Обобщение Отдел Покрытосеменные растения в настоящее время наиболее приспособлены к современным условиям жизни на Земле. - В чем их прогрессивные черты организации, которые привели к биологическому прогрессу? Давайте попробуем разобраться. А) Задание 1 Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя цифровые обозначения. Процесс двойного оплодотворения был открыт С. Г. Навашиным в 1898 г. _____________(а) содержит вегетативную клетку и два спермия. После попадания на рыльце пестика оно прорастает. Из вегетативной клетки образуется ---------------(б) и прорастает до зародышевого мешка. По ней в зародышевый мешок проникают два спермия. Один из них сливается с яйцеклеткой, образуя -------------(в) с двойным набором хромосом, другой соединяется с диплоидной клеткой, образуя триплоидную клетку, из которой развивается ______________(г) Перечень терминов:1) эндосперм; 2) пыльцевое зерно; 3) цветок; 4) зародыш; 5) семя; 6) тычинка; 7) пыльцевая трубка; 8) плод - О каком процессе говорится в задании? - Является ли этот признак отличием покрытосеменных растений от других групп? - Какое преимущество получили покрытосеменные растения в процессе эволюции с возникновением двойного оплодотворения? Вывод: в результате двойного оплодотворении образуется не только зигота, но и клетка с тройным набором хромосом – будущий эндосперм. Б) - Во всех ли семенах есть эндосперм? А запас питательных веществ? - Рассмотрите микропрепарат «Зерновка ржи», заполните схему задания 2а. Задание 2a Строение семени. - Где располагаются семена? Вывод: семена развиваются внутри плода, что обеспечивает защиту семени и обеспечивает питанием проросток. - Какова была последовательность ваших действий при работе с микропрепаратом? Выполним задание 2б. Задание 2б Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом. Зарисуйте микропрепарат семени, сделайте обозначения Зажмите препарат с помощью лапок-держателей Положите микропрепарат на предметный столик Глядя в окуляр, настройте свет Медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите четкое изображение семени. Мы с вами знаем, что семена покрытосеменных растений отличаются от семян голосеменных. Вспомним основные отличия. Задание 2в Установите соответствие между отделом растений и особенностями семян его представителей. Свойства семян Отдел растений А) число семядолей – одна или две 1) Голосеменные Б) число семядолей более двух 2) Покрытосеменные В) клетки эндосперма гаплоидны Г) клетки эндосперма триплоидны Д) формируются медленно до 1,5-2 лет Е) формируются быстро В) - Из какого органа развивается плод? - Какие части цветка называются главными и почему? Вывод: появление цветка – эволюционное приобретение покрытосеменных растений, это повышает эффективность опыления разными способами. - Какие способы опыления вы знаете? Откройте учебник на страницах 213-214, прочитайте текст. Назовите признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений. - Каково строение цветка? Откройте рабочие тетради на стр. 40, выполним задание 93. Что изображено на рисунке под номером 4? Вывод: еще раз обращаю ваше внимание на то, что семяпочка скрыта внутри завязи пестика, что защищает ее от внешних воздействий. Г) У покрытосеменных растений эффективное корневое питание, активный процесс фотосинтеза, быстрый рост и развитие. - Благодаря каким особенностям строения это возможно? Вывод: большая поглощающая поверхность листьев и корней обеспечивает эффективное корневое питание, активный процесс фотосинтеза, быстрый рост и развитие покрытосеменных растений. - Какова была цель нашего занятия? Сделайте общий вывод, заполните схему. Д) Покрытосеменные растения – звенья цепей питания в экологических системах. - Просмотрите фрагмент видеофильма, составьте две схемы питания. - Что такое цепь питания? - Какую роль выполняют покрытосеменные растения в экосистемах? Контроль. 1. Жизненной формой растения называют: А) его органы размножения Б) его стебель с листьями В) его внешний облик Г) его плоды и семена 2. Основной запасной углевод у растений – это: А) крахмал Б) фруктоза В) сахароза Г) клетчатка 3. Семядоли представляют собой: А) зародышевые листья Б) видоизменения побега В) видоизменения цветоножки Г) часть плода 4. Основные запасные питательные вещества в семени фасоли находятся в: А) оболочках Б) эндосперме В) в одной из семядолей Г) в обеих семядолях 5. Корень выполняет: А) механическую функцию Б) всасывающую функцию В) проводящую функцию Г) все эти функции 6. Побег состоит из: А) стебля, листьев и почек Б) стебля и корней В) стебля, корней и почек Г) листьев и цветков 7 .У насекомоопыляемых растений пыльца: А) сухая Б) клейкая В) мелкая Г) легкая 8. Двойное оплодотворение характерно для: А) мхов Б) папоротников В) голосеменных Г) цветковых Итоги занятия. Домашнее задание: повторить систематику покрытосеменных растений (классы, признаки семейств); задание 3 письменно |