kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

5 класс биология ФГОС - Т.С.Сухова, В.И.Строганов (программа под редакцией Пономаревой) Тема урока « Как можно добыть энергию для жизни?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: В результате изучения данной темы учащиеся будут знать особенности движения органов растении и животных для добывания энергии для жизни.

Задачи:

  1. Организовать исследовательскую работу по изучению видов движения органов у растении
  2. Организовать наблюдение за видами движения у животных
  3. Установить связь видов движения с видом добывания пищи
  4. Установить в процессе беседы с учащимися взаимосвязь живых организмов.
  5.  Показать значение растений и их охрана.

Планируемые результаты:

1.Личностные – формирование целостного мировоззрения развития растительного и животного мира

2. Метапредметные  – умение анализировать увиденное, выдвижение проблемы и способы ее решения, рассуждать, анализировать делать выводы при выполнении исследовательской работы развитие познавательности.

3.Предметные – учащиеся будут знать особенности движения органов растения и движение  у животных для добывания энергии для жизни.

4.Коммуникативные – учащиеся обосновывают свою точку зрения при изучении материала, работают в группе, подбирая информацию с дополнительных источников для выполнения исследовательской  работы.

5.Регулятивные – в процессе урока – поиск способов  решения проблем (Как можно добыть энергию для жизни?) у растений, животных. Самооценка.

Просмотр содержимого документа
«5 класс биология ФГОС - Т.С.Сухова, В.И.Строганов (программа под редакцией Пономаревой) Тема урока « Как можно добыть энергию для жизни?» »

5 класс биология ФГОС - Т.С.Сухова, В.И.Строганов (программа под редакцией Пономаревой)

Тема урока « Как можно добыть энергию для жизни?»

Цель: В результате изучения данной темы учащиеся будут знать особенности движения органов растении и животных для добывания энергии для жизни.

Задачи:

  1. Организовать исследовательскую работу по изучению видов движения органов у растении

  2. Организовать наблюдение за видами движения у животных

  3. Установить связь видов движения с видом добывания пищи

  4. Установить в процессе беседы с учащимися взаимосвязь живых организмов.

  5. Показать значение растений и их охрана.



Планируемые результаты:

1.Личностные – формирование целостного мировоззрения развития растительного и животного мира

2. Метапредметные – умение анализировать увиденное, выдвижение проблемы и способы ее решения, рассуждать, анализировать делать выводы при выполнении исследовательской работы развитие познавательности.

3.Предметные – учащиеся будут знать особенности движения органов растения и движение у животных для добывания энергии для жизни.

4.Коммуникативные – учащиеся обосновывают свою точку зрения при изучении материала, работают в группе, подбирая информацию с дополнительных источников для выполнения исследовательской работы.

5.Регулятивные – в процессе урока – поиск способов решения проблем (Как можно добыть энергию для жизни?) у растений, животных. Самооценка.





Оборудование:

1. Презентации:

«Движение растений к свету»,

«Дневник исследователя»

2.Н.А. Касаткина Внеклассная работа по биологии 3-5 классы, 2002. Волгоград Издательство «Учитель» - стр.61 стих «Кабачок». 3.Видеофильмы:

«Движение гидры», «Амеба», «Гигантская акула», «Тоша», «Звук движущегося поезда»

4.Исследовательские работы: КАК ДОБЫВАЮТ ЭНЕРГИЮ ДЛЯ ЖИЗНИ ЖИВОТНЫЕ? Как добывают энергию для жизни растения?

5. Аппликации: поезд, станции (домики), железная дорога, формула жизни (движение, жизнь, питание, энергия).

Ход урока:

Технологическая карта урока.

Этап

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика


1.Организацион-

ный момент

Настроить детей на урок

Релаксация: Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. Тихо сели. Настраиваемся на урок(приложение№1а)



Настрой, на получение новых знаний.


2.Постановка учебной задачи

Определить цель, задачи урока

Сегодня на уроке мы все исследователи, должнырешить

проблему:

Добыть пищу- значит добыть энергию. О чем говориться в этом предложении? Добыть энергию значит добыть пищу. Для кого нужна энергия? Как ее можно добыть?

1.Движение как способ добывания пищи- источника энергии, необходимого для жизни

2.Движение у растений как способ добывания пищи-источника энергии.

3.Движение у животных как способ добывания пищи- источник энергии

Определяют цель, задачи урока, решают проблему. Проблема:

Добыть пищу – значит добыть энергию?

(для решения проблемы выполняем задания учебника Биология. Т.С.Сухова,В.И.Строганов. 5-6 классы Издательский центр «Вентана-Граф»,2012).

1.озвучивание рис.66 Жизнь в лесу.

2.работа с текстом стр.76-77(четыре строки).

3.назовите ключевые слова текста (укрепились корнями, вспорхнула, пробежал, прополз)

4.работа с текстом (следующие три строки), определяем положения урока:

А) подвижность растений ограничена, двигаются только отдельные органы.

Б) человек и большинство животных передвигаются активно.

Определили цель,задачи урока. Выводим формулу жизни.

Жизнь=движение+питание. Далее личностная цель – я сегодня на уроке узнаю------, я сегодня на уроке научусь-----,

Я РАССКАЖУ О СЕГОДНЕШНЕМ \ОТКРЫТИИ НА УРОКЕ МАМЕ, ДРУГУ, ПАПЕ…….


3.Открытие детьми нового знания


Для выполнения проблемы мы отправляемся в путешествие на поезде под названием «Исследователь»(имитация звука поезда),станция№1«Флора».

Почему растение «сидит на месте, а животное двигается?»Для решения этого вопроса отправляемся(имитация звука поезда), на станцию №2 «Фауна». Создаю ситуацию успеха. Организую работу:

- в тетради используя рисунки 55,67,видеофильм.

-С дополнительной литературой учащихся на тему «Моя любимая книга о растении и животном»

  1. станция-«Флора»Исследовательские работы учащихся. Презентации№1,№2,№3(приложение№1,№2,№3). Результат опыта «Движение растений на примере помидор»

  2. Делают вывод: Растения передвигаться не может, двигаются отдельные органы: стебель к свету, корневая система в почву. Зачем нужна солнечная энергия, движение , питание растениям? (формула жизни- опять ребята обращаются к ней).

  3. Станция №2 «фауна»

А) задание №1 в рабочей тетради стр.51, заполнить таблицу используя рисунок55(п. 20), рисунок67,видеофильм «Движение животных»


Б) на основе дополнительной литературы определяют приспособленность к передвижению и добыванию энергии у животных

В ) выполняют исследовательскую работу

«Как добывают энергию для жизни животные» (приложение№4)


В) формула жизни, основные положения и их значение ,проговаривают дети.


4.Самостоятельная работа с проверкой в классе


Раздаю бланки исследовательских работ (приложение №5)

Физзарядка для глаз.

Растения- это единственный организм, вырабатывающий органические вещества, поэтому мы бережно должны относится к нашему другу

А) Конкурс исследовательских работ «Как добывают энергию для жизни животные?»

Б) За счет чего двигаются у нас глаза во время физзарядки за шариком?(приложение№5)

Где мы взяли энергию? Ребята отвечают на поставленные вопросы……..


5.закрепление изученного материала


Рефлексия:

Создаю ситуацию успеха, размышление человека направленное на анализ самого себя -самоанализ. Разговор с самим собой.

На этом наше путешествие заканчивается.Что вы узнали сегодня на уроке? Далее читаю стих «Кабачок»


А).(я могу…., у меня получается…






Б) вопросы по стиху…….



В) на какой станции мне понравилось и почему?

Г) К станциям на доске прикрепляют жетоны.



Д) ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ ДЕТЕЙ (ПО ВЫДАННЫМ В НАЧАЛА УРОКА ЖЕТОНАМ)


6.Домашнее задание


1.П.25всем. 2.Для тех кто интересуется биологией проделать один из опытов, предложенных в учебнике (по своему выбору). Выясни, двигаются ли растения. Результат зарисуй. Сделай вывод. (стр.53, в рабочей тетради)

Открыли рабочие тетради стр.53, знакомятся с заданием№2, в дневники записывают домашнее задание.


Самоанализ урока

Урок « Как можно добыть энергию для жизни?» является девятым уроком в данной теме (Питание живых организмов) . Имеет тесную взаимосвязь с предыдущими уроками, а именно с темами: 1) Как размножаются растения?(СТРОЕНИЕ СЕМЕНИ ФАСОЛИ)

2) Как питаются растения? (Фотосинтез), 3)Только ли лист кормит растение? 4) Как питаются животные?

Можно сказать, данный урок имеет тесную взаимосвязь с ранее изученными уроками, т.е. фундамент для изучения нового материала.

Цель: В результате изучения данной темы учащиеся будут знать особенности движения органов растении и животных для добывания энергии для жизни

Задачи:1. Организовать исследовательскую работу по изучению видов движения органов у растений

2.Организовать наблюдение за видами движения у животных

3.Установить связь видов движения с видом добывания пищи

4)Установить в процессе беседы с учащимися взаимосвязь живых организмов и показать значение растении и их охрана.

Планируемые результаты:

1.Личностные - формирование целостного мировоззрения развития растительного и животного мира.

2.Метапредметные - умение анализировать увиденное, выдвижение проблемы и способы ее решения, рассуждать, анализировать, делать выводы при выполнении исследовательской работы развитие наблюдательности

3.Предметные – учащиеся будут знать особенности движения органов растении и движение у животных для добывания энергии для жизни

4.Коммуникативные - учащиеся обосновывают свою точку зрения при изучении материала, работают в группе, подбирая, информацию с дополнительных источников для выполнения исследовательской работы.

5. Регулятивные – в процессе урока был поиск способов решения проблемы - как можно добыть энергию для жизни растении, животных. Самооценка.

Чтобы процесс обучения был эффективным, мною на уроке были применены некоторые педагогические технологии. Это технология критического мышления, т.е. способность ставить вопросы, принимать решения и каждый ученик вырабатывает свое мнение.

В связи с этим на первом этапе урока учащимся было предложено самим сформулировать тему урока, цель. Учащиеся выделяют ключевые слова в тесте параграфа и формулируют название темы урока – это на первом этапе постановка учебной задачи. Далее ставят личностную цель: я сегодня узнаю……, я сегодня научусь..., я хочу сделать …

  1. Следующий этап - открытие детьми нового знания.

Движение органов движения у растения как способ добычи пищи, а значит энергии - исследовательская работа№1, презентация№1(опора на повторение пройденного материала по теме семя фасоли и здесь же приобретаем новое – движении органов у растении для получения энергии). Презентация№2 опыта с растением фуксия изящная, демонстрация результата опыта с помидорами - станция «Флора». Идет первичное усвоение знаний.

  1. Этап – осмысление. Здесь – прочитала стих « Кабачок» Предложила ответить на вопрос как специалистов биологов. Зачем кабачок тянется к свету? Почему плод не может повернуться на другой бок?

Применила игровой метод – это виртуальное путешествие по железной дороге с имитацией звука от станции «Флора» до станции «Фауна». Игра ролевая – я –гид, ребята исследователи. Выделила критерии для исследования, показала слайды презентации, выполненные учащимися, видеофильмы. Предлагаю начать выполнение исследовательской работы (приложение№4) на основе полученных, знаний на уроке и дополнительной литературы. На этом этапе учащиеся имеют возможность выбора вида животного для выполнения задания

3.Этап закрепление - изученного материала на уроке, самостоятельная работа в классе – рефлексии. На данном этапе происходило осмысливание полученных знаний, обмен мнениями, побуждение к изучению данной темы по дополнительным источникам знании. На дом было предложено продолжить выполнение исследовательской работы.

При подведении итогов учащиеся должны вспомнить цель урока и почему стоит знак? в конце темы урока и ответили ли мы на него. За тем проговаривают дети свою личностную цель (я сегодня узнал….).

4.Домашнее задание - для всех пар. 25, для тех, кто интересуется биологией проделать один из опытов, предложенных в учебнике (по своему выбору). Выясни, двигаются ли растения. Результат зарисуй. Сделай вывод. (стр.53, в рабочей тетради. Открыли рабочие тетради стр.53, знакомятся с заданием№2, в дневники записывают домашнее задание.

Урок был построен таким образом, что дети самостоятельно делали выводы по результатам демонстрации опытов, рисункам, дополнительной литературе. В этом и заключается технология критического мышления. Оно способствует взаимоуважению партнеров при работе в группе, позволяет использовать свои знания в нужной ситуации.

Использовала игровые моменты на уроке - исследователи, старший исследователь, виртуальное путешествие, станции «Флора», «Фауна», конкурс у кого больше бейджиков.

На мой взгляд, на урок прослеживается личностно-ориентированный подход, т.к. в ходе организации учебного процесса четко проявились такие принципы построения образовательного процесса – принцип индивидуальности, принцип творчества и успеха.

Данный урок является опорой, фундаментом для следующих уроков по питанию живых организмов, т.е. актуален в данной теме. Задания были подобраны с учетом возрастной категории.

На уроке мне удалось реализовать все поставленные задачи. На уроке были соблюдены основные психологические и гигиенические требования. Использовался наглядный материал: на доске – рисунки, аппликации, цветные мелки. Презентация, видеофильмы, музыка, живые объекты- цветы, помидоры, фасоль. Дополнительная литература, дневник исследователя


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Белокопытова Лариса Илларионовна

Дата: 15.12.2014

Номер свидетельства: 143892

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства