Тема | Деление клетки. |
Цель | Продолжить знакомить учащихся с основными процессами жизнедеятельности клетки. |
Задачи | — углубить знания учащихся о процессах, происходящих в клетке; — продолжить формирование умения работать с текстом и иллюстрациями учебника; —сформировать научное мировоззрение в связи с развитием представления о делении клеток как основе размножения, роста и развития всех живых организмов. |
Формируемые УУД | Личностные: - выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки; - устанавливать связь между целью деятельности и её результатом; - формировать научное мировоззрение в связи с развитием представления о делении клеток как основе размножения, роста и развития всех живых организмов. Регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности; - искать пути решения проблемы и средства достижения цели - уметь оценивать свою учебную деятельность на уроке. Познавательные: - принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий, четко выполнять требования познавательной задачи; - работать с учебником; - объяснять значение новых терминов; - уметь использовать символы и схемы для структурирования информации. Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, находить дополнительную информацию. |
Основные понятия | клетка, ядро, хромосомы, деление. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, схемы, карточки-задания. Электронное приложение к учебнику В.В.Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс Раздаточный материал |
Организация пространства |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I.Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество. | Стоя приветствуют учителя. Настраиваются на работу. |
| | Регулятивные: Самостоятельно определять цель учебной деятельности; Коммуникативные: Сотрудничество с учителем. |
II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» 7 мин. | Учитель даёт тему прошлого урока «Процессы жизнедеятельности клетки» Учитель задает два вопроса. 1. Каково значение движения цитоплазмы? 2. Из чего состоит межклеточное вещество? | Обучающиеся работают в группах записывают максимальное количество идей по теме на своей части листа. Ученики по очереди обмениваются своими идеями. Если вся команда приходит к консенсусу, один ученик записывает эту идею в центральный квадрат. Идеи, записанные в центральном квадрате, являются решением всей команды. В парах Ученик А делится своим ответом. Ученик Б активно слушает. Если Ученик А заканчивает до окончания заданного времени, Ученик Б задает вопросы чтобы Ученик А продолжил отвечать. Затем ученики меняются ролями. | Процессы жизнедеятельности клетки: 1. Движение цитоплазмы; 2. Питание; 3. Дыхание; 4. Размножение 5. Рост. 1. Значение движения цитоплазмы: А) перемещение питательных веществ и воздуха Б) способствуют увеличению активности жизнедеятельности клетки. 2. Межклеточное вещество – это особое вещество между оболочками соседних клеток. Межклетники заполнены воздухом и образуются при разрушении межклеточного вещества. | Учащиеся знают и умеют описывать процессы жизнедеятельности клетки; знают значение движения цитоплазмы и разницу между межклеточным веществом и межклетниками. | Личностные: Оценивать собственный вклад в работу группы; Коммуникативные: Вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении; выражать свои мысли и идеи. |
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока. 3 мин. | Учитель предлагает разгадать ребус Предлагает учащимся снова вернуться к листочкам, на которых они выполняли задание предлагает связать тему урока с тем, что они написали. -Что мы будем изучать на уроке? Учитель объявляет тему урока «Деление клетки», просит записать название в тетрадь. | Учащиеся выполняют расшифровку ребуса в группе и пытаются разгадать тему урока. После того как учащиеся разгадали тему урока, они вместе с учителем выясняют с каким процессами жизнедеятельности связана тема урока. Как происходит процесс размножения (деления) и роста клетки. | | Учащиеся умеют связывать различные понятия между собой. | Регулятивные: Самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; участвовать в коллективном обсуждении. |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель: постановка проблемы, обеспечение готовности к усвоению нового материала. (создание условия для выявления «Чего мы еще не знаем?») 20 мин. | Учитель ставит проблемный вопрос учащимся. - Почему растения растут? - Мы вернемся к этому после изучения новой темы. Заранее готовятся утверждения, относящиеся к материалу для чтения стр.44-45 | Предлагают версии решения проблемной ситуации. | ДО | УТВЕРЖДЕНИЕ | ПОСЛЕ | | 1. Клетки всех частей растений способны к делению. | | | 2. Делению ядра предшествует деление клетки. | | | 3. В ядрах новых клеток количество хромосом меньше в два раза. | | | 4. Все содержимое клетки распределяется неравномерно между двумя новыми клетками | | | 5. Ядро молодой клетки расположено в центре. | | | 6. Дочерние клетки после деления не связаны друг с другом | | | Учащиеся знают, умеют описывать процесс деления клетки и рост. | Личностные: - оценивать собственный вклад в работу группы; - осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. Познавательные: - работать с учебником, составлять схемы-опоры; - объяснять значение новых терминов Коммуникативные: - обсуждать информацию в группе; - выражать свои мысли и идеи. |
Физкультминутка |
| Учитель дает задание обсудить в группах прочитанное. Учитель включает видеоролик «Деление клетки». Учитель после просмотра видеоролика даёт учащимся задание заполонить информацию о хромосомах в виде После заполнения модели учитель включает ролик «Фазы деления» Учитель даёт учащимся задания распределить в правильной последовательности фазы деления клетки (Задание 32 в тетради
| Учащиеся прочитывают материал. Учащиеся обсуждают в группах прочитанный материал. Далее учащиеся смотрят видеоролик. После просмотра видеоролика учащиеся выполняют структуру В первой ячейке учащиеся заполняют определение термина «хромосома» Во второй ячейке местоположение. В третьей ячейке функции. В четвертой свойство. Учащиеся смотрят видеоролик. После просмотра учащиеся выполняют задание по смешанным структурам
| хромосома Карточки с фазами деления клетки и ростом клетки, которые нужно распределить в правильной последовательности. |
|
|
V. Первичное закрепление Цель. 6 мин. | После разбора учитель дает задание снова вернуться к заданию | Учащиеся, уже получив новую информацию, снова возвращаются к утверждениям. После выполнения задания учащиеся вместе с учителем обсуждают произошедшие изменения. | | Учащиеся знают, умеют описывать процесс деления клетки и рост. | Личностные: - осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; Познавательные: - сравнивать и выделять признаки. |
VI. Включение новых знаний в систему знаний и повторение Цель. Включение нового знания в систему изученного материала. 6 мин. | Учитель определяет «магическое число» для упражнения по теме «Деление и рост клетки». Действие продолжается пока учитель не остановит процесс. | Члены команды считают вслух, начиная с 1. Каждый раз когда новое число делится на «магическое число, ученики не проговаривают его, а молча встают и высказывают одно предложение по теме «Деление и рост клетки». | Учитель определяет «магическое число» для упражнения по теме «Деление и рост клетки». Члены команды считают вслух, начиная с 1. Каждый раз когда новое число делится на «магическое число, ученики не проговаривают его, а молча встают и высказывают одно предложение по теме «Деление и рост клетки». Действие продолжается пока учитель не остановит процесс. | Учащиеся знают, умеют описывать процесс жизнедеятельности клетки. | Личностные: - осознавать неполноту знаний; - устанавливать связь между целью деятельности и её результатом; - оценивать собственный вклад в работу группы; Познавательные: - находить отличия; объяснять значение новых терминов; - сравнивать и выделять признаки; Коммуникативные: - выражать свои мысли и идеи. |
VII. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 2 мин. | Учитель организует беседу с классом для проведения рефлексии. - Какие новые знания вы сегодня получили? - Какая тема вызвала у вас наибольшие затруднения? - Что было интересного на уроке? Просит оценить себя заранее условленными жестами. -Спасибо за урок! Если вы уходите с урока в хорошем настроении нарисуйте веселое лицо на плакате. Если же вы чем то недовольны то нарисуйте свои эмоции. | Учащиеся отвечают на вопросы. И если учащиеся хотели бы оценить себя на «5» поднимают два больших пальца вверх, Если на «4» один большой палец вверх, если на «3» - большой палец в сторону. | | Осознание учащимися степени активности на уроке, а также учебной деятельности как себя, так и группы, и класса в целом. | Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и её результатом; Регулятивные: -уметь оценивать свою работу на уроке |
VIII. Д/з. 1 мин. | Параграф №9, статья «Как делится клетка», повторить §9 полностью. Р.Т. №34. Составить рассказ от первого лица «Один день из жизни клетки». | Записывают домашнее задание. | | Умеют применить полученные знания и связать их в тексте. | Познавательные: -работать с материалом учебника; -сравнивать и выделять признаки; - объяснять значение новых терминов |
1. Установите соответствие стадий деления клетки.
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести
взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.
6. Сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться ви.п. Повторить 4-5 раз.
7. Сидя руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз