В 6 классе на уроках биологии изучается внешнее и внутренне строение растений, их взаимоотношения между собой и с другими живыми организмами. Актуальность темы состоит в том, что в процессе изучения растений у учащихся еще в большей степени формируется бережное отношение к растениям, а, следовательно, и ко всей живой природе. Бережное отношение к природе – одна из актуальных проблем современного человечества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цели: Обобщить и систематизировать знания по теме «Отдел Покрытосеменные».
Задачи: образовательные:
Закрепить знания о семействах растений отдела Покрытосеменные
Повторить основные вопросы данной темы:
А) Характеристика класса Однодольные и класса Двудольные растения.
Б) названия семейств, их признаки и принадлежность к определенному классу.
В) Значение и многообразие цветковых растений.
Выявить уровень усвоения знаний по данной теме и оценить его..
Воспитательные:
Развитие интереса к предмету, через применение занимательных форм и методов обучения.
Воспитание умения уважительно относится к ответам своих одноклассников, сопереживать им.
Воспитание бережного отношения к природе .
Коррекционно-развивающие:
Коррекция и развитие умений сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, коррекция развития памяти, внимания, мышления, приемов учебной деятельности.
Коррекция и развитие мелкой моторики руки, через применение коррекционно-развивающего упражнения.
Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы.
Оборудование:
Таблицы: «Растения семейств отдела « Покрытосеменные».
Муляжи: цветков разных семейств растений, плодов.
Фотографии и рисунки: различные представители семейств отдела «Покрытосемянные».
Приемы деятельности учителя: Беседа, организация опроса по теме, оценивание ответов учащихся, организация работы у доски с рисунками, фотографиями и схемами и с раздаточным материалом.
Методы и приемы: устные ответы учащихся у доски, решение занимательных задач, сравнение признаков объекта, обсуждение ответа товарища, определение соответствий между названием объекта и его признаком, зарисовка схематических рисунков на доске.
Личностная значимость изучаемого для ученика: Формирование чувства успеха, удовлетворения собой от того. Что многое узнал об окружающей среде.
Планируемые результаты: учащиеся обобщают свои знания, понимают роль и место изученных организмов в природе.
Концепция урока: Повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся о семействах отдела Покрытосеменные. Показать, что самые разнообразные растения на Земле, относятся к данному отделу. Все растения отдела Покрытосеменные многообразны и отличаются друг от друга по ряду признаков.
Структура урока:
1-организационный момент.
2- Психологический настрой на урок.
3- Обобщение и систематизация знаний( в ходе путешествия)
4. физкультминутка
5.Рефлексия( игра» таинственный ящик»)
6. подведение итогов урока.
7. выставление оценок за урок.
Ход урока:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
«Внимание! Внимание!
Приближается дружок,
Время общих приключений-
Наш занимательный урок!
В мир радости и увлечений
Я приглашаю, дети Вас.
Наш увлекательный урок
Начинаем мы сейчас!
Учитель:
«Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с Вами не совсем обычный урок. На предыдущих уроках мы рассмотрели тему « Семейства растений класса Однодольные и класса Двудольные». А сегодня Вы покажите свои знания, как усвоили материал данной темы. Мы совершим небольшое, увлекательное путешествие по океану знаний в мир цветковых растений. В пути Вас ждут неожиданности и приключения, вам предстоит выполнить несколько интересных заданий, прежде чем мы достигнем конечной цели нашего путешествия и в ходе которого сделаем много новых открытий, узнаем много полезной информации, которая пригодится Вам для дальнейшего изучения и понимания тем курса « Биология растений»
Во время пути необходимо выполнять 3 основных правила:
Хорошо себя вести.
Активно работать.
Уважительно относится к ответам своих одноклассников.
За урок у Вас будет возможность получить оценку: за устные ответы .
За правильные ответы вы будите получать жетоны, чем больше жетонов наберёте, тем выше будет ваша оценка за устную работу."
Психологический настрой на урок.
Успешность познавательной учебной деятельности зависит от эмоционального благополучия ребенка, от его позитивного психологического настроя на урок.
Упражнение « Коробочка пожеланий»
« Каждому путешественнику необходима удача в пути. Мы начнем наш путь с коробочки пожеланий, посмотрим, какие пожелания она нам приготовила?» см. Приложение №1.
Ход путешествия: « А теперь в путь, вот наше первое задание….
1.Упражнение « Цветок знаний» Выполняется у доски, каждый ученик подходит и выбирает понравившийся лепесток цветка, а за ним спрятан вопрос. см. Приложение №2.
Вопросы:
Какие растения называют Цветковыми?
Почему Цветковые растения называют еще и Покрытосемянными?
Зачем нужен цветок растению?
Какие два класса отдела Цветковые Вы знаете?
Перечислите названия семейств класса Однодольные?
Перечислите названия семейств класса Двудольные?
Помимо этих вопросов учитель задет дополнительные, сопутствующие вопросы.
6
1
7
2
3
4
Молодцы!
2. Упражнение « Найди соответствие». см. Приложение №3.
Выполняется у доски двумя учениками. На доске закреплены карточки с названиями семейств, а ученикам нужно выбрать соответствующую характеристику каждого семейства и прикрепить с помощью магнитов к своей карточке.
однодольные
двудольные
Признаки семейств:: ( карточки, из цветной бумаги с краткой характеристикой )
1 семядоля.
Корневая система – мочковатая.
Корневая система –стержневая.
2 семядоли.
Жилкование листьев- дуговое
или параллельное
Жилкование листьев – сетчатое.
«Молодцы, Вы все правильно определили. Прежде чем мы отправимся дальше, давайте немножко отдохнем…..
3. Физкультминутка (2-3мин.)
Двигательная гимнастика. ( упражнения :« Тянемся к небу», « Звезда», « Движения рук», «Приседания»)
4.Упражнение «Зарисовки на доске» см. Приложение №.4
Выполняется учащимися у доски, необходимо зарисовать корневую систему растений класса Однодольные и класса Двудольные, а так же жилкование листьев растений данных 2 классов.
Один учащийся выходит и делает только одну зарисовку, потом его работа обсуждается одноклассниками и комментируется учителем.
« Двигаемся дальше?
«Следующее задание посвящено признакам растений, по которым их определяют к тому или иному семейству. Назовите эти признаки.
А) СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА ( ФОРМУЛА) Б) ПЛОД. В) СОЦВЕТИЕ. Какой признак является самым главным? Правильно, ЦВЕТОК. Для каждого семейства характерен свой тип цветка. В зависимости от строения его частей и их количества составляется ФОРМУЛА ЦВЕТКА.
«Ребята, у Вас на партах есть карточки с названием семейств и формулой цветка , расположите их правильно относительно друг друга, чтобы каждому семейству соответствовала своя формула цветка.»
Учитель показывает рисунок или муляж цветка, учащиеся называют семейство и поднимают вверх карточку с соответствующей формулой цветка. Ответы обсуждаются. Кто правильно поднял карточку, получает жетон. см. Приложение №5.
4.Упражнение «Что неправильно? »
Упражнение выполняется по карточкам, на которых записаны утверждения, характеризующие то или иное семейство. Необходимо определить какое из этих утверждений неправильно. Неверные утверждения обсуждаются и дополняются верными. см. Приложение №6.
У Крестоцветных плод- ЯГОДА.
У Пасленовых Плод – СТРУЧОК.
У Злаков – красивые, яркие цветки.
У Бобовых плод- ЗЕРНОВКА.
У Злаков плод- СЕМЯНКА.
У растений семейства Крестоцветные в плодах содержаться ЯДОВИТЫЕ ВЕЩЕСТВА.
5.Игра «Таинственный ящик»
К учащимися выносится «Таинственный ящик» ( красивая, яркая картонная коробка).
« Ребята, у нас есть ящик, в котором находятся различные предметы, имеющие прямое отношение к теме нашего урока. Кроме того, в таинственном ящике находятся небольшие сюрпризы для Вас. Чтобы получить эти сюрпризы, необходимо отгадать загадки. Если Вы правильно отгадаете загадку, то этот предмет с сюрпризом остается у Вас»( В коробочке находятся плоды, корнеплоды и побеги овощных и плодовых растений отдела Цветковы . К ним прикреплены ( с помощью скотча) небольшие сюрпризы-подарки – шоколадки, канцелярские товары)
« Это плод овощного растения с яркими розовыми, красными, желтыми и даже черными плодами округлой формы. Это представитель семейства Пасленовые. Выращивают это растение в основном в теплице. Из этих плодов делают пасту. Что это за плод?»
« Это представитель семейства Розоцветные. Его плоды округлой формы, разной окраски. Зеленые, желтые, красные, могут даже сочетать два цвета. Внутри много косточек. Растут эти плоды на деревьях. При надкусывании плоды хрустят.
« Это тоже овощное растение. Человек использует в пищу не плоды данного растения, а его корнеплоды»
« Это представитель семейства Розоцветные. Самый яркий и главный. Цветки Яркие, большие, очень красочные, ароматные. Данный представитель считается « Королевой всех цветов»
«Это представитель семейства Бобовые.
Цветок-крылатка
Плод- лопатка
Плод- зелен и молод,
Но сладок, как солод»
« Это тоже овощное растение. Человек использует в пищу не плоды данного растения, а его стебель шаровидной формы и его листья. Листья у этого растения очень крупные. Сто одежек и все без застежек?»
Заключение.
« Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось?
Не расстраивайтесь, впереди еще много подобных уроков. Вы все такие Молодцы, все условия нашего путешествия Вы выполнили.
Наш урок мне хочется закончить , следующими словами: