Просмотр содержимого документа
«Задания для оценки естественнонаучной грамотности по теме "Фотосинтез"»
Практическая работа:
«Разработка заданий по естественно-научной
грамотности по биологии».
Цель: разработка заданий, направленных на развитие естественно-
научной грамотности обучающихся.
ТЕМА ФОТОСИНТЕЗ:
Прочитайте текст.
Фотосинтез — процесс, при котором в клетках, содержащих хлорофилл, под действием энергии света образуются органические вещества из неорганических. При фотосинтезе растение поглощает углекислый газ и воду, синтезирует органические вещества и выделяет кислород, как побочный продукт фотосинтеза.
Процессы фотосинтеза идут в тканях, содержащих хлоропласты, — преимущественно, в листе, на который приходится большая часть процессов фотосинтеза. Такая ткань называется хлоренхима, или мезофилл. Чтобы понять, что происходит в растении при фотосинтезе, изучим подробнее хлоропласты. Хлоропласты — это особые пластиды растительных клеток, в которых происходит фотосинтез. Основные элементы структурной организации хлоропластов растений представлены на рисунке.
Как уже было сказано ранее, в ходе фотосинтеза в хлоропластах под действием солнечного света образуются органические вещества.
Процесс фотосинтеза можно разделить на две фазы:
1. Световая.
2. Темновая.
В ходе световой фазы фотосинтеза образуется энергия в виде АТФ и универсальный донор атома водорода — восстановитель НАДФН (НАДФ·Н2). Источником водорода является процесс фотолиза воды. Эти вещества необходимы для протекания темновой фазы. Также образуется побочный продукт — кислород. Световая фаза может проходить только на мембранах тилакоидов и на свету.
Результатами световых реакций являются:
фотолиз воды и выделение молекулярного кислорода;
образование АТФ;
образование НАДФ-восстановленного.
Благодаря сложному биохимическому процессу — циклу Кальвина — в темновую фазу фотосинтеза образуются органические вещества (сахара). Темновая фаза проходит в строме хлоропластов и на свету, и в темноте. Темновые ферментативные процессы протекают медленнее, чем световые, поэтому при очень ярком освещении скорость протекания фотосинтеза будет полностью определяться скоростью темновой фазы.
Суммарное общее уравнение фотосинтеза выглядит следующим образом: 6CO2 + 6H20 + hv (энергия квантов света) = C6H12O6 + 6O2
ЗАДАНИЯ:
Задание 1.
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, исправьте их.
(1)Фотосинтез и клеточное дыхание играют важнейшую роль в жизнедеятельности растений. (2)Фотосинтез необходим для синтеза органических веществ из неорганических. (3)Первая стадия фотосинтеза – световая, при ней энергия света запасается в виде АТФ. (4)При этом выделяется кислород в качестве побочного продукта. (5)Темновая стадия, при которой АТФ расходуется на синтез глюкозы, у всех растений происходит ночью, в темноте. (6)Клеточное дыхание, в свою очередь, происходит только днём, поскольку для него необходим кислород, выделяющийся при фотосинтезе. (7)Ночью же для жизнедеятельности растения используется запасённая в виде АТФ энергия солнечного света.
Содержательная область оценки
Живые системы
Компететностная область оценки
Научное объяснение явлений
Уровень сложности
Средний, 13-15 лет, 8-9 класс
Формат ответа
Сложный множественный выбор
Объект проверки
Применять соответствующие биологические знания
Тип знания
содержательное
Система оценивания
баллы
Содержание критерия
2
1. 567 2. 5) Темновая стадия (светонезависимая), при которой АТФ расходуется на синтез глюкозы, у всех растений происходит как ночью, в темноте, так и днем, на свету 6) Клеточное дыхание происходит постоянно (как днем, так и ночью) поскольку для него необходим кислород воздуха или кислород, выделяющийся при фотосинтезе (для клеточного дыхания подойдет любой кислород) 7) Ночью основным источником энергии является клеточное дыхание (окисление органических веществ)
1
Выбрано два предложения и правильно сделаны исправления.
0
Другие ответы
Задание2.
Установите соответствие между фазами фотосинтеза и биологическими процессами.
Процессы
Фаза фотосинтеза
а) синтезируется АТФ б) выделяется кислород в) образуются простые углеводы г) процессы протекают в тилакоидах д) поглощается углекислый газ е) реакции протекают в строме хлоропласта
1) световая фаза 2) темновая фаза
Содержательная область оценки
Живые системы
Компететностная область оценки
Научное объяснение явлений
Уровень сложности
Средний, 13-15 лет, 8-9 класс
Формат ответа
Задание на соответствие
Объект проверки
Применять соответствующие биологические знания
Тип знания
содержательное
Система оценивания
баллы
Содержание критерия
2
112122
1
Допущено 1-2 ошибки
0
Другие ответы
Задание 3.
Выберите правильные ответы. В ходе световой фазы фотосинтеза
1) поглощается солнечная энергия 2) образуется вода 3) участвует хлорофилл 4) побочным продуктом является кислород 5) происходит фотолиз воды 6) поглощается углекислый газ
Содержательная область оценки
Живые системы
Компететностная область оценки
Научное объяснение явлений
Уровень сложности
Низкий, 13-15 лет, 8-9 класс
Формат ответа
Задание с выбором нескольких верных ответов
Объект проверки
Знание биологического процесса фотосинтеза
Тип знания
содержательное
Система оценивания
баллы
Содержание критерия
1
1345
0
Другие ответы
Задание 4
Какой главный процесс происходит в световую фазу фотосинтеза?
Выделение кислорода
Расщепление крахмала
Фотолиз воды
Синтез глюкозы
Содержательная область оценки
Живые системы
Компететностная область оценки
Научное объяснение явлений
Уровень сложности
Низкий, 13-15 лет, 8-9 класс
Формат ответа
Задание с выбором одного верного ответа
Объект проверки
Знание биологического процесса фотосинтеза
Тип знания
содержательное
Система оценивания
баллы
Содержание критерия
1
В, фотолиз воды
0
Другие ответы
Задание 5
Изучите график зависимости относительной скорости фотосинтеза у растений от концентрации углекислого газа в атмосфере (по оси х отложена концентрация углекислого газа (в %), а по оси у — относительная скорость фотосинтеза (в усл. ед.)). Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?
x
1) Понижение относительной скорости фотосинтеза начинается после достижения концентрация углекислого газа 0,20%.
2) Скорость фотосинтеза зависит от количества солнечного света.
3) После достижения концентрации углекислого газа в 0,12%, относительная скорость фотосинтеза выходит на плато.
4) При концентрации углекислого газа равной 0,04% относительная скорость фотосинтеза составляет 30 у.ед.
5) Увеличение относительной скорости фотосинтеза происходит в диапазоне концентраций углекислого газа от 0 до 0,16%.
ОТВЕТ:34
Содержательная область оценки
Живые системы
Компететностная область оценки
Интерпретация данных
Уровень сложности
средний, 13-15 лет, 8-9 класс
Формат ответа
Задание с выбором нескольких верных ответов
Объект проверки
Анализировать, интерпретировать данные
Тип знания
процедурное
Система оценивания
баллы
Содержание критерия
1
1345
0
Другие ответы
Задание 6
Изучите график зависимости относительной скорости фотосинтеза у растений от концентрации углекислого газа в атмосфере (по оси х отложена концентрация углекислого газа (в %), а по оси у — относительная скорость фотосинтеза (в усл. ед.)).
Что необходимо сделать для того, чтобы скорость фотосинтеза увеличивалась?
Содержательная область оценки
Живые системы
Компететностная область оценки
Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.
Уровень сложности
высокий, 13-15 лет, 8-9 класс
Формат ответа
Задание с выбором нескольких верных ответов
Объект проверки
Анализировать, интерпретировать данные и делать выводы
Тип знания
процедурное
Система оценивания
баллы
Содержание критерия
2
1.Нужно поддерживать концентрацию углекислого газа в диапазоне 0 до 0,11%.
2. При концентрации углекислого газа выше 0,11% скорость фотосинтеза становится постоянной
1
Указан 1 элемент без объяснения
0
Другие ответы
Задание 7
Рассмотрите рисунок в тексте и определите три неверных ответа.
В состав хлоропластов входят:
Три мембраны;
стопки гранов;
диски тилакоидов;
строма
молекула РНК
белковые капли
Содержательная область оценки
Живые системы
Компететностная область оценки
Информированность в области цитологии
Уровень сложности
низкий, 13-15 лет, 8-9 класс
Формат ответа
Задание с выбором нескольких верных ответов
Объект проверки
Предметные знания строение хлоропласта
Тип знания
содержательное
Система оценивания
баллы
Содержание критерия
1
аде
0
Другие ответы
Задание 8
Процесс фотосинтеза растений описывается химической реакцией:
CO2 + H2О + свет → углевод + О2
Перед вами встала задача выяснить, продуктом какого соединения является кислород в этом процессе. Для этого вам придется сравнить процесс фотосинтеза высших растений и группы других организмов. Какие процессы вы будете изучать, какой вывод сделаете?
Содержательная область оценки
Живые системы
Компететностная область оценки
Научное особенностей биологических явлений
Уровень сложности
Высокий. 13-15 лет, 8-9 класс
Формат ответа
Развернутый ответ
Объект проверки
Применять соответствующие биологические знания и объяснять их
Тип знания
содержательное
Система оценивания
баллы
Содержание критерия
3
1.Для сравнения изучим процесс фотосинтеза пурпурных серобактерий. Эта бактерия для фотосинтеза использует серовород и в качестве побочного продукта выделяет атомарную серу. Уравнение фотосинтеза для этих бактерий выглядит следующим образом:
CO2 + H2S + свет → углевод + 2S
А у растений:
CO2 + H2О + свет → углевод + О2
2. Кислород является продуктом распада воды в ходе фотосинтеза растений.
3. В обоих исходных продуктах фотосинтеза растений присутствует кислород, отсюда возникает неопределённость, от какого именно соединения возникает кислород. В фотосинтезе пурпурных бактерий вместо воды участвует сероводород, при распаде которого образуется сера. В случае если в процессе фотосинтеза распадался бы углекислый газ, то побочным продутом фотосинтеза пурпурных бактерий был бы кислород.
2
Правильно указаны 2 элемента ответа
1
Правильно указан 1 элемент ответа
0
Другие ответы
Задание 9
Учёный изучал обмен веществ растений. В ходе эксперимента в два стакана с водой он поместил побеги водного растения элодеи, сверху накрыл их воронками, которые закрыл пробирками. Один из стаканов поместили в тёмный шкаф, а второй – на свет. Спустя время в пробирке, накрытой воронкой с растением, которое стояло на свету, появились пузырьки газа. Во второй пробирке видимых изменений не наблюдалось. После внесения в пробирку с газом тлеющей лучины, та вспыхивает ярким пламенем.
Какой вывод можно сделать на основании этого опыта? Вследствие какого физиологического процесса возникло наблюдаемое явление?
Содержательная область оценки
Биологические системы
Компететностная область оценки
Использование научных доказательств для получения выводов.
Уровень сложности
Средний, 13-15 лет, 8-9 класс
Формат ответа
Развернутый ответ
Объект проверки
Умения использовать результаты исследования для получения выводов
Тип знания
содержательное
Система оценивания
баллы
Содержание критерия
2
1. Растение на свету выделяет кислород.
2. Растение выделяет кислород в результате фотосинтеза.
1
Правильно указан 1 элемент ответа
0
Другие ответы
Задание 10
Прочитав текст, предположите, где и как вы можете использовать полученные знания по данной теме?
Содержательная область оценки
Живые системы
Компететностная область оценки
Научное объяснение явлений
Уровень сложности
Средний, 13-15 лет, 8-9 класс
Формат ответа
Развернутый ответ
Объект проверки
Применять соответствующие биологические знания
Тип знания
содержательное
Система оценивания
баллы
Содержание критерия
2
Знание процесса фотосинтеза пригодится при выращивании комнатных растений.
Для наращивания зеленой массы длина светового дня должна составлять не менее 12 часов. Для этого можно использовать фитолампы.
1
Приведен аргумент или указано значение процесса фотосинтеза