kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эволюционные приобретения покрытосеменных растений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения и систематизации знаний. 

Цель: обобщить знания учащихся о покрытосеменных растениях как группе,  наиболее приспособленной к современным условиям жизни на Земле.

Задачи: 1) выявить прогрессивные черты организации покрытосеменных растений; 2) выявить достигнутый учащимися уровень усвоения учебного материала по данной теме; 3) продолжить формирование умений учащихся выполнять примерные задания части В и С  ГИА по биологии.

Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты «Зерновка ржи»,  В. В. Пасечник. «Биология. Бактерии, грибы, растения». 6 класс. Учебник; В. В. Пасечник, Т. А. Снисаренко  «Биология. Бактерии, грибы, растения». 6 класс. Рабочая тетрадь;  диск серии национального географического общества (фильм «Джунгли. Дождевой лес»); карточки с заданиями на столах учащихся (см. приложение 1).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эволюционные приобретения покрытосеменных растений. »

Урок по теме «Эволюционные приобретения

покрытосеменных растений» (9 класс)

Цель: обобщить знания учащихся о покрытосеменных растениях как группе, наиболее приспособленной к современным условиям жизни на Земле.

Задачи: 1) выявить прогрессивные черты организации покрытосеменных растений; 2) выявить достигнутый учащимися уровень усвоения учебного материала по данной теме; 3) продолжить формирование умений учащихся выполнять примерные задания части В и С ГИА по биологии.

Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты «Зерновка ржи»,  В. В. Пасечник. «Биология. Бактерии, грибы, растения». 6 класс. Учебник; В. В. Пасечник, Т. А. Снисаренко «Биология. Бактерии, грибы, растения». 6 класс. Рабочая тетрадь; диск серии национального географического общества (фильм «Джунгли. Дождевой лес»); карточки с заданиями на столах учащихся (см. приложение 1).


Ход урока

Методы

  1. Обобщение

Отдел Покрытосеменные растения в настоящее время наиболее приспособлены к современным условиям жизни на Земле.

- В чем их прогрессивные черты организации, которые привели к биологическому прогрессу? Давайте попробуем разобраться.


А) Задание 1

Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя цифровые обозначения.

Процесс двойного оплодотворения был открыт С. Г. Навашиным в 1898 г. _____________(а) содержит вегетативную клетку и два спермия. После попадания на рыльце пестика оно прорастает. Из вегетативной клетки образуется ---------------(б) и прорастает до зародышевого мешка. По ней в зародышевый мешок проникают два спермия. Один из них сливается с яйцеклеткой, образуя -------------(в) с двойным набором хромосом, другой соединяется с диплоидной клеткой, образуя триплоидную клетку, из которой развивается ______________(г)

Перечень терминов:1) эндосперм; 2) пыльцевое зерно; 3) цветок; 4) зародыш; 5) семя; 6) тычинка; 7) пыльцевая трубка; 8) плод

а

б

в

г






- О каком процессе говорится в задании?

- Является ли этот признак отличием покрытосеменных растений от других групп?

- Какое преимущество получили покрытосеменные растения в процессе эволюции с возникновением двойного оплодотворения?

Вывод: в результате двойного оплодотворении образуется не только зигота, но и клетка с тройным набором хромосом – будущий эндосперм.


Б) - Во всех ли семенах есть эндосперм? А запас питательных веществ?

- Рассмотрите микропрепарат «Зерновка ржи», заполните схему задания 2а.




Задание 2a

Строение семени.




- Где располагаются семена?

Вывод: семена развиваются внутри плода, что обеспечивает защиту семени и обеспечивает питанием проросток.


- Какова была последовательность ваших действий при работе с микропрепаратом? Выполним задание 2б.


Задание 2б

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом.

  1. Зарисуйте микропрепарат семени, сделайте обозначения

  2. Зажмите препарат с помощью лапок-держателей

  3. Положите микропрепарат на предметный столик

  4. Глядя в окуляр, настройте свет

  5. Медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите четкое изображение семени.








Мы с вами знаем, что семена покрытосеменных растений отличаются от семян голосеменных. Вспомним основные отличия.

Задание 2в

Установите соответствие между отделом растений и особенностями семян его представителей.

Свойства семян Отдел растений

А) число семядолей – одна или две 1) Голосеменные

Б) число семядолей более двух 2) Покрытосеменные

В) клетки эндосперма гаплоидны

А

Б

В

Г

Д

E







Г) клетки эндосперма триплоидны

Д) формируются медленно до 1,5-2 лет

Е) формируются быстро


В) - Из какого органа развивается плод?

- Какие части цветка называются главными и почему?

Вывод: появление цветка – эволюционное приобретение покрытосеменных растений, это повышает эффективность опыления разными способами.


- Какие способы опыления вы знаете? Откройте учебник на страницах 213-214, прочитайте текст. Назовите признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.


- Каково строение цветка? Откройте рабочие тетради на стр. 40, выполним задание 93. Что изображено на рисунке под номером 4?


Вывод: еще раз обращаю ваше внимание на то, что семяпочка скрыта внутри завязи пестика, что защищает ее от внешних воздействий.


Г) У покрытосеменных растений эффективное корневое питание, активный процесс фотосинтеза, быстрый рост и развитие.

- Благодаря каким особенностям строения это возможно?

Вывод: большая поглощающая поверхность листьев и корней обеспечивает эффективное корневое питание, активный процесс фотосинтеза, быстрый рост и развитие покрытосеменных растений.


- Какова была цель нашего занятия? Сделайте общий вывод, заполните схему.




Д) Покрытосеменные растения – звенья цепей питания в экологических системах.

- Просмотрите фрагмент видеофильма, составьте две схемы питания.

- Что такое цепь питания?

- Какую роль выполняют покрытосеменные растения в экосистемах?




  1. Контроль.

1. Жизненной формой растения называют:

А) его органы размножения

Б) его стебель с листьями

В) его внешний облик

Г) его плоды и семена

2. Основной запасной углевод у растений – это:

А) крахмал

Б) фруктоза

В) сахароза

Г) клетчатка

3. Семядоли представляют собой:

А) зародышевые листья

Б) видоизменения побега

В) видоизменения цветоножки

Г) часть плода

4. Основные запасные питательные вещества в семени фасоли находятся в:

А) оболочках

Б) эндосперме

В) в одной из семядолей

Г) в обеих семядолях

5. Корень выполняет:

А) механическую функцию

Б) всасывающую функцию

В) проводящую функцию

Г) все эти функции

6. Побег состоит из:

А) стебля, листьев и почек

Б) стебля и корней

В) стебля, корней и почек

Г) листьев и цветков

7 .У насекомоопыляемых растений пыльца:

А) сухая

Б) клейкая

В) мелкая

Г) легкая

8. Двойное оплодотворение характерно для:

А) мхов

Б) папоротников

В) голосеменных

Г) цветковых


  1. Итоги занятия.

  2. Домашнее задание: повторить систематику покрытосеменных растений (классы, признаки семейств); задание 3 письменно












выполнение задания 1















беседа








лабораторная

работа









заполнение схемы с последующей проверкой, беседа















выполнение задания 2б










выполнение задания 2в

















работа с текстом учебника, беседа



работа с заданием 93 рабочей тетради 6 кл., беседа





















заполнение схемы на доске и в тетрадях













просмотр видеофрагмента, выполнение задания с последующей проверкой




тестовый контроль, анализ ошибок индивидуально на следующем занятии



Приложение 1

Задание 1

Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя цифровые обозначения.

Процесс двойного оплодотворения был открыт С. Г. Навашиным в 1898 г. _____________(а) содержит вегетативную клетку и два спермия. После попадания на рыльце пестика оно прорастает. Из вегетативной клетки образуется ---------------(б) и прорастает до зародышевого мешка. По ней в зародышевый мешок проникают два спермия. Один из них сливается с яйцеклеткой, образуя -------------(в) с двойным набором хромосом, другой соединяется с диплоидной клеткой, образуя триплоидную клетку, из которой развивается ______________(г)

а

б

в

г





Перечень терминов:1) эндосперм; 2) пыльцевое зерно; 3) цветок; 4) зародыш; 5) семя; 6) тычинка; 7) пыльцевая трубка; 8) плод




Задание 2а

Строение семени.



Задание 2б

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом.

  1. Зарисуйте микропрепарат семени, сделайте обозначения

  2. Зажмите препарат с помощью лапок-держателей

  3. Положите микропрепарат на предметный столик

  4. Глядя в окуляр, настройте свет






  5. Медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите четкое изображение семени.


Задание 2в

Установите соответствие между отделом растений и особенностями семян его представителей.

Свойства семян Отдел растений

А) число семядолей – одна или две 1) Голосеменные

Б) число семядолей более двух 2) Покрытосеменные

А

Б

В

Г

Д

E







В) клетки эндосперма гаплоидны

Г) клетки эндосперма триплоидны

Д) формируются медленно до 1,5-2 лет

Е) формируются быстро


Задание 3

Какие растения и почему питаются гетеротрофно?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Эволюционные приобретения покрытосеменных растений.

Автор: Котова Мария Викторовна

Дата: 21.03.2015

Номер свидетельства: 189537


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства