kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Cистема крови

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема "Система крови" рассматривается в виде модуля, рассчитанного на 4 часа. В работе определены требования к знаниям  и умениям обучающихся. Даны  основные понятия и термины. Первый урок содержит лекцию,самостоятельную работу со схемами и выполнение практической работы и домашнего задания. Второй урок  включает ролевую игру, тесты для проверки знаний,  домашнее задание. Работа интересна преподавателям, работающим над внедрением модульного обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Cистема крови »

Тема «Система крови»

Бережная Жанна Валерьевна


Данная тема в курсе «Анатомии, физиологии и гигиены человека» является важной по своему содержанию, поскольку речь идет о функциональных особенностях системы крови в онтогенезе. Полученные знания по данной теме имеют практическое значение в деятельности учителя физкультуры, тренера, спортсмена. Эта тема является сложной, но интересной для изучения. В ней раскрываются естественнонаучные основы материалистического учения о системе крови, её роли в поддержании гомеостаза, иммунитета, терморегуляции, гуморальной регуляции, обеспечении процессов обмена веществ и энергии, необходимых для активной мышечной деятельности.

Зная теоретические основы предлагаемой темы, учитель физической культуры, тренер или спортсмен сможет правильно организовать учебно-тренировочный процесс.

Данную тему целесообразно изучать, используя технологию модульного интерактивного обучения, которая в максимальной мере учитывает особенности и возможности каждого студента и создает условия для раскрытия и развития его потенциальных возможностей. Модульное обучение позволяет организовать самостоятельную познавательную деятельность, осуществить мотивационное управление учением.

Модульный блок «Система крови» представляет собой законченную часть работы – действия студента с четко обозначенным началом и концом. В вводной части модуля осуществляется знакомство со структурой, определяются цели и задачи, стоящие перед каждым студентом. Далее следует объяснение темы преподавателем, запись опорной схемы студентами.

В диалогической части идет закрепление материала, организуется индивидуальная работа с последующей взаимопроверкой. Далее проводится практическая работа «Микроскопическое строение крови человека и лягушки». Завершает диалогическую часть ролевая игра «Институт крови». Итоговая часть модульного блока организуется в форме зачета.


Модуль

«Система крови», 4 часа

Структура модуля

Структура модуля

Количество уроков

Форма и содержание занятий

Кол-во мин.



Вводная часть



1 пара

1-я половина занятия

Знакомство со структурой учебного модуля.

Определение целей и задач, стоящих перед каждым учащимся.

Объяснение темы, запись опорной схемы (ОС)

3


2


40



Диалогическая часть



2-я половина занятия

Закрепление материала.

Индивидуальная работа с последующей взаимопроверкой.

Практическая работа.

«Микроскопическое строение крови человека и лягушки».



35



10

2 пара

1-я половина занятия

Ролевая игра «Институт крови», коллективная работа


45

Итоговая часть

2-я половина занятия


Зачет


45



должны знать:

- значение крови, ее состав;

- свойства крови, значение и строение

форменных элементов крови;

- механизм фагоцитоза;

- состав и свойства плазмы;

- изменение состава крови при

мышечной деятельности;

- правила переливания крови;

- виды иммунитета;

- правила определения группы крови;

- значение прививок;

Студенты должны уметь:

- распознавать микропрепарат крови

человека;

- объяснять роль крови в поддержании

постоянства внутренней среды и других

функций.


Основные понятия и термины:

кровь, транспортная функция, защитная функция, гуморальная регуляция, внутренняя среда организма, плазма, осмотическое давление, кислотность, буферные системы крови, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, свертывание крови, фибрин, фибриноген, гемоглобин, артериальная кровь, венозная кровь, фагоцитоз, воспалительная реакция, антитело, иммунитет, врожденный иммунитет, приобретенный иммунитет, искусственный иммунитет, естественный иммунитет, прививка, лечебная сыворотка, СПИД, миогенный лейкоцитоз.




Занятие №1. Система крови


Ход урока:

Организационный момент.

Преподаватель начинает работу по данному модулю со вступительного слова.

