kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тесты по биологии для учащихся 8 класса по теме "Строение и функции головного мозга"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тесты по теме "Строение и функции головного мозга.Полушария мозга" предназначены для учащихся 8 класса. Задания теста можно использовать при подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Тест включает в себя 4 варианта. В первом варианте дети должны выбрать один верный ответ. Во втором варианте нужно вставить пропущенное слово в предложение.  Третий вариант предусматривает задание  краткого  ответа на предложенный вопрос. В четвертом  варианте  требуется  развернутый ответ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тесты по биологии для учащихся 8 класса по теме "Строение и функции головного мозга"»

СТРО­ЕНИЕ И ФУН­КЦИИ ГО­ЛОВ­НО­ГО МОЗ­ГА. ПО­ЛУША­РИЯ МОЗ­ГА 

Ва­ри­ант 1 За­дание. Вы­бери­те один пра­виль­ный от­вет.

1. Мас­са го­лов­но­го моз­га че­лове­ка ко­леб­лется в пре­делах:

A. От 500 до 1000 г

Б. От 1100 до 2000 г

B. От 2000 до 2500 г

2. На­ибо­лее древ­ней в эво­люци­он­ном от­но­шении частью моз­га яв­ля­ет­ся:

А. Ствол

Б. Моз­же­чок

В. Боль­шой мозг

3. Цен­тры уп­равле­ния сер­дечно-со­судис­той, ды­хатель­ной и пи­щева­ритель­ной сис­те­мами рас­по­ложе­ны:

A. В сред­нем моз­ге

Б. В про­межу­точ­ном моз­ге

B. В про­дол­го­ватом моз­ге

4. Часть моз­га, свя­зыва­ющая ко­ру со спин­ным моз­гом:

А. Мост

Б. Моз­же­чок

В. Про­межу­точ­ный мозг

5. Ори­ен­ти­ровоч­ные реф­лексы на зри­тель­ные и слу­ховые им­пуль­сы осу­щест­вля­ют­ся:

A. Про­межу­точ­ным моз­гом

Б. Сред­ним моз­гом

B. Моз­жечком

6. Цен­тры жаж­ды, го­лода, а так­же под­держа­ния пос­то­янс­тва внут­ренней сре­ды ор­га­низ­ма на­ходят­ся в:

A. Про­межу­точ­ном моз­ге

Б. В сред­нем моз­ге

B. В моз­жечке

7. Осу­щест­вле­ние ко­ор­ди­нации дви­жений и под­держа­ние то­нуса ске­лет­ных мышц – это фун­кция:

А. Про­дол­го­вато­го моз­га

Б. Мос­та

В. Моз­жечка

8. По­луша­рия боль­шо­го моз­га впер­вые по­яви­лись у:

А. Рыб

Б. Зем­но­вод­ных

В. Прес­мы­ка­ющих­ся

9. По­луша­рия боль­шо­го моз­га со­еди­нены меж­ду со­бой с по­мощью:

А. Мо­золис­то­го те­ла

Б. Чер­вя

В. Ство­ла моз­га

10. Зна­чение бо­розд и из­ви­лин на по­вер­хнос­ти ко­ры сос­то­ит в:

A. Уве­личе­нии ак­тивнос­ти ней­ро­нов ко­ры

Б. Уве­личе­нии объ­ема моз­га

B. Уве­личе­нии пло­щади по­вер­хнос­ти ко­ры

11. Зри­тель­ная зо­на ко­ры рас­по­ложе­на:

A. В лоб­ной до­ле

Б. В ви­соч­ной до­ле

B. В за­тылоч­ной до­ле

12. Слу­ховая зо­на ко­ры рас­по­ложе­на:

A. В лоб­ной до­ле

Б. В ви­соч­ной до­ле

B. В за­тылоч­ной до­ле

13. Ин­форма­ция от ре­цеп­то­ров ко­жи, мышц и ор­га­нов чувств пос­ту­па­ет для ана­лиза:

A. В чувс­тви­тель­ные цен­тры ко­ры

Б. В дви­гатель­ные цен­тры ко­ры

B. В моз­же­чок

14. За об­разное мыш­ле­ние, вос­при­ятие му­зыки и твор­ческие спо­соб­ности от­ве­ча­ет:

A. Ле­вое по­луша­рие

Б. Пра­вое по­луша­рие

B. Ствол моз­га

Ва­ри­ант 2

За­дание. Вставь­те про­пущен­ное сло­во.

1. Го­лов­ной мозг рас­по­ложен в по­лос­ти... и име­ет мас­су от... до..., пот­ребляя...% энер­гии, вы­раба­тыва­емой в ор­га­низ­ме че­лове­ка.

2. Го­лов­ной мозг сос­то­ит из ство­ла,... и по­луша­рий боль­шо­го моз­га.

3. Ствол го­лов­но­го моз­га вклю­ча­ет в се­бя сле­ду­ющие от­де­лы: про­дол­го­ватый мозг,..., сред­ний мозг и... мозг.

4. Про­дол­го­ватый мозг схо­ден по стро­ению со... моз­гом и яв­ля­ет­ся цен­тром за­щит­ных реф­лексов, та­ких как..., чи­хание, а так­же цен­тром ре­гуля­ции ды­хания, ра­боты... сис­те­мы и... сис­те­мы.

5... – от­дел го­лов­но­го моз­га, ко­торый про­водит им­пуль­сы вверх, в... боль­шо­го моз­га, и вниз, в... мозг.

6... мозг учас­тву­ет в реф­лектор­ной ре­гуля­ции дви­жений, воз­ни­ка­ющих под вли­яни­ем... и... раз­дра­жите­лей.

7... мозг про­водит им­пуль­сы в ко­ру по­луша­рий боль­шо­го моз­га от ре­цеп­то­ров... и..., в нем рас­по­ложе­ны цен­тры... и жаж­ды, осу­щест­вля­ет­ся ре­гуля­ция фун­кций... же­лез.

8... сос­то­ит из двух по­луша­рий, ко­ра его пок­ры­та... и из­ви­лина­ми, он от­ве­ча­ет за... дви­жений.


9. Осо­бое об­ра­зова­ние ство­ла моз­га – ... фор­ма­ция по­луча­ет ин­форма­цию от ор­га­нов... и... ор­га­нов и ре­гули­ру­ет ак­тивность всех от­де­лов го­лов­но­го моз­га, учас­тву­ет в про­яв­ле­нии вни­мания, эмо­ций, ре­гуля­ции сос­то­яния сна и...


10. Са­мый круп­ный от­дел ЦНС – по­луша­рия боль­шо­го моз­га, со­еди­нен­ные меж­ду со­бой... те­лом и сос­то­ящие из се­рого и... ве­щес­тва.


11... ве­щес­тво сос­тавля­ет по­вер­хностный слой – ... по­луша­рий боль­шо­го моз­га, по­вер­хность ко­торой об­ра­зу­ет бо­роз­ды и...


12. Круп­ные... де­лят по­луша­рия на до­ли: лоб­ную,..., за­тылоч­ную и...


13. Под ко­рой на­ходит­ся бе­лое ве­щес­тво, об­ра­зу­ющее... пу­ти моз­га, и круп­ные скоп­ле­ния се­рого ве­щес­тва – ... яд­ра, а так­же по­лос­ти – бо­ковые...

Ва­ри­ант 3

За­дание. Дай­те крат­кий от­вет из од­но­го-двух пред­ло­жений.


1. Ка­ковы мор­фо­логи­чес­кие осо­бен­ности го­лов­но­го моз­га?


2. На ка­кие от­де­лы мож­но раз­де­лить го­лов­ной мозг, ка­кие из них эво­люци­он­но бо­лее мо­лодые, а ка­кие – древ­ние?


3. На­зови­те ос­новные фун­кции от­де­лов ство­ловой час­ти моз­га.


4. Что та­кое ре­тику­ляр­ная фор­ма­ция? Ка­ковы ее фун­кции?


5. Что вы зна­ете о моз­жечке и по­чему его на­зыва­ют ма­лым моз­гом?


6. Опи­шите стро­ение по­луша­рий боль­шо­го моз­га.


7. Оха­рак­те­ризуй­те ос­новные фун­кци­ональ­ные зо­ны ко­ры по­луша­рий боль­шо­го моз­га.

8. В чем сос­то­ит раз­ли­чие меж­ду пра­вым и ле­вым по­луша­ри­ями го­лов­но­го моз­га?


9. За­висят ли умс­твен­ные спо­соб­ности че­лове­ка от раз­ме­ра и мас­сы его моз­га?

Ва­ри­ант 4

За­дание. Дай­те пол­ный раз­верну­тый от­вет.


1. Во вре­мя опе­рации на го­лов­ном моз­ге у ла­бора­тор­но­го жи­вот­но­го бы­ло вы­яс­не­но, что при при­кос­но­вении к не­кото­рым учас­ткам ко­ры наб­лю­да­ют­ся неп­ро­из­воль­ные дви­жения. Объ­яс­ни­те это наб­лю­дение.


2. По­чему пов­режде­ние ос­но­вания че­репа при ДТП яв­ля­ет­ся на­ибо­лее час­той при­чиной смер­тель­ных слу­ча­ев?


3. Ос­та­нов­ка кро­вос­набже­ния моз­га на 20 се­кунд вы­зыва­ет по­терю соз­на­ния; ре­ани­мация воз­можна, ес­ли кли­ничес­кая смерть про­дол­жа­ет­ся не бо­лее 5–6 ми­нут. С ка­кими осо­бен­ностя­ми нер­вных цен­тров это свя­зано?


4. По­чему в сос­то­янии ал­ко­голь­но­го опь­яне­ния у че­лове­ка на­руша­ет­ся по­ход­ка?


5. При ин­суль­те лю­ди те­ря­ют спо­соб­ность го­ворить, хо­тя по­нима­ют все, что им го­ворят. Как вы ду­ма­ете, по­чему?


6. Иног­да в слу­чае че­реп­ных травм рез­ко ухуд­ша­ет­ся зре­ние, хо­тя са­ми гла­за не пов­режде­ны. Как вы это мо­жете это объ­яс­нить?


7. Пред­ло­жите объ­яс­не­ние фи­зи­оло­гичес­кой ос­но­вы нар­ко­тичес­кой за­виси­мос­ти.

Ответы. СТРО­ЕНИЕ И ФУН­КЦИИ ГО­ЛОВ­НО­ГО МОЗ­ГА. ПО­ЛУША­РИЯ МОЗ­ГА 

Ва­ри­ант 1

1 – Б; 2 – А; 3 – В; 4 – А; 5 – Б; 6 – А; 7 – В; 8 – Б; 9 – А; 10 – В; 11 – В; 12 – Б; 13 – А; 14 – Б.

Ва­ри­ант 2

1. Че­репа, 1100 г, 2000 г, 25. 2. Моз­жечка. 3. Мост, про­межу­точ­ный. 4. Спин­ным, ка­шель, пи­щева­ритель­ной, сер­дечно­сосу­дис­той. 5. Мост, ко­ру, спин­ной. 6. Сред­ний, зри­тель­ных, слу­ховых. 7. Про­межу­точ­ный, ко­жи, ор­га­нов чувств, го­лода, эн­докрин­ных. 8. Моз­же­чок, бо­роз­да­ми, ко­ор­ди­нацию. 9. Ре­тику­ляр­ная, чувств, внут­ренних, бодрство­вания. 10. Мо­золис­тым, бе­лого. 11. Се­рое, ко­ру, из­ви­лины. 12. Бо­роз­ды, те­мен­ную, ви­соч­ную. 13. Про­водя­щие, под­корко­вые, же­лудоч­ки.

Ва­ри­ант 3

1. Рас­по­ложен в по­лос­ти че­репа, име­ет слож­ную фор­му и мас­су от 1100 до 2000 г.

2. Ствол, сос­то­ящий из про­дол­го­вато­го моз­га, мос­та, сред­не­го и про­межу­точ­но­го моз­га; моз­же­чок и боль­шой мозг. На­ибо­лее древ­няя в эво­люци­он­ном от­но­шении ство­ловая часть, осо­бен­но про­дол­го­ватый мозг, а на­ибо­лее мо­лодое об­ра­зова­ние – ко­ра по­луша­рий боль­шо­го моз­га.

3. Про­дол­го­ватый мозг от­ве­ча­ет за за­щит­ные реф­лексы (ка­шель, чи­хание, рво­та, сле­зо­от­де­ление), ре­гуля­цию ды­хания, де­ятель­нос­ти пи­щева­ритель­ной и сер­дечно-со­судис­той сис­тем. Сред­ний мозг ре­гули­ру­ет дви­жения, воз­ни­ка­ющие под воз­дей­стви­ем слу­ховых и зри­тель­ных раз­дра­жите­лей, ори­ен­ти­ровоч­ные реф­лексы. Про­межу­точ­ный мозг про­водит в ко­ру им­пуль­сы от ор­га­нов чувств и ко­жи, со­дер­жит осо­бую зо­ну – ги­пота­ламус, где на­ходят­ся цен­тры уп­равле­ния ра­ботой эн­докрин­ной, ве­гета­тив­ной нер­вной сис­те­мы, цен­тры го­лода, стра­ха, жаж­ды, удо­воль­ствия.

4. Это слож­ное об­ра­зова­ние, сос­то­ящее из мно­жес­тва нер­вных кле­ток с силь­но раз­ви­тыми от­рос­тка­ми, об­ра­зу­ющи­ми гус­тую сеть, при­да­ющее го­лов­но­му моз­гу силь­ные им­пуль­сы воз­бужде­ния. Осо­бен­но ак­тивна эта часть моз­га, ког­да че­ловек ак­тивно тру­дит­ся, умс­твен­но или фи­зичес­ки. Ре­тику­ляр­ная фор­ма­ция воз­бужда­ет все от­де­лы моз­га, под­держи­вая их ак­тивность, си­ла воз­бужде­ния раз­личных от­де­лов оп­ре­деля­ет­ся кон­крет­ной жиз­ненной си­ту­аци­ей.

5. Та­кое наз­ва­ние да­но за сходс­тво в стро­ении с по­луша­ри­ями боль­шо­го моз­га, т. к. моз­же­чок име­ет два по­луша­рия, со­еди­нен­ных чер­вем, по­вер­хность их так­же об­ра­зу­ет бо­роз­ды и из­ви­лины, а его внут­ренняя струк­ту­ра пред­став­ле­на се­рым, бе­лым ве­щес­твом и ко­рой.

6. Са­мый круп­ный от­дел го­лов­но­го моз­га, сос­то­ящий из двух по­луша­рий, со­еди­нен­ных мо­золис­тым те­лом, каж­дое из ко­торых об­ра­зова­но бе­лым 

и се­рым ве­щес­твом. Се­рое ве­щес­тво фор­ми­ру­ет ко­ру, сос­то­ящую из 18 млрд ней­ро­нов, сжа­тую в бо­роз­ды и из­ви­лины. В бе­лом ве­щес­тве рас­по­ложе­ны под­корко­вые цен­тры и по­лос­ти бо­ковых же­лудоч­ков. По­луша­рия де­лят­ся бо­роз­да­ми на че­тыре до­ли: лоб­ную, за­тылоч­ную, те­мен­ную и ви­соч­ную.

7. В за­тылоч­ной до­ле вы­деля­ют зри­тель­ную зо­ну, в ви­соч­ной – слу­ховую и обо­нятель­ную, в этих зо­нах про­ис­хо­дит ана­лиз ин­форма­ции, пос­ту­па­ющей от со­от­ветс­тву­ющих ор­га­нов чувств. Впе­реди от цен­траль­ной из­ви­лины рас­по­ложе­ны яд­ра дви­гатель­ной зо­ны ко­ры, им­пуль­сы от ко­торых нап­равле­ны к ней­ро­нам спин­но­го моз­га и от них – к ске­лет­ным мыш­цам. По­зади цен­траль­ной бо­роз­ды рас­по­ложе­ны яд­ра чувс­тви­тель­ной зо­ны ко­ры, от­ве­ча­ющей за тем­пе­ратур­ную, бо­левую, ося­затель­ную и мы­шеч­ную чувс­тви­тель­ность, в них ана­лизи­ру­ют­ся им­пуль­сы, пос­ту­па­ющие от ре­цеп­то­ров.

8. В ле­вом по­луша­рии на­ходят­ся цен­тры, обес­пе­чива­ющие вос­при­ятие слу­ховой и пись­мен­ной ре­чи, ана­лиз ин­форма­ции и при­нятие ло­гичес­ких ре­шений. Пра­вое по­луша­рие от­ве­ча­ет за об­разное мыш­ле­ние, му­зыкаль­ные и ху­дожес­твен­ные спо­соб­ности (у лев­шей – на­обо­рот).

9. Нет. Спо­соб­ности че­лове­ка за­висят от уров­ня воз­бужде­ния ней­ро­нов и ско­рос­ти об­ра­зова­ния вза­имос­вя­зей меж­ду ни­ми, ко­личес­тва свя­зей меж­ду клет­ка­ми, ак­тивнос­ти кле­ток той или иной зо­ны ко­ры.

Ва­ри­ант 4

1. Впе­реди от цен­траль­ной бо­роз­ды на­ходят­ся дви­гатель­ные цен­тры ко­ры, кон­тро­лиру­ющие фун­кци­ональ­ную ак­тивность оп­ре­делен­ных групп мышц, по­это­му раз­дра­жение этих зон во вре­мя опе­рации мо­жет выз­вать неп­ро­из­воль­ные дви­жения.

2. В ос­но­вании че­репа рас­по­ложе­на ство­ловая часть моз­га, про­дол­го­ватый мозг, уп­равля­ющий сер­дечно-со­судис­той, ды­хатель­ной и пи­щева­ритель­ной сис­те­мой. Пов­режде­ние этой час­ти моз­га мо­жет выз­вать мгно­вен­ную ос­та­нов­ку сер­дца и бло­киров­ку ды­хания.

3. Нер­вные клет­ки моз­га пот­ребля­ют 25 % энер­гии ор­га­низ­ма, по­это­му при на­руше­нии кро­вос­набже­ния воз­ни­ка­ет серь­ез­ный энер­ге­тичес­кий кри­зис, и ней­ро­ны быс­тро по­гиба­ют. Ак­тивность и эф­фектив­ность ра­боты моз­га за­висит не толь­ко от ко­личес­тва ней­ро­нов, на­ходя­щих­ся в сос­то­янии воз­бужде­ния, но и от ко­личес­тва вза­имос­вя­зей меж­ду ни­ми. Пос­ле ги­бели час­ти ней­ро­нов рвут­ся и ней­рон­ные мос­ти­ки, со­еди­ня­ющие их, т. е. от­дель­ные учас­тки моз­га пе­рес­та­ют фун­кци­они­ровать, а эти из­ме­нения не­об­ра­тимы.

4. Ал­ко­голь дей­ству­ет на дви­гатель­ные цен­тры ко­ры и моз­же­чок, яв­ля­ющий­ся ко­ор­ди­нато­ром дви­жений.

5. Ин­сульт – это кро­во­из­ли­яние в мозг, ко­торый вы­зыва­ет ги­бель ней­ро­нов и по­раже­ние оп­ре­делен­ных учас­тков моз­га. В дан­ном слу­чае на­руше­на ра­бота дви­гатель­ных ре­чевых цен­тров лоб­ной до­ли ко­ры по­луша­рий боль­шо­го моз­га, от­ве­ча­ющие за зву­ковос­про­из­ве­дение.

6. При пов­режде­нии зри­тель­ных цен­тров за­тылоч­ной до­ли ко­ры по­луша­рий боль­шо­го моз­га зре­ние не­из­бежно ухуд­ша­ет­ся.

7. Во вре­мя при­ема нар­ко­тика осо­бое со­чета­ние пси­хофи­зи­оло­гичес­ких ощу­щений ак­ти­визи­ру­ет оп­ре­делен­ные цен­тры эмо­ци­ональ­но­го удо­воль­ствия в ги­пота­ламу­се и сти­мули­ру­ет об­ра­зова­ние но­вых свя­зей меж­ду ней­ро­нами; в даль­ней­шем че­лове­ку тре­бу­ет­ся пов­торный при­ем это­го пре­пара­та для во­зоб­новле­ния ощу­щений, но, т. к. воз­бу­димость ней­ро­нов име­ет пре­делы, до­зу пре­пара­та при­ходит­ся по­вышать для уси­ления эф­фекта, а при от­сутс­твии хи­мичес­ко­го сти­муля­тора наб­лю­да­ет­ся пси­хосо­мати­чес­кий стресс.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тесты по биологии для учащихся 8 класса по теме "Строение и функции головного мозга"

Автор: Суханова Ольга Андреевна

Дата: 28.03.2016

Номер свидетельства: 311404

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "конспект и презентация урока "Значение коры полушарий большого мозгa" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-i-priezientatsiia-uroka-znachieniie-kory-polusharii-bol-shogho-mozgha"
    ["file_id"] => string(6) "119437"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413429549"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства