Человеческий глаз представляет собой замкнутый объём примерно сферической формы. Диаметр среднего глаза человека составляет примерно 23- 25 мм. Среднее расстояние от хрусталика до сетчатки 18,3 мм.
Глаз окружён прозрачной твёрдой оболочкой белого цвета – склерой, которая защищает глаз от повреждений. Передняя часть склеры переходит в прозрачную оболочку – роговицу толщиной 0,5 мм. За роговицей внутри склеры расположены передняя глазная камера, хрусталик, задняя глазная камера.
Учащийся читает стихотворение.
Лишь стемнеет – наш зрачок
Станет сразу же широк,
Коль светло – зрачок поуже,
Чтобы видел глаз не хуже.
А за радужкой лежит
Маленький хрусталик,
Он такой имеет вид,
Как стеклянный шарик.
Изнутри весь этот дом
Выстлан, будто бы ковром,
Оболочкой гладкой –
Тоненькой сетчаткой.
Что же в домике внутри?
На картинку посмотри –
В домике невидное
Тело стекловидное,
Оно прозрачно, как алмаз.
Ну а как же видит глаз?
Отразится лучик света
От какого-то предмета,
Упадет на роговицу,
Миг – и дальше устремится.
И сквозь дырочку-зрачок
Проберётся в глаз-домок.
Дальше следуя порядку
Попадет на сетчатку.
Круглый дом с одним окном,
Плотно он закрыт кругом,
Ни крыльца, ни двери нету,
Путь теперь окончен свету?
Нет, от глаза нерв идет
В мозг сигнал передает,
После этого тотчас
Всё вокруг увидит глаз.
Да глаза нужны! Глаза важны!
Преподаватель физики. А теперь разберем строение глаза с точки зрения оптики. (слайд 10)
Хрусталик глаза человека представляет собой двояковыпуклую линзу и обладает большой светопреломляющей способностью. Ось хрусталика совпадает с осью глазного яблока. (слайд 11)Вещество, из которого состоит хрусталик бесцветное, прозрачное, плотное, сосудов и нервов не содержит, коэффициент преломления n=1.43.
Свет, преломляясь в оптической системе глаза, которую образуют роговица, хрусталик и стекловидное тело, даёт изображение на сетчатке
Средняя оптическая сила глаза составляет +59 диоптрий. Поскольку фокусное расстояние у такой линзы очень маленькое (17мм), то все наблюдаемые нами объекты располагаются за двойным фокусным расстоянием. Значит, изображение на сетчатке глаза получается уменьшенным, действительным и перевёрнутым.
Первым, кто это доказал, построив ход лучей в оптической системе глаза, был И. Кеплер.
В своё время английский поэт Уильям Блейк верно подметил: (слайд 12)
Посредством глаза, а не глазом
Смотреть на мир умеет разум.
А вот почему мы видим прямое изображение, а неперевёрнутое вам объяснит Елена Анатольевна (преподаватель биологии)
Преподаватель биологии.
Мы видим изображение предмета прямое и в реальных размерах. Почему?
Это происходит потому, что наряду со зрительными образами в мозг поступают нервные импульсы от глазных мышц. Глазные мышцы работают непрерывно, как бы описывают предмет, а эти движения фиксируются головным мозгом. Световая энергия трансформируется в нервное возбуждение, которое доходит до коры больших полушарий и там анализируется. Можно сказать, что видит мозг, а не глаз. Зрение – это корковый процесс, и он зависит от информации, поступающей от глаза в зрительные центры мозга.
Преподаватель физики.
Почему предметы мы видим объемными?
Учащиеся сразу отвечают: потому, что мы видим двумя глазами.
(слайд 13)Бинокулярность. Наличие двух глаз позволяет сделать наше зрение стереоскопичным (то есть формировать трехмерное изображение). Правая сторона сетчатки каждого глаза передает через зрительный нерв "правую часть" изображения в правую сторону головного мозга, аналогично действует левая сторона сетчатки. Затем две части изображения - правую и левую - головной мозг соединяет воедино.
Объемное восприятие окружающего позволяет измерять расстояние на глаз – чем больше угол между лучами, идущими в правый и левый зрачки, тем предмет ближе.
(слайд 14)Лабораторная работа 1. Определение слепого пятна
Цель: определить слепое пятно в сетчатке.
В повседневной жизни мы не замечаем ещё одного странного свойства нашего зрения,– не видеть предметы, находящиеся сбоку глаз, хотя свет от них входит в глаз и достигает сетчатки. Следовательно, на сетчатке обоих глаз есть определённое место, на котором нет светочувствительных клеток. Оно расположено в месте входа зрительного нерва в глазное яблоко, недалеко от жёлтого пятна. Его называют слепым пятном. Диаметр его 1,8 мм. Убедиться в его существовании можно с помощью простого теста.
Прикройте рукой левый глаз и поместите рисунок на расстоянии 15 см от глаз. Смотрите правым глазом на крестик и медленно приближайте и удаляйте рисунок до тех пор, пока один из трех кружков не будет виден.
Чем объяснить это явление? (слайд 15)Место выхода зрительного нерва из глазного яблока – слепое пятно, на котором нет светочувствительных клеток, а следовательно, изображение, попадающее на эту часть сетчатки мы не видим.
(слайд 16)Лабораторная работа №2
Цель: пронаблюдать неодинаковое видение одного предмета отдельно правым и левым глазом.
Ход работы. Рассмотреть карандаш отдельно правым и левым глазом. Что вы наблюдаете?
Вывод. Изображения различные.
Преподаватель физики.
Наше сознание совмещает оба впечатления в один рефлекторный образ.
Теперь давайте попытаемся выяснить, преимущества зрения двумя глазами?!
(слайд 17) 1.Встаньте, разведите руки в стороны до тех пор, пока они будут видны при взгляде вперед.
Угол между руками – угол поля зрения.
Закройте левый глаз, левая рука не видна, поверните левую руку вперед, пока она не станет видна.
Угол между руками – поле зрения правого глаза.
Аналогично, правый глаз закройте.
Вывод: При видении двумя глазами увеличивается поле зрения.(уч-ся записывают)
(слайд 18) 2.Закройте левый глаз, посмотрите на демонстрационный стол, на нем лежат линейки. Какая расположена ближе?
Затем посмотрите левым глазом. После посмотрите двумя глазами. В каком случае мы более точно можем определить расположение линеек?
Вывод: При видении двумя глазами мы можем различать какой предмет находится ближе, какой дальше. (уч-ся записывают)
(слайд 19) 3.Посмотрите на яблоко левым глазом, затем правым и, наконец, двумя глазами.
Вывод: При видении двумя глазами мы видим предметы объёмными, а не плоскими.(уч-ся записывают)
Следует отметить, расстояние лучшего зрения 25 см.
Чтобы увидеть объемное изображение, нужно научиться управлять глазами: заставить каждый глаз смотреть на свою картинку. Обратимся к карточке 1. (Пронумерованные карточки лежат на каждом столе чистой стороной вверх. Карточек под одним и тем же номером столько, сколько учащихся в группе.)
Карточка 1 (слайд 20)
Карточка 2
Несколько секунд не сводите глаз с промежутка между кружками – оба кружка сольются в один. Держакартинку перед глазами, сделайте усилие, словно хотите рассмотреть предмет, расположенный далее, позади картинки. Скоро вы увидите не два, а четыре кружка. Кружки «раздвоятся». Затем крайние кружки «отплывут» далеко, а внутренние сблизятся и сольются.
Повторите то же самое с парой рисунков на карточке 2. Четыре геометрических тела при слиянии изображений кажутся парящими в пространстве.
А так ли уникален наш глаз как оптическая система?
Учащиеся. Нет. Система линз в современных фотоаппаратах дают изображение значительно более высокого качества.
Преподаватель биологии. Четкое восприятие окружающего мира осуществляется без участия сознания, путем изменения кривизны хрусталика – рефлекторно.
Как формируется изображение на сетчатке? (слайд 21)
Рецепторы сетчатки – клетки в форме колбочек и палочек. Колбочки обладают меньшей светочувствительностью, чем палочки. Перед палочками и колбочками располагаются нервные клетки, которые воспринимают и обрабатывают информацию, полученную от зрительных рецепторов.
Преподаватель физики. (слайд 22) Рассмотрим ход лучей через оптическую систему глаза. Преподаватель обращает внимание, что изображение получено на сетчатке глаза. Предлагает учащимся описать изображение: действительное, уменьшенное, обратное.
Вывод. Можно назвать глаз - “живой фотоаппарат”(слайд 23). (Вопрос классу: почему?)
Как вы думаете, ребята, зависит ли зрение человека от цвета радужной оболочки? (слайд 24)
Оказывается, цвет влияет на свойства глаз. У голубоглазых роговица вдвое чувствительнее, чем у кареглазых, и в четыре раза – чем у черноглазых. Серые глаза – самые зоркие: среди спортсменов снайперов их большинство. Кроме того, тот цвет радужки, который человеку дала природа, обеспечивает ему оптимальные условия для зрения. Поэтому вредно долго пользоваться цветными контактными линзами.
Посмотрите друг другу в глаза, у каждого свой цвет.
Учащиеся читают стихотворение(слайд 25)
Редьярд Киплинг
Серые глаза – рассвет, Карие глаза – песок,
Пароходная сирена, Осень, волчья степь, охота,
Дождь, разлука, серый след Скачка вся на волосок
За винтом бегущей пены. От паденья и полета.
Черные глаза – жара, Нет, я не судья для них,
В море сонных звезд скольженье Просто без суждений вздорных
И у борта до утра Я четырежды должник
Поцелуев отраженье. Синих, серых, карих, черных.
Синие глаза – луна, Как четыре стороны
Вальса белое молчанье, Одного того же света
Ежедневная стена Я люблю – в том нет вины –
Неизбежного прощанья. Все четыре этих цвета.
Перевод К. Симонов
Преподаватель биологии (слайд 26)
Знаете ли вы?
Цвет глаз передается по наследству, но на протяжении жизни меняется: у новорожденных глаза светлые, серо-голубые, а с возрастом приобретают заданный генами цвет, у стариков вновь светлеют, «выцветают».
Человек моргает один - два раза каждые 10 секунд. Каждое моргание длится треть секунды. Это значит, что за 12-часовой день вы тратите на моргание 25 минут. Новорожденные младенцы вообще не моргают и начинают это делать примерно с 6 месяцев.
Человеческий глаз различает до 10 миллионов цветовых оттенков! Однако люди, в отличие от насекомых, не видят ультрафиолетового излучения.
Преподаватель физики: Со строением глаза, цветом глаз и особенностями зрения разобрались. Теперь давайте разберемся с недостатками зрения.
(слайд 27)При близорукости изображение приходится не на определенную область сетчатки, а расположено в плоскости перед ней. Поэтому оно воспринимается нами как нечеткое.(слайд 28)
(слайды 29-30) При дальнозоркости изображение приходится не на определенную область сетчатки, а расположено в плоскости за ней. Что и приводит к нечеткости изображения. Различают врожденную и возрастную дальнозоркость. (слайд 31) Близорукость и дальнозоркость можно обнаружить при определении остроты зрения в кабинете офтальмолога по особым таблицам. В Древнем Риме таких таблиц не было, и остроту зрения проверяли по созвездию Большой Медведицы. При достаточно высокой остроте зрения можно увидеть рядом со звездой Мицар (вторая слева в ручке ковша) слабенькую вторую звёздочку Алькор. По этой звезде древние римляне проверяли остроту зрения у воинов. Очень большую остроту зрения имеют жители степей и пустынь.
(слайд 32)С возрастом, в основном из-за уплотнения хрусталика, теряющего способность достаточно сжиматься, ближняя точка ясного видения удаляется от глаза. Это явление называется старческая дальнозоркость.
Вогнутые линзы корректируют близорукость, выпрямляя световые лучи так, чтобы они фокусировались точно на сетчатке.
Оптическую систему дальнозоркого глаза нужно наоборот усилить. Для этого используют собирающую линзу.
Единица измерения преломляющей силы линз - диоптрия.. Линзы для близоруких – с отрицательной диоптрией, дальнозорких – положительной.
Преподаватель биологии: Эволюция органов зрения в животном мире
Процесс восприятия света связан, прежде всего, с поглощением хотя бы некоторой части его энергии. Поэтому необходимым элементом глаза является пигмент: совершенно прозрачный глаз видеть не может. Самые элементарные органы зрения встречаются у самых низкоорганизованных животных и представляют собой простые пигментные пятнышки на поверхности тела, часто совершенно прозрачного.
(слайд 33)Органы многоклеточных животных (кроме губок) обеспечивают восприятие световых раздражителей. Простые органы зрения (например, у дождевых червей) состоят из светочувствительных клеток без пигмента, рассеянных среди эпителиальных клеток наружного покрова. Они воспринимают лишь изменения в интенсивности освещения. (слайд 34)У некоторых медуз и плоских червей разрозненные светочувствительные клетки сконцентрировались в глазные пятна (стигмы). Дальнейшее усложнение органов зрения у моллюсков привело к углублению глазного пятна в глазной бокал и образованию пузырька (стекловидного тела). (слайд 35)Эволюция органов зрения у насекомых, ракообразных и некоторых других беспозвоночных пошла по пути формирования фасеточных глаз. В отличие от глаз камерного типа здесь нет единой сетчатки, рецепторы собраны в маленькие группы (ретинулы), каждая из которых обслуживается отдельным диоптрическим аппаратом. Понятия аккомодации, близорукости или дальнозоркости не приложимы к фасеточному глазу. (слайд 36)Большинство членистоногих имеют много глаз, ориентированных по всем направлениям. Каждый такой глаз имеет форму очень узкой и глубокой воронки. (слайд 37) У рыб глаза отличаются плоской роговицей и шарообразным хрусталиком.
Аккомодация глаза у рыб достигается перемещением хрусталика.
(слайд 38)Птицы обладают острым зрением. У грифов, орлов глазное яблоко удлиненной формы. Глаза высокоорганизованных животных подобны глазу человека, только некоторые животные могут ими вращать, например хамелеон. В других случаях, например у зайца, они расположены по бокам головы, что дает обзор свыше 180°.
Преподаватель физики.Цветоощущение.(слайд 39)
Насколько многокрасочен мир, настолько многообразны наши ощущения. Цвета определяются характером световых волн. Все краски слагаются из 3 цветов: красного, зеленого, голубого. Их смешивание дает все остальные.
Трехсоставную теорию цветного зрения впервые высказал в 1756 году Ломоносов, когда писал о «трех материях дна ока». Сто лет спустя ее развил немецкий ученый Гельмгольц.
В сетчатке есть 3 разных элемента, чувствительных соответственно к каждому из трех основных цветов. Равномерное раздражение всех элементов вызывает ощущение белого цвета. Если в сетчатке глаза выпадает или ослаблено восприятие одного из 3 основных цветов, то человек не воспринимает какой-то цвет.
(слайд 40)Редко встречается полная цветовая слепота. Чаще встречаются люди, неспособные отличить красный цвет от зеленого. Эти цвета они воспринимают как серые. Такой недостаток зрения назван дальтонизмом, по имени английского ученого Дальтона, который сам страдал таким расстройством цветного зрения и впервые описал его, обнаружив в возрасте 26 лет, что плохо различает по цвету красные ягоды от зеленой травы.
Дальтонизм неизлечим. Он передается по наследству или возникает после некоторых глазных и нервных болезней
Дальтоников не допускают к вождению транспорта. Очень важно хорошее цветоощущение для моряков, летчиков, химиков, художников.
Преподаватель физики. (слайд 42)Возьмите в руки карточку под номером 3. Что вы видите на рисунке?
Учащиеся. ...Лестницу.
...Нишу в стене.
...Полоску бумаги, сложенную в гармошку.
Преподаватель физики. Почему рисунок один, а видят на нем все разное? Кто из вас прав? Почему? (Путем рассуждений приходим к выводу, что каждый увидел то, о чем бессознательно рассуждал.)
«Мы смотрим не глазами, а мозгом», - говорят физиологи. Это первая отправная точка для построения сегодняшних исследований. Чтобы убедиться в этом, можно рассмотреть две картинки - карточки 4 и 5.
Как расположены кубы на карточке 4? Где два куба: наверху или внизу?
Что изображено на карточке 5? Белая ваза на черном фоне или лица, повернутые друг к другу?
Вывод: Глаз как оптическая система несовершенен, оптические иллюзии вполне возможны.
Преподаватель биологии. Существуют и цветовые иллюзии. Например, синие предметы кажутся более удаленными, чем красные, хотя расположены на одинаковом расстоянии. Светлые предметы кажутся более объемными, чем темные. Цветовые иллюзии возникают потому, что сетчатка глаза неодинаково чувствительна к свету разных цветов.
Большинство обманов зрения обусловлено тем, что мы не только смотрим, но и бессознательно рассуждаем.(Учащиеся просматривают слайды 46-50)
3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.
Глаза — самый ценный и удивительный дар природы. В них отражаются все наши чувства: радость, страдание, равнодушие, любовь и ненависть. Это самый важный орган чувств и поэтому они заслуживают исключительного внимания. Давайте вспомним строение глаза. (учащиеся вставляют в стихотворение пропущенные слова – составные части глаза)
«Строение глаза»(слайд 51)
Орган зрения - это ……(глаз) В нем три ……..(оболочки) Та, что белая снаружи Назовем ……….(белочной) Так прозрачна впереди - Со стеклом сравнится Эту часть ее зовем Просто ………….(роговица) Слой второй - в нем есть сосуды Впереди она ………….(радужка) В ней отверстие ……….(зрачок) И пигменты разные За зрачком у нас …………(хрусталик) Он меняет …………..(кривизну) И поэтому мы видим И вблизи, и за версту Свет легко в глаз проникает Все в округе видно мне Ведь в глазном есть ……………(яблоке) Тело ………………(стекловидное) В глубине лежит ………….(сетчатка) Этот слой необходим Коль………….. (рецепторы) в порядке То нормально мы глядим.
Преподаватель физики. А теперь выполним задания по карточкам, работа группами.
Закрепление.(Работа в группах по заданиям с обсуждением результатов. Во время работы звучит музыка.(слайд 52))
(Приложение 2)
Преподаватель биологии. Молодцы ребята, хорошо поработали. А сейчас возьмите листочки с проверочной работой и запишите на них ответы на предлагаемые вопросы, затем взаимопроверка. (Приложение 3)(Во время работы звучит музыка (слайд 53))
(Слайд 54) Ответы:
1 вариант: 1. а) двояковыпуклая, б) плоско-выпуклая, выпукло-вогнутая; 2. оптической силой линзы; 3. 0,2 м; 4. рассеивающими; 5. действительным, положительными; 6. у птиц; 7. место выхода зрительного нерва из глазного яблока.
(Слайд 55)Вопросы на повторение по биологии и физике.
1.Что такое аккомодация?
2.Что такое близорукость?
3.Что такое дальнозоркость?
4.Что является причиной приобретенных нарушений зрения?
5.Как называется нарушение цветоощущения?
6.Как называется глазная линза?
7.Назвать единицу оптической силы.
Звучит тихая музыка. А сейчас вам прочитает стихотворение учащийся группы Узловский Дмитрий.
Учащийся читает стихотворение «О глазах твоих» И. Мащенко(слайд 56)
Кто-нибудь о глазах твоих Говорил, что живёт чудо в них? Детской сказки волшебный мир, Тайна женской души глубины, И спокойная зелень лугов, Безмятежность счастливых снов, И мучительная борьба, Когда зелень почти черна. А когда вспыхнет гнева огонь, Из удил словно рвётся конь, Скачут пламени языки, Сжечь готовы всё на пути. Но стихия едва ушла, Нежность место её заняла. В них порой можно прочитать, Что тебя сейчас лучше не ждать: В этот миг ты уже далеко, Ни догнать, ни вернуть нелегко. Как нужны мне твои глаза – В них и жизнь, и любовь твоя.
4. . ИТОГИ УРОКА.
С учащимися проводится гимнастика для глаз.(слайд 57)
Этот мальчик, видно, умный, ходит он уже в очках!»
Согласны вы с такими советами? (выступление учащихся)
К нам пришли врачи офтальмолог и окулист, чтобы научить вас гигиене зрения.
Офтальмолог.(слайд 59)
Каждый человек обязан беречь глаза. Гигиена глаз – это комплекс мер, направленных на сохранение и поддержание хорошего зрения, профилактика многих глазных заболеваний. Гигиена зрения предполагает следование некоторым правилам.
Во-первых, крайне важно, чтобы в процессе чтения свет был правильным. Это убережет глаза от перенапряжения.
Источник света при чтении должен располагаться сверху и позади читающего таким образом, чтобы свет падал из-за плеча. Запрещается читать, если свет исходит в лицо.
Освещение помещения, где человек читает, должно быть довольно ярким. В сумраке читать нельзя, так как от этого портится зрение. Рабочий стол должен располагаться таким образом, чтобы окно или другой источник света находились слева.
Искусственный источник света, например, настольная лампа, обязательно должна быть прикрыта плафоном, так как прямые световые лучи в противном случае будут резать глаза. При чтении с включенной настольной лампой основное освещение также лучше оставлять – это создаст плавный переход от менее интенсивного света к более интенсивному.
Слишком интенсивный свет слепит глаза, становится причиной перенапряжения зрения, в результате чего глаза быстро устают. Кроме того, вредно читать, к примеру, в едущем автомобиле, так как текст в результате тряски находится на разном расстоянии от глаз.
В гигиене зрения очень важно соблюдать правильное расстояние между глазами и текстом, которое должно быть не менее тридцати сантиметров. При рассмотрении чего-либо с близкой дистанции глазные мышцы напрягаются, и глаза опять-таки устают.
Современное общество не мыслит своей жизни без компьютеров. Но, к величайшему несчастью, компьютеры не только облегчают нам жизнь, но и вредят глазам, особенно у тех людей, кто постоянно работает за монитором. Для снятия напряжения с глаз при работе за компьютером рекомендуется выполнять несколько простых упражнений.
В процессе работы монитор компьютера должен быть расположен на расстоянии не менее вытянутой руки. Кроме того, монитор должен располагаться на рабочем столе таким образом, чтобы, подняв глаза, можно было увидеть все предметы в помещении. После сорока минут работы за монитором компьютера необходимо делать перерыв, выполнять легкие упражнения, например, частое моргание, в процессе которого глаза расслабляются и увлажняются секретом слезных желез.
Окулист.(слайд 60)
Для профилактики близорукости необходимо подвергать себя воздействию ультрафиолетовых лучей. В случае нехватки ультрафиолетовых лучей происходит нарушение обмена в организме фосфора и кальция. По этой причине сокращается приспосабливающая способность глаз. Под воздействием лучей солнца витамин Д, находящийся в клетках кожного покрова, становится активным и нормализует правильное всасывание соединений фосфора и кальция в организме.
Огромную роль в гигиене зрения играет сбалансированное питание, которое должно включать в себя необходимое количество витаминов, в частности «глазных» витаминов А и Д. Витамин Д включается в состав таких продуктов как говяжья печень и морская сельдь, яичный желток и натуральное сливочное масло.
Витами А крайне важен для зрения, так как отвечает за способность глаз видеть в сумерках. При дефиците этого витамина расстраивается острота зрения, кожа утрачивает тонус, становится уязвимой для воспалительных процессов. Витамин А в изобилии содержится в печени трески, сливках и куриных яйцах. Существует и такое вещество, как провитамин А, называемый каротином. Каротин необходим в организме человека для синтеза витамина А. Каротина много в моркови и болгарском перце, шиповнике и луке, абрикосах и листовом салате.
Подводя итоги по физиологическому обоснованию правил гигиены глаза, преподаватель биологии выступает с заключительным словом: (слайд 61)
Глаз поранить очень просто –
Не играй предметом острым!
Глаза не три, не засоряй,
Лёжа книгу не читай:
На яркий свет смотреть нельзя –
Тоже портятся глаза.
Телевизор в доме есть –
Упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь к самому экрану.
И смотри не всё подряд,
А передачи для ребят.
Не пиши, склонившись низко,
Не держи учебник близко,
И над книгой каждый раз
Не сгибайся, как от ветра,
От стола до самых глаз.
Преподаватель физики. Итак, давайте еще раз вспомним плюсы и минусы нашего зрения. (Просмотр слайдов 62-63)
А теперь запишите домашнее задание.
Домашнее задание по выбору(слайд 64).
1.Подумайте и запишите: какие иллюзии зрения вам известны? Иллюзии - обман. Это плохо или хорошо?
2. Исследуйте образование цветных образов на экране вашего телевизора. Цвета на экране телевизора образуются свечением маленьких сегментов. Опишите, какие цвета вы видите на экране. Когда на экране будет изображение белого цвета, подойдите к телевизору и определите, свечением каких сегментов он образуется. Объясните увиденное.
3. Составьте кроссворд, пользуясь основными положениями урока.
Закончить урок хочется словами Д. Хевеши: (слайд 65)«Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые».
Преподаватель биологии. (слайды 66-67)
Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить.
М. Волошин
Берегите богатство, которым наградила вас природа! Разум, не теряйте его ни при каких обстоятельствах!
Вот закончился урок,
Знания пошли вам впрок.
Я хочу совет вам дать:
Надо науки изучать,
Чтоб задачи все решались
И ответы получались,
И тогда оценки «пять»
Будете на уроках получать.
Спасибо за урок!
Литература
Аксенова М. Энциклопедия. Биология. - М.: Аванта+, 1999 г.
Шепелева И.В. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора.
Приложение 1.
Лист самоконтроля
№
Этапы урока
Результат
Отметка
1
Изучение нового материала
2
Закрепление
2.1.
Работа с учебником
2.2.
Самостоятельная работа
Оцените Ваше настроение в начале урока
Оцените Ваше настроение в конце урока
Приложение 2
Задание 1
Динарские горы, протянувшись вдоль восточного побережья Адриатического моря, - классический район карстовых пещер и связанных с ними природных явлений: удивительно круглых, словно нарисованных циркулем, озер и провальных воронок, бездонных вертикальных шахт-колодцев и загадочных рек, которые внезапно исчезают на каком-то участке своей долины, чтобы вновь появиться двумя-тремя километрами ниже по течению. У одного из подземных озер р. Пивка можно увидеть уникальных земноводных, живущих только в Динарских пещерах,- протеев. Протей всю жизнь проводит под землей в темноте и поэтому лишен зрения. Пауки, скорпионы и даже рыбы, живущие в пещерах и подземных озерах, тоже слепые. Вопрос: почему эти живые организмы лишены зрения?
Задание 2
Цветовое зрение у быков, как и большинства млекопитающих, развито слабо. Бык практически не различает цветов, и ему все равно красная, зеленая, синяя тряпка будет в руках у тореадора. В возбуждение быка приводит не цвет, а вид полощущейся на ветру материи и движение самого тореадора. Вопрос: почему-же глаза быка практический не различают цвет, а человеческий глаз различает?
Задание 3
Днем, когда светло, особенно при ярком солнечном свете зрачки у кошки сужаются до узкой щели. И наоборот, чем слабее освещение, тем больше становятся зрачки. В темноте они занимают почти весь глаз, отчего он кажется темным, цветная радужина почти не видна.
Задание: объясните данное явление.
Задание 4
Наш глаз весит всего 7-8 г, его диаметр -2,5 см. Он четко различает предметы на расстоянии 60 см. Кроме того, он может ночью разглядеть источник света, удаленный от него на 27 км.
Чтобы видеть четкие очертания предмета, молодой человек должен находиться на расстоянии 15 см от него - ближе они расплываются. Это минимальное расстояние изменяется с возрастом: в 10 лет оно составляет 7 см, в 20 лет – 15 см, в 50 лет – 40 см. Такое увеличение связано со старческой дальнозоркостью. При хороших условиях видения и освещения глаза могут различать с точностью до 10 млн оттенков цвета .
Вопросы: как изменяется радиус кривизны хрусталика при наблюдении далеких и близких предметов? Какие нервные окончания на сетчатке отвечают за цветовое восприятие?