Мефистофель предлагал Фаусту подписать союз с нечистой силой и говорил: «кровь, надо знать, совсем особый сок». В этих словах отражается мистическое верование в кровь как в нечто таинственное. Издавна люди веровали в мистическую силу крови: кровью скрепляли священные клятвы, кровь приносили в жертву богам, искали в ней секреты долголетия и целительную силу.

Действительно, кровь – самая удивительная ткань нашего организма. Как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека или животного без движения крови по сосудам, когда ко всем органам, тканям и клеткам разносятся: кислород, питательные вещества, вода.

Почему кровь красная? Почему человек погибает от кровопотери, а переливание крови другого человека раненому спасает его от смерти? Почему человека можно сделать выносливым к укусу змеи, если он заранее сделал особые прививки?

На эти и другие вопросы мы сможем найти ответы, работая в учебном модуле «Система крови», со структурой которого хотелось бы вас познакомить.


2. Лекция (ОС см. в приложении).

Система крови – это совокупность органов кроветворения, периферической крови, органов кроверазрушения и нейрогуморального аппарата регуляции (Г.Ф. Ланг).

Кровь является разновидностью соединительной ткани. Она представляет собой одну из составляющих внутренней среды организма.

Внутренняя среда организма – это совокупность жидкостей, включающая кровь, лимфу, тканевую и цереброспинальную жидкости. Значение внутренней среды организма состоит в том, что из нее клетки получают необходимые для своей жизнедеятельности вещества и выделяют в нее продукты обмена веществ (метаболиты). Она является непосредственной питательной средой для клеток организма.

Кровь составляет 7% от массы тела. У взрослых людей общее количество крови 5 - 5,5 л. В состоянии покоя она распределена следующим образом:

четверть общего объема находится в мышцах, другая четверть – в почках, 15% - в сосудах стенок кишечника, 10%-в печении, 8%-в мозгу , 4% - в венечных сосудах сердца, 13 % - в сосудах легких и остальных органах.

Обычно не вся кровь циркулирует в кровеносных сосудах. Некоторая её часть находится в кровяных депо. Роль депо крови выполняют сосуды селезенки, кожи, печени и легких.

Кровь выполняет следующие функции: циркуляция по сосудам, доставка кислорода, питательных веществ клеткам и вывод углекислого газа, продуктов распада, участвует в процессах дыхания, пищеварения, выделения. Кровь участвует в регуляции температуры тела (прилив крови от внутренних органов в сосуды кожи вызывает повышения температуры тела).

Когда в организм поступают ядовитые вещества или микробы, они подвергаются разрушению или уничтожению лейкоцитами крови. Так выполняется защитная функция крови. Кровь принимает участие в гуморальной регуляции деятельности организма, транспортируя гормоны желез внутренней секреции. Состоит кровь из плазмы (55-60%) и форменных элементов крови (40-55%).


Таблица 1

Форменные элементы крови

Элементы

Эритроциты

(Красные)

Лейкоциты

(Белые)

Тромбоциты

(Бесцветные)

Функция

Дыхательная

Иммунная

Свертывание

Форма

Двояковогнутых дисков

Не одинаковы по форме ядер: палочкообразные, овальные, бобовидные и другие

Сферическая

Строение

Лишены ядра

Наличие ядра

гранулоциты, агранулоциты

Лишены ядра

Кол-во в 1 мм3

Муж. от 4,5-5,0 х 1012 / л

Жен. от 4,0-4,5 х 1012 / л

4,0-9,0 х 109 / л

180-320х109

Продолжительность жизни

80-120 дней

От нескольких часов до 7-10 дней

8-12 дней

Источник

Красный костный мозг

Костный мозг,

селезенка,

лимфоузлы

Красный костный мозг,

селезенка

Особенности

Содержат дыхательный пигмент гемоглобин

Муж. – 130-160 г/л

Жен. -120-140г/л

СОЭ (скорость оседания эритроцитов)

Муж. 2-10 мм/ч

Жен. 2-15 мм/ч

Разрушаются в печени, селезёнке

Способны к амебоидному движению, различают 5 видов лейкоцитов, способность к фагоцитозу (уничтожению инородных тел)



Плазма человека представляет собой светло-янтарную жидкость, содержащую около 90% воды, неорганических солей (около 1%) и органических веществ (около 9%). Органические вещества плазмы включает ряд компонентов:

  1. Белки – 67-75 г/л, среди них альбуминов – 37-41 г/л, глобулинов – 30-34 г/л, фибриногена- 3,0-3,3 г/л.

Роль белков:

1) обеспечивают коллоидно-осмотическое давление (25-30 мм рт. ст.), что удерживает воду в сосудах;

2) участвуют в процессе свертывания крови (фибриноген и другие плазменные факторы свертывания крови);

3) регулируют рН крови (белковый буфер);

4) часть белков плазмы являются антителами (защитная функция);

5) выполняют транспортную функцию;

6) обеспечивают вязкость крови.

  1. Азотсодержащие вещества небелковой природы – это промежуточные продукты обмена белка. Они составляют остаточный азот. Его основными компонентами являются азот мочевины, аминокислот, мочевой кислоты. Содержание остаточного азота в крови равно 14,3-28,6ммоль/л.

  2. Безазотистые органические вещества – это глюкоза (4,4-6,6ммоль/л), молочная, пировиноградная кислота, липиды (фосфолипиды, жирные кислоты, холестерин, лецитин). Концентрация глюкозы в артериальной крови выше, чем в венозной, что объясняется потребление глюкозы клетками организма. Увеличение концентрации молочной кислоты в крови связано в основном с усилением ее продукции в мышцах.

  3. Биологически активные вещества (ферменты, витамины, гормоны) и газы крови.

Состав плазмы отличается относительным постоянством и во многом зависит от приема пищи, воды и солей.

Физико-химические свойства крови.

Кровь обладает суспензионными, коллоидными и электролитными свойствами. Коллоидные и суспензионные свойства крови определяются количеством белков и соотношением их различных функций (альбумины, глобулины). Электролитные свойства крови обусловлены содержанием в ней солей, находящихся в диссоциированном (в виде ионов) состоянии. Например, NaHCO3 диссоцирует на ионы Na+ и HCO-3.

Различные вещества крови обеспечивают осмотическое давление и буферные свойства крови.

Осмотическое давление крови составляет 6,6-7,6 атмосфер. Стабильно функции клеток организма могут осуществляться только при относительном постоянстве осмотического давления. Эритроциты, например, помещенные в гипотонический раствор хлорида натрия, набухают и могут даже разрушиться (гемолиз). Раствор, имеющий одинаковое осмотическое давление с кровью, называется изотоническим (0,85-0,9%-ный раствор NaCI). Раствор с более высоким осмотическим давлением, чем осмотическое давление крови, называется гипертоническим, а имеющий более низкое давление – гитоническим. Часть осмотического давления, создаваемого белками называется онкотическим давлением, оно равно 25 мм рт. ст.

Кислотно-основное состояние (КОС) организма является одним из важнейших и наиболее стабильных показателей, определяющих активность ферментов, интенсивность и направленность окислительно-восстановительных реакций в процессах обмена веществ. Активную реакцию среды оценивают показателем рН, отражающим содержание в жидкостях ионов водорода. Величина рН крови составляет 7,35-7,45 – слабощелочная реакция. Более значительные изменения рН крови связаны с патологическими нарушениями обмена веществ. КОС поддерживается буферными системами крови, а регулируется с помощью легких, желудочно-кишечного тракта, почек.


При различных физиологических состояниях рН крови может изменяться в кислую (до 7,0, у спортсменов до 6,85) и в основную (до 7,8) сторону. Более значительные изменения сопровождаются тяжелыми последствиями для организма. Постоянство рН крови поддерживается буферными системами.

Буферной системой называют смеси, которые обладают способностью препятствовать изменению рН среды при внесении в нее оснований или кислот. В крови содержатся следующие буферные системы: бикарбонатная, белковая, фосфатная и гемоглобиновая, которые могут связывать гидроксильные (ОН) и водородные (Н+) ионы и тем самым поддерживать реакцию крови постоянной. Выводятся из организма образовавшиеся кислые и щелочные продукты почками с мочой. Через легкие удаляется углекислый газ.

Изменения в крови при мышечной деятельности.

Мышечная деятельность вызывает значительные изменения в системе крови. Повышенное образование кислых продуктов обмена в результате кислородного дефицита приводит к нарушению кислотно-щелочного равновесия крови. Концентрация водородных ионов в крови в наибольшей степени зависит от содержания в ней молочной кислоты, напряжения СО2 и буферных возможностей крови.

У спортсменов, тренирующих выносливость, снижение рН при стандартных нагрузках выражено меньше, при максимальных - больше (до 6,85), но развивается значительно позже, чем у неспортсменов (до 7,0).

Вязкость крови при длительной мышечной работе может увеличиться на 70%. Это обусловлено увеличением количества форменных элементов, изменением коллоидных свойств, потерей большого количества воды за счет усиленного потения и другими факторами.

Дыхательная функция крови при работе претерпевает целый ряд изменений. Сдвиг рН в кислую сторону в связи с большим содержанием СО2 и выходом в кровь кислых продуктов обусловливает меньшую способность крови к связыванию кислорода.

Мышечная активность вызывает изменения в картине красной крови, которые характеризуют 3 основных типа реакций:

При первом типе реакции: количество эритроцитов увеличивается до 5,5 – 6,0 млн в 1 мм3 (миогенный эритроцитоз) вследствие выхода крови из депо.

Второй тип реакции отмечается при длительной и интенсивной работе и связан со значительным усилением функций кроветворных органов, что выражается в повышении в крови количества ретикулоцитов. Наблюдается незначительное снижение количества эритроцитов, падение процента гемоглобина, повышение активности ферментативных систем крови. Восстановительный период может продолжаться до 2 дней.

Третий тип реакции выявляется в период многодневных соревнований в циклических видах спорта и связан с угнетением кроветворной функции. Количество эритроцитов и гемоглобина резко уменьшается, активность окислительно-восстановительных ферментов крови угнетается. Восстановительный период может продолжаться до 6 дней. Этот тип реакции свидетельствует о развитии чрезмерно выраженного утомления.

Мышечная активность вызывает увеличение количества лейкоцитов (миогенный лейкоцитоз) со сдвигом в лейкоцитарной формуле. Степень изменения картины белой крови зависит от объема и интенсивности выполненной нагрузки (от 10-12 тыс. 1 мм3 до 30-50 тыс. мм3).

При мышечной работе наблюдается миогенный тромбоцитоз с возрастанием количества кровяных пластинок в 2 и более раза. Это явление отмечается в течение нескольких часов после работы и сопровождается ускорением свертываемости крови.

Группы крови.


Каждый человек должен знать свою группу крови.

Учение о группах крови возникло из потребностей клинической медицины. В 1901 г. австрийский исследователь Карл Ландштайнер обнаружил, что плазма крови одних людей способна агглютинировать (склеивать) эритроциты других людей. Агглютинация возникает в результате взаимодействия присутствующих в эритроцитах антигенов – агглютиногенов (А, В) и содержащихся в плазме антител – агглютининов (α, β).

Таблица 2

Состав основных групп крови (АВО)


Группа крови

Эритроциты

Плазма

Агглютиногены

Агглютинины

I (0)

-

α,β

II (А)

А

β

III (В)

В

α

IV (АВ)

АВ

-

Склеивание эритроцитов происходит в случае, если встречаются одноименные агглютиноген и агглютинин: А и α, В и β.

В крови одного человека не может быть одноименных антигенов и антител. К.Ландштайнер и Я.Янский установили, что возможны 4 комбинации, или 4 группы крови, при которых отсутствуют эти сочетания (система АВО) (табл. 2).

Для решения вопроса о совместимости групп крови до недавнего времени пользовались следующим правилом: среда (плазма) реципиента (человек, которому переливают кровь) должна быть пригодна для жизни эритроцитов донора (человек, который отдает кровь). Поэтому у реципиента учитывались агглютинины, а у донора- агглютиногены. Людей с I группой крови считали универсальными донорами, однако эта универсальность не абсолютна. Это связано с тем, что у них обнаружены иммунные анти-А- и анти-В-аглютинины. Переливание такой крови может привести к тяжелым последствиям и даже к летальному исходу. Эти данные послужили основанием к переливанию только одногруппной крови.

Учение о группах крови значительно усложнилось в связи с открытием новых агглютиногенов: группа А оказалась состоящей их нескольких подгрупп, обнаружены агглютиногены М, N, S, P. Эти факторы иногда являются причиной осложнений при повторных переливаниях крови.

Одним из наиболее агглютиногенов крови человека, не входящих в группу АВО, является резус – агглютиноген, или резус-фактор, обнаруженный К.Ландштайнером и И.Винером в 1940 году в эритроцитах макак. Приблизительно 85 % людей белой расы имеют этот антиген и называются резус-положительными. Около 15% жителей Европы и Америки резус-агглютиногена не имеют и называются резус-отрицательными.

В настоящее время переливание цельной крови ограничено. Даже при большой потере крови рекомендуется вливать плазму и дополнительно эритроцитарную массу (не более 1/5 от количества введенной плазмы). Таким образом, в организм реципиента попадает меньшее количество антигена, что снижает риск осложнений.

Иммунитет.

Благодаря лейкоцитам крови, осуществляется защита нашего организма от чужеродных частиц, микробов: фагоцитоз (пожирание возбудителей) и выработка антител. Это называется иммунитетом. Различают врожденный иммунитет и приобретенный. Врожденный наследуется от родителей. Благодаря ему мы не болеем многими болезнями, которыми болеют животные. Приобретенный иммунитет возникает тогда, когда человеку делают прививки от той или иной болезни. Опасным врагом поражающим иммунную систему человека, является вирус СПИДа и ВИЧ.

В оставшееся время преподаватель может задать несколько вопросов по ОС.

3. Знакомство и запись ОС.

Преподаватель знакомит студентов с ОС, поясняет ее, дает время на осмысление и приглашает желающих озвучить ее у доски.

4. Закрепление материала.

Работа в парах: студенты воспроизводят рассказ преподавателя по ОС.

2-я половина занятия.

Индивидуальная работа по заданию преподавателя с учебником.

Самостоятельная работа.

1). Из перечисленного выберите функции крови в организме человека:

    1. строительная;

    2. транспортная;

    3. биокаталитическая;

    4. гуморальная регуляция;

    5. опорная;

    6. защитная.

2). Заполните схему по составу крови организма человека.


Состав крови




Плазма крови

Форменные элементы







3). Назовите органы, в которых происходит кроветворение.

1._______________

2._______________

3.______________

4.______________

5.______________

4). Напишите термины, исходя из определений соответствующих понятий:


  1. Кровь движется по замкнутой системе кровесосудов, выполняя функцию _______________

  2. Жидкая часть крови, остающаяся после удаления из нее форменных элементов- ____________________

  3. Физиологический механизм, обеспечивающий образование кровяного сгустка- __________________

  4. Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин - ________________

  5. Явление поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и иных чужеродных тел- _____________

  6. Препарат готовых антител, образовавшихся в крови животного, которое раньше специально заражалось этим возбудителем- _________________

  7. Ослабленная культура микробов, вводимых в организм человека- _________________

5). Выберите из перечня (1-10) ответы на вопросы о составе плазмы крови

(I-XI) и зашифруйте их.

1.Вода

2.Белки

3.Жиры, глюкоза

4.Гемоглобин

5.Поваренная соль

6.Продукты распада, окисления

7.Фибриноген

8.Фибрин

9.Кровяная сыворотка

10.Гормоны и другие биологические активные вещества


  1. Органические вещества в плазме

  2. Вещества, составляющие большую часть массы плазмы

  3. Питательные вещества

  4. Исходное вещество при свертывании крови

  5. Образуется при свертывании крови

  6. Содержится в постоянном количестве (0,9%)

  7. Поступает в кровь из кишечника

  8. Поступает в кровь из клеток тела

  9. Белок, придающий крови красный цвет

  10. Нерастворимый белок, закупоривает сосуды в ране

  11. Растворимый белок крови


3. Практическая работа


«Микроскопическое строение крови человека и лягушки »

Оборудование: готовые окрашенные микропрепараты крови человека и лягушки, микроскоп.

Порядок работы:

  1. Подготовьте микроскоп.

  2. Установите под микроскопом микропрепарат крови человека.

  3. Рассмотрите препарат. Найдите эритроциты и зарисуйте их.

  4. Теперь установите под микроскопом микропрепарат крови лягушки.

  5. Рассмотрите и зарисуйте эритроциты крови лягушки. Чем они отличаются от эритроцитов крови человека?

  6. Подумайте, чья кровь переносит больше кислорода – кровь человека или лягушки. Почему?


  1. Домашнее задание: подготовиться к ролевой игре «Институт крови»,

учить ОС, сформировать «группы - лаборатории», учить конспект лекции.


Занятие 2. «Система крови»

(Ролевая игра «Институт крови». Закрепление материала).

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Игра

а) определение знаний.

б) представление лабораторий и экспертов (5 мин).

в) выполнение заданий группами (15 мин).

г) отчет лабораторий (20 мин).

д) подведение итогов (5 мин)


Задание для лаборатории №1

«Функции, состав и свойства крови»

Сотрудниками вашей лаборатории необходимо исследовать состав и свойства крови и выяснить:

  1. Каково значение крови?

  2. Из каких компонентов состоит кровь?

  3. Что такое свертывание крови? Какое значение оно имеет? К чему может привести плохая свертываемость крови?

  4. Для чего при сильных кровотечениях людям вводят раствор хлорида кальция?


Ответ запишите в виде опорной схемы и прокомментируйте.

В ответе должны быть следующие термины: внутренняя среда организма,, депо крови, плазма крови, форменные элементы крови, фибриноген, фибрин, гемофилия.






Задание для лаборатории №2

«Изменение состава крови при мышечной деятельности»

Сотрудниками вашей лаборатории необходимо исследовать состав крови спортсменов и выяснить:

  1. Какие изменения в составе крови наблюдаюся у людей занимающихся спортом?

  2. Как изменяются свойства крови?

  3. Что такое многогенный лейкоцитоз?

  4. Почему у спортсменов, участвовавших в соревнованиях в высокогорных районах, количество эритроцитов и гемоглобина увеличивается?


Ответ запишите в виде опорной схемы и прокомментируйте.

В ответе должны быть использованы следующие термины: миогенный эритроцитоз, миогенный лейкоцитоз, миогенный. тромбоцитоз, вязкость крови, дыхательная функция крови, рН ,гемоглобин.



Задание для лаборатории №3

«Защитные свойства организма и иммунитет»

Сотрудниками вашей лаборатории необходимо исследовать механизм иммунитета и выяснить:

  1. Как организм защищается от инфекции (механизм иммунитета)?

  2. Что такое антитела и антигены?

  3. Что такое фагоцитоз?

  4. Какие бывают виды иммунитета?

  5. Что такое аллергия?


Ответ запишите в виде опорной схемы и прокомментируйте.

В ответе должны быть использованы следующие термины: иммунитет, антитела, антигены, фагоцитоз, инфекционные заболевания, аллергия.


Задания для лаборатории №4

«Переливание крови. Донорство»

Сотрудниками вашей лаборатории необходимо исследовать свойства крови и выяснить:

  1. Какие бывают группы крови? Как их определить?

  2. Каковы правила переливания крови?

  3. Что такое резус – фактор и почему его надо учитывать при переливании крови?

  4. Каким образом поддерживается постоянство внутренней среды организма?


Ответ запишите в виде опорной схемы и прокомментируйте.

В ответе должны быть использованы следующие термины: переливание крови, группы крови, резус-фактор, донор, реципиент, внутренняя среда организма, гомеостаз.




Получив задание, заведующие «лабораториями» организуют работу в группе. Время на подготовку 15 мин. Затем следуют отчеты групп. Время выступления каждой «лаборатории» - 5 мин. В конце выступления делается краткий вывод и задаются вопросы к выступающим. Работу групп (пятибалльная система) оценивают «эксперты» по следующим критериям:

  1. Краткость

  2. Лаконичность

  3. Убедительность

  4. Использование дополнительной литературой

  5. Эмоциональность

  6. Использование терминологии

В конце урока главный «эксперт» делает обобщение (вывод урока). Студенты получают оценки.

Примечание: «Эксперты» назначаются преподавателем из числа успевающих студентов (3-4 человека). Во время работы групп они оказывают консультации. Вывод урока делается на основе ОС темы.

2-я половина урока

Зачет.

Тестирование


1.Наука о крови:

А) остеология;

Б) артрология;

В) миология;

Г) гематология;

Д) цитология.


2.Внутренней средой организма являются:

А) кровь и лимфа;

Б) кровь и тканевая жидкость;

В) кровь, тканевая жидкость и лимфа;

Г) кровь;

Д) кровь, тканевая жидкость, лимфа и цереброспинальная жидкость.


3.Объем крови в организме взрослого человека составляет:

А) 3 литра;

Б) 5 литров;

В) 8 литров;

Г) 9 литров;

Д) 10 литров.


4.Органы кроветворения:

А) сердце и сосуды;

Б) костный мозг, селезенка, лимфоузлы;

В) печень и почки;

Г) поджелудочная железа, желудок;

Д) головной и спинной мозг.


5. Функция крови, осуществляющая перенос питательных веществ из органов пищеварения в клетки и ткани организма и вынос продуктов распада:

А) дыхательная;

Б) защитная;

В) транспортная;

Г) терморегуляторная;

Д) биокаталитическая.


6. Содержание воды в плазме крови составляет:

А) 85%;

Б) 90%;

В)98%;

Г)100%;

Д) 55%.


7. Количество эритроцитов в 1 мм3 крови женщин и мужчин составляет соответственно:

А) 3 и 4 млн;

Б) 4 и 5 млн;

В) 4 и 5 тыс;

Г) 5 и 6 тыс;

Д) 6 и 7 тыс.


8. Продолжительность жизни эритроцитов составляет (в сутках):

А) 30;

Б) 70;

В) 120;

Г) 140;

Д) 180.


9. Основной функцией эритроцитов является:

А) перенос кислорода от легких ко всем тканям тела;

Б) перенос кислорода от легких к тканям и углекислоты от тканей тела в легкие;

В) перенос углекислого газа от тканей в легкие;

Г) перенос углекислого газа от тканей к сердцу;

Д) перенос кислорода от сердца к тканям и углекислоты от тканей к кишечнику.


10. Гемоглобин является:

А) простым белком;

Б) небелковым веществом;

В) сложным белком, содержащим железо;

Г) сложным белком, содержащим магний;

Д) белком, не содержащим металлов.


11.В норме количество лейкоцитов, или белых кровяных телец в 1 мм3 крови составляет:

А) 2-3 тыс;

Б) 6-8 тыс;

В) 10 тыс;

Г) 11 тыс;

Д) свыше 11 тыс.


12. . Фагоцитоз:

А) процесс разрушения лейкоцитами чужеродных тел;

Б) процесс несвёртываемости крови;

В) процесс понижения артериального давления;

Г) процесс образования эритроцитов;

Д) процесс образования тромбоцитов.

13.Содержание тромбоцитов в 1 мм3 крови составляет:

А) 50 тыс;

Б) 100 тыс;

В) 180-320 тыс;

Г) 400-450 тыс;

Д) 450-500 тыс.


14. Форменные элементы крови, участвующие в ее свертывании:

А) эритроциты;

Б) лейкоциты;

В) тромбоциты;

Г) гемоглобин;

Д) фибриноген.



15. Органы, очищающие кровь:

А) легкие, печень, почки;

Б) кишечник, желудок, поджелудочная железа;

В) желудок, поджелудочная железа;

Г) надпочечники;

Д) сердце, головной мозг.


16. Недостаточность эритроцитов, гемоглобина:

А) гемофилия;

Б) СПИД;

В) анемия;

Г) аллергия;

Д) гипертония.


17. Кровь, какой группы можно перелить человеку с I группой крови:

А) только I;

Б) I, II

В) I ,II, III;

Г) I, II, III, IV;

Д) никакой.


18. Заболевание, приводящее к полному разрушению иммунной системы в организме:

А) гипертония;

Б) гипотония;

В) анемия;

Г) гемофилия;

Д) СПИД.


19. Изменения в составе крови при мышечной деятельности:

А) увеличивается содержание воды в плазме крови;

Б) уменьшается содержание форменных элементов крови;

В) увеличивается количество форменных элементов крови, вязкость, сдвиг рН в кислую сторону;

Г) уменьшается количество гемоглобина;

Д) изменений не происходит.


20. Количество фаз в развитии миогенного лейкоцитоза:

А) 2;

Б) 3;

В) 5;

Г) 6;

Д) 8.


Тест завершен

Ключ к заданию (правильные ответы)

1 - Г; 2 - Д; 3 – Б; 4 – Б; 5 – В; 6 – Б; 7 – Б; 8 – В; 9 – Б; 10 – В;

11-Б; 12-А; 13-В; 14-В; 15-А; 16-В; 17-А; 18-Д; 19-В; 20-Б.


I– вариант

1. Какие функции выполняет кровь?

2. Что такое лечебная сыворотка?

II – вариант

  1. При каких условиях свертывается кровь?

  2. Что такое иммунитет?


III – вариант

  1. Как изменяется состав крови при мышечных нагрузках?

  2. Какие виды иммунитета вы знаете?


Самостоятельная работа студентов с бланками анализа крови


4. Домашнее задание: подобрать дополнительный материал по теме «Сердечно – сосудистая система».


ОПОРНАЯ СХЕМА



терморегуляторная


защитная (иммунитет)

гомеостаз




питательная


транспортная

гуморальная

регуляция


дыхательная






СОСТАВ КРОВИ



45% форменные элементы


  1. эритроциты

  2. лейкоциты

55% плазма


4,5-5,0 млн. в 1 мм3

4-9 тыс. в 1мм3


  1. вода - 90%

  2. о

    лейкоцитарная формула:

    - нейтрофилы – 55-68%

    - базофилы – 0-0,5%

    - эозинофилы – 1-4%

    - лимфоциты – 25-30%

    - моноциты – 6-8%

    3. тромбоциты 180-320 тыс. в 1мм 3

    рганические вещества - 9%

  3. неорганические вещества - 1%

Сыворотка

Фибриноген

(белок)




Тромб

Са2+!

гепарин




Группы крови



85%-Rh+


15%-Rh-


II


I VI


III

Аглютинация -слипание


Донор Реципиент

кровь




сосуд

клеточный иммунитет фагоцитоз

гуморальный иммунитет: «антитела антиген»


Критерии

Лаборатория № 1

Лаборатория № 2

Лаборатория № 3

Лаборатория № 4

Лаконичность





Убедительность





Использование дополнительной литературой





Эмоциональность





Использование терминологии







Критерии

Лаборатория № 1

Лаборатория № 2

Лаборатория № 3

Лаборатория № 4

Лаконичность





Убедительность





Использование дополнительной литературой





Эмоциональность





Использование терминологии







Критерии

Лаборатория № 1

Лаборатория № 2

Лаборатория № 3

Лаборатория № 4

Лаконичность





Убедительность





Использование дополнительной литературой





Эмоциональность





Использование терминологии









18


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Cистема крови

Автор: Бережная Жанна Валерьевна

Дата: 29.01.2015

Номер свидетельства: 163805


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства