Просмотр содержимого документа
«Экоурок-игра "Экологическое путешествие"»
МБОУ лицей №3
Игра в 6 классах «Экологическое путешествие»
подготовила
учитель биологии
Чернышова Ю.В.
г. Кулебаки
2015г
Игра
«Экологическое путешествие»
Образовательные задачи:
закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках природоведения и биологии;
вовлечение в словарный запас биологических слов и выражений;
развитие коммуникативных навыков;
осуществление межпредметных связей.
Коррекционные задачи:
развитие памяти, внимания;
развитие образного мышления;
развитие творческого воображения;
развитие восприятия;
повышение самооценки, снижение тревожности.
Воспитательные задачи:
углубление экологических знаний обучающихся
развитие творческих способностей учащихся;
воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственности за всё живое на Земле.
Ход мероприятия
Черная бездна, звездная пыль, Холодом дышит вечность, Переплетая сказку и быль, Миг и бесконечность. Кто-то когда-то задал маpшpут, Не объяснив секpета И совершает неведомый путь Маленькая планета..
Кpутится-веpтится шаp голубой, Нас на гpуди качая, Крутится вертится не для того, Чтоб все начинать сначала.
В окpужении стай вездесущих pакет, Так нелегко вpащаться, Все-таки пять миллиаpдов лет Отдано цивилизации. Мелкою дpожью на полюсах Дает себя знать усталость,
И застывает вопpос на устах: А сколько еще осталось?
Ведущий: Вопрос «А сколько еще осталось?» не праздный и требует незамедлительного разрешения. Неужели цивилизация ведёт к неизбежным бесценным потерям?
Земля, земной шар-это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растениям.… Над нами общая голубая крыша-небо. У нас под ногами один общий пол - земная поверхность. У нас общие источники влаги: реки, озёра, моря, океаны.… У нас один на всех чудесный источник света и тепла - Солнце. Всем надо дышать, есть, пить, растить детишек.
За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Известно, что растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушится, хоть какое-нибудь звено, например, уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти катастрофа в природе. Люди долго не подозревали об этом и безрассудно вырубали леса, осушали болота, занимались распашкой степей. Они совершенно не думали о том, что грубо нарушают законы природы. Наконец мы это поняли. Чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень серьёзно изучать законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» - «дом» и «логос»- «наука». Значит, можно сказать, что экология – это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нём жить.
Я рада видеть лучших знатоков природы на познавательной игре «Экологическое путешествие»!
Надеюсь, что игра поможет нам с вами ещё раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.
Конкурс 1. «Карточки-задания»
Ведущий: Распределите слова в два столбика по принципу «живая - неживая природа»:
За каждый правильный ответ – 1 балл. Время выполнения за
дания – 2 мин.
Ответ: мальчик; солнце;
ягода; небо;
гриб; вода;
рыбка; камни;
заяц; ливень;
дерево; почва.
Конкурс 2 Экологический рассказ «Воскресенье в лесу»
Задача участников - найти неправильные действия ребят.
Выявить биологические и экологические ошибки, которые допущены в рассказе.
«Воскресенье в лесу»
За неделю только и было разговоров в классе о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Алина Петровна. Но мы решили поехать в лес сами. Дорогу мы знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.
Весёлой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге нам попадались грибы – белые, подберёзовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
Привал! Быстро наломали веток и разожгли костёр. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы все равно их разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце всё выше поднималось над горизонтом. Становилось всё жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой – в школе пригодится.
Мы уже порядочно устали. В лесу много муравейников. Миша решил показать нам, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки. Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было не страшно - мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятались под ним.
Оживлённые, мы дошли до станции, перепрыгивая лужи. И вдруг поперёк дороги проползла змея. «Это гадюка!» - закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два жёлтых пятнышка. «Это не гадюка, - тихо сказала Маша,- это уж». «Все равно – гадина!» - ответил Петя. С охапкой луговых цветов мы подошли к станции. Через час поезд подходил к окраине города. Весело прошел день!
Ошибки поведения при выезде на природу
1. Громкая музыка в лесу недопустима – она пугает птиц и зверей. 2. Нельзя сбивать ненужные вам или ядовитые грибы: они – корм для животных, к тому же нарушается симбиоз грибы – деревья; поэтому же нельзя и повреждать грибницу. 3. Для костра собирают сушняк. 4. Нельзя оставлять мусор: полиэтилен разрушится через 220 лет, а металлические банки – через 100. 5. Костер всегда следует гасить. 6. Трогать яйца птиц нельзя – птица может больше не сесть на них. 7. Брать зверят и птенцов из леса в город не надо: если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите их снова отвезти в лес. 8. Не следует что-либо вставлять в муравейник. Это сложноорганизованное сообщество, и его жизнь могут сильно нарушить даже незначительные повреждения. 9. Прятаться от грозы под одиноким деревом опасно – в него может попасть молния. 10. Гадюка сама на человека не нападает, а уж, которого встретили ребята, и вовсе безвреден. 11. Луговые и лесные цветы рвать не следует. Жизнь сорванных цветов недолга, и, кроме того, в букет могут попасть редкие и охраняемые растения.
Конкурс 3. «Хвостатая викторина».
По описанию хвоста вы должны угадать животное. Кто быстрее, тот заработает 1 бал за каждый правильный вопрос.
На хвосте этого представителя семейства кошачьих есть пушистая кисточка, а в ней острый коготь. (Лев)
Её хвост похож на хлыст, им здорово отгонять кусачих насекомых. (Корова)
Её пушистый рыжий хвостик весело мелькает между зелёных веток и служит своей хозяйке парашютом во время прыжков. (Белка)
У этого великана нос намного длиннее, чем хвост. (Слон)
Для этого речного строителя его хвост является и рулём, и веслом, в нём же он накапливает жир на зиму. (Бобр)
Это животное все легко узнают по чёрным кольцам на его хвосте, число которых колеблется от 5 до 10. (Енот)
Этот прыгучий звёрек имеет голову зайца, туловище и передние лапы мыши, задние ноги - птицы, а хвост - льва. (Тушканчик)
Это колючее животное начинает трясти хвостом при встрече с неприятелем. Длинные иголки при этом отрываются и летят во все стороны. (Дикобраз)
Он в известной сказке потерял свой хвост. (Ослик, а звали его Иа.)
Голос у этой птицы ужасно противный, зато хвост самый красивый. (Павлин)
Перья из хвоста этой птицы индейцы носят на голове. (Орёл)
Её голова плавно переходит в хвост, даже шеи нет. (Змея)
Хвост у неё бывает только в младенчестве, а потом пропадает. (Лягушка)
У этого вида приматов хвост за ненадобностью отпал.(Человек)
Благодаря хвосту он отталкивается от земли и прыгает дальше всех, а также сидит, опираясь на хвост. (Кенгуру.)
У неё хвост – дополнительная рука. (Обезьяна.)
У неё хвост – мухобойка. (Корова, лошадь.)
В случае опасности быть пойманной за хвост, она отбрасывает его. (Ящерица)
Конкурс 4. «Расшифруйте криптограмму»
Ведущий: Каждая команда получает шифровку. Её нужно расшифровать, для этого нужно отгадать четыре ключевых слова. Каждая буква в этих ключевых словах приближает вас к итоговой фразе, которую зашифровали. Максимальное количество баллов – 4 балла. Время выполнения задания – 3 мин.
6, 7, 8, 9, 5 – учреждение, где ученики получают знания. (Школа.)
10, 8, 11, 15 – нижние конечности человека. (Ноги.)
12, 8, 13, 14, 5 – верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы. (Ботва.)
Ответ:Береги лес – наше богатство.
Конкурс 5. «Лишнее слово»
Ведущий: Из данных видов транспорта исключите «лишнее» слово и объясните свой выбор: автомобиль, атомоход, велосипед, мотоцикл, автобус, самолёт. Максимальное количество баллов – 6 баллов. Время выполнения задания – 2 мин.
Ответ: велосипед, так как это экологически чистый вид транспорта, потому что не работает на топливе.
Ведущий: Какие ещё экологически чистые виды транспорта вы знаете? (Электровоз, трамвай, троллейбус, метро.)
Конкурс 6. «Кто как разговаривает?»
Задание – вспомните, как «разговаривают» следующие птицы и звери:
– голубь… (воркует); – утка… (крякает);
– шмель… (жужжит, гудит); – филин… (ухает);
– гусь… (гогочет); --журавль… (курлычет);
– воробей… (чирикает); – ворона… (каркает);
– лиса… (лает); – медведь… (ревет);
– коза… (блеет); – кузнечик… (стрекочет);
– конь… (ржет); – свинья… (хрюкает);
– олень… (хоркает); – слон… (трубит);
– комар… (пищит, крыльями);
Конкурс 7. «Расшифруйте словосочетание»
Ведущий: Расшифруйте словосочетание: АГИНК ЯАНСАРК. (Красная книга.) Максимальное количество баллов – 2 балла. Время выполнения задания – 2 мин.
Ведущий: Друзья! Вот и подошло к финалу наше путешествие. Надеюсь, что игра поможет нам с вами ещё раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.
(подведение итогов, награждение победителей и призеров)
В заключении я хотела бы вам дать напутствие:
Мы рубим лес, устраиваем свалки, Но кто же под защиту все возьмет? Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки. Подумайте, а что нас дальше ждет? Пора бы человечеству понять, Богатству у природы, отбирая, Что Землю нужно тоже охранять: Она, как мы, такая же - живая!