Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
“
Тема урока Фотосинтез
Структура урока:
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности к уроку, позитивный настрой на работу.
II. Актуализация прежних знаний
Хлорофилл – это Прометей, который выкрал огонь с небес и подарил людям».
К.А.Тимирязев.
(Сообщение темы, цели урока, обсуждение эпиграфа урока.)
Да, действительно, растение – это посредник живого между небом и землёй. Оно – настоящий Прометей, который украл огонь с небес. Украденный им луч солнца приводит в действие маховик могучей паровой машины, и кисточку художника, и перо поэта…
Судьба зелёного растения – это судьба человечества.
1) Подведение к теме (формулирование эвристического вопроса на основании рассказа учителя об опыте учёного).
Ребята, биологию вы изучаете с шестого класса и за это время научились объяснять суть многих процессов и явлений, происходящих в природе. Но давайте мысленно перенесёмся лет на четыреста назад, в 1600 год. Именно тогда бельгийский естествоиспытатель Ян Ван-Гельмонт решил узнать, благодаря чему растёт растение. Для этого он поставил опыт: посадил побег ивы в кадку с землёй, предварительно взвесив побег и землю. В течение пяти лет он поливал растение чистой дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву, через пять лет, ученый обнаружил, что её вес увеличился на 65 килограммов, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50 граммов. Откуда растение добыло 64 кг 950 г питательных веществ?
Результаты проведённого опыта очень заинтересовали других учёных, а вот объяснение, предложенное Ван-Гельмонтом, их совсем не устроило. И начался активный поиск ответа на поставленный вопрос.
Возвращаемся в XXI век.
Исследователь не учёл возможности воздушного питания растений, т.е. существование процесса фотосинтеза. Детальному изучению данного процесса мы посвятим сегодняшний урок,тема которого так и звучит: «Фотосинтез» (запись темы урока).
Для работы на уроке мы будем использовать рабочие листы, которые имеются у каждого из вас на парте. Часть предложенных заданий выполним на уроке, остальные – дома для закрепления материала. В верней колонке вы самостоятельно отмечаете любым значком (например, галочкой) данные вами правильные устные ответы. Чем больше галочек наберёте, тем выше будет оценка за урок.
2) Исходные вещества и продукты фотосинтеза (работа с иллюстрациями и описанием опытов с последующей беседой).
Знакомиться с процессом фотосинтеза вы начали ещё в начальной школе, а более подробно изучать – в курсе биологии шестого класса. Как вы тогда объясняли, что такое фотосинтез? (Слайд ).
(Предполагаемые ответы:
Фотосинтез – это процесс образования кислорода зелёными растениями на свету.
Фотосинтез – это образование на свету в листьях из углекислого газа и воды органических соединений (определение, данное в 70-е годы XIX столетия К.А. Тимирязевым).
Что является самым важным в процессе фотосинтеза? (Ответ: образование органических веществ из неорганических).
Задание 1 в рабочих листах (на установление соответствия). Рассмотрите имеющиеся иллюстрации опытов или их описание. Подумайте и ответьте на вопрос, что доказывает каждый из предложенных опытов?
п/п
Опыты
Что доказывает
1
Опыт Джозефа Пристли(с мышонком)
Выделение растениями кислорода, необходимого для дыхания живых организмов.
2
Опыт с лучинкой
Зелёные растения выделяют кислород только на свету.
3
Опыт с окаймлённой геранью
Органические вещества образуются только при наличии хлорофилла.
4
Опыт со щёлочью под колпаком
Необходимость углекислого газа для фотосинтеза.
5
Опыт с надписью на листе герани
Образование крахмала в листьях на свету.
(Выслушать ответы учащихся после выполнения задания). (Слайды ).
Давайте ещё раз уточним:
3) Фазы фотосинтеза (беседа). (Плакат»Фотосинтез»)
(Ответ: фотосинтез происходит в хлоропластах и включает две последовательные фазы: световую и темновую).
(Ответ: энергия солнца запасается в виде АТФ. В атмосферу выделяется кислород).
(Ответ: образование углеводов из углекислого газа и воды за счёт энергии, запасённой в световую фазу).
III. Изучение нового материала (с поэтапным закреплением материала)
1) Сообщение учителя о предстоящей работе.
Итак, на сегодняшний день вам хорошо известна схема:
растение – лист – фотосинтезирующая ткань (паренхима) – клетки – пластиды (хлоропласты) – тилакоиды, содержащие пигмент хлорофилл.
В этих маленьких структурах и происходит один из важнейших процессов в природе – фотосинтез.
Чтобы понять механизм процесса фотосинтеза, нам потребуются знания не только биологии, но и химии, и физики. Каждая наука раскрывает свою сторону процесса, но только объединившись, они дают целостную картину мира.
2) Механизм процесса фотосинтеза (рассказ с использованием плаката, поэтапное закрепление).
а) Световая фаза
Световая фаза – это стадия, для протекания реакций которой требуется поглощение кванта солнечной энергии. В ходе реакций энергия света преобразуется в энергию химических связей.
Молекулы хлорофилла поглощают красные и сине-фиолетовые лучи светового спектра. При этом одни молекулы улавливают свет с длиной волны 700 нм и образуют фотосистему I. Другие молекулы воспринимают волны длиной 680 нм и образуют фотосистему II.
Молекулы хлорофилла фотосистемы I поглощают квант солнечной энергии и переходят в активное состояние. В результате эти молекулы теряют электроны и окисляются. Электроны попадают на наружную мембрану гран и включаются в окислительно-восстановительные реакции.
Молекула хлорофилла стремится закрыть образовавшиеся «электронные дырки». Где же взять электроны? Из фотосистемы II.
Под действием света молекулы хлорофилла фотосистемы II тоже переходят в активное состояние и теряют электроны, которые закрывают «электронные дырки» в фотосистеме I. Но в этом случае «дырки» образуются в фотосистеме II. Чем же их закрыть?
Оказывается, под влиянием электронов, имеющих избыток энергии за счёт фотореакций, происходит процесс фотолиза воды (от лат. «фото» – свет, «лизис» – разложение):
2Н2О → 4Н+ + 4е- + О2 ↑ (под действием энергии света)
Итак, на внешней поверхности мембраны накопились электроны, несущие отрицательный заряд, на внутренней поверхности – катионы водорода, несущие положительный заряд.
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт