| Автор: Болгарина Айман Мубаракзяновна,   Размер: 93.5 КBДобавлен: 13.03.2014.
  Стратегическая цель: Развитие логического мышления и коммуникативных качеств через наблюдения, анализ и обобщения языковых понятий. Задачи: 1. Рассмотреть основные способы выражения подлежащего. 2. Научить находить в разных типах предложений подлежащее и определять, какой частью речи оно может быть выражено. 3. Воспитывать чувство любви к родному дому, селу, Родине. Проблема: Учащиеся знают, что подлежащее может быть выражено существительным, но не знают, что оно может быть выражено любой самостоятельной частью речи и даже междометием. Проблемный вопрос: Какими частями речи может быть выражено подлежащее? Оптимальный вариант ответа: Подлежащее может быть выражено любой самостоятельной частью речи и междометием. Ход урока: Эпиграф  Только идущий одолеет путь.   (Китайская пословица). Как вы понимаете эту пословицу применительно к нашему уроку? Актуализация знаний. Нашу работу мы начнем с определения частей речи. /Показываю на карточках/. а) родник, веселый, сегодня, улыбающийся, смотрит, ура, все, даже, ау, вокруг, ведомый; б) (определить ч. р. по морфемам): –ая - , … - ет…, - ащий…, - ли. Зачем мы повторяли части речи? * По каким главным признакам вы их определяли?/по вопросу, ОГЗ, морфологическим признакам и синтаксической роли/ 2. Определить грамматические основы предложений, расставить знаки препинания. (Предложения записаны на доске).  - Горный ручей весело журчит извиваясь между камней. Целеполагание:  - Найти грамматические основы на карточке №1. Сравнить эти предложения с теми, что записаны на доске, определить сходства и различия. Выводы учащихся: сходства - во всех предложениях есть грамматические основы; различия - в предложениях, которые даны на карточке, подлежащее выражено не существительным. Проблема: Учащиеся знают, что подлежащее может быть выражено именем существительным, но не знают, что оно может быть выражено и другими частями речи, выступающими в роли существительного, а так же неделимыми словосочетаниями. *Основываясь на свои ответы, сформулируйте тему урока, ее цель и проблемный вопрос.  - Какими частями речи может быть выражено подлежащее? Научиться находить подлежащее (Тема и цель записываются в тетрадях учащихся и на доске). Создание условий для решения проблемной ситуации. Проведем наблюдения: (Работа в группах) – см. приложения.  - Задание: в данных предложениях найти подлежащее, определить, чем оно выражено. Свои выводы записать в тетрадь. (Вспомнить, что такое подлежащее и как его найти?)  - (Предмет речи, т. е. то, о чем или о ком говорится в предложении. ) Подведение итогов работы в группах. (Учитель фиксирует ответы учащихся на доске, учащиеся - в тетради). Вывод: Подлежащее может быть выражено:  - им. существительным  - им. прилагательным  - им. числительным  - местоимением  - глаголом неопределенной формы  - причастием  - наречием  - междометием, т. е. любой частью речи, выступающей в роли существительного. Рефлексия  - Кому было трудно находить подлежащее? В чем эта трудность заключается? ( - В сложных предложениях, в которых местоимение является одновременно союзным словом, связывает простые предложения и является подлежащим. (Записать в тетрадь предложения трудные случаи ).  - Был тот особенный вечер, какой бывает только на Кавказе,  - Кто хочет, тот добьется. *Зачем надо находить грамматическую основу?  - Чтобы разделять знаками препинания простые предложения в составе сложного. Тренинг. Отработка навыка нахождения подлежащего.  Работа с текстом с последующей проверкой (см. приложение).  - Задание: Прочитать текст, озаглавить его и ответить на вопрос: каким чувством проникнуто сочинение школьника?  - В подчеркнутых предложениях найдите подлежащие и определите, какими частями речи они выражены? Весь материал - смотрите документ. |