kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Биология 8 класс. Гигиена питания. Предотвращение желудочно-кишечных заболеваний.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока, основной целью которого является  формирование знаний о гигиенических условиях нормального питания и его правильном режиме и осознание обучающимися значимости здорового образа жизни. 

Просмотр содержимого документа
«Биология 8 класс. Гигиена питания. Предотвращение желудочно-кишечных заболеваний.»

Гигиена питания. Предотвращение желудочно-кишечных заболеваний.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: формирование знаний о гигиенических условиях нормального питания и его правильном режиме.

Задачи:

Образовательные:

- Расширить представления учащихся об основных принципах полноценного и рационального питания.

- Сформировать правильные ориентиры на выбор продуктов питания, на организацию процесса питания в целом.

- Обосновать правила гигиены питания

Развивающие:

- Продолжить формирование умений находить необходимую информацию для выяснения вопросов гигиены питания в разных источниках

- Продолжить формирование навыков анализа, синтеза и сравнения.

Воспитательные:

- Продолжить формировать представления о гигиенических условиях нормального пищеварения и здорового образа жизни

- Развивать навыки межличностного общения, инициативу, творческую активность.

Планируемые результаты:

            Предметные:

  • формулировать правила приёма пищи и применять их в своей жизни.

            Метапредметные:

  • самостоятельно определять цели и задачи своего обучения;

  • работать с текстом;

  • строить логические умозаключения;

  • оформлять результаты работы;

  • организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

  • формулировать собственное мнение;

  • аргументировать собственную позицию;

  • слушать мнение других учащихся;

  • работать в парах;

  • владение речью.

              Личностные:

  • осознание значимости здорового образа жизни;

  • умение оказывать взаимопомощь.

Формы работы учащихся: индивидуальная, беседа, работа в парах.

Методы обучения: словесный, частично исследовательская работа.

Оборудование: таблицы «Пищеварительная система», «Пищевые добавки», «Предупреждение желудочно-кишечных инфекций»; плакаты с высказываниями и народными мудростями «Кто долго жует – тот долго живет», «Обжора роет себе могилу собственными зубами»; презентация к уроку «Гигиена питания».

План урока:

  1. Организационный момент. (1 мин.)

  2. Актуализация опорных знаний (7 мин.)

  3. Целеполагание и мотивация. (2 мин.)

  4. Изучение нового материала. (30 мин.)

  5. Закрепление материала. (3 мин.)

  6. Постановка домашнего задания. (1 мин.)

  7. Рефлексия (подведение итогов урока). (1 мин.)

Ход урока

1.Организационный момент.

    1. Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос)

  • Работа с терминами. Что такое:

Рациональное питание (от лат. rationalis - разумный) – это полноценное, разумное, правильное, регулярное питание.

Продукты питания – это продукты животного и растительного происхождения, используемые как в обработанном, так и в необработанном виде при питании человека.

Питательные вещества - это жизненно необходимые составные части пищи, используемые организмом как пластический материал для построения живого вещества клеток и служащие источником энергии, необходимой для его жизнедеятельности (белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины).

  • Что лишнее? Почему?

  1. Печень (железа), пищевод, глотка, кишечник.

  2. Яйца, рыба, хлеб (продукт растительный) , курица.

  3. Поджелудочная, рот (орган), кишечные, слюнные.

  4. Шейка, коронка, корень, пульпа (полость с нервом и кровеносными сосудами).

  5. Амилаза, мальтаза, пепсин (фермент желудка, расщепляет белки), лактаза.

  6. Слизь, соляная кислота, амилаза (фермент слюны, расщепляет углеводы), пепсин.

Работа на карточках (несколько учащихся):

  • Выписать в правый столбик продукты питания, а в левый – питательные вещества:

а) Капуста, б) фасоль, в) масло, г) минеральные соли, д) рис, е) колбаса, ж) молоко, з) углевод, и) хлеб, к) рыба , л) сливки, м) жир, н) белок, о) витамины, п) мясо).

Ответ: 1) а, б, в, д , е, ж, и, к, л, п 2) г, з. м, н, о.

  • В продукте питания обычно преобладает одно какое-либо вещество: жиры, белки, углеводы. Так, например, в кефире больше белка – значит, он относится к белковой пище. Таким образом можно разделить все продукты. Предлагаю из списка продуктов в первый столбик выписать продукты с наибольшим содержанием жиров, а во второй – углеводов.

а) сыр, б) капуста, в) хлеб, г) рыба, д) виноград, е) колбаса, ж) гречка, з) сметана,

и) орехи, к) картофель.

Ответ: 1) а, г, е, з, и; 2) б, в, д, ж, к.

    1. Целеполагание и мотивация:

Сегодня урок у нас будет не совсем обычный, это урок-размышление о том, как прожить долгую жизнь, оставаясь здоровым. Возможно ли это сегодня, учитывая далеко не благополучную экологическую ситуацию и стрессовый характер нашей жизни?

Наш урок я хочу начать словами Гордона Рамзи: «Чтобы хорошо жить, надо хорошо есть» и «Знать о еде человек должен не меньше, чем о математике или о своём родном языке».

          Прокомментируйте эти высказывания.

 О чем же мы будем сегодня говорить на уроке? Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Как вы думаете, с какой целью мы его проводим?

Учитель: Тема правильного питания в настоящее время чрезвычайно актуальна, и я хочу привести этому доказательства.

Статистические данные:

  •  Численность младенцев и детей раннего возраста (от 0 до 5 лет), имеющих избыточный вес или ожирение, во всем мире увеличилась с 32 миллионов в 1990 году до 41 миллиона в 2016 году. Только в африканском регионе ВОЗ число детей с избыточным весом или ожирением за тот же период выросло с 4 до 9 миллионов.

  • Недостаточность питания, вызывает дефицит витаминов и минералов и приводит примерно к одной трети всех случаев смерти детей.

  • Заболеваемость цингой и рахитом растет в некоторых регионах Великобритании. Эксперты связывают этот факт с распространением фастфуда и продуктов, готовящихся в микроволновой печи.

  • Неправильное питание может вызывать такие заболевания как рак желудка, развитие высокого кровяного давления.

У детей в период школьного и подросткового возраста происходит полове развитие, они быстро растут, прибавляя в весе и мышечной силе. Занятия спортом и физическим трудом ведут к резкому возрастанию энерготрат. Вот почему так важно обеспечить школьников и подростков полноценной пищей, правильно организовать режим питания.

    1. Изучение нового материала

  1. Изучите предложенный текст, порекомендуйте необходимые продукты питания для разных категорий подростков.

ТЕКСТ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ.

Стадии подросткового возраста

Подростковым считается возрастной период с 10 до 18 лет. Этот довольно приличный временной отрезок можно поделить на несколько стадий взросления. Все они требуют определённого питания.

Возраст 10-13 лет – это время ускоренного роста костей и мышц. (Желательно на этой стадии ежедневно включать в детский рацион питания мясо и молочные продукты.)

Возраст 14-16 лет. На этом этапе активно формируются железы внутренней секреции, вот почему подростки этого возраста часто страдают угревой сыпью. (Особенно важно не увлекаться продуктами с высоким содержанием жира. Откажитесь от жареного, варите, тушите, запекайте либо готовьте на пару. Растительные жиры, в отличие от животных, не следует исключать из рациона. Предлагают употреблять орехи, заправлять блюда растительными маслами, и тогда не будет проблем с ногтями и волосами.)

Возраст 16-18 лет – на этой стадии взросления ребёнок может увлекаться диетами, сыроедением либо вегетарианством, поскольку он считает себя уже вполне взрослым и способным самостоятельно принимать важные решения, в частности, по поводу своего питания. Все эти эксперименты могут только навредить здоровью. Даже сейчас его организм продолжает формироваться, поэтому питаться нужно полноценно.

Кроме всего вышеперечисленного, здоровое питание тинейджера предполагает ежедневное употребление растительной клетчатки, а именно овощей, фруктов, корнеплодов. В их состав входят антиоксиданты, с помощью которых очищается организм и правильно работает система пищеварения. Чтобы организм нормально развивался, снабжайте его витаминами. В сезон источниками этих полезных веществ могут стать овощи и фрукты, в холодный период - магазинные поливитамины, в состав которых входят железо и витамин D, отвечающие за нормальное развитие.

2)  Основоположники разных школ питания пытались ответить на извечные вопросы науки о питании - как, когда, сколько и что есть?

      Попытаемся и мы ответить на эти вопросы. В достижении цели урока нам поможет авторитет великих писателей, мыслителей и ученых.

Вы должны перефразировать их изречения на современный лад и сформулировать правила правильного питания., потом запишем правила в тетрадь.

Учащиеся работают в парах - 1 высказывание или поговорка на парту, выполняя задание на выданных им карточках. (Время выполнение задания 3 минуты). Учащиеся озвучивают сформулированное правило.

    1.  «Кто торопливо ест и пьёт, на свете долго не живёт» (Чешская пословица)

    2.   «Кто долго жуёт, тот долго живёт» народная мудрость).

    3. «Война войной, а обед - по расписанию».  (Фридрих Вильгельм I)

    4. «Лучше семь раз поесть, чем один раз наесться». Американский исследователь Ирвинг Фишер

    5. «Хочешь продлить свою жизнь, - укороти свои трапезы». (Бенджамин Франклин).

    6. «Соус скрывает тысячу грехов» (старинная поварская поговорка).

    7.  «Для еды соль, для соли - мера». «Недосол на столе, пересол на спине». (Русская поговорка).

    8. «За ягодами пойдёшь – здоровье найдёшь, зелень на столе – здоровье на сто лет, яблоко на ужин – и врач не нужен». (Русская пословица).

    9. «Есть всегда одно и то же для здоровья не поможет» (народная мудрость)

    10. «Горьким лечат, а сладким калечат». (народная мудрость)


№ п/п

Правила правильного питания

1

Во время приёма пищи не надо спешить.

2

Пищу надо тщательно пережёвывать.

3

Принимать пищу надо в одни и те же часы.

4

Принимать пищу надо несколько раз в день через каждые 3 – 3,5 часа.

5

Вредно съедать за один раз много пищи.

6

Не включать в рацион питания майонез и кетчупы.

7

Ограничить количество употребляемой соли.

8

Включать в рацион питания овощи и фрукты.

9

Пища должна быть разнообразной.

10

Ограничить употребление сладостей.


        Чтобы правила выполнялись, люди должны понимать их смысл. Давайте попробуем обосновать правила питания.

Обоснование

1.

При быстром приёме пищи можно подавиться.

2.

Пережёванная пища лучше переваривается. Во время пережёвывания пища обрабатывается ферментами слюны и в ротовой полости начинается переваривание углеводов.

3.

Систематический приём пищи в одно и то же время постепенно приучит желудок именно к этому времени быть готовым к новой порции еды и выделить необходимое количество желудочного сока.

4.

Если промежуток между приёмами пищи длинный, уровень сахара в крови падает, ощущается упадок сил и появляется сильное чувство голода. В этом состоянии человек набрасывается на еду и съедает гораздо больше нормы, так как насыщение наступает через 15 – 20 минут после начала еды.

5.

Умеренность в питании необходима для соблюдения баланса между поступающей с пищей и расходуемой в процессе жизнедеятельности энергии. Суточный рацион должен удовлетворять энергетические затраты организма и соответствовать физиологическим потребностям организма. Переедание приводит к ожирению и развитию серьезных заболеваний, которые укорачивают жизнь.

6.

Вкус и запах соуса может скрывать недоброкачественные продукты, из которых приготовлено блюдо. В соусах и кетчупах содержится много соли.

7.

Норма потребления соли 4 граммам в день. Избыточное потребление соли вызывает сильную жажду, повышает артериальное давление, усиливает работу сердца и почек.

8.

Фрукты и овощи содержат большое количество витаминов и биологически активных веществ, которые способны нормализовать кислотно – щелочное равновесие организма.

9.

В этом случае организм получает все необходимые для жизнедеятельности вещества.  Суммарная калорийность суточного набора продуктов должна складываться из необходимых количеств белков, жиров и углеводов, которые определяют по формуле питания. (1:1:4)

10

Горечи улучшают работу многих систем органов, убивают паразитов. Употребление избыточного количества сахара ребенком ведет к таким последствиям, как: избыточный вес; развитие пищевой аллергии; развитие сахарного диабета; нарушения работы желудочно-кишечного тракта; кариес и многие другие.

Теперь вы знаете, что правильное питание, сбалансированный и разнообразный рацион, правильная кулинарная обработка продуктов и соблюдение санитарных норм при приготовлении пищи являются немаловажными факторами для людей всех возрастов, тем более подростков.

Физкультурная пауза для рук и глаз.

«Колечко» - поочередно и как можно быстрее ученик перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный.

3) Одним из основных условий здорового питания является то, что продукты питания должны быть безопасными и соответствовать санитарным нормам. Мы привыкли к тому, что у каждого продукта есть свой вкус и запах. Но мы живем во время внедрения новых пищевых технологий, когда любому продукту можно придать нужные консистенцию, вкус, запах и увеличить срок хранения. Для этого используются красители, консерванты, ароматизаторы, усилители вкуса и т.д. Все эти вещества называются пищевые добавки.

Пищевые добавки – это природные, идентичные природным или искусственные (синтетические) вещества, увеличивающие сроки хранения продуктов, или придающие им заданные свойства. Первые пищевые добавки появились практически одновременно с «homo sapiens» Потребность добывать и, самое главное, сохранять пищу породила использование веществ, способных продлить во времени свойства того или иного продукта. Соль, уксус, перец используются с древнейших эпох и стали неотъемлемой частью нашей жизни. Они придают особый вкус повседневной еде, привносят свой аромат.

Потом люди стали использовать добавки для более длительного хранения продуктов. Для этого использовались преимущественно вещества природного происхождения. Например, чтобы рыба не портилась, а масло сохраняло свои свойства, использовали соль. Древние греки и римляне для консервирования мяса применяли мед. При этом, как свидетельствуют трактаты, оно не только оставалось свежим, но и полностью сохраняло свои вкусовые качества.

В конце XIX - начале XX века производство пищевых добавок поставили на промышленную основу. Для сохранения товарных свойств стали использовать вещества, улучшающие, сохраняющие или изменяющие свойства того или иного продукта, не только природного, но и синтетического или полусинтетического происхождения.

С развитием химической и пищевой промышленности в наш обиход вошло великое множество синтетических заменителей, которые на этикетках продуктов обозначаются буквенным кодом Е. Современные пищевые добавки выполняют две главные задачи: - увеличивают срок хранения продуктов питания, что необходимо для их транспортировки в разные уголки земного шара; - придают продуктам питания необходимые и приятные свойства – красивый цвет, привлекательный вкус и аромат, нужную консистенцию.

Сейчас в пищевой промышленности используется около 500 различных пищевых добавок, а в сочетании друг с другом их становится в несколько раз больше.

4) Желудочно-кишечные и глистные заболевания, их предупреждение.

Использование недоброкачественных или несвежих продуктов может вызвать пищевое отравление. Чаще всего оно возникает после употребления колбасных изделий, консервов, особенно продуктов домашнего консервирования, ядовитых грибов. Признаками отравления являются боли в животе, рвота, понос, головная боль, головокружение, обморочное состояние.

После промывания желудка и приема слабительного больному надо положить грелку к рукам и ногам, давать обильное горячее питье. К пострадавшему необходимо немедленно вызвать врача.

В пищеварительную систему вместе с недоброкачественной, недостаточно обработанной или плохо промытой пищей могут попасть болезнетворные микробы. Часть их обезвреживается в роговой полости под действием слюны и разрушается в кишечнике желудочным соком и желчью. Другие, более устойчивые микробы, попадая в кишечник, начинают интенсивно размножаться. Выделяемые этими возбудителями яды вызывают нарушение пищеварения, тяжелые отравления, кишечные кровотечения, образование язвы на стенке кишки. Такие расстройства пищеварения могут окончиться смертью.

Болезнетворные микробы с остатками непереваренной пищи в огромных количествах выбрасываются организмом в окружающую среду. С выделениями больных бактерии попадают в воду колодцев, озер, рек. Микробы могут находиться и на предметах, которыми пользовались больные. Наиболее обычными распространителями бактерий, вызывающих желудочно-кишечные заболевания, являются мухи.

К числу чаще всего встречающихся и особенно опасных желудочно-кишечных заболеваний относятся дизентерия, брюшной тиф, холера.

Заболевших людей немедленно госпитализируют, а помещение, где находились больные и их вещи, обязательно дезинфицируют. Против дизентерии, брюшного тифа и других инфекций во многих странах широко применяются профилактические прививки. Они предотвращают возникновение эпидемий, которые чаще всего вспыхивают в летние месяцы.

Наряду с желудочно-кишечными инфекциями часто встречаются и глистные заболевания, иногда протекающие так же тяжело, как и инфекционные.

Заражение яйцами различных паразитических червей происходит путем занесения их в пищеварительный канал с немытых рук или с пищей, на которую попали яйца. На руках яйца могут оказаться при посещении туалета, с шерсти животных, когда их гладят, с земли. Поэтому мытье рук после посещения туалета, а также перед едой является совершенно обязательным. Источником заражения глистными заболеваниями может явиться недоваренная рыба, плохо прожаренное мясо.

5.Закрепление материала.

Предлагаю вашему вниманию краткое описание одного дня из жизни школьника. Я попросила одного из своих учеников записать время приема пищи и все продукты, которые он употребил в течение всего дня.

Проанализируйте данное описание и укажите, какие правила питания были нарушены.

                       Описание приёма пищи школьником в течение одного дня.

7.30 – первый приём пищи: бутерброд с колбасой твёрдого копчения и сливочным маслом, кофе с молоком.

10.40второй приём пищи: две булочки с маком и чай.

11.45 – третий приём пищи: плитка шоколада.

12.50 – четвертый прием пищи: угостили чипсами.

15.00 – пятый прием пищи: пельмени с кетчупом, запил пепси- колой.

15.15-17.00 – сон.

17.05 – шестой приём пищи: жареные пирожки с капустой, чай с сахаром.

18.00 – седьмой приём пищи: стакан йогурта.

19.00 – восьмой приём пищи: жареная картошка с грибами, стакан молока.

20.00 – девятый прием пищи: грецкие орехи.

21.00 – десятый прием пищи: чай с печеньем.

21.30 – сон.

Учащиеся должны найти следующие нарушения:

  1. Чрезмерное количество приёмов пищи.

  2. Между приёмами пищи очень маленькие промежутки.

  3. В рационе питания кетчуп, пепси-кола, жирная колбаса, продукты вредные для здоровья подростка.

  4. В рационе питания данного школьника много продуктов, содержащих углеводы и жиры, но мало, содержащих белки.

  5. Отсутствуют овощи и фрукты, следовательно, в этом рационе питания не хватает витаминов и микроэлементов.

  6. После приёма пищи в обед школьник сразу лёг спать, что способствовало замедлению процессов пищеварения.

  7. Школьник в течение дня съел много сладкого.

Учитель оценивает результаты данной работы.

6.Домашнее задание: подготовить сообщение или презентацию (10 слайдов) на тему «Виды диет и влияние их на организм человека», подготовить буклет «Пищевые отравления», «Желудочно-кишечные заболевания и их профилактика», «Влияние алкоголя и курения на пищеварительную систему», «Язва желудка – это не шутка!», «Старайся – правильно питайся». Подготовиться к контрольной работе.

  • Исследовательская работа.

Ознакомиться с обертками от пищевых продуктов, обратить внимание на состав различных пищевых добавок, входящих в состав продуктов, найти «Е» с кодом и определить: насколько опасно или безопасно употребление данного продукта для человека.

7. Рефлексия психологического и эмоционального состояния: предлагаю учащимся оценить свою работу на уроке с помощью карточек трёх цветов, где дети выбирают цвет карточки по предложенным высказываниям:

красная – я работал на уроке с желанием, был уверен в себе, мне было интересно;

жёлтая – я работал на уроке с желанием, но не очень уверенно, чувствовал какое-то неудобство, волновался;

синяя - я работал на уроке без желания, боялся отвечать и выполнять работу.

 (У каждого ученика на парте находятся карточки трех цветов, на обратной стороне которых соответствующие цвету высказывания).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Биология 8 класс. Гигиена питания. Предотвращение желудочно-кишечных заболеваний.

Автор: Светлана Юрьевна Головач

Дата: 30.10.2020

Номер свидетельства: 561848

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства